Процент восприятия информации органами чувств

Типы и способы восприятия информации

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.
Читайте также:  Как перебороть чувства ревности

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Читайте также:  Как входит чацкий каково его эмоциональное состояние

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Источник

Общеизвестный факт — arsenische — LiveJournal

Jun. 4th, 2007

05:15 pm — Общеизвестный факт

Работаю над тезисами, расставляю ссылки на источники. Напоролся на следующую свою фразу:

Visual representation is crucial for virtual environments, since human brain gets the biggest part of information through eyes.

Вроде, общеизвестный факт — даже ссылку ставить не обязательно. Но что-то приспичило меня найти источник. Google не помог, американцы информационные потоки в процентах не измеряют.

Зато в русском интернете источников — целая куча.

  • Всем известно, что 90 процентов информации человек воспринимает глазами.
  • Как известно визуальная информация составляет 69% , но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.
  • Учеными доказано , что 80 процентов информации, которую мы воспринимаем, получено нами с помощью органов зрения.
  • 80- 85 процентов всей информации мы воспринимаем через зрение. визуальная информация на те же 80-85 процентов неосознаваема.
  • Научно доказано , что 80 процентов информации мы воспринимаем через зрение.
  • И ученые это подтверждают : только десять процентов информации воспринимается на слух, а остальные девяносто — визуально .
  • Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением ( 83% ), из нее 40% запоминается.
  • Давно известно и не раз доказано , что 60 процентов всей входящей информации усваивается человеком с помощью глаз.
  • Подсчитано , однако, что человек получает до 91 процента всей информации через визуальный канал, т.е. через глаза
  • надо помнить о психологии восприятия : человек 70 процентов информации воспринимает зрением, оно доминирует, перехватывает внимание зрителя.
  • через органы зрения, если верить специалистам , мы получаем более 90 процентов информации из внешнего мира.

Ссылок на первоисточник я до сих пор не нашел. Зато обнаружил, что данный «факт» и всевозможные проценты широко используются рекламной индустрией:

  • «Уборка, мойка окон, химчистка, клининг»: Окна – это глаза, которыми ваше помещение смотрит на мир . Через глаза в мозг поступает визуальная информация, которая составляет около 70 процентов всей воспринимаемой информации.
  • Психологи утверждают, что 70 процентов информации мы воспринимаем зрительно. И наш внешний вид — это, так сказать, визуальный первоисточник информации о том, что мы из себя представляем .
  • «Музыка продаж»: Так вот, около 20 процентов людей воспринимают информацию на слух гораздо лучше, чем визуально .
  • «Студия звукозаписи S-Art»: . предполагая обычно под словосочетанием » фирменный стиль » только визуальную его часть: логотип, шрифтовое, цветовое, графическое решение . Так вот, около 20 процентов людей воспринимают информацию на слух гораздо лучше , чем визуально.
Читайте также:  Психическое отклонение отсутствие эмоций

В общем, если кто мне скинет достоверную линку, буду признателен.

Источник

Правда ли, что 55 % информации мы воспринимаем через жесты и мимику?

Нет, конечно. Разбираем, откуда ноги растут у этого мифа

Наверняка вы часто слышали утверждение о том, что человек большую часть информации воспринимает невербально. То ест не через слова, а какими-то другими способами. Через мимику, например, через жесты, позы, через интонацию, наконец.

Особенно часто об этом говорят в разных психологических журналах и на соответствующих сайтах. Даже приводятся некие исследования, согласно которым высчитаны проценты передачи информации. То на одного ученого ссылаются, то на другого.

Вот типичная цитата:

«Французский психолог Франсуа Сюдже в своей книге «Правда о жестах» написал, что на долю жестов и мимики приходится почти 55% информации, еще 38% сведений при общении люди усваивают через интонацию».

«Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38%, и за счёт мимики и жестов – на 55%».

Забегая вперед, скажем, что первоисточником этого мифа является как раз таки профессор Мейерабиан, а французских психолог просто упоминал о его данных.

А теперь давайте задумаемся вот над чем. Представьте, что вам в университете преподаватель читает лекцию о творчестве Жана-Жака Руссо. Абсолютно условный пример, можете легко заменить его на оживленную дискуссию о достоинствах той или иной марки автомобиля. Или обсуждение фасона платья у очередной телезвезды.

Так вот, уберите из всех вышеназванных примеров слова. Или замените их на что-нибудь нечленораздельное. Сколько информации вы почерпнете из мимики, жестов и интонаций? Ну наверное, не совсем ноль, но что-то близкое к нулевому уровню. Скажем, процентов пять. Или ладно, будем щедрыми — 7%.

Но ведь психологи нам почему-то говорят обратное. Якобы это на слова приходится 7% информации, а на все остальное — 93% в общей сложности.

Вся причина в том, что массовое сознание неверно интерпретировало результаты исследования профессора Альберта Мейерабиан. Он действительно проводил эксперимент. Но здесь важно понимать, что именно это был за опыт.

Испытуемым проигрывали звукозапись, на которой неизвестный человек говорил разные слова приятные, нейтральные или негативные. Например: «Спасибо», «Не надо», «Дорогой», «Ужасно», «Возможно» и т.д. При этом интонация могла совершенно не соответствовать словам (а могла и соответствовать). Одновременно им показывали фотографию человека, испытывающего какую-либо эмоцию.

Дальше нужно было определить по совокупности всех этих факторов, что чувствует человек в реальности, назвать его эмоцию.

Эксперимент показал, что в этих условиях и при такой задаче участники ориентируются в большей степени на изображение, то есть мимику и жесты (55%) , немного меньше на интонацию (38%) и почти никакого значения не придают смыслу слов (7%). Все очень логично.

Теперь вы понимаете, в чем подвох всех этих цифр?

Они показывают, на что опирается человек при считывании ЭМОЦИЙ собеседника. А информация тут вообще ни при чем! Информация как раз через слова в подавляющем большинстве при естественном общении и передается. Иначе бы вы свободно понимали любого иностранца, не имея ни малейшего представления о его языке.

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Источник

Оцените статью