Психологическая структура личности характеристики темперамента

Психологическая структура личности: темперамент и характер.

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент»мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук). Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

Важно отметить, что для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества, причем у других типов темперамента этого свойства нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерикаярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиникиочень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиковвнешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхоликисклонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Читайте также:  У тебя есть чувство юмора ответ

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о тех формах поведения, в которых выражается личность человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, как правило, представляют не сумму отдельных особенностей человека, а единое целое, которое и называют характером человека.

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в определенной ситуации.

Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий.

В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.

Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.

Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип.

Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Особенностью динамического стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление называется переключением. Суть его заключается в том, что в зависимости от обстановки центральная нервная система имеет разное функциональное состояние.

Само выражение «динамический стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется устойчивость, постоянство.

Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается в следующем:

– они стереотипны, шаблонны для данного индивида;

– в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;

– эти физиологические характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, и типа нервной деятельности.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Психологическая структура личности — Темперамент

Психологическая структура личности состоит из ее психологических черт и характеристик, обычно называемых «чертами личности». Их довольно много. Это огромное количество черт личности психологи условно пытаются разделить на ряд подструктур. Вообще говоря, психологическая структура личности состоит из всех тех черт, которые не относятся к физическим и физиологическим, то есть биологически обусловленным.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные характеристики психологических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, которые зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Следующий уровень личности — индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, которая включает в себя желания, хотения, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, черты характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, она формируется под влиянием воспитания в обществе, в наибольшей степени отражает идеологию того сообщества, в которое включен человек.

С.Л. Рубинштейн, выдающийся российский психолог, выделял в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в личность как ее подструктуры, они являются лишь условиями формирования этого образования, которое социально по своей сути.

Специфичность. Психопаты характеризуются прежде всего неадекватностью эмоционального опыта, особенно склонностью к депрессивным и навязчивым состояниям. Состояние. В большом количестве случаев он определяется врожденными характеристиками.

Психопатия — это патология характера, при которой у субъекта практически необратимо выражены черты, мешающие его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от атаксии, психопатии носят постоянный характер, возникают в любых ситуациях и нарушают социальную адаптацию человека.

Классификация П.Б. Ганнушкина выделяет следующие типы психопатических личностей: астенический, психастенический, шизоидный, параноидный, возбудимый, истерический, аффективный, неустойчивый. В терминологии современных классификаций психических расстройств, включая МКБ-10, психопатов называют другим термином — «расстройство личности».

Согласно современной классификации, выделяют:

  • Ананкастная личность, для которой характерны неуверенность в себе, постоянные сомнения, педантичность, чрезмерная осторожность;
  • Астеническая личность, характеризующаяся повышенной раздражительностью и быстрой истощаемостью, подчинением мнению окружающих, пассивностью, неподготовленностью к повседневным трудностям;
  • возбудимая личность, характеризующаяся неадекватными эмоциональными реакциями с бурными вспышками гнева, отсутствием контроля, конфликтностью, безудержной яростью
  • Истерическая личность, характеризующаяся внушаемостью, внушаемостью, эгоцентризмом, лабильностью (текучестью, неустойчивостью, изменчивостью) аффекта, зависимостью от других людей, потребностью во внимании и одобрении
  • Параноидная личность, характеризующаяся недоверием, завышенной самооценкой, склонностью к переоценке идей, повышенной чувствительностью к неудачам, восприятием действий других как враждебных, сверхнаучным поведением, фанатизмом;
  • Циклоидная личность, характеризующаяся перепадами настроения;
  • Шизоидная личность, характеризующаяся отсутствием контакта, воображения, неспособностью выражать чувства, холодностью и отстраненностью.
Читайте также:  Настроение у беременных по неделям

Темперамент

Темперамент, по определению И.П. Павлова, относится к генотипу (т.е. это врожденная черта), а характер — к фенотипу (т.е. это приобретенная черта).

Темперамент — это динамическая характеристика человека, его психических процессов и поведения — деятельности, общения и т.д.

Показателями динамики являются скорость, интенсивность и темп (ритм).

Темперамент — биологическая основа личности. Это самая стабильная и практически неизменная черта человека (определенный промежуток времени), которая не зависит от ситуации, возраста и т.д.

Но от темперамента зависит многое: скорость мыслительных процессов, эмоциональные и поведенческие реакции, в том числе вербальные и невербальные; устойчивость и переключаемость внимания [Грановская, с. 396] и т.д.

Конституционные типологии. Типология Э. Кречмера: астенический, пикнический, атлетический, диспластический. Типология темперамента У. Шелдона: висцеротонический, церебротонический, соматотонический (для самостоятельного изучения).

Темперамент давно интересует человечество — уже более 25 веков люди всегда пытались понять, что определяет динамические свойства поведения.

Идеи об органической основе темперамента постоянно сменяли друг друга. Среди основных гипотез были: телосложение (конституциональная теория), химический состав крови (гуморальная теория), деятельность эндокринных желез, диаметр просвета и толщина стенок кровеносных сосудов, тонус нервной и мышечной ткани, эндокринных желез. Эти гипотезы не подтвердились.

Последняя гипотеза — свойства нервной системы. И эта гипотеза была установлена и научно доказана И. П. Павловым.

Основоположником учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.). Он утверждал, что люди различаются по соотношению 4 основных «соков тела» — крови, мокроты, желтой желчи и черной желчи.

На основе его учения самый известный врач древности после Гиппократа, Клавдий Гален (II век до н.э.), разработал первую типологию темперамента, которую он изложил в своем знаменитом трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания одного из гуморов в организме. Были определены темпераменты, которые широко известны в наше время: Сангвиник (кровь), Флегматик (флегма), Холерик (желтая желчь) и Меланхолик (черная желчь). Эта концепция оказывала большое влияние на ученых на протяжении веков.

С древних времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие форм поведения, которые совпадали с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочить, как-то сгруппировать. Таким образом, существовали различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те, в которых характеристики темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связаны с индивидуальными различиями в телесных особенностях. Эти типологии называются конституционными типологиями. Например, наиболее широко используется типология, предложенная Эрнстом Кречмером, который в 1921 году опубликовал свою работу «Физика и характер». Эрнст Кречмер был немецким психиатром и психологом, который создал типологию темпераментов, основанную на характеристиках тела.

Его основная идея заключалась в том, что люди с определенным типом тела обладают определенными психическими характеристиками. Он провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа: астенический, пикнический, атлетический, диспластический.

Типы темперамента

Автором теории, связывающей тип темперамента с типом нервной системы (НС), является И. П. Павлов. П. Павлов. Теория получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его преемников. И.П. Павлов показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — характеризуют деятельность мозга, и с рождения они различны у всех людей: по силе, равновесию, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности (тип нервной системы:

Сангвиник с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, подвижен, общителен, легко приспосабливается к изменениям в окружающей среде и проявляет инициативу. Он имеет большой круг знакомых, энергичен и работоспособен. Речь громкая, быстрая и с выразительной мимикой. Эмоции яркие, он склонен к позитивным чувствам, его движения размыты.

Способен занять лидирующую позицию в компании. Не реагирует на слабые раздражители, не уязвим, быстро восстанавливается, легко переходит от отдыха к деятельности и от одной деятельности к другой. Нельзя долго предаваться мрачным мыслям. Умеет контролировать свой характер. Он с готовностью отказывается от устаревших клише. У него гибкий ум, он смелый и находчивый, и ничто не может выбить его из колеи. Он скорее тактик, чем стратег. Перед лицом неудачи не отчаивайтесь. В незнакомой компании чувствует себя как рыба в воде. Легко адаптируется, практичен, легко идет по жизни, оптимистичен, любит точность и объективность. Однако он впечатлителен, подвижен, что может привести к ослаблению концентрации, поверхностности и поспешности. Не отличается постоянством. Любовь начинается с первого взгляда. Склонны к реакциям «Лев». Любимый цвет — желтый.

Флегматик — замедляет реакции, спокойный, уравновешенный, терпеливый, настойчивый, безмятежный, не чувствительный. Хорошо переносит сильные и длительные раздражители. Ему трудно заставить людей смеяться и грустить. Он с трудом привыкает к новым людям. Не любит менять друзей, окружение, работу. У него высокая работоспособность, но ему трудно включиться в работу, хотя он делает это спокойно, методично и не отвлекаясь. Сложность перехода на новую работу. Он любит порядок. Он не обладает воображением, не может отказаться от стереотипов, ригиден. Скептик, нуждается в доказательствах. Склонен к положительным эмоциональным реакциям. Он хорошо учится, проявляет настойчивость.

Холерик может быть нетерпеливым, вспыльчивым, грубым, порывистым. Поскольку возбуждение преобладает над торможением, он плохо приспособлен к работе, нуждается в ровном темпе, плавных движениях. Он старателен, настойчив, его речь быстрая, нерегулярная.

Холерик — человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, из-за чего он реагирует очень быстро, часто не задумываясь, не имеет времени на торможение, сдержанность, проявляет нетерпение, импульсивность, резкость в движениях, вспыльчивость, несдержанность.

Меланхолик — человек с плохой выносливостью, он тревожен, беспокоен, заторможен, застенчив, пассивен. Теряет себя в новой обстановке, легко и часто плачет, обижается, плохо переносит стресс, быстро утомляется. Он реагирует на малейшие раздражители, он впечатлителен, его настроение неустойчиво. Он с легкостью улавливает нюансы в настроении людей. Часто обладает сильными художественными способностями, богатым воображением. Он склонен к реакциям тревоги. У него неустойчивое настроение. Он часто бывает грустным, подавленным и неуверенным в себе.

Читайте также:  Депрессия после развода у женщин сколько длится чем лечить

Характер

Характер (греч. «печать», «отпечаток») — это совокупность существенных, устойчивых черт личности, которые определяют ее отношение к внешнему миру и то, как она ведет себя и эмоционально реагирует. Характер — это продукт общества, социальный феномен. Она определяется культурой человека, его воспитанием и самовоспитанием.

Человек с сильным характером — это тот, кто может проявить самостоятельность, инициативу, последовательность, независимость, волю, настойчивость, решительность и упорство, стойкость и мужество.

Бесхребетный человек — это тот, кто плывет по течению, кто управляется и контролируется другими людьми и обстоятельствами, часто являясь объектом контроля, а не субъектом.

Наличие целей в жизни — главное условие формирования характера. Бесхарактерный человек характеризуется отсутствием или рассеянностью целей. Содержание характера раскрывает жизненную ориентацию человека, то есть его материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы и степень жизненной активности человека. Характер человека подразумевает нечто значимое для него в мире, в жизни, то, что определяет мотивы его поступков, цели его действий, которые он ставит перед собой.

Темперамент — динамическая сторона характера (подчеркнуто: не основа, а только одна сторона).

  • Коммуникабельность — замкнутость;
  • Доминирование (лидерство, руководство) — подчинение;
  • Оптимизм — уныние;
  • Сознательность — бессознательность;
  • смелость — осторожность;
  • внушаемость — толстокожий;
  • благонадежность — подозрительность;
  • мечтательность — практичность;
  • Тревожная уязвимость — спокойное самообладание;
  • Утонченность — грубость;
  • Независимость — конформизм (зависимость от группы, от других людей);
  • самоконтроль — импульсивность;
  • страстная преданность — апатичная вялость;
  • миролюбие — агрессивность;
  • активность — пассивность;
  • гибкость — жесткость;
  • демонстративность — скромность;
  • амбиции — неприхотливость;
  • Оригинальность — Стереотипность.

К другим важным для организации чертам личности те же авторы относят: локус контроля, самоуважение, потребность в достижении, потребность в принадлежности (авторы называют ее «потребностью в принадлежности», что не совсем корректно), потребность во власти.

Конечно, можно создать и другие качества. Ниже приведены два теста, которые можно использовать для оценки характера человека и его чувства контроля.
Характерология — это отрасль психологии личности (иногда рассматривается как отдельная психологическая наука в рамках индивидуальной психологии).

Изучение характера — характерология имеет долгую историю развития.

На протяжении веков важнейшей проблемой характерологии было определение типов характера и установление их проявлений с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Поскольку характер — это пожизненное формирование личности, большинство существующих классификаций основаны на причинах, которые являются внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из самых древних попыток предсказать поведение человека является объяснение его характера датой рождения — гороскоп. Практически все гороскопы составляются одинаково: общий период времени делится на определенные промежутки, каждому из которых присваивается знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных качеств этого символа. Однако, согласно разным гороскопам, характеры людей, родившихся в одно и то же время, отличаются.

Социально-психологическая структура личности

Б.Д. Парыгин говорит о двух основных параметрах социально-психологической модели личности — статическом и динамическом.

При интегральном, т.е. наиболее обобщенном подходе, статическую структуру личности можно рассматривать как состоящую из трех основных слоев: 1) универсального, биосоциального; 2) социально-специфического; 3) индивидуально-уникального. Главной особенностью статической структуры остается ее абстрагирование от реального процесса динамики и формирования личности, от ее конкретно-исторического психического состояния и поведения.

Динамическая структура личности фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не в их абстрактности от повседневного существования личности, а, напротив, только в непосредственном контексте человеческой деятельности. В каждый конкретный момент своей жизнедеятельности человек предстает перед исследователем не как совокупность тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.

Под динамической структурой личности понимается та модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов и структурных слоев в психике индивида.

Основные параметры статической структуры личности:

  • Общие психические характеристики индивида. Универсальные психические свойства личности являются исторически первыми и, следовательно, основными образованиями социальной психологии личности.
  • В психике индивида есть то, что является универсальным:
  • Наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности индивида;
  • факт биосоциальной детерминации психического мира человека, выражением которого являются такие устойчивые черты и характеристики личности, как ее темперамент и характер)
  • Факт социальности человеческой психики в отличие от психики животных.

Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности человека, в ощущениях, ибо в них отражается специфически человеческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит гораздо больше орла, поскольку воспринимает такие стороны и качества природных и общественных явлений, которые впервые проявляются в практической, человеческой деятельности.

Социально-специфический опыт. Помимо общего человеческого опыта, необходимо выделить социально специфический опыт человека. Под этим понимаются все те особенности психики человека, которые связаны с фактом его принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнической, классовой, политической, идеологической, экономической, профессиональной, национальной и т.д.).

Принадлежность человека к тому или иному сообществу или совокупности сообществ основана на определенной навязанной извне программе поведения, выраженной в системе требований, норм, правил и образцов действий. Обычно их различают в зависимости от функций ролей, норм, ценностей и символов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Оцените статью