Психокоррекция эмоциональной сферы младшего школьника

«Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы младшего школьного возраста»

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы младшего школьного возраста.

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие — отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) (Е.П. Ильин) [7].

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии младшего школьника сегодня является очень актуальной, так как именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь развивается индивидуальность человеческой личности.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой младшего школьника может проводиться различными средствами и в разных направлениях. Так, например, она может быть связана с коррекцией эмоцио­нальных расстройств ребенка, со сниже­нием эмоционального напряжения, с нейтрализацией стра­хов и эмоционально-отрицательных переживаний.

Такие исследователи как И.В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В, Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н. Л. Кряжева Н.А. Степанова считают, что появление различных эмоциональных проблем у детей связаны с нехваткой положительных эмоций [1].

Не будем забывать и о том, что в этом возрасте у детей появляются изменения в эмоциональном фоне поведения. Эмоционально-волевая сфера становится сложной и обогащенной. Рассмотрение этого вопроса связано с тем, что именно эта возрастная категория является сензитивной в общем развитии эмоционально-волевой сферы.

Данная проблема четко отражена в трудах отечественных исследователей: Т.В. Антонова, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, З.Я. Неверович, Р.С. Буре Л. П. Стрелкова, Д.Б. Эльконина.

Цель исследования: изучить особенности коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста .

Объект исследования: процесс коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Предмет исследования: особенности средства коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «эмоционально-волевая сфера» в психолого-педагогической литературе.

2. Определить особенности коррекции эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др. [5].

Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.

Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий [ 5 ] .

Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

Второй особенностью эмоционально-волевой сферы младшего школьника становится большая сдержанность в выражении своих эмоций — недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению.

Читайте также:  Настроение у меня очень прекрасное исправить

Третья особенность – это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Пятой особенностью эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и так далее [ 4 ] .

Рассмотрим возрастные особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, касающиеся учебной деятельности. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка [ 3 ].

В исследованиях Е.И. Игнатьева и В.И. Селиванова выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.

У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех [2].

Чувства человека оказывают существенное влияние на его волю — на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.

Источник

Проект коррекционной программы с детьми младшего школьного возраста «Коррекция негативных эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте»

Министерство образования и науки

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Тюменский государственный университет

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА

коррекционной программы с детьми младшего школьного возраста

«Коррекция негативных эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте»

(контрольная работа по дисциплине

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»)

4 курса, гр.29ППО148-з/1

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Читайте также:  Диагностика эмоционального состояния подростка 11 лет

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.

В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Как считают многие исследователи, например, Прихожан A . M . (1995), за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.

Программа «Коррекция негативных эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте».

Цель программы – коррекция негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, агрессии) в младшем школьном возрасте .

Купирование у детей актуальных негативных эмоциональных состояний, снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки и уверенности в себе у детей, развитие внутренней активности и адекватного отношения к своим неудачам.

Обучение ребенка умению управлять собой в различных ситуациях.

Формирование у детей позитивного отношения к сверстникам.

Психолого-педагогическое проектирование программы коррекции эмоциональной сферы детей осуществлялось на основе следующих методологических принципов возрастной, общей и семейной психокоррекции:

— принцип развития: при наличии определенных, строго продуманных условий любой ребенок обладает способностью к развитию, которое в значительной степени зависит от особенностей организации коррекционного процесса;

— принцип единства коррекции и развития: решение о содержании коррекционной ра­боты принимается только на основе психолого-педаго­гического анализа внутренних и внешних условий разви­тия индивида;

— принцип единства диагностики и коррекции;

— этические принципы психологии и психотерапии (конфиденциальность, уважение и соблюдение прав и интересов клиента);

— принципы гуманизма, принципы культурно-исторического подхода к закономерностям развития психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, К.Г. Юнг, Я.Л. Морено).

Стратегия проведения коррекционной работы : коррекционная работа направлена на лучшее понимание ребенком своих состояний и его доступным для детей данного возраста навыкам и приемам эмоциональной саморегуляции.

Тактика проведения коррекционной работы:

Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы и учитывать темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.

Коррекционная программа включает в себя четыре блока :

Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике эмоциональной сферы ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий.

Установочный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.

Коррекционный блок программы состоит в формировании и закреплении у ребенка уверенности в себе, эффективных навыков совладания со своими эмоциями, в развитии у него рефлексии и эмпатии.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий: для отслеживания эффектов тренинга на завершающем занятии проводится контрольная психодиагностика и обмен впечатлениями о тренинге.

Читайте также:  Дать детям радость труда

Форма работы: групповая.

Методики и техники работы:

1. Игротерапия. В настоящей программе психолого-педагогической коррекции применение игротерапии направлено на:

снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность: «Чет и нечет», «Принц –на -цыпочках», «Путешествие по классной доске» и т.д.;

выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей: «На ошибках учатся», «Ученик дня», «Верить и стараться» и др.;

актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов: «Неоконченные предложения», «Школа – фантазия», «Что делает учитель», «Что я чувствую в школе», «Родитель, учитель, ученик» и др.;

развитие произвольности, внутреннего плана действий: «Друг к дружке», «Кто точнее?», «Найти смысл» и др.;

формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности: «Мой класс», «Найти пару», «Подари подарок другу» и др.;

развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям: «Я и Я», «Слушаем себя», «Страна клякс», «Кто Я?» и т.д.;

осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи: «Домашний фотоальбом», «Праздник в семье», «Мы – взрослые» и т.д.

2. Арт-терапия. В настоящей программе применение арт-терапии направлено на продвижении младших школьников с символического уровня на конкретный и с подсознательного на сознательный за счет поощрения детей к повторному переживанию прошлых событий, которые были заблокированы и препятствовали личностному росту. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения: «Кляксы», «Моя планета», «Я в будущем» и т.д.

3. Сказкотерапия. В настоящей программе применение сказкотерапии направлено на актуализацию и осознание детьми своих проблем и различных путей их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

4. Психогимнастика. Используемые в данной программе психогимнастические техники направлены на преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, создание условий и возможностей для самовыражения детей.

5. Беседа: «Что значит любить родителей», « Что я чувствую в школе», «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я» и т.д.

6. «Дневник достижений»

В течение всего периода работы группы участники группы ведут дневники, которые позволяют отслеживать настроение группы в целом и каждого ребенка в отдельности, те или иные достижения участников группы, их стремления, успехи и неудачи, способствуют формированию у детей ответственного отношения к занятиям, развитию рефлексии. Работы с дневниками позволяет научить детей оценивать ту или иную ситуацию, рефлексировать, ставить перед собой те цели, которых они могут реально достичь.

7. Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско-родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством домашних заданий и последующими обсуждением с целью:

повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

активизации коммуникаций в семье.

Программа рассчитана на занятия с родителями и их детьми в течение 2 месяцев с периодичностью три раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Всего 23 занятия.

Механизмы коррекции:
* вытеснение
* отреагирование
* замещение
* релаксация
* катарсис
* проекция
* забывание
* когнетивная психокоррекция
* гуманистическая психокоррекция

Необходимые материалы и оборудование:

Материалы и оборудование:

блокноты (набор бумаги) для флипчарта;

фломастеры для флипчарта;

материалы для рисования.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки, с хорошим освещением, звукоизоляцией и возможностью проветривания. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, аудио проигрыватель.

Источник

Оцените статью