Эмпатия
Свяжитесь с нами: 8 (910) 686- 27- 93
Шкала стрессогенности жизненных событий
Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определённые серьезные изменения в жизни человека, и на основании своего исследования составили ниже следующую шкалу, в которой каждому важному жизненному событию приписано определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
№ | Жизненные события | Значение события в баллах |
---|---|---|
1. | Смерть супруга | 100 |
2. | Развод | 73 |
3. | Разъезд супругов (без оформления развода) | 65 |
4. | Тюремное заключение | 63 |
5. | Смерть близкого члена семьи | 63 |
6. | Травма или болезнь | 53 |
7. | Женитьба | 50 |
8. | Увольнение с работы | 47 |
9. | Примирение супругов | 45 |
10. | Уход на пенсию | 45 |
11. | Изменение в состоянии здоровья члена семьи | 44 |
12. | Беременность | 40 |
13. | Сексуальные проблемы | 39 |
14. | Появление нового члена семьи | 39 |
15. | Реорганизация в работе | 39 |
16. | Изменение финансового положения | 38 |
17. | Смерть близкого друга | 37 |
18. | Изменение профессиональной ориентации | 36 |
19. | Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 |
20. | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. | Окончание срока выплаты ссуды или займа | 30 |
22. | Изменение должности | 29 |
23. | Сын или дочь покидают дом | 29 |
24. | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25. | Выдающееся личное достижение | 28 |
26. | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27. | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28. | Изменение условий жизни | 25 |
29. | Отказ от каких-то индивидуальных привычек | 24 |
30. | Проблемы с начальством | 23 |
31. | Изменение условий или часов работы | 20 |
32. | Перемена места жительства | 20 |
33. | Смена места обучения | 20 |
34. | Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
35. | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36. | Изменение социальной активности | 18 |
37. | Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) | 17 |
Даже такие несомненно положительные жизненные события, как «выдающееся личное достижение», отпуск, Рождество, примирение с супругом, являются стрессогенными.
Теперь постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами очков. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50% вероятности возникновения какого-либо заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Возможно, Вам пришли в голову другие жизненные стрессы, не включенные в эту шкалу. Сколько баллов Вы приписали бы этим событиям?
Источник: книга Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.
Источник
Шкала жизненных событий, вызывающих стресс
Инструкция для респондентов. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами очков.
№п/п Жизненные события Оценка
1. Смерть отца или матери 98
2. Смерть брата или сестры 95
3. Смерть близкого друга 92
4. Развод или разъезд родителей 86
5. Неуспеваемость по одному
или нескольким предметам в школе 86
6. Провал на экзамене 85
8. Один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем (но не сам подросток) 79
9. Попадание в зависимость от алкоголя или наркотиков 77
10. Потеря любимого домашнего животного 77
11. Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка) 77
12. Потеря работы 74
13. Разрыв с другом или подругой 74
14. Исключение из школы 73
15. Беременность подружки 69
16. Потеря работы родителем 69
17. Получение травмы или болезнь 64
18. Стычки с родителями 64
19. Конфликты с преподавателем или начальником на работе 63
20. Чрезмерная худоба, слишком высокий или слишком низкий рост 63
21. Переход в новую школу 57
22. Переезд на новое место жительства 51
23. Перемены во внешнем облике (например, появление очков) 47
24. Ссоры с братом или сестрой 46
25. Начало менструации (для девушек) 45
26. Переезд в семью нового члена
(дедушки, бабушки, приемного брата, сестры и т. д.) 35
27. Первые дни работы 34
28. Беременность матери 31
29. Первое свидание 31
30. Знакомство с новыми друзьями 27
31. Вступление в брак брата или сестры 26
Общая сумма баллов Степень воздействия стрессоров
300 и более Высокая
По мнению авторов «Шкалы» Т. Холмса и его коллег [39], жизненные события, вызывающие стресс, могут быть как положительными, так и отрицательными, что совпадает с мнением основоположника учения о стрессе Г. Селье [147]. Полученные американскими учеными [39] данные показали, что жизненные события могут быть проранжированы по «количеству» и «длительности», и что их шкальные показатели, идущие в порядке убывания, стабильны для групп, различающихся по социоэкономическим, возрастным и расово-культурным признакам. Е. Пей — кел, Б. Пруссофф и Е. Уленхут [39] измеряют стрессогенность жизненного события исходя из того, насколько сильно оно расстраивает человека и измеряют соответственно этому паказателю субъективную оценку ( гепкни стресса. Связывая события с состоянием стресса, авторы автоматически подтверждают наличие связи между неблагоприятным событием и вызванным им стрессом. При проведении исследования по «Шкале жизненных событий, вызывающих стресс» учитывался тот факт, что причиной возникновения стресса является не одно какое-либо событие, а их комплексное воздействие.
С целью уточнения значимости каждого стрессора для белорусских подростков, мы сочли целесообразным адаптировать «Шкалу жизненных событий, вызывающих стресс» к условиям белорусской национальной среды. В адаптации принимали участие 300 учащихся V-IX классов общеобразовательных школ №51, 65, 99, 176, 184 г. Минска, а также СШ№2 г. Копыля, Горецкой базовой школы, СШ №3 г. Сморгони, Вы — дрицкой общеобразовательной школы (Крупский район),Чудинской СШ Ганцевичского района. При проведении адаптации учитывались основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям. Речь идет о научно обоснованных методах, отвечающих требованиям валидности (соответствия и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначается методика), надежности (возможности получения с помощью методики
устойчивых показателей), однозначности (степени, с которой получаемые с помощью методики данные отражают изменения именно и того i пойства, для оценивания которого методика применяется) и точности (способности методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического жсперимента) [40].
Адаптация была проведена в 2002-2003 учебном году и реали- ювалась в два этапа. На первом-ряд изменений был внесен в номинацию и содержание отдельных пунктов. Это было связано с тем, что понятие «подростковый возраст» в традиции американской научной литературы включает более широкий временной интервал, чем в отечественной психологии, и обозначает молодого человека от 13 до 20 лет. Следовательно, у американских подростков возникает более широкий спектр проблем, приводящих к стрессу, чем у белорусских школьников-учащихся V-IX классов. Кроме того, возникла проблема понимания подростками некоторых фраз и формулировок, предложенных в оригинальной «Шкале…» Р. К.Яворта, Дж. Йорка, М. Е.ХессиД. Гудвина, что потребовало уточнения предложений, описывающих жизненные события, без изменения сущности и внутреннего содержания методики. Например, в оригинальной методике был заявлен шестым пунктом «Арест». Констатируем, арест-не характерное действие в отношении белорусского подростка, учащегося V, VI и даже IX классов, более того, арест проводится только с санкции прокурора. Белорусских подростков милиция чаще задерживает, вызывая в участок родителей и отправляя в адрес школы сообщения о случаях правонарушения. Таким же образом подвергся уточнению и пункт 15-«Беременность подружки», который в новом прочтении стал звучать как «Подростковая беременность». Слово «стычки» также вызывало вопросы учащихся V-VI классов, поэтому к нему было добавлено слово «ссоры», понятное всем без исключения. Пункт 7 («Провал на экзамене») также был изменен, т. к. экзамены белорусские подростки сдают только в IX классе. Для учащихся младших классов актуальным является представление итоговой письменной работы. Подобным образом были уточнены и другие жизненные события, вызывающие стресс.
Были изменены «Инструкция для респондентов» и бланк ответов. Подросткам предлагалось проранжировать по степени значимости события, перечисленные в определенной последовательности американскими подростками.
Инструкция для респондентов. Вам предлагается список жизненных событий, которые могут привести к переживанию состояния стресса (психической напряженности). На основе опроса Ваших сверстников из США американские ученые составили список проблемных жизненных событий, которые расположили в порядке убывания по степени их значимости. Внимательно прочтите весь список. Подумайте, согласны ли Вы с их мнением в расстановке порядкового номера по степени значимости каждого из событий. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, а также представить другие ситуации, которые могут с Вами произойти. Прораижируйте их по степени значимости для Вас, обозначив цифрой 1 самое важное для Вас событие, цифрой 2 —менее важное, но также очень значимое и т. д. до 31. Если кроме описанных событий с Вами может произойти или уже произошло событие, не обозначенное здесь, впишите его и присвойте ему порядковый номер по степени значимости. В соседнюю колонку таким же образом впишите количество баллов, которое, по Вашему мнению, может набрать указанное событие. Самое значимое для Вас событие обозначьте самым крупным, на Ваш взгляд, количеством баллов (наибольшее количество баллов = 10).
Для получения информации необходимо найти среднее арифметическое ранговых оценок-показателей всех опрошенных учащихся по каждому пункту, обозначающему жизненное событие. Например, количество баллов по пункту 1 («Смерть отца или матери») из 32 опрошенных в классе поставили оценку «1»-26 учащихся, оценку «2»-3 учащихся, по одному учащемуся поставили оценки «4», «7», «8». Значит, среднее арифметическое будет: (1 ■ 26+2 — 3+4+7+8):32=1,59. Результат округляется до сотых. Полученная общая ранговая оценка характеризует общую картину в классе. Точно так же подсчитывается среднее арифметическое по баллам, расставленным респондентами.
После этого подсчитывается общее количество баллов по всем (от 1 до 31) пунктам, к сумме которых прибавляются и вписанные ниже «собственные события». Сравнивается число учащихся, набравших одинаковое количество баллов. (Например, 160 баллов набрало х человек, 169 баллов набрало х человек и т. д.). После этого сравниваются показатели мальчиков и девочек.
На втором этапе адаптации «Шкалы…» на основании проведенных подсчетов изменилось количество жизненных событий и сумма баллов, соответствующих высокой, средней и низкой степени воздействия стрессоров на подростков. Первые четыре позиции «Шкалы…» («Смерть отца или матери», «Смерть брата или сестры», «Смерть близкого друга», «Развод или разъезд родителей») оказались одинаковой степени значимости. В результате адаптации некоторые стрессоры переместились по шкале и заняли иные, нежели в американской методике, места. Так, например, фактор стресса «Частое употребление спиртных напитков одним из членов семьи» с 8-го места переместился на 5-е, а «Низкие отметки по одному или нескольким учебным предметам»-с 5-го на 17-е место. Было также выявлено, что для белорусских подростков оказались значимыми позиции, отсутствующие в оригинальной «Шкале…» («Случай воровства», «Подготовка к поступлению в средние специальные учебные заведения», «Факт приобретения компьютера», «Пропуск значимого события»). Это указало на необходимость установления различий в показателях, полученных по оригинальной и адаптированной «Шкале…». При использовании метода ранговой корреляции Ч. Спирмена большой разницы между стрессорами, выявленными в процессе исследования американских подростков, и жизненными событиями, проранжированными белорусскими подростками, не наблюдается.
Источник
Любовь Богданова
Психолог, специалист по осознанному дыханию
Шкала стресса
ШКАЛА СТРЕССА
(Шкала социальной адаптации Холмса и Рея)
В 1967 году американские психиатры Томас Холмс (Thomas Holmes) и
Ричард Рэй (Richard Rahe) проанализировали медицинские данные более
5000 пациентов, чтобы выясить зависимость заболеваний (в том числе
инфекционных болезней и травм) от различных жизненных событий. Они
пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно
предшествуют определенные серьезные перемены в жизни человека. Они
составили шкалу из 43 пунктов, в которой каждому важному жизненному
событию соответствует определенное число баллов.
№ | Жизненные события | Баллы |
1 | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2 | Развод | 73 |
3 | Разъезд супругов, разрыв с партнером | 65 |
4 | Тюремное заключение | 63 |
5 | Смерть близкого члена семьи | 63 |
6 | Травма или болезнь | 53 |
7 | Свадьба, женитьба | 50 |
8 | Увольнение с работы | 47 |
9 | Примирение супругов | 45 |
10 | Уход на пенсию | 45 |
11 | Изменение в состоянии здоровья членов семьи | 44 |
12 | Беременность (партнерши) | 40 |
13 | Сексуальные проблемы | 39 |
14 | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 |
15 | Изменения на работе | 39 |
16 | Изменение финансового положения | 38 |
17 | Смерть близкого друга | 37 |
18 | Смена рода деятельности | 36 |
19 | Увеличение конфликтов в отношениях | 35 |
20 | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21 | Просрочка выплаты кредита, растущие долги | 30 |
22 | Повышение служебной ответственности | 29 |
23 | Сын или дочь покидает дом | 29 |
24 | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25 | Выдающееся личное достижение, успех | 28 |
26 | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27 | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28 | Изменение условий жизни | 25 |
29 | Изменение личных привычек, стереотипов поведения | 24 |
30 | Проблемы с начальством | 23 |
31 | Изменение условий или часов работы | 20 |
32 | Перемена места жительства | 20 |
33 | Смена места обучения | 20 |
34 | Проведение досуга или отпуска | 19 |
35 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36 | Изменение социальной активности | 18 |
37 | Ссуда или заем средней и малой величины | 17 |
38 | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | 16 |
39 | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи | 15 |
40 | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) | 15 |
41 | Отпуск | 13 |
42 | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
43 | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) | 11 |
В список прошлого века не вошли «новинки современности» –
например, автомобильные пробки, внезапный отказ мобильного телефона,
потеря данных на компьютере, новости в СМИ и фильмы с сюжетами о
катастрофах, преступлениях и несчастных случаях. Вы можете
соотнести степень своих переживаний по этим поводам с примерами из
таблицы и умножить количество этих случаев за последний год хотя бы
на минимальную сумму баллов (допустим, 10).
ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости
стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги,
предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо
срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в
цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим
сравнительную схему стрессовых характеристик.
Стрессовые характеристики | |
Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 | Высокая |
200-299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную
опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание,
поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину
своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы
незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения
стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Хотите научиться избавляться от стресса – быстро, самостоятельно, и даже незаметно для окружающих? – пройдите 1,5 часовой семинар в записи «Антистресс-экспресс»
24 ноября 2016 г. – живой мастер-класс Любови Богдановой в Москве: уникальная практика энергетического дыхания. – главное средство самопомощи при стрессах.
Хотите научиться жить так, чтобы о любых темах, людях, событиях можно было думать легко и спокойно, и развить высокую сопротивляемость к стрессу? Конечно «ДА»! Для вас “Большой дыхательный тренинг” в Москве, это – главный тренинг нашей Школы дыхания, он проводится редко, 1-2 раза в год. Ближайшие даты: 24-27 ноября 2016 г.
Источник