Проявление стресса у рабочих

Научная электронная библиотека

Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,

7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.

Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.

Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.

Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса

Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа — личностные причины.

К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.

Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.

К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

  • — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
  • — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.

Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.

Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.

Читайте также:  Плохо себя чувствую после панической атаки

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.

Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).

Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

Читайте также:  Страхи моя агрессия чувство вины

Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.

Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.

Источник

Стресс на работе: основные причины и стратегии управления

Что такое стресс у сотрудника?

— это реакция организма на воздействие физических или психологических факторов, например, чрезмерная нагрузка или повышенные требования предъявленные к человеку.

Стресс сотрудника является проблемой для компаний, ведь это снижает их желание работать, заинтересованность результатом и качеством выполняемой работы.

Но стресс не всегда отрицательный. Как вариант, стрессовое состояние могут побудить человека открыть новый, более комфортный и умный способ ведения дел. Такой стресс называется эустрессом и он оказывает позитивное действие на психофизиологическое состояние человека.

Но зачастую, стресс носит негативный характер, Таким разрушительным процессом является дистресс — стресс, связанный с выраженным негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.

Таким образом, можно сказать, что одних людей стресс заставляет побеждать, а других — быть побежденными.

Симптомы стресса

Можно привести такие симптомы стресса на рабочем месте:

прогулы, опоздания, ранний уход с работы, увиливание от рабочих обязанностей и тд.;

снижение производительности труда, учащение ошибок и тд.;

раздражительность, вспыльчивость, беспокойство, эмоциональная лабильность и тд.;

ухудшение состояния здоровья, сна, изменения аппетита, частые болезни и тд.

Причины стресса

Факторы, вызывающие состояние стресса, называются стрессорами. Условно можно поделить стрессоры, воздействующие на сотрудников на такие типы:

Организационные факторы:

С ростом бизнеса растут и организационные факторы компании, которые могут вызвать стресс у подчиненных.

Некоторые из таких факторов:

необъективная заработная плата;

неэффективное общение руководителя с подчиненными;

давление со стороны коллег и руководителя;

нечетко прописанные обязанности должности;

отсутствие организационной структуры компании;

недостаток участия сотрудников в принятии решений;

чрезмерный контроль со стороны руководства;

ненадлежащие условия труда;

отсутствие понимания в чем суть результата работы своей должности и компании.

Индивидуальные факторы:

Здесь важную роль играют темперамент, характер и черты личности.

Стресс могут вызвать различные семейные, финансовые проблемы, изменения в карьере и личной жизни. Различные ожидания членов семьи, близких людей, сотрудников, руководителей, могут вызывать негативные ощущения у человека, в особенности, если он сам не способен понять эти ожидания и соответствовать им.

Характер работы, связанный с факторами:

слишком активная работа;

преувеличенное соперничество в коллективе;

нездоровые условия труда.

Внеорганизационные факторы:

Социальные и политические проблемы, ситуации в стране, также могут влиять на психологическое состояние сотрудника.

Стратегии управления стрессом

Стресс, испытываемый подчиненными негативно сказывается на их здоровье, работоспособности и поведении. Поэтому, необходимо с ним эффективно бороться, чтобы минимизировать вредные последствия.

Организационные стратегии управления:

Качественное активное общение с сотрудниками. Каждый человек должен понимать, как принято общаться в организации. И сотрудник будет понимать, что запрос нужно передавать в письменном виде, это не потому, что с ним не хотят лично общаться, а потому что, таков вид коммуникации эффективен и продуктивен для всех.

Поощрять участие работников в принятии решений. Это даст возможность понять сотруднику, что его мнение важно и в дальнейшем он будет с большим энтузиазмом и ответственностью подходить к своим решениям.

Читайте также:  Сухое чувство юмора что это

Предоставлять сотрудникам больше независимости. Да, возможно это немного рискованный шаг. Но, со временем, так или иначе, вы увидите, насколько этот человек креативен, ответственен и заинтересован в результате работы. Такая независимость покажет, является ли человек профессионалом своего дела и можно ли на него положиться.

У компании обязательно должна быть цель. Она должна быть реалистичной но не легкодоступно. Цель должна стимулировать подчиненных, быть конкретной и понятной.

Делегировать. Вы, как владелец, сохраняете за собой принятие важных решений и стратегическое управление, остальные полномочия делегируете подчиненным. Опять таки, это прекрасная возможность для вашей команды — проявить себя и подтвердить свой уровень профессионализма.

Справедливое распределение поощрений и заработной платы. Если человек мотивирован исключительно деньгами, он уйдет от вас, как только выпадет возможность заработать больше. И конечно, пытаться удержать такого подчиненного — бессмысленно. Но с другой стороны, ваш сотрудник должен знать, что достойный труд достойно оплачивается. Но запомните, это никак не является основным видом мотивации.

Справедливое продвижение по карьерной лестнице. Лучший руководитель — выращенный вами в компании. И если сотрудник доказал свою ответственность и компетентность, а у вас, как раз свободна одна из руководящих должностей — это прекрасная возможность для сотрудника и для компании — у вас есть преданный человек, который готов идти к цели и улучшать компанию.

Комфортная рабочая среда. Ваши сотрудники совместно проводят досуг, с удовольствием общаются, понимают важность друг друга в компании? Отлично! Значит, им комфортно. Они с большим удовольствием будут идти на работу и находиться рука об руку с коллегами по 8 часов в день.

Эффективная процедура найма и ввода в должность. Новый человек ознакомлен с компанией, коллегами и своими обязанностям. У него есть возможность обучаться и развиваться. Значит о стрессе и речи быть не может.

Цените сотрудников за выполнение целей и повышение статистик. Любой человек хочет чувствовать себя нужным. Если ваш подчиненный старается, выполняет и перевыполняет план, значит он ценит свою работу, цените и вы его. “Ты молодец!”, “Я горжусь тобой!”, “Хорошая работа, так держать!”, — фразы, которые хотят слышать все. Так почему бы вам не говорить их, если они уместны?

Индивидуальные стратегии управления:

Сотрудники должны ежедневно составлять список задач на день, расставлять приоритеты и план их реализации. Перерывы в работе, обед с коллегами, обсуждение интересной темы, помогут немного расслабиться, а затем приступить к работе с новыми силами.

Нужно стремиться к своим целям, работать усердно и качественно. Но не в убыток личному пространству, семье, хобби. Во всем нужен баланс.

Спорт-спорт-спорт. Физические нагрузки отвлекают от рабочих мыслей, держат в форме и это прекрасное средство в борьбе с плохим настроением и моральной усталостью.

Вести здоровый образ жизни. Сон и здоровое питание — это обязательно. Даже нет необходимости расписывать этот пункт, надеюсь, все понимают его важность.

Нет негативу. Избегать связи с вечно всем недовольными людьми. Взамен, окружать себя доброжелательным, веселым и продуктивным обществом. Вы обязательно заметите перемены к лучшему в своей жизни и психологическом состоянии.

Сотрудники должны иметь эмоциональный интеллект. самосознание, уверенность в себе, самоконтроль на рабочем месте — без этого нельзя построить работу и отношения с коллективом.

Социальная поддержка. Человек должен понимать, что он не брошен на произвол. Как и в личной жизни, так и на работе должны быть люди, которым можно доверять свои проблемы.

Если у вас в компании есть возможность поставить стол для настольного тенниса, настольный футбол или прочие интересные способы снять стресс — это очень хорошо и полезно для ваших сотрудников.

Источник

Оцените статью