Психофизиологические корреляты эмоциональных процессов

Раздел 2. Психофизиологические корреляты эмоций

В отличие от психологов, физиологи полагают, что эмоции представляют собой, прежде всего, реакцию организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности (Косицкий 1985).

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему весь организм. Эти изменения бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок.

Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышц включаются в работу поочередно, то в состоянии эмоционального возбуждения они могут включаться одновременно.

Даже в условиях осуществления какой-либо интенсивной деятельности, при больших энергетических затратах у человека остаются большие потенциальные возможности, которые и используются в состоянии эмоционального напряжения. При этом угнетаются реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, давая организму необходимые дополнительные энергетические ресурсы.

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ озна-комиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает. Хотя и такой вопрос может таить в себе определенные трудности. Как писал Годфруа, «…слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства?» (Годфруа 1999).

На первый взгляд, объективным проявлением эмоции может служить ее внешняя манифестация – соответствующее поведение человека. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, от радости они, от огорчения или от негодования. К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленные брови или улыбка по-разному воспринимаются на Востоке и на Западе.

Некоторые психофизиологи полагают, что только благодаря физиологической активации и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Чтобы выявлять значение тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца, нужны весьма чувствительные приборы.

Эмоции возникают обычно в том случае, если перед человеком стоит какая-то задача (потребность, цель), а средств для ее решения (удовлетворения, достижения) недостаточно. К средствам достижения цели можно отнести умения, навыки, опыт, энергию, время. Немаловажное значение имеет и объем информации, которой владеет человек. В случае, если существующая у организма информация меньше необходимой, возникает состояние напряжения, а в зависимости от величины напряжения меняется и эмоциональное состояние человека. Всякая нешаблонная задача требует концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов и характеризуется повышением работоспособности, усилением функции органов и систем, обеспечивающих решение этой задачи.

Однако если этой мобилизации оказывается недостаточно, возникает напряжение и, как следствие, отрицательная эмоция. Примером может служить знакомое каждому состояние ярости, гнева, негодования, сопровождающееся крайне значительным (предельным) повышением активности органов и систем. В этом состоянии значительно возрастает работоспособность мышц, концентрируется внимание, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, усиливается дыхание, кровь притекает к мышцам, мозгу, легким, сердцу. Другими словами, максимально увеличиваются ресурсы организма и его способность добиться решения задачи.

Если же задача требует ресурсов, намного превышающих те, которыми располагает организм даже при максимальной мобилизации сил, возникает состояние страха (ужаса) или тоски. Необходимо отметить, что ряд исследователей в области физиологии эмоций объединяют эти два эмоциональных состояния, так как, по их мнению, они вызывают одинаковые изменения, которые прямо противоположны тем, что отмечаются у человека в состоянии гнева. Наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов. От страха «подкашиваются ноги», парализуются умственные способности, а от тоски «опускаются руки», наступает апатия, когда «делать ничего не хочется». При этом угнетаются не только интеллектуальные и энергетические, но даже иммунологические реакции, и компенсаторные процессы. Именно поэтому подобные состояния при длительном воздействии чрезвычайно вредны для человека. «Страх, тоска, печаль – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», – говорил И.П.Павлов.

Радость же, напротив, повышает жизненные ресурсы организма и чаще всего подразумевает ситуацию, когда имеющаяся информация превышает необходимую для решения задачи.

Из всего вышесказанного абсолютно понятно, что любая эмоция воздействует практически на все органы и ткани организма. Принято считать, что эмоциональное возбуждение включает в себя:

А) произвольно регулируемые компоненты;

Б) нерегулируемые компоненты эмоций.

К произвольно регулируемым компонентам эмоций относятся, прежде всего, общедвигательные и мимические реакции, речевые реакции, которые сопровождают субъективные переживания, причем часто очень выразительно. К этой же группе компонентов эмоций относятся слезоотделение и дыхание.

Читайте также:  Мои мальчишки моя радость

К нерегулируемым компонентам относятся: деятельность сердца, изменение просвета сосудов, изменение состояния желудочно-кишечного тракта, мышечной системы, потоотделение.

Реакции этого рода составили объект исследований У. Джемса, предложившего в результате свою психологическую теорию эмоций.

Джемс резюмирует эту теорию следующим образом. Телесное возбужде­ние следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться так: «я потерял состояние, огорчен и плачу»; «я повстречал медведя, испугался и обращаюсь в бегство»; «я оскорблен врагом, пришел в ярость и наношу ему удар». Согласно защищаемой автором гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: именно первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны находиться телесные про­явления, и потому более рационально выражаться следующим образом: «я опечален, потому что плачу», «пришел в ярость, потому что бью другого», «боюсь, потому что дрожу», а не говорить: «я плачу, бью, дрожу, потому что опечален, приведен в ярость, испуган». Если бы телесные проявления не сле­довали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, актом бледным, лишенным колорита и эмоциональной тепло­ты. В таком случае при виде медведя мы могли бы решить, что лучше всего обратиться в бегство; могли бы нанести оскорбление и посчитать справедливым отра­зить удар и т.д., но мы не ощущали бы при этом страха или негодования.

Основной смысл этих парадоксально звучащих утверждений заключается в том, что эмоции обусловлены исключительно периферическими изменениями: внешние впечатления чисто рефлекторно, минуя высшие центры, с которыми связаны процессы сознания, вызывают ряд изменений в организме; эти измене­ния обычно рассматриваются как следствие или выражение эмоций, между тем как по Джемсу, лишь последующее осознание этих органических изменений, обусловленное их проекцией на кору, и составляет эмоцию. Эмоция, таким обра­зом, отожествляется с осознанием органических изменений.

Аналогичную точку зрения развил датский психолог К. Ланге в своей «сосудодвигательной те­ории» эмоций. Эмоции-аффекты, по Ланге, определяются состоянием иннерва­ции и шириной сосудов, которые задействованы при этих эмоциях. Анализируя, например, грусть, Ланге говорит: «Устраните усталость и вя­лость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, появится легкость в членах, и от грусти ничего не останется».

Уместно будет привести здесь описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева, которые предложил Ланге.

Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивание, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходит торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку от них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид также выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянута.

Гнев сопровождается резким покраснением (или, наоборот, побледнением) лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (ср. сжимание пальцев в кулак).

Для Ланге эмоция – это осознание происходящих в организме сосудодвигательных (вазомоторных) из­менений и их последствий. Теория Ланге, таким образом, принципиально одно­родна с теорией Джемса. Поэтому обычно их объединяют, и говорят о теории эмоций Джемса–Ланге.

Несомненная заслуга этой теории в том, что она постулировала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Дей­ствительно, без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и существенным их компонентом. Если выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем само чувство страха.

Однако теория Джемса–Ланге ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям и пре­вратила сознательные процессы во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и не определяющий ее акт. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь пери­ферическим реакциям. В эмоциональных процессах участвуют в теснейшем вза­имодействии как периферические, так и центральные факторы.

Итак, представители психофизиологического подхода к эмоциям стремятся определить характер процесса активации, выражающийся в нейрональных и вегетативных процессах, соответствующих различным уровням эмоциональной актива­ции и типам эмоций (Дружинин 1999). Одной из центральных задач этого под­хода является стремление найти способ дифференцировать эмоциональные состоя­ния, исходя из показателей физиологичес­кой активности, т. е. научиться определять, какую эмоцию переживает человек с помощью измерения различных физио­логических показателей.

Несмотря на то, что эта проблема далека от окончательного решения, принципиальная возможность распознавания эмоции по физиологичес­ким показателям уже продемонстрирована. Иссле­дования показывают, например, что, даже измеряя только два показателя – частоту сердечных сокращений и изменение тем­пературы тела, – можно достаточно точно различать такие важнейшие эмоциональные состояния, как гнев, страх, печаль, радость, удивление и отвращение. Гнев связан с сильным увеличением частоты сер­дечных сокращений и значительным по­вышением температуры тела; страх – с сильным учащением сердцебиения и не­значительным понижением температуры тела; печаль – с учащением сердцебиения и незначительным повышением темпера­туры; радость – с некоторым учащением сердцебиения и повышением темпера­туры тела; удивление – с некоторым учащением сердцебиения и слабым пони­жением температуры; отвращение – с не­значительным понижением сердцебиения и понижением температуры.

Читайте также:  Последствия сильного стресса у женщин симптомы

Отдельную проблему составляет разработка методов исследования эмоций. В некоторых работах эмоции рассматриваются как частный случай проявления человеческой психики, и упор делается на описание общих моделей (Ellis, Young 1988; Гостев 1992; Дружинин 1998; Damasio 1989). В других случаях эмоции изучаются per se – во всей их совокупности (Изард 1980; 2002; Рейковский 1979; Вилюнас 1976) или отдельно взятые (Кьеркегор 1993; Mikołajczuk 1997). Для психофизиологических исследований разрабатываются свои методы, основанные, в том числе, на применении специфического оборудования (Грекова 1975) – но, разумеется, эта сфера исследования эмоций от нас очень далека.

До появления сложной аппаратуры, позволяющей, в частности, регистрировать различные физиологические реакции (в том числе и такие, о которых не подозревает сам испытуемый), единственным методом исследования эмоций было наблюдение за внешними их проявлениями. При этом применялись самые разные экспериментальные процедуры, которые условно можно разделить на две большие группы: в одном случае показывались фотографии (рисунки), в другом – эмоции изображались «вживую» (самим исследователем или приглашенными актерами). Первый подход и поныне часто применяется на практике – главным образом, благодаря относительной простоте воспроизведения. Иллюстрацией второго подхода может служить серия экспериментов П.Экмана, о которой мы скажем несколько ниже, а в отечественной психологии – исследование О.А. Сидоровой (2001). Она исходила из того, что мимическое выражение эмоций, равно как и способность к распознанию эмоциональных состояний другого человека, могут служить объективным показателем эмоций, причем к числу наиболее существенных элементов экспрессии относила мимику и интонацию речи. Соответственно, в экспериментах автора применилась методика, в которой одновременно предъявлялись образцы речевой и мимической экспрессии. И то, и другое осуществлялось живыми актерами с помощью метода сценического переживания по К.С. Станиславскому. Выбор экспериментального материала был осуществлен на основе классификации эмоций, опирающейся на потребностно-информационную теорию эмоций П.В.Симонова (Симонов1975).

Какие бы методы не применялись, исследованиям эмоций через невербальные проявления в психологии всегда уделяется центральное внимание. Остановимся на этом более подробно в следующем разделе.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Читайте также:  Переменчивое настроение как пишется

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью