Психокоррекция эмоционально волевой сферы младших школьников

Журнал Педагог

Автор: Савцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ №53
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: «Методы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития»
Раздел: начальное образование

« Методы коррекции эмоционально-волевой сферы

младших школьников с задержкой психического

Савцова Ольга Юрьевна

ежедневное погружение специалиста в различные жизненные ситуации других

участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей. Чтобы

успешно справляться со своей работой, психологу необходимо регулярно повышать

свою профессиональную компетентность, быть в курсе современных подходов и

методов, владеть ситуацией в современной системе образования.

го суд а рс т ве нного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ), прошло практически два

наиболее остро и долго – дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и

любой педагог может столкнуться с подобной ситуацией, поэтому данная тема

является одной из наиболее актуальных.

детей заслуживает особого внимания, поскольку оказывает значительное влияние

на процесс взаимодействия с окружающими. Особенностями поведения данной

категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

частая смена настроения;

других детей и педагогов;

повышенная тревожность, склонность к страхам.

успешная социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

необходимых для жизни в обществе.

используются следующие диагностические методики:

Исследование субъективной оценки межличностных отношений

Цветовой тест отношений(ЦТО).

Различные рисуночные тесты.

С целью выявления особенностей взаимоотношений данного ребёнка в группе

сверстников применяются социометрические методики.

Коррекция эмоционально–волевой сферы у обучающихся — это комплексная

работа, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса

при условии тесного сотрудничества с родителями. Особое внимание уделяется

коррекция самооценки и формирование эмоциональной устойчивости.

нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые

Игра занимает особое место в жизни ребёнка на всех возрастных этапах

развития, поэтому метод игротерапии может быть использован как специалистами

дошкольных образовательных учреждений, так и применятся в школе. В процессе

направлены на раскрытие физических и психических качеств личности. Они учат

ребёнка подчиняться определённым правилам поведения, радоваться успехам и

мириться с неудачами, взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Впервые игра как метод психотерапии детей была применена в середине 1920-

х годов А.Фрейд и М. Кляйн. Авторами было предложено два варианта игровой

свободная игра, так как она позволяет более открыто выражать свои эмоции,

самостоятельно придумывать правила и воплощать их в игре.

взрослыми. Материал, эмоционально близкий для ребёнка, всегда прорабатывается

заранее. В процессе игры ведётся наблюдение за эмоциональными проявлениями

пониманию эмоций и внутреннего мира другого человека. Однако, эффективность

проведения сюжетно-ролевых игр зависит от множества факторов, в том числе и

ситуативных. Поскольку эмоциональных фон данной категории детей является

нестабильным, и поставленные перед занятием цели могут быть достигнуты не в

полном объёме, необходим полный анализ деятельности ребёнка в условиях игры,

и дальнейшая отработка задачи в другой ситуации.

Читайте также:  Как хорошо что есть друзья которые поднимают настроение

хорошо знакома детям, поступки и характеры героев обсуждаются заранее, чтобы

Способность ребенка хорошо войти в роль — это залог того, коррекция поведения

будет иметь максимальный эффект. Наделяя отрицательными качествами личности

поведение со стороны и понять, что только он может его контролировать.

индивидуальных диагностик и анализ социометрических исследований помогают

понять, что данная концепция в работе педагога-психолога является эффективной,

способствует уменьшению негативных эмоциональных проявлений и нуждается в

Разумеется, высокий результат не может быть достигнут только игровыми

методами, так как данная категория детей имеет достаточно стойкие и серьёзные

медикаментозной помощи и коррекционной работе по всем направлениям. Однако,

игровые приёмы занимают одно из ведущих мест в работе с данной категорией

детей, за счёт создания эмоционально комфортной и доверительной атмосферы.

Источник

Программа коррекции ЭВС
рабочая программа

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
Программа коррекции ЭВС 148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

на педагогическом совете

протокол от 31.08.18 № 17

приказом директора школы

по развитию эмоционально-волевой сферы

Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

Рабочая программа развития эмоционально – волевой сферы младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».

Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников.

Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.

Волевое действие школьника развивается в том случае, если :

— цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;

— эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;

— деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;

— ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;

— внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения — 1 час в неделю (34 часа).

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.

Основные задачи программы:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
  • коррекция настроения и негативных черт характера;
  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел — Самопознание «Какой «Я»? . Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.

Третий раздел — Позитивное общение «Мой язык общения» — одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

При реализации программы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа,
  • психогимнастика,
  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • ролевая игра,
  • арт-терапевтические техники (Мозартика, мандала),
  • сказкотерапия,
  • дискуссия,
  • релаксационные методы,
  • когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).

Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Организационная структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на 35 — 40 минут.

1.- Ритуал приветствия и разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. — Основная часть

Направлена на решение задач данной программы.

3.- Заключительная часть

Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

улучшение социально-психологического климата класса;

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);

-рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Источник

Читайте также:  Поднимите мне настроение юмор
Оцените статью