Психологическая специфика подросткового темперамента курсовая

Курсовая работа психологическая специфика подросткового темперамента

страница 1/2
Дата 05.01.2021
Размер 55,44 Kb.
Тип Курсовая
    Навигация по данной странице:
  • «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра педагогики и психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПОДРОСТКОВОГО ТЕМПЕРАМЕНТА
Работу выполнил _____________________________________ Е.Н. Кошенская

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) Психология образования

преподаватель_________________________________________ Е.Н. Фоменко

преподаватель__________________________­__­­­­­­_____________ Е.Н. Фоменко

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты изучения темперамента……………………… 6
1.1 Общее понятие о темпераменте …………………………………. 6
1.2 Основные свойства темперамента………………………………. 7
1.3 Психологическая характеристика типов темперамента………… 12
1.4 Темперамент и личность…………………………………………. 17
2 Особенности проявления темперамента у подростков…………………………………………. 20
2.1 Психологические особенности подростков………………. ……. 20
2.2 Психологическая специфика подросткового темперамента……. 24
3 Методы исследования темперамента……. ……………………………. 29
Заключение. ………………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………………. 35

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящается психологическому исследованию темперамента и особенностям его проявления в подростковом возрасте.

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», которое переводится с греческого «кразис», что означает – «надлежащее соотношение частей».

Первые упоминания о темпераменте появились более двух с половиной тысяч лет тому назад. Интерес к данной проблеме был вызван существованием индивидуальных различий, которые обусловлены определёнными особенностями биологического, физиологического и социального развития и строения организма, а также неповторимостью социального взаимодействия, связей и контактов. Несмотря на то что предпринимались многократные попытки исследовать проблему темперамента, она до сих пор относится к разряду спорных и до конца не решённых проблем современной психологической науки [9].

Первым, предпринявшим попытку изучения темперамента, был известный греческий врач Гиппократ. Опираясь в своих работах на идею Гераклита о четырёх началах, из которых состоит окружающее, он попытался выяснить, чем предопределяются индивидуальные различия в поведении людей и разработал своё известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырёх видов жидкости в организме – крови, слизи, желчи чёрной и желчи жёлтой.

Одним из важных моментов в его теории являлось понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, и доказывал, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным в концепции темперамента. Также считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырёх видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента [10].

Древнеримский врач Гален, развивая идеи Гиппократа об акразии и её роли в формировании темперамента, подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации [12].

В настоящее время темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [9].

Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.

Источник

Психологические особенности темперамента в подростковом и юношеском возрасте

Понятие темперамента и его психофизиологические свойства. Характеристика холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического типов темперамента. Психологическая методика исследования темперамента в подростковом и юношеском возрасте.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.01.2015
Размер файла 49,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы генерируете новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Обычно Вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение оттого, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли Вам не спится оттого, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67. Свободно ли Вы держитесь в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили или утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у Вас иногда руки после ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые! Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть по пустякам в разговоре?

85. Вы обычно первым в компании решаетесь начат разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности и себе при общении с новыми людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли Вы, когда вам приходится долго говорить?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу быть наедине с собой?

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили в бланке для ответов.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, имя, отчество (или символ)____________________________

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность — включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность- содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому,

склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте

моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп — включает вопросы, направленные

на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в

ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не

удачам в работе.

ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ — адекватное восприятие своего поведения.

Источник

Читайте также:  Настроение пмс это как
Оцените статью