Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку
«Проверочная работа по биологии (экологии)»
Контрольная работа по биологии по теме
«Органы чувств. Анализаторы»
Разработала учитель высшей квалификационной категории
Медведева Татьяна Александровна
Место работы: Республика Хакасия, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арбатская средняя общеобразовательная школа
Цель: Оценка достижения предметных планируемых результатов по биологии по теме «Органы чувств. Анализаторы»
Особенности разработки: Предлагаемая работа выполняется после прохождения в курсе анатомии и физиологии человека темы «Органы чувств. Анализаторы» (8класс) или после повторения данной темы в ходе подготовки к ОГЭ по биологии. (9кл.) и предназначена для подготовки учащихся к экзаменам в тестовой форме.
Может использоваться при изучении биологии по всем учебникам, вошедшим в федеральный перечень.
Работа составлена в двух вариантах:
В-I
Б-8_Анализаторы_1 вариант
DOCX / 185.14 Кб
B-II Б-8_Анализаторы_2 вариант
DOCX / 217.19 Кб
по образцу экзаменационных работ в форме ОГЭ для итоговой аттестации обучающихся 9 класса. Содержит три уровня заданий (базовый, повышенный и высокий).
Задания работы проверяют знания обучающихся, предусмотренные государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).
На выполнение работы отводится 45 минут, включая 5-7 минут на фронтальный анализ работы.
К работе прилагается инструкция по её выполнению, ответы, презентация (Micrsoft Offise PowerPoint) для само- или взаимоконтроля работы.
Проверку и анализ можно проводить с использованием презентации как индивидуально на ПК, так и фронтально с помощью интерактивной доски.
Структура и оценивание работы.
Работа состоит из 15 заданий:
В т.ч.
Источник
используется для контроля по теме «АНАЛИЗАТОРЫ»
Вложение | Размер |
---|---|
analizatory_0.docx | 29.21 КБ |
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:
A. Проводящие пути
Б. Кора головного мозга
2. Анализ внешних раздражителей происходит в:
A. Проводящих путях
Б. Коре головного мозга
3. Защищают глаза от пыли:
А. Брови и ресницы
В. Слезные железы
4. Наружная оболочка глазного яблока называется:
Б. Фиброзная (белковая)
5. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:
6. Изображение видимых предметов формируется на:
7. Способность расширяться и сужаться, пропуская необходимое количество света обеспечивает:
B. Стекловидное тело
8. Цветовое зрение обеспечивают:
B. Клетки радужной оболочки
9. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:
Б. Слепого пятна
В. Желтого пятна
10. Светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки находятся в
А.белочной оболочке глаза
Б.сосудистой оболочке глаза
В.стекловидном теле и хрусталике глаза
Г. сетчатке глаза
11. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:
12. Ушная раковина входит в состав:
Б. Наружного уха
B. Внутреннего уха
13. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:
14. Слуховые косточки расположены в полости:
A. Наружного уха
B. Внутреннего уха
15. Молоточек, наковальня и стремя:
A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе
Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки
B. Усиливают колебания барабанной перепонки
16. Улитка является органом:
17. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:
Б. Барабанная перепонка
B. Полукружные каналы
18 . Установите соответствие между анализаторами и их структурами.
А) стекловидное тело 1) зрительный
Б) улитка 2) пространственный (вестибулярный)
В) колбочки 3) слуховой
Е) полукружные каналы
19. В слизистой оболочке носовой полости находятся:
A. Вкусовые рецепторы
Б. Осязательные рецепторы
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Каждый анализатор состоит
А) только из проводникового отдела
Б) только из рецептора
В) только из коркового отдела
Г) из периферического, проводникового , центрального отдела
А) преобразует сигналы в нервные импульсы
Б) превращает нервные импульсы в ощущения
В) только проводит возбуждение
Г) усиливает нервные импульсы
3. Сосудистая оболочка
А) защищает глаз
Б) пропускает световые лучи
В) преломляет световые лучи
Г) снабжает глаз кровью
4. при слабом свете зрачок рефлекторно:
В) не изменяется
Г) то расширяется, то сужаются
5. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в
А) радужной оболочке
Б) белочной оболочке
6. Светочувствительные клетки содержит
А) белочная оболочка
Б) сосудистая оболочка
В) радужная оболочка
А) участвует в питании глаза
Б) воспринимает свет
В) преломляет световые лучи
Г) защищает глаз
8. место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света, называется:
А) белое пятно Б) желтое пятно В) темная область Г) слепое пятно
9. место наилучшего видения (много палочек и колбочек):
А) белое пятно Б) желтое пятно В) темная область Г) слепое пятно
10. Установите соответствие между частями глаза и структурами, их составляющими.
ЧАСТИ ГЛАЗА СТРУКТУРЫ
А) веки 1) вспомогательный аппарат глаза
Б) зрачок 2) глазное яблоко
В) слёзные железы
Г) стекловидное тело
11. наружное ухо от среднего отделяет:
А) перепонка овального окна
Б) слуховая труба
В) барабанная перепонка
Г) наружный слуховой проход
12. Слуховые рецепторы находятся в
А) наружном слуховом проходе
Б) барабанной перепонке
В) улитке внутреннего уха
13. Вестибулярный аппарат находится
А) во внутреннем ухе
В) в наружном слуховом проходе
Г) в среднем ухе
14. В полости среднего уха находятся косточки
А) молоточек Д) стремечко
Б) подковка Е) уздечка
В) наковальня Ж) улитка
15. Почему воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, скарлатине и гриппе?
А) это случайное совпадение
Б) эти заболевания усиливают восприимчивость организма к инфекции
В) инфекция может попасть в среднее ухо через слуховую трубу
Г) больному человеку трудно следить за чистотой органов слуха
16. Ощущение вкуса пищи обеспечивают:
A. Вкусовые рецепторы
Б. Обонятельные рецепторы
B. Взаимодействие вкусовых, обонятельных, температурных и осязательных рецепторов
17. На корне языка расположены рецепторы, чувствительные к
А) сладкому Б) кислому В) горькому Г) солёному
18. В слизистой оболочке носовой полости находятся:
A. Вкусовые рецепторы
Б. Осязательные рецепторы
19. Анализ звуковых раздражителей происходит:
Источник
Тест по теме «Анализаторы»
Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1) Органами чувств являются:
а) органы зрения, слуха, пищеварения;
б) органы пищеварения, слуха, осязания;
в) органы осязания, дыхания, вкуса;
г) органы вкуса, обоняния, зрения.
2) Внутренне ухо находится в толще кости:
а) теменной; в) лобной;
б) затылочной; г) височной.
3) Периферический отдел обонятельного анализатора находится:
а) в верхнем отделе носовой полости (или верхней носовой раковине);
б) в среднем отделе носовой полости (или средней носовой раковине);
в) в нижнем отделе носовой полости (или нижней носовой раковине);
4) Слуховые косточки в среднем ухе – это:
а) стремечко и молоточек; в) наковальня и стремечко;
б) молоточек и наковальня; г) молоточек, наковальня и стремечко.
5) Слуховая, или евстахиева, труба соединяет с глоткой:
в) улитку внутреннего уха;
г) полукружные канальцы внутреннего уха.
6) Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:
а) под роговицей; в) в сетчатке;
б) в толще радужной оболочки; г) в стекловидном теле.
Часть 2. Выберите три правильных ответа.
а) образование, в клетках которого содержится пигмент, определяющий цвет глаза;
б) часть сосудистой оболочки;
в) часть фиброзной оболочки, или склеры;
г) часть аппарата, определяющего количество света, проникающего внутрь глаза.
2) Болевые рецепторы располагаются:
а) в коже и мышцах; г) в жёлтом костном мозге;
б) в надкостнице; д) во внутренних органах.
в) в красном костном мозге;
3) В толще височной кости находятся:
а) среднее ухо; в) вестибулярный аппарат;
б) улитка внутреннего уха; г) ушная раковина.
4) Ядро глаза покрыто оболочками:
а) фиброзной; г) эпителиальной;
б) хрящевой; д) сетчаткой.
Часть 3. Выберите правильные утверждения.
1) Анализаторы – это сложные анатомо-физиологические системы, обеспечивающие восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
2) Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.
3) Колбочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.
4) Отёчность и воспаление слизистой носа ограничивают возможность восприятия запаха.
5) Корковый конец зрительного анализатора находится в лобной доле.
Часть 4. Впишите вместо точек нужное слово (или слова).
1) Широкая вкусовая гамма создаётся из сочетаний четырёх вкусовых ощущений: горького, сладкого, … , … .
2) Рецепторы слухового анализатора находятся в улитке …. уха.
3) Рецепторы, воспринимающие свет и преобразующие его в нервные импульсы, находятся в … глаза.
Часть 5. Приведите в соответствие.
Название анализатора: Месторасположение коркового конца
анализатора в полушариях большого мозга.
1) зрительный а) в лобной доле;
б) в теменной доле;
2) слуховой. в) в височной доле;
г) в затылочной доле.
Часть 6. Ответьте на вопрос.
Какие волокна (гладкие или поперечнополосатые) составляют мышцы, приводящие в движение глазное яблоко?
Часть 7. Рассмотрите схему, иллюстрирующую строение глаза. Укажите, что обозначено на ней цифрами 1 – 9.
Тест по теме «Анализаторы»
Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1) Роговица – это выпуклая прозрачная пластинка глаза, которая является:
а) частью фиброзной оболочки;
б) частью сосудистой оболочки;
в) частью сетчатки;
г) самостоятельной оболочкой.
2) Анализатор состоит:
а) из рецептора, воспринимающего раздражение;
б) из проводниковой части, передающей полученную информацию;
в) из участка коры больших полушарий головного мозга;
3) Рецепторы глаза, воспринимающие световое раздражение, находятся:
а) в роговице; в) в сетчатке;
б) на радужке; г) на сосудистой оболочке.
4) Среднее ухо расположено внутри кости:
а) лобной; в) височной;
б) затылочной; г) теменной.
5) Рецепторы, воспринимающие звук, расположены:
а) на барабанной перепонке;
б) в слуховой трубе;
в) на стенках перепончатых лабиринтов полукружных каналов;
г) на стенке перепончатого лабиринта улитки.
6) Наиболее сильное преломление света в глазу происходит:
а) в жидкости за радужкой (задняя камера глаза);
в) в жидкости между роговицей и радужной (передняя камера глаза);
г) в стекловидном теле.
Часть 2. Выберите три правильных ответа.
1) В коже есть чувствительные образования – рецепторы, воспринимающие ряд внешних раздражений:
а) давление на кожу; г) свет;
2) Восприятие вкусовых раздражений у человека обеспечивается наличием рецепторов, которые находятся в эпителии:
а) сосочков языка; г) трахеи;
б) мягкого нёба; д) бронхов.
в) глотки и зева;
3) Во внутреннем ухе выделяют:
а) слуховые косточки; г) преддверие;
б) улитку; д) полукружные каналы.
в) слуховую трубу;
4) Рецепторы в коже распределены неравномерно, их много в коже:
а) пальцев рук и ладоней; г) губ и кончика носа;
б) подошв; д) ягодиц.
Часть 3. Выберите правильные утверждения.
1) Наружное ухо включает ушную раковину и слуховой проход.
2) Наружное ухо включает только ушную раковину.
3) При моргании выделившаяся из слёзной железы жидкость смачивает поверхность глаза и очищает её от инородных частиц.
4) Рецепторы вестибулярного аппарата, или органы равновесия, информируют ЦНС о положении тела и его частей в пространстве.
5) Дальнозоркость у пожилых людей, как правило, является результатом усиления степени сокращения ресничной мышцы, что приводит к увеличению выпуклости хрусталика.
Часть 4. Впишите вместо точек нужное слово (или слова).
1) Ощутить запах того или иного вещества возможно в том случае, если оно …. и спокойно … .
2) Давление, прикосновение к коже человек воспринимает благодаря наличию в ней … рецепторов.
3) На месте выхода зрительного нерва из глазного яблока зрительных рецепторов нет, и это место называют … … .
Часть 5. Приведите в соответствие.
Части языка (или вкусовые зоны): Вкусовые ощущения
1) кончик; а) кислое и солёное;
2) боковые стороны, или края; б) сладкое и солёное;
2) корень языка. в) горькое.
Часть 6. Ответьте на вопрос.
Каким образом обеспечивается поддержание в среднем ухе давления, равного внешнему (атмосферному)?
Часть 7. Рассмотрите рисунок. Напишите, что обозначено на нём цифрами 1 – 4.
Ответы на тесты по теме «Анализаторы»
Часть 1: 1 – г 2 – г 3 – д 4 – г 5 – б 6 – в.
Часть 2: 1 – а, б, д. 2 – а, б, д. 3 – а, б, в; 4 – а, в, д.
Часть 4: 1 – кислого, солёного; 2 – внутреннего; 3 – сетчатке.
Часть 5: 1 – г; 2 – в.
Часть 6: Поперечнополосатые.
Часть 7: 1 – роговица; 2 – радужка; 3 – зрачок; 4 – хрусталик; 5 – стекловидное тело;
6 – склера; 7 – сосудистая оболочка; 8 – сетчатка; 9 – зрительный нерв.
Часть 1: 1 – а 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – б.
Часть 2: 1 – а, б, в. 2 – а, б, в. 3 – б, г, д. 4 – а, б, г.
Часть 4: 1 – летучее, растворяться; 2 – осязательных; 3 – слепым пятном..
Часть 5: 1 – б; 2 – а; 3 – в.
Часть 6: Благодаря наличию слуховой, или евстахиевой, трубы, соединяющей полость среднего уха с глоткой и обеспечивающей циркуляцию воздуха. При воспалении слуховой трубы и нарушении (частично или полностью) связи с внешней средой возникает ощущение шума в ушах, понижается слух.
Часть 7: 1 – мышцы, приводящие в движение глазное яблоко; 2 – глазное яблоко; 3 – радужка;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
также Вы можете выбрать тип материала:
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5184520 материалов.
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник