- Стресс в профессиональной деятельности менеджера
- Виды и причины профессионального стресса (дистресса). Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации. Правила поведения в условиях стресса. Основные характеристики манипулятора и его жертвы. Проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Стресс в профессиональной деятельности менеджера
Виды и причины профессионального стресса (дистресса). Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации. Правила поведения в условиях стресса. Основные характеристики манипулятора и его жертвы. Проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.12.2012 |
Размер файла | 27,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Реферат на тему
«Стресс в профессиональной деятельности менеджера»
По дисциплине: Психология
Родионова Ю.А
Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.
Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.
Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.
Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека). А может, так и должно быть? Может это и есть главное наказание для работника за неуважение к самому себе и к своему труду.
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» (Самоукина, 1999. С. 186). Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) (Самоукина, 1999. С. 186-187):
· Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
· Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
· Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде (см. Самоукина, 1999. С. 189-190). При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:
· в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
· в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
· в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».
Основные правила поведения в условиях стресса:
· наблюдать за самим собой;
· искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
· перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);
· задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).
Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:
· раздражительность в деловом общении.
1. )привычка общаться на повышенных тонах;
2). неуверенность самого человека (как известно, часто «собака громко лает от страха» — Н.П.);
3) тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.
· коммуникативная агрессия. Главная причина — стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе.
Главная проблема — человек не всегда осознает собственной агрессивности.
Принцип справедливости в общении выражается в следующем правиле: «Сколько сил, времени и поддержки человек отдает в общении с кем-то, столько же сил, времени и поддержки он получает от другого человека».
Важную роль в профессиональном общении играет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:
· фраза, имеющая положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношения или ситуации);
· фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и его объективных причин);
· фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений).
Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования в деловом общении. Выделяются основные характеристики манипулятора и его жертвы. Главные цели манипулятора — корысть и самоутверждение. Главная добыча манипулятора — хорошие, добрые и гуманные люди (манипулятор как бы «завидует» им, а также пользуется их добротой и открытостью). Сам манипулятор не способен к открытости и искренности (и нередко даже страдает от этого,т.к. сам является «игрушкой»).
Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования:
· укрепление своей жизненной позиции;
· укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на «отказ»… и не стоит из-за этого винить себя);
· владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).
Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.
Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить»…
Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов».
Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха.
Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, — незаслуженно. Количество денег (много их или мало) — относительно.
Проблемы (для богатого) начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина «продается», да и вообще, возможно ли «покупать» любовь, если это действительно настоящая любовь. ). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию.
· отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия;
· новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации;
· мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).
В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»:
1. В более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.
2. В более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.
Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, выделяются следующие их основные группы :
1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.
2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).
3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.
4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.
5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.
6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.
Выделяется также характеристика «желательных» условий труда:
· Работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, что ведет к его личной заинтересованности;
· работа должна быть не слишком утомительной;
· вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
· условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
· работа должна способствовать росту самооценки работника ;
· факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
· слишком много работы (перегрузки);
· плохие физические условия труда;
· дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
· необходимость самостоятельного принятия решения.
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
· ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства («в том числе и «соблазн сачкануть во время работы» — Н.П.);
· ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…
· ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей — более стрессогенна;
· слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);
· малая степень участия в принятии решений в организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
· взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
· трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
Факторы, связанные с деловой карьерой:
· два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
· отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
· несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
· неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
· ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
Внеорганизационные источники стрессов:
Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни:
· распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»);
· перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: «Работающий, пробивающий себе дорогу муж — заботливая жена» (где жена — как «группа поддержки»). Другой вариант семьи руководителя: «Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство».
Мобильность менеджера — ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена).
Также выделяют основные направления управления производственным стрессом:
· Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
· обеспечение большей автономии работника.
· Построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)».
· Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).
Самое главное — создание в организации благоприятного социально-психологического климата.
Как справиться со стрессом?
· Найдите или создайте себе хобби. Часто в случае стресса рекомендуют спокойные виды занятий, но на самом деле это зависит от темперамента человека. Для кого-то настоящим хобби станет икебана или скрапбукинг, а кто-то души не чает в альпинизме или сплаве по горным рекам.
· Сходите в спортзал. Рекомендация стара как мир, однако ее эффективность не вызывает сомнений. Во время занятий спортом в организме выделяют эндорфины — гормоны счастья — которые мгновенно снижают уровень стресса в организме. Кстати, эти же гормоны выделяются и во время секса, так что регулярные занятия сексом — это прекрасный способ снятия стресса.
· Организуйте правильное питание. Большое количество вредной пищи — лишь дополнительная нагрузка на организм, а никак не источник энергии. Уменьшите количество жирного и жареного, добавьте «антистрессовых» продуктов (фрукты, овощи, свежевыжатые соки, морепродукты — источники витаминов группы В, С, магния и других полезных микроэлементов) — и ваше «антистрессовое» меню готово!
· Улыбайтесь больше. Психофизиологии доказали, что мимика на лице и эмоция, испытываемая человеком, неразрывно связаны: так же как переживание радости способно вызвать улыбку, так и улыбка способна вызвать переживание радости.
· Организуйте общение с близкими и приятными людьми. Это один из важнейших советов, т.к. именно такого рода общение выполняет психотерапевтическую функцию — человек делится самым важным, получает поддержку и участие, и его ресурсы волшебным образом восстанавливаются.
· Постарайтесь ограничить общение с неприятными людьми. По крайней мере, разберитесь со своим кругом общения — возможно, есть подруги, рядом с которыми вы чувствуете себя неуверенно и уже забыли, зачем вообще с ними общаться. Ну а что касается людей, общения с которыми вам не избежать — взаимодействуя с ними можно представлять их в смешном виде.
· Старайтесь чаще и больше выражать те эмоции, которые вы действительно испытываете в настоящий момент. Это позволит вам почувствовать серьезное облегчение, т.к. львиная доля человеческих ресурсов уходит на сдерживание эмоций.
· Смена деятельности. Нейрофизиологами доказано, что долгое выполнение однообразной деятельности вызывает у человека состояние монотонии, которое угнетающе действует на нервную систему человека. Все, что нужно в этом случае — переключиться на другую деятельность. Например, посидев у компьютера, сделать перерыв и заняться уборкой.
· Устранение таких стрессоров как шум, потоки негативной информации из Интернета, духота. Сюда же можно отнести уменьшение нагрузки по работе, количества семейных дел (если они являются источниками стресса).
· Примите расслабляющую ванную, добавьте в нее морской соли, используйте ароматические масла и ваши любимые гели для душа и кремы. Эффективность этой рекомендации обусловлена совместным влиянием на обоняние и тактильные ощущения.
· Послушайте любимую музыку или посмотрите любимый фильм. Это подарит вам положительные эмоции, что всегда действует ободряюще. Такой прием особенно эффективен при необходимости снять психологический стресс.
манипулятор жертва профессиональный стресс
В сложной современной экономике эффективность бизнеса зависит от обычных людей и чувство ответственности за общее дело часто становится причиной напряжения и даже стресса на работе. Каждый сотрудник знает, что должен повышать квалификацию, менеджер заботится о мотивации, а руководитель стремиться достичь поставленных акционерами целей. Создается впечатление, что есть некий ритм бизнеса, которому надо соответствовать и этот ритм становиться все быстрее и быстрее.
Человек в большом городе пребывает в состоянии постоянного напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать, отправить детей в школу. Успеть на автобус, на работу… Рабочий график расписан на недели и месяцы вперед, поэтому особенно остро дефицит времени ощущается на рабочем месте. Кажется, что как только человек переступает порог проходной или офиса, он из милого добропорядочного гражданина превращается в свирепого Цербера, готового порвать каждого встречного. А всё почему? Производственный стресс!
И все же, несмотря на то, что стресс является нормальной частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1983. 141 с.
Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
Мельник И. Уловки споров. М., 1991. 13 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф.Основы менеджмента. М.: Дело,1992.
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. 536 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. 109 с.
Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. 240 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.
курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012
Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.
дипломная работа [429,8 K], добавлен 16.06.2012
Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.
реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008
Психология стресса: генезис развития и современное состояние проблемы. Сущность и классификация психических состояний . Стресс в профессиональной деятельности. Понятие стресса. Теории и модели профессионального стресса.
дипломная работа [121,5 K], добавлен 28.08.2004
Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.
дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005
Источник