Процессы передачи эмоционального состояния
301. Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется:
• заражение
302. Процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и что составляло фундамент данной личности — это:
• ресоциализация
303. Процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних структур человеческой психики — это:
• экстериоризация
304. Процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности — это:
• интериоризация
305. Процесс целенаправленной передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, осуществляется при:
• внушении
306. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:
• лидерством
307. Прямое общение предполагает:
• личные контакты и непосредственное восприятие людьми друг друга
308. Психоаналитическая теория, которая подчеркивает влияние на развитие человека исторических и культурных факторов, — это теория развития .
• психосоциального
309. Психологическая консультация может проводиться в форме:
• групповая
• индивидуальная консультация
310. Психологический подход к проблеме общения предполагает рассмотрение данного явления как:
• социальной потребности и средства развития высших психических функций
311. Психологическое заражение – это:
• особый механизм влияния
312. Психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода, — это:
• индивид
313. Работа «Выражение эмоций животными и человеком» (1872) принадлежит:
• Ч. Дарвину
314. Равнодушие, безучастность друг к другу — это:
• индифферентность
315. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для:
• дисгармоничной личности
Источник
заражение (в психологии)
процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «заражение (в психологии)» в других словарях:
заражение — 1) процесс передачи эмоционального состояния (см. эмоции) от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта (см. психофизиология) помимо или дополнительно к собственно … Большая психологическая энциклопедия
ЗАРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — соц психологич. явление, имеющее два вида подражание и внушение (суггестия) при доминировании в обоих видах эмоционального компонента их психологии, структуры. З.п. играет важную роль в различн. соц. психологич. феноменах. Заразителен пример… … Российская социологическая энциклопедия
Заражение — (в социальной психологии) способ влияния, основывающийся на общем переживании массой людей одних и тех же эмоций. З. может обладать разл. степенью произвольности. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу взаимной индукции,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Заражение — (в социальной психологии) способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций. З. может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу взаимной индукции,… … Психологический лексикон
ЗАРАЖЕНИЕ — (в социально политической психологии) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительного к нему. Может обладать различной… … Политическая психология. Словарь-справочник
толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются… … Большая психологическая энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Социальная психология как наука — Файл:1965 Социальная психология как наука (монография, обложка), Л изд. ЛГУ, 208 стр, 20х13 см, тир. 3400 экз.jpg Первое издание (1965) … Википедия
Эмпатия: механизмы — это системная работа психич. процессов и свойств личности, к рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол. механизмы эмпатии (Э.) зависят от функций, к рые Э … Психология общения. Энциклопедический словарь
Источник
Лекция 4. Эмоциональные процессы
Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.
Эмоции— психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности, значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности человека.
Эмоции — это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассивность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) человека как организма на непосредственное действие раздражителей (например, эмоции боли, испуга, голода).
Эмоции и чувства:
1) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).
2) проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).
3) динамичны, т.е. изменяются во времени.
4) полярны (любовь — ненависть).
5) бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).
6) субъективны.В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.
Функции эмоций
1. Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей.
2. Регулятивная. Хорошее настроение улучшает производительность труда, а плохое — ухудшает. Страх может активизировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.
3. Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.
4. Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: «Рвать и есть яблоки строго запрещено» чаще всего способствует возникновению попытки попробовать их на вкус.
Виды эмоций
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека традиционно делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы н состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект.
Аффект как— особый вид переживания возникает к концу действия и отражает суммарную, итоговую оценку ситуации.
Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель cо всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Можно сказать, что аффект- взрывная, аварийная реакция на экстремальную ситуацию. Он неодолимо навязывает действие, и при этом теряется чувство реальности. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма.
Отличительные особенности аффектов:
1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особен-ностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.
3. Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.
4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Если раздражение воспринимается как угроза или вызов, то за ними следует эмоциональное возбуждение.
Феномен эмоционального переживания — сигнал для перехода от автоматизмов поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Например, переживание голода — сигнал, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны и их надо искать извне.
Чувства еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
2) интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельностью),
3) эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
4) практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.
Настроения
Длительные эмоции называются настроениями.
Настроение — это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.
Настроения имеют следующие отличительные особенности:
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно иногда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроение медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли и действия человека в данный момент.
Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.
Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение; например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность.
Стресс
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. Слова stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.
Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.
Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.
Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяется и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть
Страсть — это сильное, длительное и устойчивое чувство. Например, любовь к профессии летчика. Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.
Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсивностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг).
Эмоции переживаются со средней напряженностью и уже более продолжительны, их длительность — часы и даже дни.
Источник