Психодиагностика конституциональных диспозиций тип нервной системы темперамент

Общая психодиагностика

Психодиагностика конституциональных диспозиций (темпера­мент). В своем «Очерке теории темперамента» В. С. Мерлин писал: «Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще А. Бэн (1866) считал темперамент ненужной традицией старой и нелепой выдумки. А. Ф. Лазурский (1917), согла­шаясь с Бэном, утверждал, что учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век (цит. по: Мерлин В. С., 1973, с. 3-1).

Тем не менее успехи дифференциальных психофизиологических исследований XX в., поставившие феноменологию на твердую почву нейрофизиологии, дали свой результат. Появились диагностические методики как аппаратурного [20], так и психометрического типа, имею­щие неплохие эмпирические показатели надежности — устойчивости и достаточно определенную теоретическую базу.

Ниже в этом разделе книги описаны разные тест-опросники. Не­смотря на риск субъективных искажений (под влиянием фальсифика­ции), психолог-практик, не имея возможности применять аппаратур­ные методики, очень часто прибегает к тест-опросникам. Но при их использовании он не должен забывать, что в силу особого характера процедуры получения результатов получаемый тестовый показатель по этим методикам имеет весьма значительные проекции (см. рис. 18) в области иррелевантных подсистем индивидных и личностных черт. Дело усложняется также и тем, что кроме этого «артефакта инструмен­та» действуют объективные тенденции, обусловленные взаимосвязями между уровнями регуляции деятельности и выражающиеся в появле­нии различных «компенсаторных» эффектов: генетически заданная конституция преломляется приобретенными чертами эмоционально-волевой регуляции, так что черты темперамента заведомо не могут быть локализованными в «плоскости» одной лишь конституции. На тесто­вый балл, определяемый по различным методикам, существенное ис­кажающее влияние может оказать неадекватная самооценка. Модель, приведенная на рис. 18, поясняет, что тестовый балл — это не единствен­ная точка, а целое множество точек, помещенных на одном уровне. В силу этого можно наглядно представить себе, как индивид, обладаю­щий слабым типом нервной системы, но имеющий неадекватное пред­ставление о себе как о «сильном человеке», получает по тест-опросни­ку весьма высокий балл.

Тест-опросник Стрвляу. Видный современный польский психо­лог Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на изме­рение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под­вижности (Стреляу Я., 1982).

Источник

Тема 13 Диагностика конституциональных особенностей личности. Методы, используемые в диагностике свойств темперамента.

Темперамент(лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Изучается чаще в диагностическом подходе.

Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов.

Темперамент – смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь – “сангва”, слизь – “флегма”, желчь – “холе”, черная желчь – “меланхоле” (4 типа).

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми: различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности; темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

В современной психологии проблемы темперамента исследовали: Палов, Рубинштейн, Теплов, Небылицин, Мерлин, Русалов, Стреляу и др.

И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы.

1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы.

А) сила – слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя.

Б) уравновешенность – неуравновешенность.

Уравновешенность НС – возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации.

В) подвижность – инертность. Подвижность НС – скорость образования новых условных связей.

Айзенк(изучал психические расстройства у солдат 2 МВ) выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия – экстраверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость (нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.

Методы исследования темперамента:

1. Личностный опросник Стреляу. Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».

2. Личностный опросник Г.Айзенка. Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.

Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

Источник

Практикум. Учебнометодический комплекс для студентов специальности 030300 Психология п с и Х о л о г и ч е с

Название Учебнометодический комплекс для студентов специальности 030300 Психология п с и Х о л о г и ч е с
Анкор Практикум.doc
Дата 02.05.2017
Размер 2.1 Mb.
Формат файла
Имя файла Практикум.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#6338
страница 5 из 24
Подборка по базе: этика поведения студентов(лекция).docx, Методички для студентов_ЛД_2021_ИБ.pdf, Латинский язык для студентов .pdf, Рабочая программа по курсу Информационные технологии в профессио, БД Кол2 2019 для студентов.doc, Информационное сообщение для студентов.docx, Тестовые вопросы по специальности «Скорая и неотложная медицинск, Образец комплекса упражнений.docx, Лекционный комплекс Социология и политология.docx, +++++методическое пособие для студентов по биотехнологии.pdf

ТЕМА вторАЯ

ПсихоДиагностика черт личности

Цели занятия: 1. Знакомство с методами

исследования и диагностики черт личности

  1. Диагностика черт личности с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16PF)

Предмет диагностики — черты личности

Личность

Методики психодиагностики личности

Личность

Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

Личность –– определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении 1 .

Черты личности

Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. В отечественной и зарубежной психодиагностике до настоящего времени интенсивно обсуждается вопрос об оптимальном количестве черт, позволяющих максимально полно описать структуру личности. Исследователи высказывают различные точки зрения, обобщив которые, можно сделать вывод об основных теориях в этой области: Д. Кеттелл считает, что оптимальное количество черт –– 16, авторы концепции «Big Five» –– 5; Г. Айзенк говорит о трех измерениях личности.

Совокупность черт составляет профиль личности.

По происхождению различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные.

Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.

Предпочтение той или другой системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий (например, типов высшей нервной деятельности (ВНД) или взаимоотношений между различными функциональными отделами центральной нервной системы (ЦНС)).

Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях. Они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида.

Поведенческие черты в значительной степени отражают содержание исторически сложившихся социально-ролевых предписаний к деятельности людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного разделения труда разным группам людей приходится решать различные задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения людей.

Личностные черты обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности 1 .

Методики психодиагностики личности

Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.

Личностные тесты –– методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей.

Существуют следующие виды личностных тестов:

  • личностные опросники (класс методов –– стандартизированные самоотчеты);
  • опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);
  • проективные методики (класс методов –– проективные техники);
  • репертуарные решетки (класс методов –– идеографические техники).

Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.

Личностные опросники –– совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности.

Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника 1 .

Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.

Личностные опросники применяются в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и в групповых обследованиях.

Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков. Достоинства и недостатки опросников приводятся в табл. 1.

Личностные опросники применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и в научно-исследовательских целях. Они являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа личности позволяют (при использовании адекватных формул) определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной деятельности, склонность к несчастным случаям и т.д.

Достоинства и недостатки личностных опросников

Достоинства Недостатки
Простота применения Зависимость проявления черты от определенных условий
Легкость обработки Изменчивость ответов при повторном тестировании
Наглядность представления
результатов
Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов

Влияние факторов, имеющих установочную природу

Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми

Главная задача психодиагноста при применении личностных опросников –– перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).

Краткая характеристика основных личностных опросников представлена в табл. 2.

Основные личностные опросники

Название Аннотация
1 2
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент)
Тест-опросник Айзенка

(EPI)

Существующие формы (модификации) А, В (адаптированные) и С; EPQ, PEN (добавлена шкала психотизма)

Теоретическое основание  соединение теорий И.П. Павлова и К. Юнга

Предмет диагностики  основные параметры индивидуальности

Шкалы  3: экстраверсия  интроверсия; нейротизм  эмоциональная стабильность; ложь

1)получение сырого балла;

2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом

Количество вопросов (заданий)  57

Личностный опросник НЕО (NEO PI) Коста, Мак-Крей

Существующие формы (модификации)  3 варианта R-NEO-PI: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R), сокращенная форма (S NEO Five-Factor Inventory). Адаптация проведена В.Е. Орел, А.А., Рукавишников, И.Г. Сенин, Т.А. Мартин

Теоретическое основание  концепция «Большой пятерки» личностных факторов (Big Five)

Предмет диагностики: 5 глобальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет

Шкалы  нейротизм (N), экстраверсия (E), открытость опыту (O), согласие (A), сознательность (C), помимо этого дифференцируются 6 параметров, лежащих в основе каждого из 5 факторов

1) подсчет баллов по ключу;

2) перевод в стены;

3) построение профиля личности.

Количество вопросов (заданий)  240 утверждений и 3 контрольных задания

Тест-опросник Стреляу Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  дифференциально-психологическая концепция И.П. Павлова  Б.М. Теплова

Предмет диагностики — основные характеристики типа ВНД

Шкалы  3: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению; уровень процессов торможения; уровень подвижности

1) получение сырого балла непосредственно после диагностики;

2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом

Количество вопросов (заданий)  134

Продолжение табл. 2

1 2
Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалов В. М.

Существующие формы (модификации)  2 формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет.

Теоретическое основание  концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их последователей

Предмет диагностики: индивидуально-психологических особенностей человека в виде 4-х комбинаций свойств темперамента: Первый тип – высокоэмоционально-активный, Второй тип – высокоэмоционально-пассивный. Третий тип – низкоэмоционально-активный. Четвертый тип – низкоэмоционально-пассивный

Шкалы  Эргичносгь (ЭР), Социальная эргичность (СЭр), Пластичность (П), Социальная пластичность (СП), Темп (Т), Социальный темп (СТ), Эмоциональность (Эм), Социальная эмоциональность (СЭм). Каждая из восьми шкал рассматривается как континуум темпераментального свойства. Дополнительно введена Контрольная шкала (К).

Для решения отдельных задач могут также вычисляться следующие 10 индексов темперамента человека: Индекс общей эмоциональности (ИОЭ), Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД), Индекс общего темпа (ИОТ), Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/), Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ/С/), Индекс предметной активности (ИПА), Индекс социальной активности (ИСА), Индекс общей активности (ИОА), Индекс активности дисбаланса (ИАД), Индекс адаптивности (ИА).

Процедура обработки: подсчет суммы баллов по ключу, каждое совпадение оценивается в 1 балл

Количество вопросов (заданий)  Опросник содержит 105 вопросов

Продолжение табл. 2

1 2
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер)
Тест-опросник Кеттелла

(16PF)

Существующие формы (модификации)  А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С; модификации HSPQ для подростков от 12 до 16 лет, 14 факторов, 142 вопроса; CPQ для детей от 8 до 12 лет. Адаптация Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой, Н.А. Капустиным, А.А. Рукавишниковым, М.В.Соколовой.

Теоретическое основание  многофакторные теории личности.

Предмет диагностики — черты личности

Шкалы  16: аффектотимия  сизотимия; интеллект; сила  слабость «Я»; доминантность  конформность; сургенсия  десургенсия; сила  слабость «сверх-Я»; пармия  тректия; премсия  харрия; протенсия  алаксия; аутия  праксерния; искусственность  безыскусственность; гипотимия  гипертимия; радикализм  консерватизм; самодостаточность  социабельность; контроль желаний  импульсивность; фрустрированность  нефрустрированность

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)построение профиля личности;

4)сравнение с существующими нормативами

Количество вопросов: в формах А и В 187, в форме С  105

MMPI Существующие формы (модификации)  ММИЛ (модификация Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик)

Теоретическое основание  является реализацией типологического подхода к изучению личности

Предмет диагностики — профиль личности

Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интроверсия

Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции)

Процедура обработки:

  1. ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл;
  2. бальные оценки переводятся в стандартные;
  3. строится «профиль личности»

Количество вопросов: ММРI  550,ММИЛ  377, СМИЛ  566

Продолжение табл. 2

1 2
Контрольный перечень прилагательных Хоуга

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  идеографческий подход к диагностике личности, метод Q-сортировки

Предмет диагностики: личностные особенности

Шкалы  37 шкал: No – Общее количество отмеченных прилагательных, Fav – Количество благоприятных отмеченных прилагательных, Unfav – Количество неблагоприятных отмеченных прилагательных, Общ – Чувство общности, Достиж – Достижение, Дом – Доминантность, End – Выносливость, Пор – Порядок, Int – Самоанализ, Опека, Aff – Коммуникабельность, Гет – Гетеросексуальность, Эфф – Эффектность (умение подать себя), Aut – Автономия (независимость), Agg – Агрессивность, Cha – Изменчивость, Suc – Отзывчивость (готовность прийти на помощь), Aba – Беспомощность, Def – Почтительность, Crs – Потребность в консультировании (советах), S-Cn – Самоконтроль, S-Cfd – Уверенность в себе, P-Adj – Адаптивность, Iss – Идеальное Я, Cps – Креативность, Mls – Военное руководство, Mas – Мужественность, Fem – Женственность, CP – Критический родитель, NP – Опекающий родитель, A – Взрослый, FC – Свободный ребенок, AC – Адаптированный ребенок, A-1 – Высокая Origence и Низкая интелектуальность, A-2 – Высокая Origence и Высокая интелектуальность, A-3 – Низкая Origence и Низкая интелектуальность, A-4 – Низкая Origence и Высокая интелектуальность.

1)получение сырых баллов по ключу;

2)перевод сырых баллов в стены отдельно для мужской и женской подгрупп по общему количеству отмеченных прилагательных;

3) занесение стенов на лист профиля.

Количество вопросов (заданий)  300 карточек с прилагательными, описывающими личностные характеристики

Продолжение табл. 2

1 2
Калифорнийский личностный перечень (CPI)

Существующие формы (модификации)  CPI-R (462 утверждения (194 утверждений вошли в состав опросника из MMPI) диагностирует 4 типа личности (альфа, бета, гамма и дельта) и 7 уровней самоактуализации.. Адаптация CPI проведена под руководством Н.А.Батурина.

Теоретическое основание  создан на основе Миннесотского многофакторного личностного опросника, однако, в отличие от него базируется не на основе клинических наблюдений, а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

Предмет диагностики: личностные характеристики

Шкалы  18 шкал объединены в 4 класса: Класс I. Измерение манеры держаться, властности, самоуверенности и межличностной адекватности: Do – Доминирование, Cs – Способность к статусу, Sy – Общительность, Sp – Социальный облик, Sa – Самопринятие, Wb – Чувство благополучия. Класс II. Измерение социализации, ответственности, внутренних ценностей и характера: Re – Ответственность, So – Социализация, Sc – Самоконтроль, То – Терпимость, Gi – Хорошее впечатление, Cm – Обычность. Класс III. Измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности: Ас – Достижение через конформность, Ai – Достижение через независимость, Ie – Интеллектуальная эффективность. Класс IV. Измерение интеллектуальной и мотивационной направленности: Ру – Психологическая направленность, Fx – Гибкость, Fe – Женственность

1) подсчет первичных оценок по ключу;

2) построение профильных оценок по шкалам опросника.

Количество вопросов (заданий)  480 утверждений (178 утверждений вошли в состав опросника из MMPI)

Продолжение табл. 2

1 2
Фрейбургский личностный опросник (FPI) Существующие формы (модификации)  адаптирован

Теоретическое основание  разработан на базе калифорнийского личностного опросника

Предмет диагностики: в отличие от CPI диагностирует не только позитивные, но и негативные, нежелательные свойства и проявления личности в общении

Шкалы  9 основных: нервозность-стабильность; эмоциональная незрелость, спонтанная агрессивность; депрессивность; фрустрированность, возбудимость; общительность; спокойствие, хладнокровие, выдержанность; реактивная агрессивность, авторитарность, стремление к доминированию; застенчивость, стеснительность; открытость-замкнутость.

3 дополнительные шкалы: экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность, мужественность-женственность.

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

Количество вопросов (заданий)  212 суждений.

Патоха-рактерологи-ческий диагнос-тический опросник А. Е. Личко (ПДО) Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  теория акцентуированных типов К. Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н. Мясищева

Предмет диагностики — типы акцентуации черт характера

Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально-лабильному, астено-невротическому, сенситивному, психастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому, конформному

2)полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной оценок;

3)рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), позволяющие оценить откровенность результатов

Количество вопросов (заданий)  25

Продолжение табл. 2

1

2
Характерологический опросник Леонгарда Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  типология акцентуаций К. Леонгарда

Предмет диагностики — типы акцентуаций

Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, неуравновешенный, дистимный, экзальтированный

1)получение сырого балла непосредственно после диагностики;

2)умножение сырого бала на коэффициент, специфичный для каждого типа акцентуаций;

3)построение «профиля личностной акцентуации»

Количество вопросов (заданий)  88

Опросник акцентуи-рованных черт личности Шмишека (ОАЧЛ) Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  типология акцентуаций К. Леонгарда

Предмет диагностики — типы акцентуаций

Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмотивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному

1)получение сырого балла непосредственно после диагностики;

2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом;

3)построение «профиля личностной акцентуации»

Количество вопросов (заданий)  88

Психо-

Л.Т. Ямпольского (ПДТ)

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  интерпретация шкал связана со структурными моделями личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева

Предмет диагностики: черты личности

Шкалы  10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)сравнение с существующими нормативами

Количество вопросов (заданий) 174

Продолжение табл. 2

1 2
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности
Семанти-ческий дифференциал Осгуда

(ЕРА)

Существующие формы (модификации)  модификации различаются по количеству шкал, от 15 в классическом, до 50. Модификации: графический семантический дифференциал Е.Ю Артемьевой, глагольный семантический дифференциал Е.Л. Доценко.

Теоретическое основание –– ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента

Шкалы –– 15 биполярных шкал с противоположными по смыслу прилагательными

Предмет диагностики — эмоциональное отношение личности к объектам, субъективно-личностный смысл и т. д.

Для определения минимального количества измерений (шкал) семантического пространства объекта используется факторный анализ, обычно выделяют 3 фактора, соответствующих основным измерениям семантического пространства: оценка (Е), сила или потенция (Р), активность (А)

Процедура обработки — построение так называемого семантического пространства:

1)определить удаленность точки семантического пространства от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляризация признака);

2)определить удаленность от начала координат (количественная характеристика, интенсивность);

3)количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула)

Суть методики: исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континиум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака

Количество вопросов (заданий) в зависимости от цели и задач исследования определяется набор объектов для шкалирования, устанавливается набор шкал

Окончание табл. 2

1 2
Техника репертуарных решеток

(ТРР)

Теоретическое основание –– изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.) Конструкт-это «личностное образование», это истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл

Шкалы и количество вопросов (заданий) –– устанавливаются в зависимости от целей обследования (исследования) или выделяются в ходе проведения исследования

1)выявить объекты и конструкты;

2)провести оценивание выявленных объектов по соответствующим конструктам;

3)создать матрицы оценок, обработать ее с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен.

Источник

Читайте также:  Эмоционально насыщенная ситуация это
Оцените статью