Психокоррекционная работа с эмоциональной сферой

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Читайте также:  Если нет мужчины депрессия

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Источник

Психокоррекционная работа с детьми. Рекомендации психолога

Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

  1. Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению нарушений и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.
  2. Деятельностный принцип психокоррекции.Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.
  3. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка*. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.
    * Зона ближайшего развития – это понятие, которое характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен при помощи учителя. (Л.С. Выготский).
  4. Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.
  5. Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.
  6. Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той «точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы.
  7. Упреждающий характер психокоррекции.Коррекционная работа направляется на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировки того, что уже достигнуто ребенком.
  8. Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумел выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.
  9. Учет индивидуально-психологических особенностейребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.
  10. Эмоциональная насыщенность занятий.Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.
Читайте также:  Кто имеет органы чувств плоских червей

Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:

  • Проблема.
  • Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции или при отсутствии таковой).
  • Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д., и осуществление которой происходит под контролем психолога.
  • Выполнение психокоррекционной программы.
  • Анализ эффективности психокоррекционной программы

Психокоррекция эмоциональной сферы

Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.

К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

  1. природные особенности (например, тип темперамента);
  2. социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение школьного педагога к ребенку и т.п.).

Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.

Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.

В процессе психокоррекционных занятий дети:

  • получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;
  • переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;
  • воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;
  • учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;
  • обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;
  • учатся вербализовывать (проговаривать) и понимать собственные чувства;
  • воспроизводят эмоциональную коррекцию своих отношений с окружающими людьми.

Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию примеры упражнений, направленных на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Данные упражнения проводятся в группе детей (4-6 чел). Возраст детей 6-10 лет.

Упражнения.

Упражнение №1 «Чувства животных»

Цель:

Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

Ход упражнения:

Участники делятся на группы по три человека. В тройках договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Только после этого участники получают инструкцию взрослого касательно собственного задания. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Участникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.

Читайте также:  Способ преодоления стресса психология

Упражнение №2 «Эмоциональные загадки»

Цель:

Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

Ход упражнения:

Участники делятся на две команды. Упражнение проходит в три серии.

В первой серии каждая команда задумывает какую-нибудь эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим, после чего отправляет своего представителя к команде-сопернице. Задача «делегата» – молча выслушать слово, задуманное соперниками, а затем после двухминутной подготовки невербально изобразить своим соратникам задуманное слово.

Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание.

В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере.

Упражнение №3 «Лимон»

Цель:

Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход упражнения:

Ведущий зачитывает вслух инструкцию упражнения детям: «Сядьте удобно, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьте и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».

Более подробно о психокоррекции эмоциональной сферы ребенка Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Психокоррекция поведенческой сферы

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.

Психокоррекционные занятия помогают детям:

  • распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;
  • приобрести навыки адекватного общения в социуме;
  • развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
  • выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Примеры упражнений, направленных на коррекцию проблем с поведением ребенка. Упражнения направлены на детей 6-10 лет. Упражнения проводятся в группе (3-7 чел).

Упражнения.

Упражнение № 1

Цель:

Научить участников распознавать собственные эмоции и чувства.

Ход упражнения:

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, журналом и т.д.); Если бы я был едой, то я был бы… и т.д.»

Упражнение №2 «Лозунг против агрессивности»

Цель:

Коррекция агрессивного поведения детей.

Ход упражнения:

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются. Далее участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

Упражнение №3

Цель:

Коррекция негативного поведения.

Ход упражнения:

Детям предлагается нарисовать на листе бумаги какое-либо чудовище, потом представить ситуацию, когда ребенок разозлен, чувствует себя гневным. Именно в этот момент необходимо сделать с листком все, что угодно – помять, порвать, растоптать.

Упражнение №4 «Волшебная лавка»

Цель:

Формирование навыков уверенного поведения.

Ход упражнения:

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п. В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение. Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.

Уважаемые родители! ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468-500

Статью подготовила: медицинский психолог – Е. О. Шахрай

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.

Источник

Оцените статью