Психические процессы в управлении транспортным средством
1.2.1 Ощущение и восприятие – основные формы получения информации водителем
Ощущение и восприятие являются процессами чувственного познания окружающей действительности.Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других органов чувств, психологически осознается нами в виде ощущения. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.
Восприятиемназывают психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ – обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии.. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Можно выделить разные виды восприятия и по степени целенаправленности наших действий восприятия. Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью, восприятие направляется внешними обстоятельствами. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.
Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание лекции, просмотр учебника и т.д. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, а может выступать и как относительно самостоятельная деятельность в форме наблюдения.
Наблюдениепредставляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с какой-либо целью. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи (пространство; время; движение).
В восприятии времени различают: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. Наиболее простыми формами оценок времени являются процессы восприятия длительности. В основе этих процессов лежат «биологические часы» организма. К ним относятся ритмические процессы и циклические явления: биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмику появления голода, смены сна и бодрствования и т.п.
Неточная оценка водителем временного интервала при управлении автотранспортом приводит к ошибочным действиям. Наиболее опасна переоценка (завышение) интервалов времени при маневрировании в сложных условиях дорожного движения.
Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.
Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате видно по перемещению секундной стрелки).
Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.
Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.
Восприятие не всегда бывает абсолютно истинным, соответствующим внешней реальности. Одна из наиболее известных форм искажений – иллюзии, или обманы чувств. Иллюзии восприятия (от лат. illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.
Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.), но мы подробнее рассмотрим иллюзии зрительного восприятия как наиболее вероятные источники ДТП. Например, при определенииинтенсивности света:
1. Слабый источник света может казаться чрезвычайно ярким ночью, особенно если близко не имеются никаких других огней.
2. Подобно тому, как визуальная система неправильно оценивает размер и расстояние до неизвестного объекта, она может переоценить истинный блеск любого источника света на объекте.
3. Интенсивное световое излучение, попадающее на сетчатку, создает визуальное изображения очень яркого объекта большим по размеру, чем он должен быть.
При определении размеров предметов и удаленности от них:
1. Яркоокрашенные объекты воспринимаются ближе, чем темноокрашенные. Ночью яркие объекты кажутся находящимися ближе их истинного положения.
2. Днем на оценку расстояния определенное влияние оказывает Солнце: если наблюдатель стоит лицом к Солнцу, то расстояние кажется меньше истинного, спиной – больше истинного.
3. По мере перемещения любого предмета к горизонту (т.е. удаления от наблюдателя) уменьшаются его угловые размеры. Если же какой-то предмет перемещается к горизонту и при этом сохраняет неизменными свои размеры, то создается впечатление, что этот предмет становится все больше. (На этом эффекте основаны наблюдения «большой» Луны на горизонте.)
4. Визуальная система имеет тенденцию воспринимать неподвижный точечный источник света на однородном фоне как хаотически перемещающийся. Этот эффект называется автокинетическим движением.
Источник
ЛЕКЦИЯ 3.2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления ТС.
1. Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством.
2. Нормализация психических состояний во время стресса.
Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов – М.: Академия, 2015. – 66 с.
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), работа с интернет — ресурсами и подготовка сообщения по теме 3.2.
Психологические качества водителя предопределяют разную защищенность людей от их профессиональных способностей и поэтому очень важна работа по формированию устойчивых индивидуальных качеств водителя.
Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».
Основные причины совершения водителями более 90% ДТП кроются в ограниченной надежности физиологических и психологических функций человека. Поэтому для распознавания окружающей обстановки и различных условий движения в последнее время все чаще используются радиолокационные и лазерные датчики, которые измеряют расстояние до предметов на дороге, до движущихся объектов (и их скорость), до кромки проезжей части; обнаруживают предметы или объекты путем тонкоструктурного анализа доплеровского сигнала и т.п. Следует учитывать, что людям всегда будет свойственно совершать ошибки. В связи с этим рекомендуются следующие виды обучения и подготовки водителей: — повышение мастерства управления транспортным средством с использованием тренажеров и моделей, включая подготовку водителей к предупреждению и действиям в экстремальных ситуациях; — изучение Правил дорожного движения с использованием контрольных листов, руководящих и других материалов, чтобы на основании запоминаемых правил предупреждать возможное появление невнимательности (эти навыки должны вырабатываться на основе практических действий и т.п.); — повышение уровня знаний в выполнении операций по управлению автомобилем, являющихся основой предупреждения ДТП. Чтобы водитель мог отреагировать немедленно на изменение окружающей обстановки или на возникновение неожиданных ситуаций на дороге, его сенсорные и моторные органы должны все время быть в состоянии готовности. Приблизительно 90% информации об окружающей обстановке воспринимается визуально, затем она поступает в сенсорную систему и систему обработки для принятия решения и в моторный центр для формирования воздействия. Чтобы выполнить ряд воздействий, глаза и центральная нервная система находятся в постоянном напряжении. Кроме того, при обработке информации головной мозг функционирует как одноканальный процессор с весьма невысокой способностью обработки информации — 50 бит/с. Когда поступает слишком много информации, головной мозг перегружается и возникает психическая усталость. Исследования показывают, что за 1 с мозг человека способен воспринять информацию не более чем о трех важных объектах. Для повышения безопасности движения водители не должны фиксировать взгляд на каком-либо одном предмете, хотя необходимо выделять наиболее важный объект (например, появление человека на обочине). При движении транспортного средства по правой полосе взгляд водителя должен быть направлен на обочину, при движении по левой полосе — на осевую линию и левую обочину. Не рекомендуется смотреть на фары встречного автомобиля. При переработке информации об окружающей обстановке, характеризующейся чрезмерным количеством возбуждений, таких как образование заторов или высокоскоростное движение, головной мозг в стадии, предшествующей обработке информации, работает в защитном режиме, позволяющем избежать стресса. В зависимости от содержания информации головной мозг может отсеивать ее и перерабатывать только ту информацию, которая необходима в данный момент, он может отложить обработку информации или отказаться от ее переработки. Когда мозг перегружен в течение длительного периода времени, система кровообращения не может доставить достаточное количество кислорода к клеткам мозга и становится трудно поддерживать высокий уровень сознания. В результате этого информация как бы только просматривается или возникают ошибки при ее передаче. Это выражается в задержке ее распознавания, принятии ошибочного решения или выполнении неправильного воздействия, которые являются способствующими причинами ДТП.
Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия:
- физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
- биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
- физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
- психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).
Многие специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации с целью мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановления полноценного функционирования.
Применение методик психической саморегуляции позволяет:
- редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление;
- нормализовать сон и вегетативные дисфункции;
- увеличить эффективность профессиональной деятельности;
- обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.
Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения. Чтобы понять, подходит или не подходит нам лично тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае мы можем выбрать эффективные именно для нас способы.
Существует множество подходов к классификации методов саморегуляции.
В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой выделяются психотехники, направленные на:
- изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;
- управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;
- репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;
- отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;
- работу с иррациональными убеждениями;
- позитивное внушение или самовнушение.
Источник
Органы чувств – источники наших знаний об окружающем мире
Анатомо-физиологические основы психики человека
Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».
Органы чувств – это комплекс анатомических структур в нашем теле, воспринимающих и анализирующих различные раздражения внешней и внутренней среды. Всего их у человека пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Каждый из органов чувств реагирует на определенные раздражители окружающей среды.
Анатомические структуры, тесно связанные между собой, и обеспечивающие прием и обработку сигналов (ощущений) от внешнего мира И.П. Павлов назвал анализатором.
Впечатления, воздействующие на рецепторы органов чувств, передаются через чувствительные нервы в головной мозг, который воспринимает получаемую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). В этом случае нервные центры вырабатывают ответный сигнал, который поступает по двигательным нервам в различные органы для его исполнения.
Различные виды человеческой деятельности оказывают на организм свое специфическое воздействие, что отражается и на деятельности органов чувств. Так, у водителей постепенно образуются комплексные ощущения – «чувство автомобиля» (его габаритов, устойчивости и пр.), имеющие исключительно важное значение в достижении мастерства и надежности в управлении автомобилем. Наличие таких комплексных ощущений позволяет водителю тонко подстраиваться под конкретные особенности своего автомобиля, что особенно важно при управлении в экстремальных условиях. Главные органы чувств в управлении автомобилем
Охарактеризуем кратко органы чувств, которые наиболее важны для управления транспортным средством.
В процессе дорожного движения зрение – основной источник информации об окружающей обстановке. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения.
Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки (отражают свет и являются аппаратом сумеречного зрения) и колбочки (отражают цвет и являются аппаратом дневного зрения), названные так за их внешнюю форму.
Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению. Параметры, характеризующие условия видимости знаков, следующие: острота зрения, разрешаемый угол, расстояние читаемости знака, наименьший линейный размер (толщина штриха) букв и цифр надписи на таблице номерного знака, расстояние обнаружения (дистанция маскировки) номерного знака.
Способность глаза видеть форму объекта, четко различать его очертания и особенности называется остротой зрения. Область острого зрения охватывается конусом, имеющим угол всего в 3–4°, хорошая острота зрения имеет конус в 7–8°, удовлетворительная – в 12–14°.
Видимость дороги и объектов на ней зависит от уровня освещенности, от уровня яркости фона и адаптации зрения водителя, от угловых размеров дорожных объектов, от прозрачности атмосферы и лобового стекла, от зрительных функций водителя. Человеческое зрение, прежде всего, адаптировано для работы с близкорасположенными объектами. И часто допускает ошибки при попытках определять фактический размер, фактическое расстояние, фактическое быстродействие, или фактическую высоту неизвестного объекта, а делать это безошибочно водителю совершенно необходимо при управлении автомобилем (при парковке, развороте, обгоне и так далее).
Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер – важное качество водителя.Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Так, например, большая часть ошибок водителей при обгоне связана с неправильной оценкой расстояния до встречного автомобиля и его скорости.
Угол четкого зрения обоих глаз в горизонтальной плоскости составляет 120°, но с ростом скорости он уменьшается. При скорости около 30 км/ч угол четкого зрения составляет уже 100°, а при скорости 100 км/ч поле зрения ограничено углом всего в 40°.
При вождении транспортного средства поле зрения уменьшается по мере увеличения скорости. Так, при скорости движения 50 км/ч поле зрения уменьшается со 180 до 105°. С увеличением скорости на каждые 16 км/ч видимость сокращается на 6 м.
Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить, на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения на другую от 0,5 до 1,16 сек. Особо серьезные требования предъявляются к объему поля зрения, к периферическому зрению водителей. Известно, что неопытные водители чаще пользуются только «центральным зрением», а у профессионала есть способность держать в поле зрения все – дорогу, приборы, зеркала заднего вида и еще остается «запас зрения» для посторонних наблюдений.
При длительном управлении автомобилем появляются неприятные ощущения – тяжесть век, чувство давления или легкой тупой боли в глазах, появлению головных болей. Это следствие общей усталости и утомления глазных мышц.
Исследования показывают, что часто причиной этого является неправильная поза водителя. Водитель наклоняется вперед, будто старается дотянуться до дороги перед машиной, напряженно держа руль, и устремляет взор на дорогу перед собой, пристально разглядывая какой-нибудь объект. Для того чтобы избежать подобного напряжения необходимо правильно сидеть за рулем и освобождаться от привычки неподвижного и пристального взгляда. Не следует при езде на автомобиле наклонять вперед голову, всматриваясь через лобовое стекло. Хорошим упражнением для глаз во время длительных поездок по открытой местности является перевод взгляда на горизонт.
К дистантным органам чувств относится также слуховой анализатор. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16000 до 20000 колебаний в секунду.
Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками). Внешнее ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.
Слух позволяет довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит и оценивает параметры внешней среды, а также работу агрегатов автомобиля. По интенсивности и частоте некоторых шумов он может судить о скорости движения и ее изменении.
Труднее всего определить и понять механизмы осязания: ведь, по сути, это целый комплекс разных ощущений. Чувство осязания возникает у человека благодаря коже. В коже, особенно в пальцах рук, ладонях, подошвах, губах и т.д., находится большое количество нервных окончаний, что и обеспечивает их повышенную чувствительность по сравнению с другими участками тела.
В успешном управлении автомобилем существенную роль играет хороший вестибулярный аппарат, «отвечающий» за ощущение равновесия. Высокоразвитое чувство равновесия, с одной стороны, способствует применению разнообразных приемов вождения, а с другой – создает как бы «запас устойчивости», который водитель может использовать в критических ситуациях. В сохранении равновесия важную роль играют кожная чувствительность, вестибулярный аппарат, зрение и мышечно-суставное чувство.
Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе и имеет характер трех изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и диагональной плоскостях, заполненных жидкостью. Этот аппарат тонко реагирует на отражение 3 основных плоскостей пространства. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое – с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению, например, начало движения автомобиля или его ускорение при обгоне.
Вестибулярный аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. При быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом. При продолжительной ритмической смене зрительных раздражении (например, при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Таким образом, между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом существует тесная взаимосвязь.
Контроль позы и поведенческих движений требует постоянного отслеживания длины мышц, а также напряжения и положения суставно-связочного аппарата. Это так называемое кинестезическое чувство, в основном, бессознательно, тем не менее, у всех нас есть «представление о собственном теле», мы всегда, не задумываясь, знаем положение собственных конечностей и т.д. Кинестезию иногда называют «шестым чувством», и для большинства из нас оно не менее важно, чем остальные пять. Кинестезическая информация, естественно, комбинируется с информацией органа равновесия мембранного лабиринта и зрительной информацией от глаз.
Посредством «мышечного чувства», которое иногда называют шестым чувством, водитель получает информацию о выполняемых им двигательных действиях, освобождая органы зрения от контрольных функций. Необходимая точность дозирования мышечных усилий при выполнении рабочих движений достигается за счет достаточно высокого уровня различительной мышечной чувствительности по усилию. Роль мышечного чувства заключается в том, что мышечные и вестибулярные восприятия сливаются во времени с последующими действиями по управлению. Чем больше чувство контакта водителя с сиденьем, рук с рулевым колесом и ног с педалями управления, тем больше информации он имеет об автомобиле. «Мышечное чувство» очень важно при многих действиях водителя: при управлении автомобилем для ликвидации заноса, для эффективного контроля управляющих колес для удержания автомобиля на траектории прямолинейного движения, для оценки перераспределения массы по осям и колесам, для предвидения критической ситуации. Интересно, что «чувство автомобиля» сказывается даже на экономии топлива.
Помимо этого, оптимальная рабочая поза (посадка) водителя также является неотъемлемым элементом рационального и безопасного управления автомобилем. Она должна обеспечить в любой момент движения благоприятные возможности для сложных высоко-координированных скоростных действий по стабилизации автомобиля при неожиданной потере устойчивости и управляемости, при любых экстренных маневрах имеет значение положение корпуса, положение головы и рук, ног и удобство рабочего места, правильное дыхание, комфортная и эргономичная одежда и обувь.
Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть чувствительны к отображаемым явлениям с большей или меньшей точностью.
Чувствительность наших органов чувств может меняться и в очень больших пределах. Различают две основные формы изменчивости чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.
Адаптация – приспособление анализатора к раздражителю. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе от темноты к свету: глаз человека начинает испытывать резь, человек временно «слепнет».
Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно – в зрительном. Чтобы глаза приобрели нужную чувствительность (начали видеть) в темноте Время нужно примерно 30–40 минут, время адаптации к свету около 10 минут.
Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места.
Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной пере адаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. Например, вождение автомобиле в темное время суток по автомагистрали с меняющейся освещенностью дорожного полотна.
Более существенное и постоянное влияние на органы чувств в процессе вождения автомобиля оказывают такие факторы как шум и вибрация.
Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.
Вибрация вызывает снижение остроты зрения, особенно на частотах 25–40 и 60–90 Гц. При длительном воздействии вибрации могут отмечаться такие изменения, как сужение поля зрения, понижение светочувствительности, искажение цветоощущения, увеличение размеров слепого пятна.
Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Это явление нужно использовать при управлении автомобилем. Так, слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки, например, аскорбиновой кислоты) повышает чувствительность ночного зрения, что очень важно при управлении автомобилем в темное время суток.
Таким образом, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других. При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувствительности других, слабые – даже подпороговые раздражители – повышают.
Изменение чувствительности органов чувств меняется и с возрастом человека. Уже после 35 лет вообще снижается острота зрения и его адаптация, ухудшается слух. И хотя многие водители относят это за счет плохого освещения, слабых фар, однако остается непреложным факт, что глаза у них видят далеко не одинаково хорошо. С возрастом они не только хуже видят, но и легче подвергаются ослеплению, чаще сужается поле зрения.
Рассмотрим теперь влияние алкоголя и других психоактивных и лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.
При приеме снотворных, успокоительных, антидепрессантов, противосудорожных (фенобарбитал) и противоаллергических лекарств (пипольфен, тавегил, супрастин) наступает сонливость, головокружение, снижение внимания и времени реакции. Безобидные лекарства от кашля или головной боли могут угнетающе действовать на центральную нервную систему, снижая внимание и замедляя скорость реакции. Прежде всего, это препараты, содержащие кодеин (трамадол, трамалт, ретард, пенталгин, спазмовералгин, седальгин).
Таким образом, следует внимательно изучать инструкцию препарата, который водитель собирается принимать перед тем, как сесть за руль. Особо следует иметь в виду, что у некоторых препаратов период выведения из организма составляет 10–70 часов. Из наиболее популярных лекарств это: диазепам (синонимы: реланиум, седуксен), медазепам, радедорм, тазепам, элениум.
Рассмотрим теперь влияние алкоголя на управление транспортным средством. Хотя в Правилах дорожного движения запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в нашей стране, к сожалению, существуют сильные традиции сомневаться в правильности действий и/или результата освидетельствования на состояние опьянения. Считая, что «я – в норме», водитель садится за руль нетрезвым и подвергает других людей и себя опасности.
Почему так происходит? Многие люди придерживаются той точки зрения, что в ДТП попадают только сильно «употребившие» водители, а так как они выпивают умеренно, в том числе и на праздниках, то с ними ничего не случиться. Именно поэтому остановимся на действии «малых» или «умеренных» доз алкоголя на органы чувств и нервную систему человека.
Так, исследования обнаружили существенные нарушения функций нервной системы уже и от достаточно малых доз алкоголя. А. Ригде еще в 1883 году установил, что от доз в 4–15 г зрение ухудшалось на 12–13%. Установлено, что от 27–44 г алкоголя, принимаемых накануне или за полчаса до стрельбы, число промахов увеличивалось в 3–4 раза. При этом стрелявшие ожидали (по своему самочувствию) лучшие результаты, чем при стрельбе без алкоголя. Другие авторы отмечают понижение точности слуха, обоняния и тактильных ощущений после небольших доз алкоголя.
Сейчас многие думают, что раз пиво является слабоалкогольным напитком, то оно совместимо с вождением автомобилем. Изучение эргографом количества мышечной работы спустя 10 минут после приема пива (эквивалентного 30 г алкоголя) обнаружило уменьшение выполняемой работы на 45%.
Таким образом, объективно установлено заметное ослабление функций всех органов чувств от весьма незначительных доз алкоголя, в том числе и пива.
Под воздействием средней доз, то есть одной-полтора рюмок водки, двигательные акты на первых порах ускоряются, а затем замедляются. Их ускорение зависит от расслабления тормозных импульсов, что приводит к неточности в выполнении движений, появлении преждевременной реакции. Ослаблением контроля сознания за движениями объясняются нелепые, бесцельные и часто насильственные действия опьяненных. Этим же объясняется склонность ко всякого рода душевным волнениям, слезам, радости, гневу и другим страстям, в составе которых двигательный элемент занимает существенное место.
Другое чувство, легко утрачиваемое выпившим человеком, – это чувство страха. Страх у нормального человека выражается в замедлении и последующем ускорении деятельности сердца, затруднении дыхания и сокращении мелких сосудов. Это составляет характерную черту данного чувства, которое затрудняется, так как наблюдается в известной мере паралич сосудов, вызываемый алкоголем.
Кроме того, следует иметь в виду, что при снижении температуры на 5° вредное действие алкоголя усиливается почти в десять раз! А ведь люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом, и считают, что для замерзшего человека глоток чего-нибудь крепкого – самое лучшее лекарство.
Таким образом, на нашу способность видеть, слышать, чувствовать влияют многие привычные нам вещи: свет и темнота, лекарства, алкоголь. Садясь за руль автомобиля, необходимо это учитывать, чтобы избежать опасных ситуаций и ДТП.
Источник