Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл — недостаточному эмоциональному возбуждению (предстартовой апатии); оценка 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); оценка 4 балла — состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.
Невербальные признаки лжи и правды
Прикрывание полное или частичное области рта ладонью, пальцами.
Повернутые вверх, раскрытые собеседнику ладони. Пальцы расставлены.
Прикосновение пальцами к носу, уголкам губ, щеке.
Прямой взгляд не ниже уровня глаз собеседника.
Прятание рук за спиной, в карманах.
Наклон корпуса вперед в сторону собеседника.
Скрещение рук на груди, на животе, за спиной.
Разомкнутые руки, свободные жесты.
Снимание очков при разговоре, жестикулирование ими.
Отведение взгляда в сторону (в пол -мужчины; в потолок — женщины).
Сокращение расстояния и угла между партнерами (занимание положения напротив).
Потирание пальцем века, брови.
Чистая доброжелательная улыбка,
Натянутая улыбка, стиснутые зубы.
Слегка разведены руки и ноги, голова прямо, плечи свободно опущены.
Оттягивание, поправление воротничка.
Расстегнутый пиджак, нога выдвинута в сторону партнера, ладони протянуты вперед к собеседнику.
Потирание ладонью шеи ниже затылка.
Прикладывание раскрытой ладони в области сердца,
Собеседник менее 1/3 времени общения смотрит партнеру в глаза, часто отводит взгляд.
Отсутствие жестов из левой графы.
Преувеличенная жестикуляция или ее полное отсутствие (руки крепко сжимают подлокотники кресла).,
Невербальные признаки доверие — недоверие
Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок.
Сцепление пальцев рук.
Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки.
Скрещение рук на груди или зажимание ладоней скрещенных рук подмышками,
Одна нога слегка отставлена назад, другая — чуть впереди, носок ее указывает на собеседника.
Прикрытие области рта ладонью, пальцами.
Утвердительные кивки головой.
Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ,
Наклон головы набок.
Потирание или прикосновения к уху. потягивание мочки уха,
Прямой взгляд не ниже уровня подбородка,
Почесывание боковой поверхности шеи (ниже уха).
Заитересованный взгляд искоса, поднятые брови, расширенные зрачки, легкая улыбка,
Подпирание ладонью подбородка.
Собеседник копирует позу партнера.
Закидывание ноги на ногу.
Сокращение угла между корпусами партнеров, разворот друг к другу,
Большой палец подпирает или потирает подбородок, указательный на щеке направлен к виску.
У сидящих рядом скрещенные в коленях ноги направлены друг к другу.
Прижатые друг к другу лодыжки ног,
Собирание несуществующих ворсинок с одежды.
Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий.
Отрицательные покачивания головой, наклон головы вниз.
Взгляд искоса с нахмуренными бровями и опущенными уголками губ.
Прикрытые веки, откинутая голова, долгий взгляд не моргая (вгляд свысока).
Взгляд сверху очков,
Сверхраскованная поза(ноги на столе, на ручке кресла).
Кривая ухмылка, натянутая улыбка.
Отворачивание от собеседника,занимание «стартовой позиции» (готовность уйти).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения
Автор: Ю. Я. Киселев.
№ | Содержание | Балл |
Поведение | ||
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность | ||
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую деятельность | ||
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат | ||
Частая смена настроений, суетливость | ||
Мимика, пантомимика | ||
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты | ||
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных | ||
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре | ||
Мимика напряженная, челюсти сжаты, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция | ||
Движения | ||
Движения замедленные, вялые | ||
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно | ||
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет | ||
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела | ||
Статические позы | ||
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения | ||
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами | ||
Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене | ||
Позы неудобные, частая их смена | ||
Речь | ||
Замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос | ||
Обычная | ||
Более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно | ||
Частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса | ||
Вегетативные сдвиги | ||
Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их | ||
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный | ||
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен | ||
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены |
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения:
· оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоциональному состоянию, свойственному в спокойной обстановке;
· 1 балл — недостаточному эмоциональному возбуждению (например, апатия);
· 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения;
- 4 балла — чрезмерная интенсивность эмоционального состояния.
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
Внешние признаки эмоционального возбуждения | Условная оценка | |
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения | Чрезмерное эмоциональное возбуждение | Недостаточное эмоциональное возбуждение |
Поведение | ||
Мимика, пантомимика | ||
Движения | ||
Статические позы | ||
Речь | ||
Вегетативные сдвиги | ||
Сумма баллов |
Методика «Паровозик»
Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПО) психического состояния. Она применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.»
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую позицию; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4—6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС не); при 7-9 баллах — как НПО средней степени;
Больше 9 баллов — НПС высокой степени.
Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.
Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
* 100%
70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42-69 % — средняя сБПК;
26—41,9 % — незначительная сБПК;
0 до 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
1 до -25% — средняя сНПК;
-26% и ниже – сильняя сНПК.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
Внешние признаки эмоционального возбуждения | Условная оценка | |
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения | Чрезмерное эмоциональное возбу- ждение | Недостаточное эмоциональное возбу- ждение |
Поведение | ||
Мимика, пантомимика | ||
Движения | ||
Статические позы | ||
Речь | ||
Вегетативные сдвиги | ||
Сумма баллов |
Методика «Паровозик»
Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПО) психического состояния. Она применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Даетсяинструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый –
на седьмую, синий – на восьмую.
Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4–6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС); при 7–9 баллах – как НПО средней степени; больше 9 баллов – НПС высокой степени.
Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.
Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается
на 100 %.
70 % и выше – высокая степень благоприятного психологического климата (сБПК);
42–69 % – средняя сБПК;
26–41,9 % – незначительная сБПК;
0 до 25 % – начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
1 до 25 % – средняя сНПК;
26% и ниже – сильняя сБПК.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
3.1. Признаки психического напряжения
и невротических тенденций у детей
Опросник для родителей
Инструкция.Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребенка по степени выраженности.
2 – средняя выраженность;
Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психо-эмоционального напряжения по схеме:
от 0 до 19 баллов – невысокая степень;
от 20 до 38 баллов – средняя степень;
от 39 до 58 баллов – высокая степень.
Данные опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребенке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.
Признаки | Интенсивность | Примечания |
1. Грызет ногти 2. Сосет палец 3. Отсутствует аппетит 4. Разборчив в еде 5. Засыпает медленно и с трудом 6. Спит неспокойно 7. Плохо неохотно встает 8. Жалуется на головные боли 9. Жалуется на боли в животе 10. Часто бывает рвота 11. Часто бывают головокружения 12. Заикается 13. Чрезмерно потеет 14. Краснеет, бледнеет 15. Легко пугается 16. Часто дрожит от возбуждения или волнения 17. Часто плачет 18. Часто моргает |
19. Дергает рукой, плечом 20. Недержание мочи 21. Недержание стула 22. Бывают припадки злости 23. Играет какой-либо частью тела 24. Боится за свое здоровье 25. Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать 26. Часто мечтает, мысли его где-то далеко 27. Не умеет сосредоточиться 28. Имеются ли заботы 29. Очень тревожен 30. Старается всегда быть тихим 31. Видит фантастические предметы 32. Боится темноты 33. Боится одиночества 34. Боится животных. Каких? 35. Боится чужих людей 36. Боится шума 37. Боится неудачи 38. Бывает чувство стыда, виновности 39. Бывает чувство неполноценности |
3.2. Оценка уровня тревожности ребенка
(тест А. И. Захарова)
Инструкция. Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.
Возможные варианты ответов:
данный пункт выражен и возрастает в последнее время –
2 балла;
данный пункт проявляется периодически – 1 балл;
данный пункт отсутствует – 0 баллов.
Тест выполняют родители детей 4–10 лет.
Ваш ребенок:
1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает ни с того ни с чего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит
в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.
от 20 до 30 баллов – невроз;
от 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;
от 10 до 15 баллов – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;
от 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку;
менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.
3.3. Опросник «Взаимодействие родителя
с ребёнком» (ВРР)
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной шкале. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
2 – скорее нет, чем да;
1 – нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследовательна в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее).
13. Он (а) редко делает с первого раза то, что я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
16. Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20. Могу признать неправоту и извиниться перед ним.
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто выражаю свое недовольство им (ей).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Регистрационный бланк
Ф.И.О. взрослого _____________________________________
возраст ________ образование __________________________
Ф. И. ребенка ______________________ его возраст _______
баллы | баллы | баллы | баллы | баллы |
… |
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник