- «Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи» презентация к уроку (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Групповая коррекционно-развивающая программа: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР» рабочая программа
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Психологическая коррекция эмоционально волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями
«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»
презентация к уроку (старшая группа)
Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно такие дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушениче речи | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи» Подготовила: Поспелова В.С.
Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно такие дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью.
Дети с нарушением речи с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. В момент страха у них наблюдается учащенные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей в тревогу.
Большинство детей с нарушение речи отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких, болезненно реагируют на, казалось бы, нейтральные вопросы и предложения. Нарушение эмоционального развития у детей с нарушением речи проявляются в задержке по типу органического инфантилизма: недостаточной дифференцированности эмоций, их определенной инертности и монотонности. Если со стороны взрослых преобладает гиперопека , то это вносит в эту органическую структуру эмоционального недоразвития черты эгоцентризма, делает детей пассивно зависимыми от тех, к кому такой ребенок проявляет большую привязанность.
В развитии детей с нарушением речи дошкольного возраста большое значение имеет система занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональности ребенка. В работе по эмоциональному развитию необходимо помнить, что именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе определяет формирование основных психологических образований, характерные особенности личности и является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии ребенка. Применение в работе психолога и педагогов разных видов игр является очень ценным, так как именно через игру происходит снятие психического напряжения и формируется способность восприятия новых впечатлений.
Может быть создана специальная программа для коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи. С оздавая программу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи, активно использовать следующие упражнения: релаксационные методы; использование эмоционально — символических методов; психогимнастику ; коммуникативные упражнения; коммуникативные игры; танцевально — двигательные техники; игры – драматизации; ролевые игры; проективный рисунок; музыкотерапия.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с .
Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн.
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ.
Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Групповая коррекционно-развивающая программа:«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР» Пояснительная записка.
Сказка — лекарство для детской души!Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать .
Источник
Групповая коррекционно-развивающая программа: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР»
рабочая программа
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР»
- Пояснительная записка
С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР. Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_emotsionalno-volevaya.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
на основе программы И. А. Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 272с, илл.
педагог-психолог Иванина И.Ю.
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР»
С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР. Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ТНР и ЗПР. Нарушения эмоционально-волевой сферы у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности развития детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом. Поэтому так актуальна и важна своевременная работа, направленная на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.
Данная групповая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии со ФГОС ДО. Она направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Кроме этого, данная коррекционно-развивающая программа учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Она рассчитана на 1 год -22 занятия
Форма проведения занятий: групповой игровой сеанс.
Длительность проведения занятий:
Младшая -15 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Для этого используются:
- Развивающие игры (игры драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
∙ Рассматривание рисунков и фотографий;
∙ Чтение художественных произведений;
∙ Рассказы взрослого и детей;
∙ Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Источник
Психологическая коррекция эмоционально волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями
Чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Эмоции — это непосредственная форма выражения чувств.
Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности, носят субъективный характер, вызывают удовольствие или неудовольствие, отражают характер взаимодействия организма со средой, имеют очень большое многообразие, вызывают успокоение или возбуждение.
Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.
Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле этого слова, настроение, аффект, страсть и стресс.
Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.
Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.
Физиологические основы эмоций и чувств. Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Они могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.
Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.
Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.
В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа — с его ломкой и переделкой, отрицательными эмоциями, чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.
В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль игра-Я ют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение выше-1 го коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.
Детям с нарушением речи свойственна: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, выраженность стрессовых ситуаций, доминирование отрицательных эмоций. С возрастом эти проявления уменьшаются.
Дети с дислалией (по Р.И. Мартыновой «Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии»): у детей с дислалией удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы: раздражительность, плаксивость, расторможенность, в единичных случаях вспышки аффекта. Дети с дизартрией: неустойчивая эмоциональная сфера: учащение пульса при малейших волнениях или движениях, незначительная тревога или нагрузка вызывали сердцебиение. Это в т.ч. объясняется вегетативными расстройствами (потливость конечностей и т.п.). Наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки, насильственный смех, плач.
Л.В. Мелехова «Дифференциация дислалий» отмечает: В дошкольном возрасте дети-дислалики отличаются повышенной возбудимостью или, наоборот, заторможенностью; часто у них имеется легкое отставание в общем развитии. Они менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка), Их речь может вызвать насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых — это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере. У таких детей рано может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость./Они сами не могут справиться с плохой речью и, страдая от этого, реагируют непослушанием, агрессивным поведением.
К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин «Дизартрии»: эктрапирамидная дизартрия:эмоциональный оттенок речи утрачивается, речь становится монотонной, однообразной, немодулированной.
О.В. Правдина «Дизартрия»: Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива и из школы, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично, неравномерно — ее звуковая сторона находится в явном несоответствии с другими сторонами речи .
Нарушения голоса Грин М.: в некоторых случаях дисфония существует как привычка и нарушение голоса отягощается эмоциональными наслоениями (ребенок видит, что он отличается от других.
М.Д. Дубов «Клиническая картина при расщелинах неба». Несомненно, что у больных с расщелинами нёба, наряду с нарушением питания и дыхания, имеют место особенности душевных переживаний, связанные с положением таких детей в коллективе. Все это легко сглаживается в семье при достаточно разумном и любовном отношении окружающих, но такое отношение значительно сложнее обеспечить в детском коллективе школы или дошкольного учреждения. Трудности, возникающие в общении со сверстниками в большом детском коллективе, не могут, очевидно, не вызывать тяжелых переживаний.
М. Е. Хватцев приводит следующее наблюдение:
Ученик 4-го класса из-за насмешек товарищей в связи с его картавостью перестал ходить в школу и настолько был психически травмирован, что возник вопрос о наличии у него шизофрении. После устранения логопедом картавости и соответствующих оздоровительных бесед мальчик был переведен в другую школу и стал в ней хорошо учиться, лишь изредка вспоминая о своей «болезни» 1 .
Селиверстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте.
Речевые запинки – первичное явление, феномен фиксированности на своем речевом дефекте – вторичное явление.
Первые реакции на дефект у ребенка неосознанные, не носят эмоциональной окраски. Осознание своего речевого дефекта, , осознанное внимание к своим речевым запинкам порождает: эмоциональные переживания, но и побуждает к волевым действиям по преодолению этих запинок. Задача самостоятельно справиться с этой задачей усугубляет эмоциональные переживания ребенка.
Эмоции. Чувства. Волевые усилия. Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.
Известно, что эмоции и чувства (как психический процесс) выражаются у человека переживаниями (внутри) и мимикой, пантомимикой, вокальной мимикой, рядом вегетативных явлений (внешне). Эмоции и чувства в форме переживаний отражают не сами предметы и явления, а отношения, в которых они находятся к человеку. Принято считать, что эмоции (как более простая структура, связанная с ощущениями) регулируют взаимоотношения человека как организма со средой, а чувства (как более сложная структура, связанная с мышлением и понятиями человека) определяют его взаимоотношения как личности с другими людьми, с обществом.
Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, мо гут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.
Эмоции и чувства — это непосредственное переживание действительности, для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень близки первичному познавательному процессу — ощущению: ощущение сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего раздражителя % а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного воздействия.
В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом — поиски средств и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер.
Такое понимание модели развития у заикающихся феномена фиксированности на своем дефекте согласуется с постулатами философской теории отражения. И следовательно, понятие феномена фиксированности можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах личности заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.
В целях дифференцированного подхода к изучению психологических особенностей заикающихся важно найти критерии (и достаточно простые, чтобы их можно было бы использовать в практике), которые характеризовали бы нарастающую сложность разных уровней или степеней фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия мы выбрали 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное и соответственно 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния).
Соответствующее сочетание названных вариантов (по схеме: I—I, II—II, III—III) оправдало введение рабочего термина «болезненной фиксации» для выделения 3-х групп заикающихся: с нулевой, умеренной и выраженной степенью болезненной фиксации.
В результате ряда исследований, проводимых непосредственно нами или под нашим научным руководством были сделаны выводы, конкретно относящиеся к характеристике феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте:
1) С возрастом у заикающихся детей (или со стажем заикания) степень их фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.
2) У заикающихся детей дошкольного возраста увеличение степени фиксированности на своем дефекте находится в определенной связи с наличием у них второго речевого дефекта. (В старшем возрасте подобная закономерность не обнаруживается).
3) Степень фиксированности на своем дефекте у заикающихся имеет определенную связь с усложняющимся характером моторных нарушений (ее нарастание от клонических к тоническим речевым судорогам).
4) Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень этой фиксированности (а не стаж заикания, не наличие второго речевого дефекта и не тяжесть моторных нарушений сами по себе ) определяет прежде всего разные результаты логопедической работы.
5) Исходя из сделанных наблюдений, можно полагать, что степень тяжести заикания у детей адекватна степени их фиксированности на своем дефекте. Это имеет, с одной стороны, важное значение для прогностических суждений о результатах предстоящей коррекционной работы в каждом отдельном случае заикания. С другой стороны — предполагает необходимость использования в коррекционной работе с заикающимся ребенком специальных приемов, направленных на предупреждение или вытеснение у него фиксированности на своем дефекте.
Список используемой литературы:
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2006. Раздел 2. Глава 4 § 4,1; 4.2., с. 137, вопросы № 7,8,9,11.
Р.С. Немов. Психология. Учеб. Для студентов высших пед. Учеб заведений. В 3 кн. Кн. 1 Обшие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Глава 17 ( Воля), 18 ( Эмоции).
Основы специальной психологии / Под. ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
Селиверстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки / Отв. Ред. В А. Лапшин. –М., 1989.
Усанова О.Н. Специальная психология. –М., 1997.
Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Глава 2, § 1.
Источник