Психологическая диагностика при стрессе
Было установлено, что организм всегда реагирует одинаковыми реакциями на разные раздражители.
В процессе изучения этого явления сформулировано такое понятие, как стресс. В теории стресса речь идет о гомеостазе – постоянстве среды организма, который существует в определенных узких рамках. Все ситуации, которые выводят человека из этих рамок, приводят к возникновению стрессовых состояний. Стресс – это нормальное явление, но иногда по психологическим или физиологическим причинам организм не справляется.
Одной из предпосылок стресса являются внутриличностные конфликты, их разрешение и является областью приложения усилий психотерапевта и его клиента. Конфликты установок, убеждений, когнитивный диссонанс — конфликт ожидания и реальности — не только приводят к неврозам, но и являются стрессовыми факторами, действуют неспецифически на организм человека.
При стрессе происходит следующее:
1. Бьют тревогу все защитные системы организма, которые мобилизуются, разворачивают свои защитные функции для возращения организма к функционированию – борьбе, активному реагированию.
2. Включается стадия развернутого стресса – работают все специфические и неспецифические защитные системы. Эта стадия может продолжаться несколько минут, дней, а может длиться годами, в зависимости от того, сколько действует раздражителем тот фактор, который выводит человека из равновесия.
3. Если второй период продолжается достаточно долго, наступает стадия истощения, астении или хронической усталости, и на человека начинают «сыпаться» различные заболевания.
Существует более 800 техник выведения человека из состояния стресса, но крупных признанных подходов не так уж много.
Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе
Этот метод создает необходимость клиенту сфокусироваться на всех нюансах своего состояния. В процессе терапии пациент начинает понимать, что положительные изменения начинают происходить не тогда, когда он стремится изменить свое состояние, а именно начиная с того момента, когда он глубоко принимает особенности своего нынешнего самочувствия. Задача, которая стоит перед психотерапевтом – вызвать у клиента желание экспериментировать и пробовать маленькие элементы желаемого нового, признавая особенности своего нынешнего состояния. Новое – это всегда источник стресса.
Психотерапия стресса внутри кабинета выглядит как профессиональная работа, но не без мистики и чудес. Атмосфера – уважительная и неподобострастная. Терапевт проявляет внимание к развитию и развертыванию потребностей клиента, выявляя моменты, которые могут не понравиться в своих проявлениях. Обычно – это разговор, где терапевт больше молчит, а говорит, в основном, клиент. В ходе диалога психотерапевт обращает внимание на чувства и серьезные переживания клиента и может проводить различные эксперименты. Принцип этого метода психотерапии при стрессовых состояниях заключается в том, что врач не руководит жизнью клиента и не направляет его туда, где, по его мнению, есть жизнь без переживаний и стрессов. Его роль заключается в том, чтобы помочь пациенту узнавать и осознавать особенности своей жизни так, чтобы в результате терапии у клиента возникало большее количество вариантов выбора, а точнее – доступного, осознаваемого выбора, для которого есть ресурсы. Стресс оставляет в теле след – от гормональных изменений до статичных мышечных напряжений, изменений в осанке, походке, мимике. Терапевт помогает замечать клиенту происходящие телесные феномены. Замечая эти явления, человек яснее осознает свое состояние, желания, варианты реагирования.
Терапевт помогает клиенту в трудной борьбе с собственными дилеммами найти свой оптимальный путь и является соучастником происходящих с клиентом действий, правда со специфической ролью. Главный принцип гештальт-терапии — здесь и сейчас. Это очень живая практика. Отсроченные эффекты этого метода учат клиента замечать процессы, то есть выполнять «домашнюю работу». Основная задача психотерапевта – обучить клиента хорошо «работать» со своими процессами и потребностями. Навыки уносятся домой, в обыденную жизнь. В результате «проработанный» пациент или, чаще говорят, клиент, может самостоятельно справляться со стрессами, выбирая обстоятельства, способы реагирования, поощряя и поддерживая себя.
Когнитивно-поведенческая терапия при стрессе
Одно из ведущих мест по популярности и доказанной эффективности в помощи при стрессе занимает когнитивно-поведенческая терапия. Основная суть и смысл этого метода исходят из названия. Когнитивно – значит мысль, суждения, познания, поведенческая – поведение.
Психотерапия стрессовых состояний с помощью когнитивно-поведенческой терапии строится на принципах теории обучения. Суть, которую психотерапевт в ходе общения доносит до клиента – представление о том, что человек может совершать ошибки. Принцип подхода подразумевает, что состояние стресса может влиять и на мыслительную деятельность человека и на его поведение. Не бывает стресса без внутриличностного конфликта. Психотерапия стресса ведет к его поиску и подразумевает работу не только с поверхностными промежуточными мыслями и рациональными установками, но и идет глубже – к ядру личности, к системе отношений и к конфликтам, которые там возникают. Именно они являются причиной стрессового состояния, которое наблюдается на поверхности.
Задачей психотерапевта является обучение клиента смотреть на себя со стороны и таким образом получать больше информации о себе, учиться менять свое мышление и поведение – это то, что лежит в фокусе метода когнитивно – поведенческой терапии. Анализ от поверхностных произвольных мыслей к более глубоко лежащим – автоматическим и убеждениям, которые за этим прячутся, разъясняются клиенту в процессе терапии. Отношения внутри кабинета партнерские, без приказов, ответственность полностью делится между пациентом и врачом. Эти партнерские отношения подразумевают разъяснение модели стрессового расстройства. Пациент начинает понимать, каким образом он делает себе плохо, как может взглянуть на это со стороны и как может измениться. В методе когнитивно-поведенческой терапии при стрессе важны три принципа:
1. Осознание актуальной проблемы.
2. Формирование альтернативы. Психотерапевт учит, как поступать, какие существуют алгоритмы обработки информации, как необходимо выстраивать отношения.
3. Закрепление в обычной жизни.
В результате этого метода, клиент не только начинает понимать свое поведение, но и учится трансформировать его. Фокус внимания этого подхода – поддержать клиента в некой новой практике.
Гипноз как помощь при стрессе
Гипноз способен оказать весьма хорошую помощь при стрессе. Гипноз, применяемый в лечебной практике, выглядит несколько иначе, чем в других областях. Это – больше гипно-суггестивное воздействие, внушение, которое позволяет человеку расслабиться. При помощи гипноза психотерапевт снимает в очагах возбуждения коры головного мозга те острые моменты, которые возникли, остановились, «застыли» и не могут подвергнуться исправлению процессами торможения – так можно преподнести в павловских терминах. Использование психотерапевтами в практике психотерапии стрессовых расстройств внушения, как правило, дает очень хорошие результаты. Известно, что гипнотические техники применялись еще в глубокой древности. Врачи используют профессиональные тексты для внушения, самые опытные — импровизируют. Применение гипноза помогает в короткое время снять эмоциональное и психическое напряжение.
Стресс – это не бытовое понятие, хотя в быту человек вполне может осознать состояние стресса у себя и помочь себе. Это биологическое явление, которое нужно понимать и замечать. Когда клиент приходит за помощью, задача психотерапевта заключается в определении стадии стресса, если пациент действительно в нем находится. От этого зависит подбор метода успешного лечения, позволяющего уберечь человека от серьезных осложнений. Психотерапия стрессовых состояний, таким образом, направлена на расслабление, успокоение и отдых пациента, а также на поиск неосознаваемых стрессовых факторов, помощь в работе с осознаваемыми стрессовыми факторами.
Источник
Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Стресс – это приспособительная реакция организма на внешние факторы. Длительное пребывание в таком состоянии может нанести вред здоровью, поэтому его важно своевременно диагностировать.Существует множество методик, позволяющих оценить различные параметры стресса.
Основные группы методов психодиагностики стресса
Тесты. Стандартизированные, обычно ограниченные по времени и краткие испытания, которые предназначены для определения качественных и количественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые обследуемый должен дать правильные ответы. Они делятся на разные категории по содержанию. В рамках обследования могут проводить тесты интеллекта, способностей, достижений и личности.
Опросники. Такие инструменты психодиагностики используются для получения данных со слов испытуемого. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в них нет правильных и неправильных ответов.Они лишь отражают меру согласия или несогласия человека с теми или иными утверждениями. Опросники могут быть открытыми (предусматривают свободные ответы) или закрытыми (испытуемому предлагаются варианты ответов на каждый вопрос).
Метод наблюдения. Применяется для получения обширной информации об обследуемом, незаменим во всех случаях, когда не разработаны стандартизированные диагностические процедуры. Для наблюдения не требуется согласие испытуемых. Данный метод предполагает:
- постановку проблемы;
- выбор ситуаций для наблюдения;
- определение особенностей поведения и психологических качеств, которые будут объектом наблюдения;
- наличие разработанной системы записи результатов.
Беседа. Метод применяется для сбора первичных данных об испытуемом на основе вербальной коммуникации с ним. При соблюдении определенных правил беседа позволяет получить достоверную информацию о прошедших и актуальных событиях, мотивах, устойчивых склонностях, субъективных состояниях обследуемого.В рамках психодиагностики часто проводится интервью. По форме оно может быть стандартизированным (с разработанным планом беседы, списком вопросов и т. д.),свободным (без строгой детализации) или частично стандартизированным.
Методики оценки психического состояния и уровня стресса
Методика «Шкала психологического стресса PSM-25». Испытуемому предлагается дать оценку своему общему состоянию за последние 4–5 дней. Для каждого высказывания нужно выбрать число от 1 до 8. В опроснике нет ошибочных ответов. Для интерпретации результатов подсчитывают сумму баллов. Если обследуемый набрал 99 или меньше, у него низкий уровень стресса, 100–125 –средний, больше 125 – высокий.
Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Опросник включает список признаков нервно-психического напряжения, содержит 30 характеристик данного состояния. Они разделены на 3 группы по степени выраженности. Диагностику проводят индивидуально, важное условие – хорошее освещение и звукоизоляция в помещении. После того как испытуемый заполнит бланк опроса, специалист подсчитывает сумму набранных баллов. Слабому нервно-психическому напряжению соответствует результат от 30 до 50, умеренному– 51–70, чрезмерному – 71–90.
Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов). Опросник предназначен для диагностики относительно устойчивых состояний обследуемого. С помощью его субъективных оценок определяется настроение и некоторые другие характеристики личностного уровня психических состояний. В опроснике приводятся признаки, которые описывают отношение человека к разным явлениям, его поведение. Испытуемому нужно оценить, насколько эти признаки свойственны ему лично. При интерпретации результатов полученные числовые значения переводятся в стандартные Т‑баллы. Затем они оцениваются по нескольким шкалам: «спокойствие –тревога», «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью» и др.
Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). Методика применяется для выявления особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в подобных ситуациях. Испытуемому предлагается обвести кружком номера вопросов, на которые он отвечает положительно. При интерпретации результатов каждому ответу «да» присваивается 1 балл, затем подсчитывают их сумму. Результат в диапазоне 0–4 балла соответствует высокому уровню регуляции в стрессовых ситуациях, 5–7 –умеренному, 8–9 – слабому.
Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору).
Испытуемому предлагается список утверждений, с которыми он должен выразить согласие или несогласие. При интерпретации результатов подсчитывается количество ответов «нет» на вопросы с 1-го по 13-й включительно и ответы «да» на все прочие вопросы, характеризующие вероятность развития стресса и уровень тревоги. Если обследуемый дал 40–50 таких ответов, это указывает на высокий риск развития дистресса. Результат от 5 до 15 соответствует высокой стрессоустойчивости и низкому уровню тревоги.
Что такое стрессоустойчивость. Это интегративное свойство личности,которое характеризуется таким взаимодействием интеллектуальных, волевых, мотивационных и эмоциональных компонентов психической деятельности, которое позволяет успешно достигнуть цели в сложной эмотивной обстановке. По данному признаку выделяют следующие группы людей:
- стрессоустойчивые – всегда готовы к переменам и легко принимают их, без труда преодолевают сложности в кризисные моменты;
- стрессонеустойчивые – тяжело адаптируются к изменениям, придерживаются устоявшихся взглядов и моделей поведения. Если что-то идет не так, такие люди впадают в состояниестресса;
- стрессотренируемые – готовы к изменениям, но не глобальным и не внезапным, склонны постепенно адаптироваться к окружающей обстановке. Если это невозможно, такие люди могут впасть в подавленное состояние. При повторении вызывающих стресс ситуаций реагируют на них более спокойно;
- стрессотормозные – не склонны к изменениям под влиянием внешних факторов, имеют твердые мировоззренческие установки, в разовом порядке могут пойти на изменение психотравмирующей сферы жизни. При постоянном повторении стрессов такие люди теряются.
Для чего оценивать стрессоустойчивость. Использование специальных диагностических методик является частью профилактической работы с пациентом.Оценка стрессоустойчивости позволяет обследуемому узнать о наличии у негоресурсов, чтобы при необходимости использовать их в сложных ситуациях и сохранять при этом удовлетворительное качество жизни.
Как определить уровень стрессоустойчивости
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Такой опросник часто используется для подбора сотрудников, которым необходимо работать в экстремальных ситуациях. Обследуемому предлагается прочитать утверждения и ответить на каждое «да» или «нет». Для интерпретации сверяют ответы с ключом и за каждое совпадение начисляют по 1 баллу. При подведении итогов сначала оценивают искренность респондента по соответствующей шкале (в задании есть вопросы-ловушки).
- Методика «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников). Опросник позволяет выявить признаки личностных нарушений и оценить риск нервно-психического срыва. Испытуемому нужно дать максимально честные ответы «да/нет» на каждый вопрос из списка. При интерпретации подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по шкале нервно-психической устойчивости.
- Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Испытуемому предлагается список вопросов. На каждый из них можно дать ответ «никогда» (0 баллов), «почти никогда» (1), «иногда» (2), «довольно часто» (3), «очень часто» (4). Для обработки результатов считают сумму баллов по всем вопросам. Стрессоустойчивость определяется с учетом полученного значения и возраста обследуемого.
Что такое фрустрация. Так называют негативное психическое состояние, связанное с неудовлетворением определенных личностных потребностей.Оно обычно выражается в переживаниях разочарования, тревоги, отчаяния и раздражительности. Фрустрация негативно сказывается на жизнедеятельности в целом.
Как определить уровень фрустрации
- Экспресс-методика В. В. Бойко. Обследуемому предлагается ознакомиться со списком утверждений и выразить свое согласие или несогласие. 1 балл начисляется за каждый положительный ответ. Затем подсчитывают их сумму. Результат от 0 до 3 означает отсутствие фрустрации, 4–5 соответствует незначительной фрустрации, 6–8 –выраженной, более 9 – сильно выраженной.
- Диагностика фрустрационных реакций по Розенцвейгу. Испытуемому предлагается интерпретировать ситуации, представленные на 24 рисунках. На 16 из них изображенному субъекту создается препятствие, на 8 – его обвиняют в чем-то.Интерпретация результатов состоит в количественной и качественной оценке направления реакции (агрессии) и ее типа. Дополнительно рассчитывается«показатель групповой конформности», по которому судят о социальной адаптации обследуемого.
Корвалол ФИТО при стрессе 1
В комплексной терапии последствий стресса может применяться Корвалол ФИТО. Это безрецептурный комбинированный препарат на растительной основе. В его состав входит масло перечной мяты, этилбромизовалерианат и экстракт пустырника. Концентрация компонентов зависит от формы выпуска – капли или таблетки. Препарат обладает седативным, спазмолитическим, умеренным кардиотоническим действием, умеренными гипотензивными свойствами.2
1 Имеет противопоказания. Перед применением препарата необходима консультация со специалистом.
2 Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Корвалол ФИТО (таблетки, капли).
Источник