Психея лишившаяся чувств эрмитаж

Императрица и Психея. Зачем смотреть две скульптуры в Эрмитаже

Эрмитаж показал две недавно отреставрированные скульптуры XIX века – «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» Дмитрия Савельева и «Психея, лишившаяся чувств» Пьетро Тенерани. Оба произведения связаны с коллекционированием Николая I.

В скульптуре «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле», на самом деле показана сцена рассматривания медальона с портретом родителей – прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. Первый вариант скульптуры был заказан королем Карлу Фридриху Вихману, и исполнен в 1827 году. Скульптура хранилась в берлинском дворце Шарлотенбург и погибла во время второй мировой войны.

В свое время Николай I, увидев портрет жены, заказал Вихману повторение, и оно было сделано. Это произведение погибло в 1837 году во время большого пожара в Зимнем дворце. Император решил заказать новое повторение, но к тому времени Вихман уже умер. И тогда два повторения сделали его брат Людвиг и Дмитрий Савельев. В 1842 и 1840 годах, соответственно. В мае 1941 года работа Людвига Вихмана была передана в Художественный музей города Грозный. Она пропала во время войн 1990-х годов. И только работа Савельева благополучно дожила до наших дней.

Во время реставрации по архивным материалам воссозданы из искусственного мрамора (композит с использованием мраморной крошки) пальцы рук и медальон. Последний предмет воспроизведен достаточно условно – не хватает иконографии. Но без медальона не понятен смысл скульптуры: выражение лица Александры Федоровны, ее поза, жест правой руки, напряжение пальцев.

Скульптура находится на Октябрьской лестнице Зимнего дворца. Напротив – мемориальная доска про самый знаменитый советский миф. О штурме Зимнего. Якобы, по этой лестнице решительно взбегали отряды представителей всех революционных социальных слоев: рабочие, солдаты и матросы.

С «Психеей» история не менее интересная. Она попала в Эрмитаж в 1838 году в качестве подарка Николаю I от Христофора Ливена, воспитателя будущего Александра II. Тенерани был знаменитым итальянским скульптором, конкурировал с Кановой. Сюжетом стала история об Амуре и его возлюбленной Психее – эпизод из романа Апулея «Метаморфозы». Мать Амура, богиня Венера, завидовала красоте Психеи и, желая ей смерти, давала невыполнимые задания. Однажды послала Психею в подземное царство за сосудом с красотой, запретив его открывать. Та, естественно, сосуд открыла. На что и был коварный расчет Венеры.

Читайте также:  Плохое настроение от недосыпа

В сосуде находилось мощное снотворное. Скульптор изобразил Психею, которая опускается на колени и теряет сознание.

Для Психеи все закончилось хорошо: ее возвратил к жизни поцелуй Амура, что отражено в другой скульптуре из эрмитажного собрания – «Амур и Психея» Антонио Кановы. Но это другая история.

Специалисты утверждают, что между 1823 и 1850-ми годами Тенерани сделал семь или девять авторских версий этого сюжета. Они рассеялись по всему миру. Какой в Эрмитаже? Возможно, самый первый. Известно, что он принадлежал Джованни Батиста Соммарива (1762-1826), итальянскому политику и меценату, и находился на его вилле в Швейцарии. После смерти владельца следы скульптуры теряются.

Психее потребовалось лечение большого пальца правой руки. Главное, что крылья у «Души» держаться прочно.

Источник

Эрмитаж представил две скульптуры после реставрации

Мраморные шедевры снова займут место в постоянной экспозиции музея.

С 2018 года Государственный Эрмитаж и компания «Гедеон Рихтер» реализуют совместный проект, посвященный женской красоте. При поддержке партнеров музейные эксперты реставрируют уникальные экспонаты, вдохновленные женскими образами. В рамках «Недели женского здоровья» 19 апреля Эрмитаж представил мраморные скульптуры, восстановленные в 2020 году.

Первым представили скульптурный портрет Александры Федоровны — жены Николая I и одной из первых красавиц своего времени. Автор оригинальной модели — немецкий скульптор Карл Фридрих Вихман. Известно о четырех копиях, выполненных с этой скульптуры, но сохранился только эрмитажный экземпляр работы Дмитрия Савельева. Во время реставрации эрмитажные специалисты удалили загрязнения с поверхности статуи, закрепили швы и трещины, воссоздали пальцы и медальон в руке императрицы. Преображенная скульптура вернулась на Октябрьскую лестницу Зимнего дворца.

Вторая обновленная скульптура — «Психея, лишившаяся чувств». Это одна из ранних работ итальянского мастера Пьетро Тенерани. Специалисты убрали загрязнения и восстановили патину на мраморе, а также укрепили стыковочные швы и восстановили утраченный фрагмент пальца на правой руке Психеи. Теперь она займет место среди скульптур на Николаевской лестнице Нового Эрмитажа.

Читайте также:  Что такое неимоверная радость

Источник

Скульптуры Психеи

Россия

Санкт-Петербург

Бенцони, Джованни Мариа. 1809-1873

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Камея: страдающая Психея

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Канова, Антонио. 1757-1822

Италия, 1800-1803 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Тенерани, Пьетро. 1789-1869

Психея, лишившаяся чувств

Италия, первая половина XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Канова, Антонио. 1757-1822

Италия, 1794-1799 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Россия, Санкт-Петербург, 1902 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Вольф, Эмиль. 1802-1879. Психея. Италия, 1839 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Карделли, Доменико. 1767-1797

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Роден, Огюст. 1840-1917

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Покинутая Психея. Италия, 1832 г. Скульптор: Кали, Дженнаро. 1799-1877

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Французский скульптор, третья четв. XVIII в.

Психея, узнающая Амура

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Создано: Малая Азия. II в. до н.э.

Найдено: Нимфей, некрополь. Крым, окрестности Керчи

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

XIX в. (имитация античной терракоты)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Гибсон, Джон. 1790-1866

Великобритания, XIX в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Трискорниа, Паоло Андреа. 1757-1833

Италия, конец XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бертран, Филипп. 1663-1724

Вознесение Психеи из Аида

Франция, XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Австрия

Теодор Фридл, 1842-1900: Эрос и Психея.

Австрийская галерея Бельведер, Вена, Австрия

Великобритания

Лондон

Амур и Психея. Клодион 1738-1814

Музей Виктории и Альберта, Лондон. Великобритания

Германия

Берлин

Эрос и Психея, 1854-57. Рейнхольд Бегас 1831-1911

Старый музей, Берлин. Германия

Бремен

Карл Штайнхойзер 1813–1879. Психея 1846 г., мрамор.

Кунстхалле, Бремен. Германия

Гамбург

Гюстав Делой. Амур и Психея

Музей прикладного искусства .Гамбург, Германия

Мюнхен

Психея. Статуя В. фон Хойера, 1806-1873 гг

Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Читайте также:  The радость музыкальная группа

Ольденбург

Бертель Торвальдсен 1770-1844. Эрос и Психея

Государственный музей. Ольденбург, Германия

Дания

Копенгаген

Статуя Психеи. Биссен

Нью-Карлсберг Глиптотек, Копенгаген. Дания

Королевское собрание, Копенгаген, Дания

Бертель Торвальдсен 1770-1844: Амур и Психея воссоединились на небесах, ок. 1807.

Музей Торвальдсена, Копенгаген. Дания

Бертель Торвальдсен 1770-1844: Амур воскрешает упавшую в обморок психику, 1810.

Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания

Бертель Торвальдсен 1770-1844: Психея с сосудом красоты, 1806.

Музей Торвальдсена, Копенгаген.Дания

Лауриц Приор 1840-79: Амур и Психея 1865. Мрамор

Государственный музей искусства, Копенгаген. Дания

Иоганн Хоффман, 1844-1920: Крылатая Психея, 1892. Мрамор.

Государственный музей искусства, Копенгаген. Дания

Рудольф Тегнер, 1873-1950: Эрос покидает Психею.

Музей Рудольфа Тегнерса. Дания

Рудольф Тегнер, 1873-1950: Эрос и Психея в полете, 1920-21.

Музей Рудольфа Тегнерса, Дания.

Италия

Неаполь

Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.

Мрамор. IV в. н. э.

Неаполь, Национальный археологический музей. Италия

Остия

Саркофаг с портретом покойного в круглом медальоне, поддерживаемом крылатыми Викториями. Мрамор. II—III вв. н. э.

Остия, Археологический музей. Италия

Мрамор. Римская копия II в. н. э. по греческому образцу II в. до н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла. Италия

Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.

Мрамор. III в. н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей. Италия

Саркофаг с портретом покойной в круглом медальоне, поддерживаемом эротами.

Мрамор. Нач. III в. н. э.

Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини. Италия

Нью-Йорк

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.

Начало III в. н. э.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей. США

Саркофаг с портретом умершего в медальоне, поддерживаемом летящими эротами.

Ок. 190—200 гг. н. э.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей. США

Амур и Психея. Огюст Роден. Скульптура, 1893

Нью-Йорк, Метрополитен-музей. США

Бостон

Психея. Огюст Роден. Скульптура, 1899

Бостонский музей изящных искусств, Бостон, США

Источник

Оцените статью