- Родительское собрание для 5-8 классов «Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья» материал (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Родительское собрание «Стрессы». статья (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Родительское собрание «Стрессы»
Родительское собрание для 5-8 классов «Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья»
материал (7 класс) на тему
Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.
Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.
Форма: психологическая беседа, тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_5-8_klassy.zip | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание среди 5 – 8 классов
Тема: «Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья»
Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей.
Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.
Форма: психологическая беседа, тренинг.
Участники: родители учащихся, классные руководители.
- пригласить родителей учащихся;
- тематически оформить кабинет;
- подготовить выставку литературы по теме собрания.
Оборудование: помещение для проведения собрания; высказывания о родителях и детях: листы и ручки для проведения опроса.
(Ведущий предлагает родителям занять удобные места)
1. Приветствие родителей. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Мы неслучайно предложили вам сесть по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга.
Правила, которые при этом надо выполнять:
- В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
- Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
(Установка на общение)
2. Тематическое общение.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы. А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.
Стресс — это не всегда плохо
Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.
Причины стресса у детей
Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.
Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания. Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.
Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.
Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.
Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.
Как распознать стресс у ребенка?
К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не считает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.
Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.
Тест для родителей «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?»
(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)
Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:
• легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;
• чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;
• капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;
• часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;
• крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;
• все больше грустит и печалится без видимой причины;
• много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);
• долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;
• становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;
• появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;
• нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;
• все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;
• все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;
• начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;
• снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.
Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.
15—20 — он был или будет в ближайшее время.
10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.
5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.
Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.
Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?
В этой ситуации не помогут ни целители, ни экстрасенсы. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой. О том, что это не так легко, как покажется с первого взгляда, можно сделать вывод, ознакомившись с нижеследующими рекомендациями. Итак, чтобы ваш ребенок вылечился от невроза, вам нужно предпринять следующее.
1. Стараться быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.
2. Доверять своему ребенку.
3. Жертвовать своими интересами во имя ребенка.
4. Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.
5. Стараться быть авторитетом для своего ребенка.
6. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными.
7. Контролировать свои чувства и поступки.
8. Не использовать диктат в общении с детьми.
9. Быть терпеливыми и последовательными.
10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.
11. Позаботиться о своем психическом здоровье.
Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.
3. Заключительное слово ведущего. (Оценка настроения родителей)
Источник
Родительское собрание «Стрессы».
статья (10 класс) на тему
Принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sbr_stressy.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Стрессы»
« Жизнь отнюдь не так проста».
Цель: Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся.
- Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по возникновения детских неврозов как следствия стрессов.
- Убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье.
План проведения занятия.
1. Что такое стресс.
2. Синдром хронической усталости.
3. Неврозы – последствия стрессов.
4. Психосоматические последствия неврозов.
5. Признаки стресса
6. Как бороться со стрессом
Юные годы – время тяжелое. Подростки испытывают и физическое и психологическое напряжение – то есть стресс, и гораздо более мощный. Чем во взрослой жизни. Перед ними постоянно стоит проблема выбора, одолевают новые ощущения, они по-новому оценивают своё тело, других людей, осознают, что такое секс, что такое будущее. Каждый шаг вперед заставляет их с тоской оглядываться назад – в то безопасное, надежное время детства. В школьном возрасте ребятам присуще постоянное чувство страха и беспокойства.
В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые могут быть причиной стресса: общество стало более мобильным, люди чаще покидают родной дом, чтобы продолжить учебу или найти работу; мир стал более враждебным. Все это очень остро воспринимается подростками. И хотя подростки более подвержены стрессам, чем взрослые, природа также отпустила им большие энергетические запасы, они позволяют им быстрее, чем взрослым, справляться со стрессом.
Что же такое стресс?
Стресс – состояние негативной нервно-психической напряжённости, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации.
Среди многочисленных сложностей жизни имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие четыре группы:
1. Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта.
Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать её. Это могут быть:
а) экстремальные стрессоры – участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;
б) производственные стрессоры – работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.
в) стрессоры психосоциальной мотивации – разног рода соревнования и конкурсы.
2. Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:
а) старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязание, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.
б) стрессоры побед и поражений – успехи в карьере. Искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребёнка, поражения, неуспехи, непризнание в деятельности, болезнь близкого человека.
в) стрессоры зрелищ – спортивные зрелища, фильм, театральные представления, изобразительное искусство и т.д.
3. Стрессоры рассогласования деятельности.
а) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.
б) стрессоры ограничений – психосоциальных и физиологических – заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.
4. Физические и природные стрессоры:
а) мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и т. д.
Неврозы – последствия стрессов.
Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями – профессиональными, семейными, межличностными.
В зависимости от характера и личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний.
При неврастеническом неврозе человек, как правило, желающий заявить о себе и сделать карьеру, не справляется с тем объёмом работы и с теми непосильными задачами, которые он сам на себя взвалил. В результате появляется утомлённость, подавленность и раздражительность. Про таких людей можно сказать восточной пословицей: «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снести яичко». Слишком сильная мотивация стать лучше или в чём-то превосходить других до добра не доводит.
При истерическом неврозе наблюдается перевес требований личности к окружающим над требованиями к себе. Истерик хочет от других слишком многого, а от себя – слишком малого. Обладая малыми заслугами, он, тем не менее, мнит себе пупом земли, вокруг которого всё должно вращаться. Глядя на мизерные заслуги истерика, окружающие не хотят или просто не могут дать ему то, что он хочет. Неосуществлённое желание вызывает истерику.
Невроз страха развивается после тяжёлых травм и потерь, среди которых чаще всего – разлука с близкими, их болезнь или смерть. Навязчивые состояния страха определённых ситуаций называются фобиями. Это могут быть страхи открытых и закрытых пространств, страх покраснеть или быть раздавленным тол толпой. В последнее время в связи с известными событиями, стали появляться страхи нападений и террористических актов.
При неврозе навязчивых состояний человек оказывается раздираемым внутренними противоречиями между чувством и долгом, между непосредственными желаниями и моральными принципами. Не разрешаемое противоречие приводит к сомнениям, колебаниям, нерешительности, тяжёлому психологическому раздвоению личности, в которой одна часть хочет чего-то одного, а другая – противоположного. Причины таких колебаний и сомнений – вопросы, связанные с женитьбой или разводом, переменой места работы, сокрытие правды и страха, что про это узнают и т.д.
В состоянии такого конфликта и возникают всякого рода навязчивые мысли и представления. Например, проворовавшемуся чиновнику всё время кажется, что за ним кто-то следит.
Психосоматические последствия неврозов.
К «болезням стресса» относят инфаркт, инсульт, стенокардия, некоторые злокачественные опухоли и даже кариес и атрофия дёсен Особенно часто возникают под влиянием стресса язвенные болезни желудка и гипертонии вкупе со многими формами сосудистой патологии.
Источник