- 32 Методики изучения эмоций
- Изучение контент-анализа как метода исследования
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих .
- Психологическая методики по изучению эмоциональной сферы
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ НА ЛИСТЕ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОГО ЦВЕТА
- СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОЙ ФОРМЫ
32 Методики изучения эмоций
Вопрос № 32 Методики изучения эмоций
Несмотря на большой интерес к эмоциям, методов их изучения сравнительно мало. Если речь идет о простейших биолог эмоциях или аффектах, связанных с деятельностью организма, то при их изучении нередко используются ………………………………………………. с помощью которых регистрируются и изучаются органические процессы, сопровождающие эмоции.
Аффекты, имеющие ярковыраженную экспрессию, изучают с помощью фотографии лица, выражающего различные эмоциональные переживания ч-ка.
Кроме этого, имеется несколько теорий эмоций. В исследованиях, которые исходят из них, применяются свои методы изучения эмоций, направленные на проверку и подкрепление соответствующих теорий.
Кроме того, теория Джеймса-Ланге проверялась с помощью методов изучения реакции внутренних органов на эмоциогенные стимулы.
Таламическая и активационная теория эмоц исследовалалсь с помщью методов, регистрирующих работу таламуса и ретикулярной формации и др.
«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ.» (САН) Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).
Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:
работоспособный 3210123 разбитый
напряженный 3210123 расслабленный
медлительный 3210123 быстрый
Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).
Изучение контент-анализа как метода исследования
. изучение контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа . представляет собой Приложение 1. Контент-анализ применяется при исследовании . большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники. Контент-анализ . единица анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так .
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение — могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
«Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.
Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», разработанная В.А.Жмуровым, позволяет выявить следующие формы психических состояний:
a. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему. Это тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врождённых эмоциональных программ;
b. Гипотимия — аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать;
c. Дисфория — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями;
d. Растерянность — острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека;
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих .
. развития внимания и умение применять их практике. Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих исследованиях Внимание как познавательный процесс человека Никакой . внутренним можно отнести такие, как интерес к объекту, личная значимость объекта, состояние здоровья, бодрость, сытость, душевное равновесие, наличие привычки работать внимательно, хорошие .
e. Тревога — неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения (внутри всё сжалось в комок, натянулось как струна и т.д.);
f. Страх — разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на всё в окружении. Выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу.
Методика «Самооценка эмоционального состояния» разработана американскими психологами А.Уэссманом и Д.Риксом и предназначена для выявления эмоционального состояния человека в данный момент времени на основе анализа самоощущений.
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае, приводится ее сокращенный вариант).
Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе. Испытуемому дается и инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».
Измеряются следующие показатели:
1— С (самооценка) «Спокойствие—тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 —равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям П2Д13, П4);
ГО — С «Энергичность — усталость»;
ПЗ — С «Приподнятость — подавленность»;
П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»;
П5 — С — суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния: И5 = И1+ И2 + ИЗ + И4, где И1, И2, ИЗ, И4 — индивидуальные значения по соответствующим шкалам
«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.
Диагностика эмоц. сферы взрослого человека осущест-ся как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов, таких как тесты Люшера, «Несущест. животное» и др.
1. Опросник САН – предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испыт-го просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актулизазии той или иной характеристики своего состояния. Обработка:при подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса –в 7б. Полюса шкал всегда меняются, но положительные состояния всегда получают высокие б, а отрицательные-низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность и настроение) и подчитываются количество баллов по каждой из них. Полученные рез-ты по каждой категории делятся на 10. Сред. балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4б., говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4-х свид-т об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5б.
2.Шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер) Она позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Включает в себя инстр-ию и 40 вопросов-суждений, 20-для оценки ур.ситуативной тревожности (СТ) и 20-для оценки ур. личностной тревожности (ЛТ).
Инстр. Прочитайте внимательно предложения. Зачеркните цифру в соотв-щей графе справа, в зачисимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом не задумывайтесь.( Для оценки Ситуативной тревожности !)
Инструкция для оценки ЛТ … как вы себя чувствуете обычно.
Источник
Психологическая методики по изучению эмоциональной сферы
Уважаемые коллеги!
Я психолог государственного медицинского училища г. Барановичи (Республика Беларусь), до 2002/2003 учебного года работала школьным психологом в с. Пречистое Духовщинского района Смоленской области.
Предлагаю вашему вниманию результат моей шестилетней научно-поисковой деятельности — психологическую экспресс-методику по определению эмоционального состояния, самочувствия, настроения, тревожащих человека тенденций, не дающих ему возможности быть успешным.
Идея разработки методики «Эмоциональные сферы» продиктована сравнительно небольшим количеством цветовых рисуночных технологий в психологической науке. Классические цветовые технологии, по моим наблюдениям, оказываются несовершенными, анализ цвета требует дополнений, так как мироощущение и цветоощущение человека за последние три четверти века претерпели изменения.
Новые дополнительные трактовки спектра обнаружены мною путем тщательного анализа информации, полученной у испытуемых (2000 участников в возрасте от 12 до 65 лет). Производилось сравнение ощущений, вызываемых цветом, у различных оппонентов с фиксацией наиболее часто встречающихся трактовок.
В ранг «Дополнение к. » попадали характеристики, встречающиеся более чем у 23% испытуемых (более 450 человек).
В сентябре 2003 года методика была зарегистрирована в республиканском методическом центре (г. Минск, Республика Беларусь).
Надеюсь, что представленные материалы окажутся полезными вам, уважаемые коллеги, в практической психологической деятельности. Но их можно использовать и для интересного и познавательного времяпрепровождения, так как методика помогает углубить психологические знания и развить психологические навыки.
ВВЕДЕНИЕ
Методика «Эмоциональные сферы» дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Сама процедура выполнения методики занимает немного времени, в результате чего тестируемые не успевают потерять интерес к выполняемому заданию, относятся к нему творчески и с достаточной долей самоотдачи. Кроме того, методика не требует затрат энергии, излишнего напряжения. Испытуемым следует активизировать свое воображение и действовать согласно интуиции.
Трактовка цветовой гаммы — традиционная, но внесены существенные дополнения в интерпретацию сочетаний цветов.
Дополнительную информацию дают интенсивность цвета и сила растушевки отдельных элементов при изображении сферы и пространства вокруг нее. Соответственно — чем сильнее нажим карандаша и интенсивность цвета, тем четче проявляются волевые качества человека, глубина переживаний, стремления, желания, чувства. Слабый нажим и слабая интенсивность цвета говорят об обратном. Отдельную информацию несут дополнения к сферам: пояса, различные геометрические фигуры, предметы окружающего мира, орнаменты, мозаика, перья и т.д.
МАТЕРИАЛЫ
Стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, стирательная резинка и воображение.
ИНСТРУКЦИЯ
Всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма — произвольны и индивидуальны.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ
СФЕРЫ НА ЛИСТЕ
В норме изображение сферы расположено на пересечении средних линий ширины и длины стандартного листа.
Положение сферы ближе к верхнему краю или слишком крупное изображение трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензии на признание.
Положение рисунка в нижней части или слишком мелкое изображение сферы трактуется как неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная сфера между несколькими более мелкими сферами — обеспокоенность происходящими вокруг событиями; нахождение под давлением авторитетных окружающих (родственников, значимых взрослых).
Большой рисунок сферы — склонность к тщеславию, высокомерию.
Слишком мелкое изображение сферы — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Мелкое изображение с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии — преследующее чувство незащищенности.
Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в своем воображении.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ВЫБРАННОГО ЦВЕТА
Чем дольше, неувереннее и тяжелее испытуемый выбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Синий — означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет более всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий — вне времени и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечения прошлого.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут доверять ему.
Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.
Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья. Этот цвет — надежда и ожидание большого счастья во всех его бесчисленных формах — от секса до каких-то философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственна и склонность в переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.
Если этот цвет отвергается, значит, человек разочарован в своих надеждах, ощущает пустоту вокруг, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.
Красный — символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия.
Человек, отвергающий красный цвет, находится в состоянии сверхвозбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что ему кажется, будто со всех сторон его обступили неразрешимые проблемы.
Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».
Напряженность зеленого цвета действует, подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.
Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.
Если человек отвергает зеленый цвет, значит, он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения, все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.
Фиолетовый — символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью.
Человек, предпочитающий его, не только хочет очаровывать и восхищать других, но желает и сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только достать волшебную лампу Аладдина, чтобы получить все.
Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.
Коричневый — указывает на эмоции, непосредственно связанные с организмом человека. Если он болен или ощущает физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. То есть над человеком довлеет нечто, с чем он не в состоянии справиться.
Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.
Тот, кто отвергает его, считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие.
Серый — бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это не оккупированная территория, а пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».
Человек, который не приемлет серый цвет, не приемлет неучастия в происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным, назойливым. Он хочет использовать любую возможность на пути к своей цели и не может себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее.
Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Человек, отрицающий черный цвет, демонстрирует желание не отказываться от чего-либо, контролировать свои действия и решения.
СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Синий — черный — абсолютный покой.
Синий — серый — спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.
Синий — коричневый — физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.
Синий — фиолетовый — стремление к нежности и тонкости, к каким-либо идеализированным отношениям.
Синий — желтый — желание понимать и быть понятным, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.
Синий — красный — гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, взаимопонимание.
Синий — зеленый — точность, логичность, аккуратность, возможная педантичность, контролирование окружающих.
Зеленый — красный — деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.
Зеленый — желтый — корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания у окружающих и самого себя.
Зеленый — фиолетовый — стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.
Зеленый — коричневый — требование покоя.
Зеленый — черный — патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.
Красный — желтый — жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.
Красный — черный — драматизация, импульсивные чрезмерные желания.
Красный — фиолетовый — очарованность всем эротическим и эстетическим.
Красный — коричневый — самоудовлетворение и потакание своим желаниям.
Красный — серый — импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственности и каких-либо последствий.
Желтый — черный — внезапный кризис, либо «да», либо «нет», своевольное решение.
Желтый — коричневый — неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.
Желтый — фиолетовый — очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.
Фиолетовый — коричневый — очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда.
Фиолетовый — черный — потребность в подражании, желание быть частью чего-либо.
Серый — зеленый — самоутверждение, превосходство, самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.
Серый — фиолетовый — эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.
Серый — желтый — нерешительность, неуверенность.
Серый — коричневый — изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.
Серый — черный — нежелание иметь с окружающими никаких отношений.
Коричневый — черный — самоуничижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОЙ ФОРМЫ
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентированная штриховка — сфера конфликта.
Комбинация твердых, ярких и легких линий, мало изогнутых линий, много острых углов — предрасположенность к агрессии или существующее напряжение.
Обилие округленных линий — женственность.
Контур неяркий, неясный — боязливость и робость.
Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, уверенность в своей безопасности.
Зубчатые, неровные линии — дерзость, некоторая враждебность.
Уверенные линии — амбиции, рвение.
Сильный нажим — энергичность, настойчивость.
Легкие линии свидетельствуют о недостатке энергии.
Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, эмоциональная нестабильность, тревога, незащищенность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если испытуемый возбудимый, длина штрихов укорачивается, если нет — удлиняется.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства.
Штриховка, выходящая за пределы сферы, — наличие тенденций к импульсивности.
Стирания
Частые стирания — тревожность, опасливость; нерешительность, недовольство собой. Если в результате перерисовки получается более совершенное изображение — хороший знак, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.
Стирание без попытки перерисовать (поправить) — внутренний конфликт.
Нюансы
Пояса на сферах — рассудительность, склонность к романтизму, философии.
Геометрические фигуры— абстрактность мышления. Если углы фигур излишне выделены (слишком острые, слишком вытянутые) — это говорит о некоторой вербальной агрессии, в большинстве случаев защитной.
Изображение полусферы. Если полусфера расположена посередине листа, как бы в воздухе, — отсутствие достаточной опоры в жизни и «пребывание в облаках», рассеянность, перепады настроения. Если полусфера расположена в нижней части листа, — реалистичность, отсутствие привычки ставить перед собой слишком далекие цели, упрямство, консерватизм.
Фигурка человека, которую обрисовывают разноцветные пояса (как радуга), — умение радоваться всему происходящему вокруг. В характере прослеживается доброжелательность, открытость, чувствительность к эстетическому, избегание сложных разговоров, споров, конфликтов.
Любые острые образования, которые распространяются за пределы сферы или изображены отдельно, обособленно (языки пламени, излишне очерченные изображения листьев и т.п.), — претензия на оригинальность, желание быть в центре внимания, эгоистичность, обидчивость, часто необъективность к себе и своим действиям.
Изображения перьев, ресничек, щетинок на поверхности сферы или отдельно — романтичная натура; стремление к гармонизации окружающего мира; некоторое недовольство поведением и действиями окружающих.
Сфера, за которой изображен темный фон, — разочарование в окружающем мире, подавленность, стремление защититься; тенденции к созданию своего собственного мира, замкнутости, осторожности, большой избирательности при подборе партнеров (друзей, любимых).
Слияние нескольких микросфер — поиски себя, развитие своих способностей, талантов, стремление к лидерству.
Беспорядочное сочетание цветов в правильной сфере — неокончившееся детство; чувства и желания находятся «в спячке», незрелость эмоций; уравновешенность, граничащая с инфантильностью.
Правильная сфера с ровным фоном или с легким рисунком — планомерное и гармоничное развитие личности, отсутствие тревожащих факторов, объективизм, целеустремленность, рациональность, инициативность, избегание авантюр.
Источник