Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции

Задача № 7 (по Сапоговой Е.Е.)

Здесь описаны три вида трудовой деятельности

1 случай- простой физический труд без цели и мотива

2 случай – обычный физический труд где есть мотив потребности накормить семью и цель заработать на хлеб насущный.

3 случай- физический труд где цели и мотивы духовные – постройка собора. Признак труда социальное предвосхищение социально – ценного результата. Во втором тексте механизированная трудовая деятельность. Главная цель тракториста выполнить план и получить зарплату. А о качестве речи нет. Им движет материальный мотив.

Психологические признаки труда:

1. сознательное предвосхищение социально- ценного результата

2. сознание обязательности достижения социально- фиксированной цели

3. сознательный выбор, применение совершенствовать или создание орудий, средств деятельности

4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений.

Таким образом из первого текста только один человек, который предвосхитил результат выполнил с психологической точки зрения труд.деятельность. Во втором тексте – это не труд. Деятельность, хотя признаков труда достаточно.

Задача № 8 (по Сапоговой Е.Е.)

Деятельность процесс активного взаимодействия субъекта с объектом во время которого субъект удовлетворяет какие либо свои потребности, достигает цели. В 1 тексте шаман активно взаимодействовал с духами выполняя танец удовлетворяя свои потребности и достигает цели. Во втором тексте показан физический труд без цели, мотива и без удовлетворения потребностей.

Тема 3. Общее понятие личности

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

Как к личности: Целеустремленность, вдумчивость, старательность,ценность, общественность, активность, критичность ума, моральная воспитанность, трудолюбие, идейная убежденность, внимательность, четность, вера, благородство, авторитет, убеждения, знания, идеалы, возрастные особенности, чувств, мышление, гуманность.

Как к индивиду: Упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, приятный голос, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, низкая адаптация к темноте, ригидность, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, страх, леность, стресс, меланхолия, речь, темперамент, инстинкты, механическая память, язык, музыкальный слух.

Задача2. (по Сапоговой Е.Е.)

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

1.Человека как индивида характеризуют тип высшей нервной деятельности

2.Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это-задатки;

3.Личностные свойства, обусловленные социально, — это- ценностные отношения;

4.Важнейшими элементами психологической структуры личности являются- все ответы верны

5Личность — это- все ответы верны;

6.Человека можно считать сложившейся личностью, если — все ответы верны;

Тема 4. Мотивация и мотивы

Задача № 1 (по Н.Квин)

А)мотивация поведения человека строится из внутренних потребностей, индивидуальных особенностей и внешних условий ( стимулы) формирует мотив. В ходе волевых процессов происходит обработка этого мотива, в результате появляются намерения- план осуществления действия. Мотивы деятельности складываются на основе внутренних потребностей и под воздействием внешних стимулов. Если Толя раньше рубил дрова и ему это нравилось это было внутренний мотивацией. Когда соседи стали давать деньги, он понял, что можно заработать и у него проявилась внешняя мотивация в сочетании с внутренней и в данном случае внешняя мотивация начала ослаблять внутреннюю мотивацию. Единственный вид внешней мотивации благотворно влияющий на поведение и не нарушающий внутреннюю мотив.- это похвала словесная, которая усиливает внутренний интерес к деятельности.

Б)восстановить внутреннюю мотивацию Толи можно поговорив с ним, похвалив его за трудолюбие. Но объяснить, что каждый труд должен быть вознагражден это правильно, но он живет в семье где у каждого есть обязанности, родители Толи должны его лично мотивировать и не забывать хвалить его.

Задача № 1 (по Н.Квин)

а. Лариса ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра материальная

б. Священник во время службы всегда внимательно следит з а лицами своих прихожан. Он хочет быть уверен, что его проповедь воодушевляет аудиторию — духовная

в.В утренние часы работы Клоля обычно устраивает небольшой перерыв. Ему необходимо расслабиться, иначе он не в состоянии полноценно концентрировать внимание до обедаестественная

г.Когда Макс узнал, что ему не заплатят за сверхурочную работу, он заявил: «Дудки! Я не буду работать даром!»- материальная

Читайте также:  Почему не чувствуется возбуждения

д. Дима пользуется любой возможностью, чтобы позаниматься баскетболом. Он хочет научиться забрасывать мяч в корзину из любого положениядуховная

е. Начальник попросил Ларису придумать себе такое задание, выполнение которого доставило бы ей удовольствие. Лариса это не понравилось. Она заявила, что терпеть не может придумывать себе работу. Ей больше нравится выполнять чьи-нибудь указанияматериальная

ж. Денис — старшеклассник, но он никогда не ходит в школу один. Его провожает мама, которая боится, что он либо попадет под машину, либо его обидят другие ребята — духовная

з. Валя играет на скачках и покупает лотерейные билеты, тратя на это половину своей зарплаты-материальная

и. Надя опасается, что если не будет сейчас хорошо учиться, то потом не сможет найти работуматериальная

Тема 5. Эмоции и чувства.

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

1.Переживание — непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. Да

2.Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма. Да

3.Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент — ее субъективный компонент. Да

4.Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно-прогностические функции регуляции поведения. Да

5.Эмоции — двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение. Да

6.Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Да

7.Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их. Нет

8.Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют «логикой чувств». Да

9.Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов. Нет

10. Чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром. Да

Задача № 2 (по Сапоговой Е.Е.)

Задача № 3 (по Сапоговой Е.Е.)

Вставьте пропущенные слова в следующие утвер­ждения.

1.Эмоции — психическое отражение в форме переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций процесса и результатов практической деятельности.

2.Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют отражательно- оценочную, переключающую, подкрепляющую функции.

3.Биологическая теория эмоций связывает эмоции с вегетативными сдвигами в организме человека.

4. Согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются органические изменения, происходящие в организме.

5. Теория Кэннона—Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им. порождаются физиологическими реакциями.

6. Согласно информационной теории, эмоция есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Тема 6. Воля

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

1.Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

2.Благодаря волеразумное решение претворяется в .

3.Воля — способность человека управлять по своему сознательномурешению психическими процессами и состояниями, различными параметрами поведения.

Задача № 2 (по Сапоговой Е.Е.)

1.Единственный критерий проявления воли в поведении — волевые качества личности. Верны

2.Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его. Нет

3.Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия. Нет

Задача № 3 (по Сапоговой Е.Е.)

Мотив, саморегуляция, желание, стремление, цель, уверенность, усилие, настойчивость, побуждение, намерение.

Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.)

1.Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Дамом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. Побудительная

2.Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. Побудительная

3.Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. Побудительная

4.Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата а ля Цезарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенессодеянное в расчете на щедрые чаевые. Тормозная

Читайте также:  Мои чувства взаимны твоим

5.Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем. Побудительная

6.Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли. Побудительная

Тема 7. Темперамент

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

настойчивость, неуравновешенность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, быстрое переключение внимания, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции,

Источник

Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции

Познав себя, никто уже не останется тем, кто есть.

Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как «общая психология», «социальная психология», «конфликтология», «психология управления», «психология и этика делового общения» и др.

Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание «культурного и образованного» и как следствие этого – на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.

В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить – прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы – это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура – это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура – это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.

Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое – для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.

Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

Читайте также:  Эглонил помогает при депрессиях

Главное в общении – не «зазубривание» правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания – это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность – это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь – значит быть свободным, уметь – значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья – отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний – прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность «выстаивать» в трудных жизненных ситуациях.

В конце каждого раздела приведен перечень вопросов, который может быть использован как для повторения материала с целью его лучшего усвоения, так и для проведения семинаров, коллоквиумов.

Кроме того, в конце каждого раздела указан список основной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения с целью углубления знаний по пройденному материалу, использования при подготовке рефератов, докладов, выступлений.

В конце курса лекций приведен библиографический список литературы, в той или иной мере использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь студентам и слушателям в ходе самостоятельной работы над основными вопросами курса.

В целом ряде лекций приведены тесты и опросники, специально подобранные в соответствии с содержанием изученного материала, а в последнем разделе книги даны «ключи» и интерпретация тестов.

Завершает издание краткий словарь основных психологических терминов. Его задача – ввести емкие определения основных научных понятий курса и помочь студенту, слушателю в их усвоении.

Раздел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Источник

Оцените статью