Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
Елена Ярулина
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
«Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников»
Цели: Повышение профессионального мастерства, инициативы и творчества педагогов.
1 слайд: Приветствие, представление темы семинара – практикума.
2 слайд: Очень часто дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги – психологи, но и воспитатели использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для педагогов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
3 слайд: Основные достоинства психогимнастики:
-игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
-сохранение эмоционального благополучия детей;
-опора на воображение;
-возможность использовать групповые формы работы.
Т. е. на занятии вы делите детей на подруппы, в этих подгуппах возможно есть дети ограниченными возможностями здоровья или дети с зпр, ОНР, гиперактивные, агрессивные, застенчивые, аутичные дети.Нет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только гиперактивные, агрессивные, застенчивые и т. д. В группу должны обязательно входить дети с нормой развития, которые могут положительно влиять на группу (пр:дети в артистической жилкой, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией на пример)
4 слайд: Цели психогимнастики:
-опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
-преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
-снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
-создание возможности для самовыражения;
-развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях психогимнастикой ставятся как воспитательные, так и психотерапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения (ближе к психотерапии). Так, например, обучение аутичного ребенка выразительным движениям или агрессивного ребенка «выпускать пар» приемлемым способом.
Существует педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).Например:
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания, любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, нарушают их психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:
-произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);
-произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
-улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
-сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
-отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:
-эмоционально-выразительных движений;
Выразительные движения самым тесным образом связаны с эмоциями и общим состоянием человека. Они не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска.
Если ребенок владеет своими выразительными движениями, то может с их помощью запускать нужные эмоции, также происходит тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.
-Эмоций;
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Эмоциональной регуляцией поведения;
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер.
Источник
«Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников».
статья (старшая группа)
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
В наш информационно-компьютерный век дети часто становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.
Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_gmo.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции , а также выражать свое э моциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольниковявляется актуальной , поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста . А эти нарушения мешают нормальному психическому , умственному,физическому , эмоциональному развитию ребенка .
Внаш информационно-компьютерный векдети частостановятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.
Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика.
Что такое психогимнастика?
Психогимнастика – это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но также она применяется воспитателями в детских учреждениях. Родителям тоже небесполезно знать основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно – развивающего средства.
Понятием «психогимнастика» обозначают широкий круг упражнений: устных и письменных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах (2-3 человека) или всей группой вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например на память, внимание.
Основная цель методики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения.
- Преодоление барьеров в общении;
- Развитие лучшего понимания себя и других;
- Снятие психического напряжения и тревожности;
- Создание возможностей для самовыражения;
- Развивать коммуникативные умения;
Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами.
Она учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию.
Так, например, психогимнастика поможет снять усталость и возбуждение на физкультурном занятии, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «пауков» и т.д., вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; а образ птиц или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, и получают возможность научиться управлять ими.
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий с группой детей хорошо, чтобы в процессе игры они прикасались друг к другу, выбирали кого-то по тем или иным параметрам, разговаривали друг с другом, придумывали образы и ситуации. Таким образом, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Уходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Во время игры нужно просить ребенка, чтобы он изобразил разные действия и эмоции. Можно использовать в игре подручные предметы, но лучше просто их воображать их. Помогает создать нужное настроение и соответствующая музыка.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
В своей работе буду использую методику Чистяковой М. И.
Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.) . Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Вывод: Таким образом, детям прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления ( страх, тревога, неуверенность)
Для 4-6 летнего возраста
Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что солнечный зайчик светит прямо ему в лицо. Пусть он представит, как зайчик скользит по щечкам, носику, лбу, животу. А теперь зайчик забрался за шиворот и стало щекотно. Пусть малыш погладит его, представит, что подружился с ним.
Для 4-6 летнего возраста
Попросите ребенка изобразить как:
- радуется утреннее солнышко
- кот растянулся на солнце
- ребенок есть вкусную конфету
А теперь пусть он:
- нахмуриться как осенняя тучка
- изобразит рассерженного человека
- изобразит злость и ярость
Теперь попробуем показать испуг:
- как выглядит потерявшийся котенок?
- заяц встретился с волком
- мальчик зашел в темный мрачный лес
А теперь надо изобразить усталость:
- папа пришел усталым с работы
- мама мыла посуду, убирала и устала
- мальчик несет очень тяжелую сумку
Игры, на преодоление тревожности
Цель: снять напряжение, успокоить детей
Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: « Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут на нем его узоры. Представили? Я тоже представила свой шар. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу». (Упражнение можно повторять2-3 раза)
Цель: расслабить мышцы лица
Описание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди.
Описание: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Болтай».
Свалился во сне.
Сначала будем превращаться туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, наблюдательность, сообразительность. Развивать четкость пр.
Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин.
ТЕМА: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностногоразвития дошкольников» ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразитель.
материал о пользе книг.
Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей».
Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии для развития эмоциональной.
Источник