- Ответы на вопросы о психотерапии
- Психолог и клиент: как правильно выстроить взаимоотношения
- Читайте в статье:
- Роли психолога в общении с клиентом — разбираем позиции по содержанию
- Как психологу выбрать роль для разных типов клиентов
- Активная и пассивная — позиции по характеру взаимодействия
- Какую позицию занять в зависимости от поведения клиента
- Партнер или авторитет — позиции психолога по направленности
- Как не ошибиться с выбором позиции и к чему это может привести
Ответы на вопросы о психотерапии
Что бы Вы могли заочно познакомиться с тем, что предстоит на встрече, здесь помешены ответы на вопросы, которые чаще всего задают о работе психолога.
У каждого психолога своя индивидуальная манера, стиль работы. И для одного человека такой стиль может оказаться очень продвигающим и полезным, для другого – токсическим. Если вы подыскиваете себе психолога, психотерапевта, то будет полезно узнать об особенностях его профессиональной деятельности побольше.
Это очень естественно и разумно: такая забота о себе позволит вам получить максимум пользы и даже удовольствия от психотерапии.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:
Информацию о длительности и стоимости консультаций Вы можете найти на этой странице
Итак,
Где проходят сеансы?
Какие виды психотерапии предлагаются?
Все встречи проходят как и при посещении непосредственной нашей студии, так и онлайн (по Skype), за исключением тренингов холотропного дыхания — они проходят только в помещении студии.
Индивидуальные психологические консультации и терапию проводит Константинова Вера Егоровна самостоятельно, на групповую иногда привлекаются ко-терапевты – коллеги. Вера Егоровна с коллегами проводит и тренинги по холотропному дыханию.
Какую психотерапию выбрать?
Конечно, наиболее эффективна комбинация индивидуальной и групповой психотерапии. Однако это связано с увеличением расходов и готовностью к раскрытию человека.
Поэтому, лучше начинать с индивидуальных консультаций.
Исключением является метод трансперсональной психологии — холотропного дыхания. Это экстренный метод, выводящий в измененное состояние сознания (ИСС) позволяющий решить наиболее актуальные проблемы, не прибегая к самораскрытию перед посторонним человеком, пусть даже и психологом. Вообще, групповая форма работы – наиболее плодотворна. И надо сказать, что для клиента она в сумме гораздо дешевле индивидуальной.
Как записаться на прием?
Позвонив по телефонам
Пожалуйста, звоните заранее, тогда мы точно сможем подобрать для Вас свободное время.
Сколько времени длится одна встреча? И какова ее стоимость?
Если мы работаем с клиентом один на один (классическая индивидуальная психотерапия), то длительность встречи составляет 50 минут.
Консультация предоставляется по стоимости, указанной в прайсе на услуги студии «Век».
Перед первой консультацией необходимо заполнение анкеты для того, чтобы сэкономить ваше время на выяснение некоторых предварительных данных. При договоренности о блоке консультаций, заключается письменный или устный договор, в котором оговариваются все правила и гарантии взаимодействия.
Семейное консультирование необходимо парам , чтобы наладить свои отношения. Оно нужно не только людям, состоящим в браке , но и мужчинам и женщинам, пока не состоящими в браке, но желающими сделать это или раздумывающие о совместной жизни. Как правило, это совместная работа психотерапевта и членов семьи.
Консультирование семейных пар может проводиться и по отдельности, и совместно.
Длительность консультации для семейной пары составляет 90 минут.
Если вам необходимо экстренное решение проблем, то предлагаю воспользоваться тренингами холотропного дыхания.
Какие я предоставляю гарантии?
Самое трудное для человека, это взять на себя ответственность за результат.
Мы гарантируем, что наш специалист проанализиет информацию о вашем состоянии, причинах проблемы, о ваших внутренних ресурсах, уточнит причину ваших переживаний и выявит их глубинные «корни», определит то, что эффективно поможет именно Вам.
Предоставить полную гарантию исцеления и избавления от проблем никто не может – потому что процесс психологического исцеления — это процесс самого человека, и его эффективность будет зависеть от собственных усилий клиента и его настойчивости.
Однако, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы использовать опыт и умение Вам на пользу. Главное это чтобы сложился тандем из достаточно заинтересованного в личностном росте клиента и профессионала-психотерапевта. Это позволит преодолеть любые преграды и сложности в работе, и Вы обязательно достигните изменений.
Они могут отличаться от того , что вы ожидали, но, скорее всего, это будет тот результат, которого желало Ваше бессознательное, которое тем или другим образом пыталось Вам сообщить об истинной, настоящей проблеме, находящейся у Вас глубоко внутри, и признать которую Вы боитесь, потому что это признание влечет за собой психическую боль…
Что представляет собой сеанс индивидуальной психотерапии?
Внешне это выглядит как беседа двух людей, правда у нее всегда разный характер. Это может быть просто консультация, но чаще и эффективнее, когда проходит сеанс гештальт терапии.
Сначала клиент рассказывает, что его привело к терапевту, а терапевт пытается понять , сможет ли он помочь клиенту и как именно для этого надо работать. В положительном случае Вам представляется «терапевтический контракт» — условия, на которых строится работа, призванные защищать отношения от неожиданностей. Туда входят обычно частота и длительность встреч, правила опозданий, пропусков, соглашение о конфиденциальности, рассказ о методе работы. Клиент принимает решение, подходят ли ему эти условия. Иногда заключение контракта (подписание) может быть перенесено на следующую встречу. В конце встречи клиент оплачивает стоимость встречи и уходит. Предусмотрены скидки при предоплате.
Что происходит на терапевтической встрече?
Чаще, при продолжительной терапии, сочетаются все техники. На встрече психолог интересуется чувствами клиента, тем как клиент рассказывает: как при этом движется, как меняются его позы и мимика.
И обращает внимание клиента на эти перемены, с целью понимания клиента о том, какие слова и мысли привели к таким изменениям в его теле и дыхании.
Иногда психолог проводит эксперименты: просит «сажать» на пустой стул воображаемых людей и общаться с ними. Это не мистика, а такой очень эффективный метод из психодрамы. Иногда психолог дотрагивается до клиента (с его разрешения), иногда передвигается по комнате. Бывает, психолог и клиент «играют» в «игрушки», моделируя жизненные ситуации клиента, иногда рисуют и делают с рисунками различные манипуляции. В общем, вместе исследуют «пространство жизни клиента» для того, что бы выйти на истинные мотивы проблем клиента и работать с ними. Когда возникают сложности между психологом и клиентом, проводится работа над их выяснением. Сложности возникают неизбежно, потому что, во-первых, это неотъемлемая и важная часть отношений между людьми, а во-вторых, эффективный инструмент, который называется «работа с сопротивлением» и позволяет спускаться в терапии «на ступеньку глубже», как писал известный гештальт-терапевт Ирвин Польстер. Также идет работа с материалом, который поднимается в снах клиента. Бывает, психолог дает домашние задания.
На терапевтической встрече можно: плакать, хохотать, ругаться матом, молчать, впадать в детство, рисоваться, быть не в духе и даже выражать свою агрессию, избивая подушку.
Часто сразу после сессии клиенту становится легче. А немного погодя и вообще, в процессе терапии клиенту может стать тяжелее, потому что запускаются мощные психологические процессы, которые в обычной жизни спрятаны за семью печатями в нашем подсознании. Но в итоге становится все равно легче, так как приходит на помощь саморегуляция организма, которая в результате терапии улучшается.
Какие методы используются?
Основной метод — это гештальт-терапия и работа с симптомами, которая включает в себя огромное множество методик, направленных на достижение более полного осознавания человеком себя: своих чувств, потребностей, желаний, мыслей, а также внешнего мира – прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия обучает не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности.
Среди популярных гештальт-методик встречаются различные вариации техники «горячего стула», работы с противоположностями, разыгрывания ролей, работы со снами и мечтами, работа с телом, а также работа на границе контакта.
Клиент-центрированная психотерапия. Ее суть в следующем: конструктивные изменения в личности клиента осуществляются при наличии определенных терапевтических условий.
Вот некоторые из них:
1) Клиент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Позитивного изменения в личности пациента не состоится, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом. Без этого даже сотни книг мало.
2) Психотерапевт гармоничен, интегрирован и конгруэнтен (такой, какой он есть на самом деле). Да, психотерапевт создает позитивную атмосферу во взаимоотношениях с клиентом, но и не теряет себя. И то, и другое жизненно важно для качественной терапии.
3) Психотерапевт испытывает эмпатическое (эмпатия – способность сопереживать) понимание внутренней системы координат клиента. А иначе как можно помочь?
4) Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Психотерапевт лечит душой — это основной инструмент его работы. Сколько бы терапевт не знал о проблемах клиента, вряд ли это знание он сможет передать, если не установлен душевный контакт…
Сколько нужно встреч, чтобы избавиться от проблемы?
Ответ зависит от того, что вы хотите получить – консультацию или терапию. Разница существенная. Консультация – это скорее психологическая диагностика, взгляд психолога с позиции своих знаний и опыта на вашу индивидуальную ситуацию, а не психотерапия. Ее цель – помочь клиенту понять суть затруднений без их проработки. Возможно, вы чувствуете в себе силы для самостоятельной работы и вам нужен лишь первоначальный толчок… В таком случае, для качественной консультации мы рекомендуем вам прийти на 2-3 встречи.
Если после консультации клиент решает двигаться, к глубокой проработке проблематики, то, на мой взгляд, качественное решение проблемы требует не менее 8-10 еженедельных встреч. Три месяца – это минимальный срок, который требуется человеку, чтобы ассимилировать ,т.е. усвоить и интегрировать в свою жизнь полученный новый опыт.
Исключения только подтверждают правило. Если сомневаетесь, то вспомните хотя бы «плоды» участия в краткосрочных тренингах: в течение месяца после их окончания эйфория куда-то улетучивается, и все становится на свои привычные места. Хочу заметить, что людям, которые переживали психологические срывы с последующей госпитализацией или находятся на учете у психиатра, потребуется значительно больше времени.
Как готовиться к разговору с психологом?
Готовиться совсем не обязательно. Это ж все-таки не экзамен. Вашего присутствия вполне достаточно для продуктивной работы.
Обеспечиваю ли мы безопасность и конфиденциальность?
Да. Это фундамент, на котором строится психологическая практика. Наши кабинеты имеют хорошую звукоизоляцию. Кроме того, мы чтем этический кодекс психотерапевта и ни при каких условиях не разглашаем информацию о любой из сфер жизни клиента. Это правило, которому мы обязательно следуюем. При необходимости супервизии (обсуждения специфики случая с другим психотерапевтом), мы не пользуемся настоящим именем клиента и легко узнаваемыми деталями.
Что делать, если вы не можете четко сформулировать проблему?
Но что то ведь привело в этот кабинет? Значит, вашему организму пока почему-то так надо. Видимо,ваше подсознание что то очень хочет вам сообщить.Если с уважением отнестись к «мудрости организма», то информация обязательно выйдет на поверхность. По всей видимости, мы потратим какое-то время на исследование причин этих сложностей.
Источник
Психолог и клиент: как правильно выстроить взаимоотношения
Позиция психолога-консультанта — это стратегия его поведения с клиентом во время терапии. Она определяет, что делает консультант и какой эмоциональный тон у его действий. Например, будет он только внимательно слушать клиента или активно давать рекомендации? Будет демонстрировать свой авторитет или общаться с клиентом на равных? От того, насколько правильно консультант выбрал позицию, зависит эффективность терапии.
В психологии нет общепринятой классификации, поэтому мы рассмотрим самые популярные типологии позиций на примерах и разберемся, как их выбирать.
Читайте в статье:
Роли психолога в общении с клиентом — разбираем позиции по содержанию
Психолог Н. В. Самоукина выделила следующие позиции психолога в консультировании:
- «Нейтральный советчик». Внимательно слушает, спрашивает, дает рекомендации. Нейтральный не значит равнодушный. Он поддерживает, сопереживает клиенту, но при этом сохраняет объективность.
- «Программист». Изучает историю клиента и составляет для него программу. Консультант задает вопросы и помогает клиенту понять — что, когда и как можно сделать для решения проблемы.
- «Слушатель». Внимательно и активно слушает, сопереживает. Минимум рекомендаций и вопросов. Помогает клиенту почувствовать себя понятым и принятым. В атмосфере поддержки клиент сам находит решение проблемы.
- «Зеркало». Объективно описывает ситуацию клиента и его роль в ней. Человек со стороны смотрит на себя, свою жизнь и проблему — замечает то, что ускользало раньше, и находит решение.
- «Катализатор». Определяет слабое место клиента (то, что мешает ему действовать) и помогает найти в этом ресурс. Если клиент понимает, что ему нужно сделать для решения проблемы, но не может решиться из-за неуверенности в себе, консультант помогает ему обрести ее.
Есть и другие типологии позиций по содержанию, но все они говорят об одном — психолог не учитель или друг, он не дает советов и не учит жизни, но он может сыграть ту роль, которая сейчас нужна клиенту.
Как психологу выбрать роль для разных типов клиентов
При выборе позиции ориентируйтесь на тип клиента:
Активная и пассивная — позиции по характеру взаимодействия
Психолог В. В. Столин выделил 2 позиции психолога в процессе консультирования:
В первом случае консультант активно взаимодействует с клиентом, используя убеждение и другие техники влияния. Во втором — активно слушает, не дает указаний и советов (это запрещено профессиональной этикой), не интерпретирует слова, жесты и действия клиента. Специалист включается в его ситуацию, пытается понять мировоззрение.
Какую позицию занять в зависимости от поведения клиента
В психологическом консультировании важно быть гибким в своей профессиональной позиции: собрать информацию, задать вопросы и приблизить клиента к решению проблемы. В течение сессии психолог меняет активность в зависимости от реакции клиента.
Чтобы определить степень собственной активности, опирайтесь на поведение клиента. Если он занял пассивную позицию или часто отвлекается от темы, будьте активным. Если клиент развернуто отвечает на вопросы, сам подробно рассказывает о проблеме, лучше занять пассивную позицию — больше слушать, чем говорить.
- даже на развернутые вопросы старается дать односложный ответ
- молчит и долго думает перед тем, как что-то сказать
- сдержан в жестах и мимике
- избегает деталей
- задает вопросы консультанту
- возбужден и взволнован
- сам предлагает методы решения его проблемы: «Я слышал, что в таких случаях…»
- отвлекается на каждую мелочь или перескакивает с темы на тему: вспомнил анекдот — рассказал
Обратите внимание: в отвлечениях клиента может быть ценная информация. Например, анекдот может выступать защитной реакцией, если клиенту больно говорить о чем-то. Консультант должен быть внимательным. Если кажется, что отвлечение ценно для темы консультации, можно спросить клиента: «Мне показалось, что вы не просто так переключились на шутку. Вам неприятно об этом говорить?»
Партнер или авторитет — позиции психолога по направленности
Психологи Э. Берн , Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов , Г. С. Абрамова выделяют 3 позиции психолога-консультанта:
Первая позиция универсальна. Применение двух других требует большого психологического опыта, потому что может привести к негативным последствиям — разберем их на примерах.
Психолог и клиент — партнеры. Консультант не критикует, не оценивает и не судит. Он открыт и честен с клиентом, который отвечает тем же.
Психолог подчеркивает свой авторитет и профессионализм. Он избегает категоричных суждений, но более настойчив в высказываниях, чем консультант-партнер.
Позиция «сверху» может лишить неопытного психолога объективности, побуждая его оценивать, критиковать и навязывать.
Пример потери объективности. Клиент отказался от приглашения на день рождения матери, потому что на семейных встречах родственники всегда обсуждают и осуждают его. Теперь его мучает чувство вины и он спрашивает у психолога: «Я поступил хорошо или плохо? Что мне делать дальше?» Психолог так увлекается позицией наставника и авторитета, что начинает оценивать клиента: «Наверное, в глазах матери вы поступили плохо, но для себя вы сделали хорошо. Вы поступили правильно». Консультант берет на себя всю ответственность. Это чревато формированием у клиента зависимости — он продолжит ходить за подсказками и оценками. Но задача консультанта — помочь клиенту стать хозяином своей жизни.
Узнайте, какие ошибки допускают начинающие консультанты, чтобы не повторять их
Получите чек-лист «9 ошибок начинающего психолога»
Психолог признает авторитет клиента, прислушивается к нему. Он поощряет его инициативу, мотивирует делиться знаниями.
Позиция опасна тем, что клиент может начать манипулировать психологом.
Пример манипуляций. Клиент включает «босса»: «Я заплатил вам деньги, вы должны мне помочь. Я пришел сюда не разговаривать, а получить совет». Он цитирует психологическую литературу, обращается к авторитетам, чтобы заставить психолога усомниться в своей компетентности: «Почему я должен учить вас делать свою работу? Почему я это знаю, а вы нет?» Опытный консультант быстро распознает и остановит манипуляцию. Но начинающий психолог может не заметить ее. Он усомнится в своем профессионализме и постарается за клиента решить его проблему — возьмет ответственность.
Как не ошибиться с выбором позиции и к чему это может привести
При выборе позиции нужно ориентироваться на ситуацию. Для примера разберем несколько вариантов из множества возможных:
Клиенту не хватает уверенности. У него низкая самооценка и чувство собственной значимости
Клиент осторожно зашел в кабинет, сел на край дивана, говорит тихо, его тело напряжено. В речи часто звучит: «Да я на другое и не рассчитывал», «Мне всегда не везет» и подобные выражения
Клиент понимает свою проблему и готов бороться. Спокойно и развернуто говорит
Клиент говорит: «Я понимаю, что отчасти сам виноват в том, что случилось, но я готов исправить это. Вы только помогите понять, в каком направлении двигаться»
Клиент растерян, ослаблен и нуждается в путеводителе, опоре, руке помощи
Клиент говорит: «Я не знаю, как поступать. Хочу, чтобы кто-то сказал, что мне делать. Я слышал, что вы хороший психолог. Я вам полностью доверяю»
Предпочтительной является позиция «на равных». Две другие могут нарушить контакт и снизить эффективность работы. Однако профессионал умеет грамотно перестраиваться с одной позиции на другую. Сначала он может занять позицию «снизу», чтобы разговорить клиента и установить доверительный контакт, а потом — «сверху», чтобы дать экспертную рекомендацию. В середине он может придерживаться позиции «на равных».
Начинающим консультантам нужно быть аккуратными в выборе и смене позиций. Обращайтесь к опытным коллегам и супервизорам, изучайте кейсы, чтобы практикой отработать понимание позиций и их смены. Важно идти за клиентом, присматриваться к нему и к тому, как развивается консультация, внимательно слушать и менять позиции согласно ситуации. Этот навык приходит с практикой.
Источник