Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.
Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.
Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.
Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.
Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.
Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:
Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.
Внешние факторы играют не менее важную роль в проявлении эмоций. Все же эти психические состояния являются реакциями на то, что с нами происходит. И случается, что жизненные обстоятельства приводят к изменению уровня и характера эмоциональности, а то и к развитию патологии.
Эмоциональные черты личности закладываются в детстве. И от воспитания во многом зависит, кем вырастет ребенок – спокойным и уверенным в себе человеком или капризным неврастеником. Но и у взрослого индивида с казалось бы сформировавшейся психикой могут возникать такие ситуации, когда его нервная система не выдерживает, и ее перегрузка отражается прежде всего на эмоциональной сфере. К серьезным изменениям эмоциональности могут привести следующие факторы:
В большинстве случаев эти факторы приводят к снижению эмоционального тонуса, например, к депрессии, или к неврозам, которые проявляются в повышенной раздражительности и агрессивности. Но бывают и еще более серьезные психические заболевания. Так или иначе, это все очень неприятные явления и болезни, требующие врачебной помощи, и они уже находятся вне компетенции психолога.
Может возникнуть вопрос: неужели не бывает изменений эмоциональности со знаком «плюс», то есть усиление положительных эмоций? Да, бывает.
Например, эйфория – это состояние блаженства и счастья, когда все воспринимается радостным, светлым и позитивным. Обычно эйфория непродолжительна и связана с каким-то знаковым событием ярко выраженной положительной окраски. Например, абитуриент поступил на престижный факультет, куда стремился с детства, и конкурс был настолько высок, что молодой человек даже не надеялся на удачу. А вот если состояние эйфории продолжительное и ничем не обоснованное, то это, возможно, признак какого-то психического отклонения.
Среди положительно окрашенных, но явно патологических состояний можно назвать морию. Это ярко выраженное позитивное настроение, которое сопровождается расторможенностью: нелогичностью поступков, смешливостью, бессмысленной болтливостью, отсутствием стыда и дурашливостью. Такое состояние наблюдается при алкогольном опьянении и при повреждении лобных долей мозга, отвечающих за рациональный контроль.
То есть ярко выраженное и устойчивое изменение эмоциональности у взрослого человека, особенно если оно ничем не обосновано – это повод для беспокойства и обращения к психиатру.
Таким образом, эмоциональность, как и многие психические явления, подчиняется закону «золотой середины». Отсутствие эмоций, заторможенность и холодность – это плохо и для самого человека, и для его окружения. Но и излишняя эмоциональность – это тоже повод для беспокойства.
Источник
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение индивида к существующим ситуациям.
Эмоция переживается как чувство, которое направляет восприятие, мышление и действие. Эмоция заставляет энергию мобилизоваться и руководит мыслительной и физической активностью индивида. Когда человека охватывает гнев, то он не убежит, а если испуган, то не решится на агрессию. Эмоция регулирует восприятие человека – счастливый человек умиляется обычным вещам и идет по жизни легкой походкой.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга и могут судить о состоянии человека, не пользуясь речью.
Люди, принадлежащие к разным культурам, могут по выражению лица человека безошибочно воспринимать эмоциональное состояние, например гнев, печаль, страх, что доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице.
Недавние исследования показали, что способность читать и сопереживать своим сородичам могут и антропоиды, испытывая при этом похожие эмоции. В их организме, как показали исследования, происходят аналогичные физиологические функциональные изменения, что и в организме «наблюдателей».
Надо сказать, что не все эмоционально-экспрессивные выражения являются врожденными. Некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания, т.е. прижизненно. Это относится в первую очередь к жестам, которые являются способом культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений к чему-либо.
Так же как и без ощущений, жить без эмоций нельзя.
Психологи под эмоциональными явлениями понимают субъективные переживания человека, его отношение к событиям, людям, явлениям, предметам.
В переводе с латинского «эмоция» означает возбуждать, волновать, но к серьезному исследованию этой проблемы психология обратилась сравнительно недавно.
Появление эмоции у человека специалисты относят к процессу эволюции и считают, что каждая эмоция выполняла свои адаптивные функции. Её возникновение связывают с нейрофизиологическими процессами, вызываемыми внутренними и внешними факторами.
Эмоции человека имеют связь с его потребностями, поскольку, если потребности удовлетворены, то человек испытывает положительные эмоции, а в противном случае эмоции будут отрицательными.
Каждая эмоция оказывает свое воздействие на человека, несмотря на то, что их влияние генерализовано.
У человека, переживающего эмоцию, уровень активности головного мозга изменяется, в результате чего происходит напряжение или расслабление тех или иных мышц лица и тела.
Высота эмоционального порога у каждого человека своя – одни люди часто, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, от чего будут зависеть их взаимоотношения с окружающими людьми.
Источники эмоций, переживания, внешние проявления, способы их регуляции своеобразны.
Классификаций эмоций довольно много. На основе критериев мобилизации ресурсов организма, эмоции разделяют на положительные и отрицательные, стенические и астенические. Стенические эмоции вызывают прилив сил и энергии, а астенические действуют противоположным образом.
Фундаментальные эмоции были выделены К. Изардом. К ним он отнес:
Очень мощной эмоциональной реакцией является аффект, захватывающий психику человека полностью. Возникновение аффекта связано с экстремальными условиями, при которых человек не может справиться с ситуацией. Эта эмоция практически неуправляема и не подчиняется волевому контролю, поступки человека совершаются без учета обстановки. После аффекта возникает эмоциональный шок, и даже ступор.
Самым распространенным видом аффекта является стресс – это состояние сильного и продолжительного психологического напряжения, при котором нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Длительные стрессы оказывают влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье, являясь главными «факторами риска» при обострении сердечнососудистых заболеваний и желудочно-кишечного тракта.
Собственно эмоции выражают оценочное отношение к складывающимся ситуациям, носят ситуативный характер и могут слабо проявляться во внешнем поведении.
К более устойчивым эмоциональным состояниям относятся чувства, имеющие обычно предметный характер, т.е. чувство к кому-то или чему-то. Возникают они при удовлетворении потребностей высокого порядка, поэтому их называют «высшими» эмоциями. Чувства человека и его общее эмоциональное состояние в течение длительного времени связано с настроением. Настроение не является предметным, оно личностно и растянуто во времени.
Эмоции могут выражаться в экспрессивном поведении человека. Экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного их компонента – это пантомимики, мимики, интонации и др.
Проявляются они в выразительных движениях, например, мимика проявляется в выразительном движении лица, а пантомимика – в выразительных движениях всего тела.
Некоторые эмоциональные состояния с точки зрения внешних признаков и качества субъективных переживаний имеют четкую дифференцированность. В ряде шкал эмоциональных состояний в основе лежат общие характеристики эмоций.
Эмоции – это одна из загадочных областей психологии, сложность исследования которых связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Из всех выделяемых процессов эмоции относятся к наиболее психологическим.
Античные философы считали, что с одной стороны, эмоции оказывают на поведение человека нарушающее, дезорганизующее влияние, а с другой стороны – они оказывают важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.
Человек является самым эмоциональным представителем животного мира, а о биологической целесообразности эмоций говорил ещё Ч. Дарвин.
Специалисты различают несколько основных функций эмоций.
Знакомство с человеком начинается с его оценки, эта функция дает возможность быстро оценить смысл изолированного раздражителя и, если первое впечатление будет благоприятным, то в дальнейшем разрушить позитивный настрой будет достаточно сложно. Человек, показавшийся неприятным, реабилитации практически не подлежит.
Функция мобилизации, в первую очередь, проявляется на физиологическом уровне – эмоция страха заставляет адреналин выбрасываться в кровь и бежать. Правда, высокая доза адреналина приводит человека к ступору.
При интенсивных эмоциональных состояниях наблюдается феномен «сужения сознания» и организм сосредотачивает все усилия на том, чтобы преодолеть негативную ситуацию.
При дефиците информации, необходимой для принятия решения срабатывает функция компенсации информационного дефицита.
Дефицит информации объясняет гипотеза П.В. Симонова. Потребности усиливаются в результате положительных эмоций, а их интенсивность снижается при отрицательных эмоциях.
В ситуации информационного дефицита, когда человек не может принять решение, он может опереться на эмоцию, т.е. получить «эмоциональный аванс».
Важнейшей функцией эмоций является коммуникативная. Человек, выражая свои эмоции, проявляет, таким образом, свое отношение к действительности, к другим людям.
Эффективное протекание деятельности могут нарушить интенсивные эмоции, длительное действие которых обуславливает развитие состояния дистресса, приводящего к расстройству поведения и здоровья – это функция дезорганизации.
Мотивационная функция эмоций побуждает человека к тем или иным действиям.
Предвосхищающая функция предполагает прогнозирование дальнейшего развития событий, а регуляторная функция проявляется в способности эмоций оставлять след в опыте индивида, закрепляя удавшиеся и неудавшиеся действия.
Одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные эмоциональные проявления, в которых выражается глубина внутренней жизни человека. Эмоциональные реакции зависят от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.
Источник