Психические особенности человека темперамент характер способности

Темперамент, характер, способности

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека. В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.

По теории греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole) и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

И. П. Павлов в основу своей теории положил характеристики основных психических процессов (возбуждения и торможения): их силу, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Типы темперамента:

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны.

В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности. Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение.

Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Характер – совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом.

Читайте также:  Что давать йорку при стрессе

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

В разные периоды истории люди по-разному объясняли становление характера человека: исходя из даты рождения (астрология и гороскопы); исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика); изучая связь между строением черепа и характером (френология); обнаруживая связь между кожным рисунком ладоней и характером (хиромантия); фиксируя связь между строением тела и характером (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Способности – соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Виды способностей:

  • Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
  • Социальные (общие и специальные)
  • Специальные – применяемые в конкретной деятельности.
  • Общие – используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей:

  • Задатки – это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
  • Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
  • Одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
  • Талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
  • Гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

Источник

первый курс первый семестр / 37 Психические свойства личности темперамент, характер, способности

Психические свойства личности: темперамент, характер, способности.

Темперамент это фундамент

Сангвиник флегматик холерик меланхолик

Характер и его типы

Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Темперамент человека отражается:

на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорости воспроизведения, устойчивости внимания и скорости его переключения, подвижности мыслительных процессов и т. д.);

интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);

скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.);

избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, шумным компаниям или на склонности к уединению (замкнутости).

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей и свести их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Построенные на сходстве поведения, способах выражения чувств обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темперамента. Наиболее ранняя из известных типологий была предложена врачом К. Галеном (XI в. до н. э.). Большой вклад в типологию темпераментов и составление их психологических портретов внесли Гиппократ и И. Кант. С тех пор темперамент привлекает внимание ученых. Можно выделить три основные теории, объясняющие сущность темперамента.

1. Гуморальная теория. Основоположниками ее были К. Гален и Гиппократ, которые связывали темперамент с соотношением соков (жидкостей) в организме – крови, желчи, черной желчи и слизи. У сангвиника в организме преобладает кровь, у флегматика – слизь, у холерика – желчь, у меланхолика – черная желчь.

2. Конституционная теория. Эта теория была разработана Э. Кречмером и У. Шелдоном, которые строили типологию личности, исходя из различий в строении организма, соотношении разных частей тела, т. е. конституции человека.

Читайте также:  Препарат от стресса подросткам

3. Теория высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым. Она связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание этих свойств и определяет тип высшей нервной деятельности.

Как уже отмечалось при описании биологической подструктуры личности, различают четыре ее основных типа:

сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);

сильный, уравновешенный, подвижный;

сильный, уравновешенный, инертный;

Эту типологию И. П. Павлов связал с типами темпераментов. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы – у холериков; сильный, уравновешенный, подвижный – у сангвиников; сильный, уравновешенный, инертный – у флегматиков; слабый – у меланхоликов. Холерический и меланхолический типы ученый рассматривал как крайние, у которых неблагоприятные ситуации и условия жизни могут вызвать психопатические проявления: неврастению у холерика, истерию – у меланхолика. В золотой середине, по выражению И. П. Павлова, находятся сангвинический и флегматический темперамент. Их уравновешенность является проявлением здоровой, по-настоящему жизнеспособной нервной системы.

Но объяснение темперамента с позиций психологических особенностей нервной системы недостаточно. Центральная нервная система функционирует во взаимодействии с эндокринной и гуморальной системами. Гипофункция щитовидной железы, например, вызывает замедленность, монотонность и вялость. Деятельность половых желез во время полового созревания, старения заметно отражается на функциях всего организма, в том числе нервной системы, что отражается на особенностях темперамента. Немотивированные поступки подростка часто являются динамическим проявлением темперамента под влиянием полового созревания.

Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Он проявляется в манере поведения человека, способах реагирования на действия и поступки других людей, манере общения, отношении к деятельности и т. д. Характер – и предпосылка, и результат поведения человека; обусловливая поведение, он в поведении и формируется.

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь и последовательность устойчивых свойств и установок личности, которые и определяют качественное своеобразие поведения человека. Другими словами, характер – это обобщенное выражение избирательной направленности личности. Форма или способ поведения является наиболее существенным выражением характера, который накладывает отпечаток на речевое поведение человека (императивный, заискивающий стиль речи, специфика мимики, жестов и т. д.). Взгляд человека, его поза, походка также отражают особенности характера человека. Однако, чтобы определить характер человека по внешнему виду, экспрессии, необходимо быть наблюдательным и не допускать ошибок перцепции (идеализации, проекции, снисходительности и т. д.) при его интерпретации. Кроме того, следует учитывать, что за поведением скрываются мотивы человека. Если их не учитывать, то мы лишь поверхностно будем судить о характере человека, наши суждения будут поверхностными.

В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Ведущим компонентом характера является система убеждений. Убежденность определяет мотивы поведения, принципиальность, последовательность действий и поступков, требовательность к себе и другим, ответственность. Именно она проявляется в выборе целей деятельности и выявляет такие черты, как инициативность, рациональность, расчетливость или противоположные качества.

Читайте также:  Стресс его положительные стороны

Морально-волевые качества обнаруживаются при достижении целей деятельности. Это – самостоятельность, целеустремленность, решительность, храбрость, смелость или же альтернативные им качества. Сюда же можно отнести и самообладание, уверенность в себе, трудолюбие, благородство и т. д.

Эмоциональный компонент характера – интеграция эмоциональных свойств и проявлений личности. Выделяют характеры сентиментальные, страстные, эмоциональные.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. К эмоциональным особенностям характера относят отзывчивость, чуткость, щедрость, доброту, уверенность в себе, уважение себя и других или наглость, грубость, безразличие и т. д.

В характер включаются и интеллектуальные особенности человека и в первую очередь его качества ума (оригинальность, гибкость, глубина и т. д.), стиль мышления (теоретический, практический и т. д.), которые становятся свойствами личности, выражающимися в своеобразии характера. Так, любознательность, любопытство, легкомыслие, благоразумие, наблюдательность, будучи интеллектуальными качествами, могут стать

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Для того чтобы лучше разобраться в понятии «способности» рассмотрим три подхода к этому вопросу: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин «способности» как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что «самолет способен летать», мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами – «одаренный», «талантливый». Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

Научный подход к понятию «способности» отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.

Способности изучаются различными науками (философия, социология, педагогика), но ни одна из них не рассматривает так глубоко и всесторонне проблему способностей, как психология.

Позиции различных течений западной и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности нередко трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления:

1) психофизиологическое: исследование связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека;

2) рассмотрение деятельностных детерминант развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

3) компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей рассматривает их как развитие способов деятельности на основе задатков.

Источник

Оцените статью