Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники
Стресс – это приспособительная реакция организма на внешние факторы. Длительное пребывание в таком состоянии может нанести вред здоровью, поэтому его важно своевременно диагностировать.Существует множество методик, позволяющих оценить различные параметры стресса.
Основные группы методов психодиагностики стресса
Тесты. Стандартизированные, обычно ограниченные по времени и краткие испытания, которые предназначены для определения качественных и количественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые обследуемый должен дать правильные ответы. Они делятся на разные категории по содержанию. В рамках обследования могут проводить тесты интеллекта, способностей, достижений и личности.
Опросники. Такие инструменты психодиагностики используются для получения данных со слов испытуемого. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в них нет правильных и неправильных ответов.Они лишь отражают меру согласия или несогласия человека с теми или иными утверждениями. Опросники могут быть открытыми (предусматривают свободные ответы) или закрытыми (испытуемому предлагаются варианты ответов на каждый вопрос).
Метод наблюдения. Применяется для получения обширной информации об обследуемом, незаменим во всех случаях, когда не разработаны стандартизированные диагностические процедуры. Для наблюдения не требуется согласие испытуемых. Данный метод предполагает:
- постановку проблемы;
- выбор ситуаций для наблюдения;
- определение особенностей поведения и психологических качеств, которые будут объектом наблюдения;
- наличие разработанной системы записи результатов.
Беседа. Метод применяется для сбора первичных данных об испытуемом на основе вербальной коммуникации с ним. При соблюдении определенных правил беседа позволяет получить достоверную информацию о прошедших и актуальных событиях, мотивах, устойчивых склонностях, субъективных состояниях обследуемого.В рамках психодиагностики часто проводится интервью. По форме оно может быть стандартизированным (с разработанным планом беседы, списком вопросов и т. д.),свободным (без строгой детализации) или частично стандартизированным.
Методики оценки психического состояния и уровня стресса
Методика «Шкала психологического стресса PSM-25». Испытуемому предлагается дать оценку своему общему состоянию за последние 4–5 дней. Для каждого высказывания нужно выбрать число от 1 до 8. В опроснике нет ошибочных ответов. Для интерпретации результатов подсчитывают сумму баллов. Если обследуемый набрал 99 или меньше, у него низкий уровень стресса, 100–125 –средний, больше 125 – высокий.
Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Опросник включает список признаков нервно-психического напряжения, содержит 30 характеристик данного состояния. Они разделены на 3 группы по степени выраженности. Диагностику проводят индивидуально, важное условие – хорошее освещение и звукоизоляция в помещении. После того как испытуемый заполнит бланк опроса, специалист подсчитывает сумму набранных баллов. Слабому нервно-психическому напряжению соответствует результат от 30 до 50, умеренному– 51–70, чрезмерному – 71–90.
Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов). Опросник предназначен для диагностики относительно устойчивых состояний обследуемого. С помощью его субъективных оценок определяется настроение и некоторые другие характеристики личностного уровня психических состояний. В опроснике приводятся признаки, которые описывают отношение человека к разным явлениям, его поведение. Испытуемому нужно оценить, насколько эти признаки свойственны ему лично. При интерпретации результатов полученные числовые значения переводятся в стандартные Т‑баллы. Затем они оцениваются по нескольким шкалам: «спокойствие –тревога», «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью» и др.
Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). Методика применяется для выявления особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в подобных ситуациях. Испытуемому предлагается обвести кружком номера вопросов, на которые он отвечает положительно. При интерпретации результатов каждому ответу «да» присваивается 1 балл, затем подсчитывают их сумму. Результат в диапазоне 0–4 балла соответствует высокому уровню регуляции в стрессовых ситуациях, 5–7 –умеренному, 8–9 – слабому.
Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору).
Испытуемому предлагается список утверждений, с которыми он должен выразить согласие или несогласие. При интерпретации результатов подсчитывается количество ответов «нет» на вопросы с 1-го по 13-й включительно и ответы «да» на все прочие вопросы, характеризующие вероятность развития стресса и уровень тревоги. Если обследуемый дал 40–50 таких ответов, это указывает на высокий риск развития дистресса. Результат от 5 до 15 соответствует высокой стрессоустойчивости и низкому уровню тревоги.
Что такое стрессоустойчивость. Это интегративное свойство личности,которое характеризуется таким взаимодействием интеллектуальных, волевых, мотивационных и эмоциональных компонентов психической деятельности, которое позволяет успешно достигнуть цели в сложной эмотивной обстановке. По данному признаку выделяют следующие группы людей:
- стрессоустойчивые – всегда готовы к переменам и легко принимают их, без труда преодолевают сложности в кризисные моменты;
- стрессонеустойчивые – тяжело адаптируются к изменениям, придерживаются устоявшихся взглядов и моделей поведения. Если что-то идет не так, такие люди впадают в состояниестресса;
- стрессотренируемые – готовы к изменениям, но не глобальным и не внезапным, склонны постепенно адаптироваться к окружающей обстановке. Если это невозможно, такие люди могут впасть в подавленное состояние. При повторении вызывающих стресс ситуаций реагируют на них более спокойно;
- стрессотормозные – не склонны к изменениям под влиянием внешних факторов, имеют твердые мировоззренческие установки, в разовом порядке могут пойти на изменение психотравмирующей сферы жизни. При постоянном повторении стрессов такие люди теряются.
Для чего оценивать стрессоустойчивость. Использование специальных диагностических методик является частью профилактической работы с пациентом.Оценка стрессоустойчивости позволяет обследуемому узнать о наличии у негоресурсов, чтобы при необходимости использовать их в сложных ситуациях и сохранять при этом удовлетворительное качество жизни.
Как определить уровень стрессоустойчивости
- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Такой опросник часто используется для подбора сотрудников, которым необходимо работать в экстремальных ситуациях. Обследуемому предлагается прочитать утверждения и ответить на каждое «да» или «нет». Для интерпретации сверяют ответы с ключом и за каждое совпадение начисляют по 1 баллу. При подведении итогов сначала оценивают искренность респондента по соответствующей шкале (в задании есть вопросы-ловушки).
- Методика «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников). Опросник позволяет выявить признаки личностных нарушений и оценить риск нервно-психического срыва. Испытуемому нужно дать максимально честные ответы «да/нет» на каждый вопрос из списка. При интерпретации подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по шкале нервно-психической устойчивости.
- Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Испытуемому предлагается список вопросов. На каждый из них можно дать ответ «никогда» (0 баллов), «почти никогда» (1), «иногда» (2), «довольно часто» (3), «очень часто» (4). Для обработки результатов считают сумму баллов по всем вопросам. Стрессоустойчивость определяется с учетом полученного значения и возраста обследуемого.
Что такое фрустрация. Так называют негативное психическое состояние, связанное с неудовлетворением определенных личностных потребностей.Оно обычно выражается в переживаниях разочарования, тревоги, отчаяния и раздражительности. Фрустрация негативно сказывается на жизнедеятельности в целом.
Как определить уровень фрустрации
- Экспресс-методика В. В. Бойко. Обследуемому предлагается ознакомиться со списком утверждений и выразить свое согласие или несогласие. 1 балл начисляется за каждый положительный ответ. Затем подсчитывают их сумму. Результат от 0 до 3 означает отсутствие фрустрации, 4–5 соответствует незначительной фрустрации, 6–8 –выраженной, более 9 – сильно выраженной.
- Диагностика фрустрационных реакций по Розенцвейгу. Испытуемому предлагается интерпретировать ситуации, представленные на 24 рисунках. На 16 из них изображенному субъекту создается препятствие, на 8 – его обвиняют в чем-то.Интерпретация результатов состоит в количественной и качественной оценке направления реакции (агрессии) и ее типа. Дополнительно рассчитывается«показатель групповой конформности», по которому судят о социальной адаптации обследуемого.
Корвалол ФИТО при стрессе 1
В комплексной терапии последствий стресса может применяться Корвалол ФИТО. Это безрецептурный комбинированный препарат на растительной основе. В его состав входит масло перечной мяты, этилбромизовалерианат и экстракт пустырника. Концентрация компонентов зависит от формы выпуска – капли или таблетки. Препарат обладает седативным, спазмолитическим, умеренным кардиотоническим действием, умеренными гипотензивными свойствами.2
1 Имеет противопоказания. Перед применением препарата необходима консультация со специалистом.
2 Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Корвалол ФИТО (таблетки, капли).
Источник
Психодиагностика стресса
Лечение стрессовых переживаний, как и лечение любого другого заболевания или расстройства, начинается с диагностики. Однако, в отличие от диагностики функциональных нарушений в работе внутренних органов, оценить интенсивность стресса и измерить вызванные им последствия достаточно трудно. Решение подобной задачи требует от лечащего врача применения особых диагностических методов, имеющих минимальный уровень субъективной погрешности конечных результатов.
Как выполняется психодиагностика стресса методами современной психологии и психотерапии — об этом подробно рассказывается в представленной публикации.
Определение понятия «стресс»
С точки зрения клинической психотерапии стресс — это реакция организма на воздействие внешних факторов физического или психологического характера.
В зависимости от особенностей воздействующих факторов стресс может спровоцировать общую мобилизацию сил и внутренних ресурсов или вызвать негативные нарушения в психоэмоциональной сфере. Особо сильные отрицательные стрессовые переживания приводят к соматическим расстройствам, требующим впоследствии отдельного симптоматического лечения.
Диагностические цели
При проведении диагностики стресса врач стремится получить ответы на следующие вопросы:
- Интенсивность: насколько сильным для пациента является пережитый стресс — малозначимым, значимым, критическим, мировоззренчески-определяющим.
- Уровень напряжения: насколько мучительно для пациента вызванное стрессом нервно-психическое напряжение.
- Причины: факторы или обстоятельства какого рода вызвали стресс.
- Обратимость: являются ли факторы, спровоцировавшие стресс, обратимыми (например, отказ в принятии на работу) или относятся к категории окончательных (например, смерть близкого человека).
- Последствия: к каким последствиям, в том числе и неосознаваемым самим пациентом, привело стрессовое переживание.
- Психотип пациента: врач составляет психологический портрет больного для последующего подбора оптимальных и максимально результативных методов терапии.
Методы психодиагностики
К числу основных способов проведения психодиагностики стрессовых расстройств относятся следующие методы:
- Беседа. Наиболее простой способ оценки состояния пациента. При достаточной квалификации врача позволяет получить исчерпывающе полную клиническую картину. Беседа может проводиться в свободной форме или по предварительно составленному плану.
- Опросник. Перечень вопросов, на которые обследуемые больные должны дать ответы, чтобы предоставить врачу основную информацию о пациенте и его внутреннем состоянии. Поскольку опросник позволяет только лишь узнать отношение пациента к тем или иным утверждениям или явлениям, интерпретация результатов нередко требует серьёзной аналитической работы и значительного практического опыта.
- Тесты. Ограниченный по времени набор заданий, результаты выполнения которых позволяют оценить определённые качества пациента.
- Проекция. Метод целостного оценивания личности или обнаружения определённых её качеств — способностей, черт личности, предрасположенностей.
При комплексной психодиагностике перечисленные методы могут применяться как взаимодополняемые, позволяющие изучить состояние пациента с разных сторон.
Методы оценки уровня стресса
Помимо общих психодиагностических подходов клиническая психотерапия использует специальные методики, позволяющие оценить уровень перенесённого нервно-психологического стресса.
К числу общепризнанных и проверенных методов оценки стрессовых переживаний относятся:
- Шкала психологического стресса PSM-25. Специальный вопросник, в котором пациент должен определить степень своего согласия с тем или иным утверждением (всего 25 пунктов). За каждый ответ начисляется определённое количество баллов. Итоговая сумма баллов позволяет оценить уровень стресса у конкретного больного.
- Оценка нервно-психического напряжения (по Т. А. Немчину). Метод аналогичен шкале PSM-25 — пациент должен дать ответы на 30 вопросов, за каждый из которых начисляются баллы, суммируемые впоследствии для подведения итогов.
- Диагностика состояния стресса (по А. О. Прохорову). Опросник из 9 утверждений о текущем состоянии пациента, с которыми больной должен согласиться или не согласиться. Метод позволяет определить, насколько пациенту удаётся контролировать себя в стрессовых условиях, а также насколько он адаптивен к стрессу в целом.
Определение доминирующего состояния (по Л. В. Куликову). Методика представляет собой опросник из 42 вопросов-утверждений, с которыми пациент должен полностью или частично согласиться или не согласиться. Исследование помогает определить особенности устойчивых настроений и психических состояний, характерных для больного.
И напоследок: о необходимости психодиагностики
Не все пациенты понимают, зачем требуется проводить диагностические процедуры — ведь наличие стресса очевидно, и в дополнительной дифференциации это состояние не нуждается.
Между тем применение стандартизированных методов оценки уровня стресса позволяет наблюдать за динамикой психического состояния пациента, опираясь на объективные критерии, а не субъективное мнение отдельных специалистов. Это обеспечивает не только последовательность проводимой терапии, но и возможность смены лечащего врача без потери контроля над достигнутым прогрессом, что является залогом окончательного выздоровления.
Источник