Противоречивость чувств лирического героя
В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.
О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей её посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнёшь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской.
О ты, чьих писем много, много
В моём портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы –
Поблёкшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!
К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н. А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?
Любовная лирика — лирика, главной темой которой является любовная тема.
Мотив бытия, скоротечности времени перекрывает тему любви, ну или как минимум находится в равном положении. Поэтому мб все же это философская лирика?
О любви можно и пофилософствовать. Это стихотворение относится к «Панаевскому циклу», посвящённому А.Я Панаевой, поэтому и относим его к любовной лирике.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
4) риторическое восклицание
Во второй строфе используется ПОВТОР (О ты, чьих писем много, много).
Кроме этого, встречаем СРАВНЕНИЕ (Как в праздном лепете детей).
Третьим средством является РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (Поблёкшие цветы с могилы|Погибшей юности моей!).
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?
Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и опустошению после разлуки – об этом писали Тютчев, Некрасов, Блок.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Н. А. Некрасова звучит грустное размышление о несовершенстве бытия. Поэтому по жанру стихотворение может считаться _______. Среди наиболее часто используемых тропов в стихотворении встречаются образные определения — _______.
В стихотворении Н. А. Некрасова звучит грустное размышление о несовершенстве бытия. Поэтому по жанру стихотворение может считаться элегией. Среди наиболее часто используемых тропов в стихотворении встречаются образные определения — эпитеты.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н. А. Некрасова?
10.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
10.1. Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А. Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.
10.2. Эпитеты делают поэтическую речь неповторимой, а художественный образ запоминающимся. В стихотворении Н. А. Некрасова эпитетов много. «Усмешкою ленивой», «бред невинный и пустой», «злобою ревнивой», «мучительной тоской» — эти эпитеты из первой строфы элегии помогают нарисовать образ возлюбленной поэта. Очевидно, что любовь лирического героя отнюдь не безмятежна и радостна — она приносит страдания и разочарования. Однако герой всё же счастлив, что эта любовь случилась, потому что она — воспоминание о юности, безвозвратно ушедшей — поэт называет её «погибшей». Таким образом, эпитеты в стихотворении Некрасова создают определенный эмоциональный фон — грустное размышление несовершенстве бытия
Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Укажите род литературы, к которому относится произведение К. Д. Бальмонта?
Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.
Ответ: лирика ИЛИ лирический.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.
Впишите соответствующие номера в таблицу.
1) риторическое восклицание
1) Риторические восклицания — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;
2) Ассонанс — многократное повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Усиливает выразительность речи.
5) Инверсия — необычный порядок слов в предложении.
Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?
В стихотворении К.Д. Бальмонта «О, женщина, дитя, привыкшее играть» лирический герой испытывает противоречивые чувства. Герой влюблён и готов отдаваться своему чувству без остатка, несмотря на то, что терзает себя подозрениями о неискренности чувств любимой:
Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней.
Когда человек по-настоящему влюблен, он не хочет замечать ничего, кроме своей любви, потому что любовь делает его счастливым. Таков и герой Бальмонта:
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных.
Противоречивость чувств лирического героя только подтверждает силу его любви, полностью завладевшей героем, заставляющей его мучиться и, несмотря на мучения, любить, потому что иначе он жить уже не может.
В каких произведениях отечественных поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К. Д. Бальмонта?
Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви.
Когда человек по-настоящему влюблен, он не хочет замечать ничего, кроме своей любви, потому что любовь делает его счастливым. Таков герой Бальмонта:
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных.
Противоречивость чувств лирического героя только подтверждает силу его любви.
Похожие чувства находим и в стихотворении Владимира Маяковского «Лиличка!», адресованном Лиле Брик, роковой любви поэта. Герой рассказывает о своих чувствах. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом и нежностью, ведь адресат для поэта — сама жизнь:
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Стихотворение «Я вас любил» Пушкина созвучно посланию Маяковского и признанию Бальмонта, несмотря на разность стиля, эпох. И Пушкин, и Маяковский, и Бальмонт готовы на все ради любимой, и даже если судьба приводит к расставанию, для них любимая остается образом светлым и желают они ей только добра. У Пушкина читаем:
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
Охваченный любовной страстью, лермонтовский Демон отрекается от самого себя и восклицает:
Я дам тебе все, все земное —
По накалу страстей эти слова созвучны строкам Маяковского: есть что-то демоническое в его поклонении возлюбленной:
Кроме любви твоей, мне
И у Бальмонта находим созвучное:
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Всё, всё возьми себе.
Любовь — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире.
Источник
Противоречивость чувств лирического героя
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Н. А. Некрасова звучит грустное размышление о несовершенстве бытия. Поэтому по жанру стихотворение может считаться _______. Среди наиболее часто используемых тропов в стихотворении встречаются образные определения — _______.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.
О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей её посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнёшь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской.
О ты, чьих писем много, много
В моём портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы –
Поблёкшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!
К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н. А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?
Любовная лирика — лирика, главной темой которой является любовная тема.
Мотив бытия, скоротечности времени перекрывает тему любви, ну или как минимум находится в равном положении. Поэтому мб все же это философская лирика?
О любви можно и пофилософствовать. Это стихотворение относится к «Панаевскому циклу», посвящённому А.Я Панаевой, поэтому и относим его к любовной лирике.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
4) риторическое восклицание
Во второй строфе используется ПОВТОР (О ты, чьих писем много, много).
Кроме этого, встречаем СРАВНЕНИЕ (Как в праздном лепете детей).
Третьим средством является РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (Поблёкшие цветы с могилы|Погибшей юности моей!).
В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?
Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?
Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и опустошению после разлуки – об этом писали Тютчев, Некрасов, Блок.
Источник