Как педагогу избежать эмоционального выгорания
Происхождение термина и выгорание преподавателей
Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).
Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:
- Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.
Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.
Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.
Особенности и этапы выгорания
Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
- падение общего тонуса организма;
исчезновение интереса к работе и жизни;
резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
безразличное отношение к окружающим;
ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.
На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.
Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.
На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.
Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:
- Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.
Не берите дополнительный функционал и поручения. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.
Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.
Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.
Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.
Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Конечно, такой вид рабочего отпуска, как саббатикал недоступен для большинства работников. Саббатикал — оплачиваемый частично или полностью длительный отпуск продолжительностью от трех месяцев до года с гарантированным сохранением места за сотрудником. Тем не менее, длительный отпуск не единственное решение проблемы. Стоит взвесить все за и против и придумать приемлемое и финансово и психологически решение. Например, уменьшить количество рабочих часов или сменить место работы, работать из дома или временно уволиться.
Источник
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Основные аспекты работы психолога
по предупреждению эмоционального выгорания.
В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.
Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.
Для объяснения феномена эмоционального выгораниясуществует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.
Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).
Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.
Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.
Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.
Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгоранияостаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.
Работас проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.
Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога:
— информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);
— диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;
— представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);
Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога:
— разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);
— обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);
— обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;
— обучение методам саморегуляции, самопомощи;
— проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).
Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога:
— создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;
— формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);
— формирование корпоративной культуры;
— создание уголков психологической разгрузки.
Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.
— прежде всего, личностные ресурсы,к которым относятся:
Активная мотивация преодоления стресса
Интернальный локус контроля
Уверенность в себе
Позитивное и рациональное мышление
Эмоционально-волевые качества
Эмоциональный интеллект
Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций
Способность обратиться за помощью и принять помощь
Умение формировать сеть поддержки
Навыки психической саморегуляции
Психологическая компетентность
Психологические защиты
Поиск социальной поддержки
Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья
Наличие/отсутствие вредных привычек
Наличие времени для отдыха
Институты социальной поддержки
(Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).
Достаточный уровень материального дохода
Условия для проживания и отдыха для восстановления сил
Оптимальные условия труда
Стабильность оплаты труда
План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: — знакомство с понятием «профессиональное выгорание» — анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».
Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.
Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.
Источник