- Общая психодиагностика
- Тема 13 Диагностика конституциональных особенностей личности. Методы, используемые в диагностике свойств темперамента.
- Практикум. Учебнометодический комплекс для студентов специальности 030300 Психология п с и Х о л о г и ч е с
- ТЕМА вторАЯ
- ПсихоДиагностика черт личности
- Черты личности
- По происхождению различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные.
Общая психодиагностика
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). В своем «Очерке теории темперамента» В. С. Мерлин писал: «Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще А. Бэн (1866) считал темперамент ненужной традицией старой и нелепой выдумки. А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век (цит. по: Мерлин В. С., 1973, с. 3-1).
Тем не менее успехи дифференциальных психофизиологических исследований XX в., поставившие феноменологию на твердую почву нейрофизиологии, дали свой результат. Появились диагностические методики как аппаратурного [20], так и психометрического типа, имеющие неплохие эмпирические показатели надежности — устойчивости и достаточно определенную теоретическую базу.
Ниже в этом разделе книги описаны разные тест-опросники. Несмотря на риск субъективных искажений (под влиянием фальсификации), психолог-практик, не имея возможности применять аппаратурные методики, очень часто прибегает к тест-опросникам. Но при их использовании он не должен забывать, что в силу особого характера процедуры получения результатов получаемый тестовый показатель по этим методикам имеет весьма значительные проекции (см. рис. 18) в области иррелевантных подсистем индивидных и личностных черт. Дело усложняется также и тем, что кроме этого «артефакта инструмента» действуют объективные тенденции, обусловленные взаимосвязями между уровнями регуляции деятельности и выражающиеся в появлении различных «компенсаторных» эффектов: генетически заданная конституция преломляется приобретенными чертами эмоционально-волевой регуляции, так что черты темперамента заведомо не могут быть локализованными в «плоскости» одной лишь конституции. На тестовый балл, определяемый по различным методикам, существенное искажающее влияние может оказать неадекватная самооценка. Модель, приведенная на рис. 18, поясняет, что тестовый балл — это не единственная точка, а целое множество точек, помещенных на одном уровне. В силу этого можно наглядно представить себе, как индивид, обладающий слабым типом нервной системы, но имеющий неадекватное представление о себе как о «сильном человеке», получает по тест-опроснику весьма высокий балл.
Тест-опросник Стрвляу. Видный современный польский психолог Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности (Стреляу Я., 1982).
Источник
Тема 13 Диагностика конституциональных особенностей личности. Методы, используемые в диагностике свойств темперамента.
Темперамент(лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Изучается чаще в диагностическом подходе.
Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов.
Темперамент – смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь – “сангва”, слизь – “флегма”, желчь – “холе”, черная желчь – “меланхоле” (4 типа).
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми: различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности; темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
В современной психологии проблемы темперамента исследовали: Палов, Рубинштейн, Теплов, Небылицин, Мерлин, Русалов, Стреляу и др.
И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы.
1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы.
А) сила – слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя.
Б) уравновешенность – неуравновешенность.
Уравновешенность НС – возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации.
В) подвижность – инертность. Подвижность НС – скорость образования новых условных связей.
Айзенк(изучал психические расстройства у солдат 2 МВ) выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия – экстраверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость (нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.
Методы исследования темперамента:
1. Личностный опросник Стреляу. Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».
2. Личностный опросник Г.Айзенка. Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.
Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.
Источник
Практикум. Учебнометодический комплекс для студентов специальности 030300 Психология п с и Х о л о г и ч е с
Название | Учебнометодический комплекс для студентов специальности 030300 Психология п с и Х о л о г и ч е с |
Анкор | Практикум.doc |
Дата | 02.05.2017 |
Размер | 2.1 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Практикум.doc |
Тип | Учебно-методический комплекс #6338 |
страница | 5 из 24 |
Подборка по базе: этика поведения студентов(лекция).docx, Методички для студентов_ЛД_2021_ИБ.pdf, Латинский язык для студентов .pdf, Рабочая программа по курсу Информационные технологии в профессио, БД Кол2 2019 для студентов.doc, Информационное сообщение для студентов.docx, Тестовые вопросы по специальности «Скорая и неотложная медицинск, Образец комплекса упражнений.docx, Лекционный комплекс Социология и политология.docx, +++++методическое пособие для студентов по биотехнологии.pdf ТЕМА вторАЯ | Личность Методики психодиагностики личности |
Личность
Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.
Личность –– определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении 1 .
Черты личности
Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. В отечественной и зарубежной психодиагностике до настоящего времени интенсивно обсуждается вопрос об оптимальном количестве черт, позволяющих максимально полно описать структуру личности. Исследователи высказывают различные точки зрения, обобщив которые, можно сделать вывод об основных теориях в этой области: Д. Кеттелл считает, что оптимальное количество черт –– 16, авторы концепции «Big Five» –– 5; Г. Айзенк говорит о трех измерениях личности.
Совокупность черт составляет профиль личности.
По происхождению различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные.
Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.
Предпочтение той или другой системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий (например, типов высшей нервной деятельности (ВНД) или взаимоотношений между различными функциональными отделами центральной нервной системы (ЦНС)).
Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях. Они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида.
Поведенческие черты в значительной степени отражают содержание исторически сложившихся социально-ролевых предписаний к деятельности людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного разделения труда разным группам людей приходится решать различные задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения людей.
Личностные черты обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности 1 .
Методики психодиагностики личности
Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.
Личностные тесты –– методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей.
Существуют следующие виды личностных тестов:
- личностные опросники (класс методов –– стандартизированные самоотчеты);
- опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);
- проективные методики (класс методов –– проективные техники);
- репертуарные решетки (класс методов –– идеографические техники).
Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.
Личностные опросники –– совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности.
Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника 1 .
Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.
Личностные опросники применяются в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и в групповых обследованиях.
Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков. Достоинства и недостатки опросников приводятся в табл. 1.
Личностные опросники применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и в научно-исследовательских целях. Они являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа личности позволяют (при использовании адекватных формул) определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной деятельности, склонность к несчастным случаям и т.д.
Достоинства и недостатки личностных опросников
Достоинства | Недостатки |
Простота применения | Зависимость проявления черты от определенных условий |
Легкость обработки | Изменчивость ответов при повторном тестировании |
Наглядность представления результатов | Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов Влияние факторов, имеющих установочную природу Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми |
Главная задача психодиагноста при применении личностных опросников –– перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.
Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).
Краткая характеристика основных личностных опросников представлена в табл. 2.
Основные личностные опросники
Название | Аннотация |
1 | 2 |
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент) | |
Тест-опросник Айзенка (EPI) | Существующие формы (модификации) А, В (адаптированные) и С; EPQ, PEN (добавлена шкала психотизма) Теоретическое основание соединение теорий И.П. Павлова и К. Юнга Предмет диагностики основные параметры индивидуальности Шкалы 3: экстраверсия интроверсия; нейротизм эмоциональная стабильность; ложь 1)получение сырого балла; 2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) 57 |
Личностный опросник НЕО (NEO PI) Коста, Мак-Крей | Существующие формы (модификации) 3 варианта R-NEO-PI: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R), сокращенная форма (S NEO Five-Factor Inventory). Адаптация проведена В.Е. Орел, А.А., Рукавишников, И.Г. Сенин, Т.А. Мартин Теоретическое основание концепция «Большой пятерки» личностных факторов (Big Five) Предмет диагностики: 5 глобальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет Шкалы нейротизм (N), экстраверсия (E), открытость опыту (O), согласие (A), сознательность (C), помимо этого дифференцируются 6 параметров, лежащих в основе каждого из 5 факторов 1) подсчет баллов по ключу; 2) перевод в стены; 3) построение профиля личности. Количество вопросов (заданий) 240 утверждений и 3 контрольных задания |
Тест-опросник Стреляу | Существующие формы (модификации) нет Теоретическое основание дифференциально-психологическая концепция И.П. Павлова Б.М. Теплова Предмет диагностики — основные характеристики типа ВНД Шкалы 3: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению; уровень процессов торможения; уровень подвижности 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) 134 |
Продолжение табл. 2
1 | 2 |
Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалов В. М. | Существующие формы (модификации) 2 формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет. Теоретическое основание концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их последователей Предмет диагностики: индивидуально-психологических особенностей человека в виде 4-х комбинаций свойств темперамента: Первый тип – высокоэмоционально-активный, Второй тип – высокоэмоционально-пассивный. Третий тип – низкоэмоционально-активный. Четвертый тип – низкоэмоционально-пассивный Шкалы Эргичносгь (ЭР), Социальная эргичность (СЭр), Пластичность (П), Социальная пластичность (СП), Темп (Т), Социальный темп (СТ), Эмоциональность (Эм), Социальная эмоциональность (СЭм). Каждая из восьми шкал рассматривается как континуум темпераментального свойства. Дополнительно введена Контрольная шкала (К). Для решения отдельных задач могут также вычисляться следующие 10 индексов темперамента человека: Индекс общей эмоциональности (ИОЭ), Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД), Индекс общего темпа (ИОТ), Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/), Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ/С/), Индекс предметной активности (ИПА), Индекс социальной активности (ИСА), Индекс общей активности (ИОА), Индекс активности дисбаланса (ИАД), Индекс адаптивности (ИА). Процедура обработки: подсчет суммы баллов по ключу, каждое совпадение оценивается в 1 балл Количество вопросов (заданий) Опросник содержит 105 вопросов |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест-опросник Кеттелла (16PF) | Существующие формы (модификации) А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С; модификации HSPQ для подростков от 12 до 16 лет, 14 факторов, 142 вопроса; CPQ для детей от 8 до 12 лет. Адаптация Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой, Н.А. Капустиным, А.А. Рукавишниковым, М.В.Соколовой. Теоретическое основание многофакторные теории личности. Предмет диагностики — черты личности Шкалы 16: аффектотимия сизотимия; интеллект; сила слабость «Я»; доминантность конформность; сургенсия десургенсия; сила слабость «сверх-Я»; пармия тректия; премсия харрия; протенсия алаксия; аутия праксерния; искусственность безыскусственность; гипотимия гипертимия; радикализм консерватизм; самодостаточность социабельность; контроль желаний импульсивность; фрустрированность нефрустрированность 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)построение профиля личности; 4)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов: в формах А и В 187, в форме С 105 | |||||||||||||||||||||||||||||||
MMPI | Существующие формы (модификации) ММИЛ (модификация Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик) Теоретическое основание является реализацией типологического подхода к изучению личности Предмет диагностики — профиль личности Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интроверсия | |||||||||||||||||||||||||||||||
Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции) Процедура обработки:
Количество вопросов: ММРI 550,ММИЛ 377, СМИЛ 566 Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Окончание табл. 2
|