Протестные настроения современной молодежи

Габа О. И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели

Gaba O. I. Protest Moods of Youth: Theoretical and Empirical Causal Models

Аннотация ♦ Цель данной статьи — предложить теоретическую и эмпирическую каузальные модели протестных настроений молодежи. Представлена систематизация факторов изменения протестных настроений с учетом, с одной стороны, комплекса объективных и субъективных факторов, с другой стороны, общих для всего населения страны, и специфических для молодежи как социальной группы. Особое внимание уделено тезаурусному подходу как в определении факторов, так и в уточнении основного понятия.

Протестные настроения определяются как вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой (наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений) и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов.

Ключевые слова: протестные настроения, молодежь, тезаурусный подход, теоретическая модель, эмпирическая модель, каузальная модель, индикаторы, социологические методы.

Abstract ♦ The aim of the article is to propose theoretical and empirical causal models of protest moods of youth. The author presents a systematization of the factors of changes in protest moods taking into consideration, on the one hand, the complex of objective and subjective factors, on the other hand, of the factors that are general for the whole population of the country and specific for youth as a social group. A special attention is paid to the thesaurus approach both for the determination of the factors and the clarification of the main concept.

Protest moods are defined as a vector of social mood oriented to protest action of a certain character. It is determined by protest potential and political culture (the presence of conceptualizations of opportunities and success of protest actions in youth’s thesauri and simultaneously the lack of comprehension of risks and visions of opportunities of a conventional political behaviour for the solution of their problems — all these factors foster the growth of protest moods). This vector is also influenced by organizing and mobilizing factors.

Keywords: protest moods, youth, thesaurus approach, theoretical model, empirical model, causal model, indicators, sociological methods.

Сегодня то одной, то в другой стране мира происходят события, связанные с ростом социальной напряженности. Одной из результирующих последней являются различные формы протестного поведения индивидов, их групп, социума в целом. Предпосылкой же любого реального протеста является эмоциональное отношение к объекту, аккумулирующееся в протестных настроениях. Особым субъектом протестного поведения является молодежь в силу ее активности, мобильности, импульсивности, склонности к риску и т. п., что актуализирует изучение протестных настроений данной социальной общности.

Прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями: протестные настроения и молодежь. Определим протестные настроения как вид социальных настроений, характеризующийся неудовлетворенностью социальных групп сложившимся положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, готовностью предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации; социальные настроения, аккумулирующие влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающие протестное поведение.

Теоретико-методологической базой социологического изучения протестных настроений являются концепции коллективного поведения (Skolnick, 1966; Tilly, 1978; Rosenbaum, 1975; и др.), общественных движений (Смелзер, 2003) и относительной депривации (Davies, 1962; и др.). Каждая из этих теорий объясняет разные аспекты протестного поведения, поэтому целесообразно рассматривать их в совокупности, что поможет объяснить тенденции в формировании и распространении протестных настроений, а, следовательно, спрогнозировать их развитие в различных регионах нашей страны. В исследованиях протестного поведения заметен особый интерес к молодежи как социальной группе с высоким потенциалом протестности.

Читайте также:  Настроение автора это 2 класс

Молодежь — это социально-демографическая возрастная группа, основывающаяся на самоидентификации и признании со стороны общества, обладающая мощным интеллектуальным и творческим потенциалом (Ильинский и др., 1999: 22–41), выступающим фактором преобразовательной социальной деятельности данной когорты, характеризующаяся динамичностью и перспективностью, парадоксальностью (Вишневский, Шапко, 2006a) и маргинальностью (Вишневский, Шапко, 2006b: 44–45), осознанием, формированием и отстаиванием собственной субъектности (Ковалева, Луков, 1999: 150), вкупе составляющих предпосылку возникновения рисков в молодежной среде, в том числе возникновения экстремистских форм протестного поведения (Чупров, Зубок, 2009: 164). Протестное поведение в определенной степени свойственно молодежи в силу острого ощущения несовершенства общества, завышенных притязаний к себе и окружающим, осознания собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере (субъективный фактор), катализированные реальными лишениями и отсутствием возможности удовлетворения притязаний, а также внешним организующим началом (объективный фактор). Наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений в молодежной среде.

Теоретическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

На основе представленных выше дефиниций попытаемся представить каузальную модель протестных настроений молодежи, сфокусировав внимание на выделении причин и факторов, способствующих их росту и учитывая особенности молодежи.

Е. М. Бабосов подчеркивает, что при составлении каузальной модели формирования протестного потенциала необходимо учитывать, во-первых, наличие объективных предпосылок; во-вторых, осознание определенными социальными группами несоответствия социальных условий жизнедеятельности, сложившихся на конкретном историческом этапе развития, интересам, ожиданиям и ориентациям данных групп (Бабосов, 2011: 85).

И так, протестное настроение — это вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов. Протестный потенциал при наборе определенной критической массы настраивается на то действие, которое наиболее подходит для достижения поставленных целей, исходя из знаний и навыков протестующих, полученных в ходе освоения политической культуры (тезаурус), а также находясь под соответствующим воздействием организующих и мобилизующих факторов, переходит к протестному действию.

Коснувшись тезаурусного подхода при анализе особенностей молодежи как социальной группы и определив тезаурус как важный фактор протестного поведения, остановимся на концепции Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова несколько подробнее. В общем виде тезаурус определяется ими как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации», а также знаний, расширяющих понимание субъектом себя и мира и дающих импульсы для полноценной жизни (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 67). Иными словами, в тезаурусе сосредоточены не просто знания как информационный компонент сознания, а знания, переструктурированные в целях ориентации личности, усвоенные и преобразованные в умения как свойства поведения (Луков Вал., Луков Вл., 2013: 107). С этих позиций имеющиеся у молодежи систематизированные знания о политическом процессе в целом, о возможностях протестного поведения, реальных успешных / неуспешных акциях протеста и прочем можно рассматривать как важнейший фактор ориентации молодых людей в социально-политической сфере, как своеобразный политический и протестный тезаурусы. Получаемые знания о протестных явлениях усваиваются личностью (формируется понимание этих явлений), систематизируются для более удобной ориентации в политической жизни, встраиваются в систему уже имеющихся знаний, то есть сформированные в сознании способы действия (в нашем случае — протестного действия), пройдя этап практического применения, преобразуются в тезаурусе в умения. Таким образом, реализуется «триада И. М. Ильинского» (Ильинский, 2002). Связь знания, понимания и умения находит место и в нашем определении протестных настроений: понимание сложившейся неблагоприятной ситуации вкупе с освоением знаний о протесте как социальном феномене преобразуются в осознанные способы протестной активности (умение протестовать), которые впоследствии реализуются в конкретных действиях.

Читайте также:  Когда овуляция чувствую себя плохо

На данном этапе необходимо сделать важное уточнение: протестный тезаурус может формироваться как стихийно (через СМИ, собственный опыт или опыт представителей ближайшего окружения, их рассказы об участии в протестных акциях), так и целенаправленно. В последнем случае мы имеем в виду пропагандистскую и манипулятивную работу организаторов протестных акций (не обязательно лидеров движения), которые мобилизуют социальные группы на участие в протесте — организующий-мобилизующий фактор.

Социологическое исследование протестных настроений молодежи должно базироваться не только на известных методологических подходах, но и на накопленном опыте методического характера. Это актуализирует анализ и обобщение отечественных и зарубежных методик изучения социальных настроений и протестного потенциала с выделением положительных и отрицательных сторон каждого подхода.

Эмпирическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

Опираясь на представленную выше каузальную модель протестных настроений молодежи, остановимся на поиске индикаторов, отражающих содержание и факторы протестных настроений. Иными словами, сформируем эмпирическую каузальную модель протестных настроений молодежи (таблица 1).

Таблица 1. Эмпирическая каузальная модель протестных настроений молодежи

Table 1. Empirical causal model of youth’s protest moods

Источник

Почему протестует русская молодежь

Протест является одной из основных форм взаимодействия общества и власти. С его помощью различные социальные группы гипотетически могут повлиять на деятельность властных структур и реализовать свои стремления. Различные протестные движения представляют собой форму выражения социальных и политических требований в современном демократическом обществе.

Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается спад протестных движений, они продолжают играть определенную роль в развитии нашего общества.

Особый интерес в изучении протестного движения вызывает участие в нем молодежи, т.к. для нее характерны радикальные социально — психологические качества (максимализм, высокая степень эмоциональности, заниженный уровень страха). Кроме того молодежь является менее социально-защищенной по сравнению с другими возрастными категориями и зачастую подвергается определенной дискриминации в связи с устойчивым стереотипом восприятия молодых людей как недостаточно компетентных работников. Без сомнения, подобное отношение лишь увеличивает стремление молодежи к протесту как форме отстаивания своих интересов. Стоит отметить, что разделяемые протестные настроение не означают активных действий и участия в каких-либо акциях, движениях. Подавляющее большинство представителей российской молодежи (76 %) не готовы к активному участию в протестном движении. Однако активное меньшинство имеет определенную склонность к неконвециаональным действиям, тяга к девиантному поведению, что может привести к значительным негативным последствиям (беспорядки, майдан, и т.д.).

Данные соцопросов показывают, что специфика протестного поведения молодежи проявляется в меньшей, по сравнению со старшими поколениями, активности. Несмотря на то, что в целом протестные настроения в той или иной степени разделяет значительный процент молодежи (15-25 %), показатели реального участия в различных акциях протеста не превышают 5 %. При этом следует отметить, что даже этот незначительный процент участников протестного движения принимает участие в акциях протеста, вызванных конфликтом с властью по близким для молодежи темам, таким как бесплатное образование, безработица, служба в рядах вооруженных сил Российской Федерации и т.д. Другим распространенным мотивом протеста выступает непосредственное ущемление прав группы или индивида и вызванный им резонанс.

Фактором, влияющим на отказ молодежи от участия в протестном движении выступает незначительная популярность оппозиционного движения в Российской Федерации. Как правило, оппозиционные движения неспособны организовать эффективное и массовое протестное движение.

От организации протестного движения в большой степени зависит готовность молодежи принять в нем участие. Значительно легче привлечь представителей молодежи к участию в следующих формах протеста:

1. Подписание воззваний, обращений, петиций

Читайте также:  Как держать всегда хорошее настроение

2. Участие в митингах и различных флэш-мобах

3. Участие в забастовках

4. Бойкотирование решений власти

5. Участие в предвыборных кампаниях

6. Прочих ненасильственных формах протеста

Однако значительно сложнее привлечь представителей молодежи к акциям протеста, предполагающим насильственные действия по отношению к различным категориям граждан либо каких-либо социальных групп, силовыми структурами государства. При этом социологические опросы показывают, что 84,6 % опрошенных, когда-либо участвовавших в протестном движении считают его эффективным.

Мнения о протестном движении в значительной степени зависит от гендерной принадлежности опрашиваемых. Девушки предпочитают участвовать в предвыборных кампаниях, сборе подписей и т.д. Юноши же предпочитают более активные формы протеста: бойкот решений власти, несанкционированные митинги и т.д.

Для столь активного выражения протеста необходимы определенные факторы, способные подтолкнуть представителей молодежи к протесту. Существует две главных группы причин протеста – экономическая депривация и специфика политической культуры. Первая определяется увеличением разрыва между стремительно растущим уровнем ожиданий населения (на рост которого в значительной мере влияют СМИ) и реальным уровнем их удовлетворения. Так, большинство участников акций протеста, как правило, не имеют возможности приобрести предметы длительного пользования, однако при этом не являются малообеспеченными. Как правило, участниками акций протеста становятся представители среднеобеспеченных групп молодежи. Для привлечения малообеспеченных слоев молодежи к протестным движениям, как правило, требуется кризисная ситуация, толкающая ранее пассивные слои населения к активному протесту.

Другая, наиболее значимая группа протеста — политическая культура. На протяжении длительного времени в Российской Федерации наблюдается несоответствие между уровнем развития политических институтов и культуры, и реальным уровнем их развития. Что, зачастую, приводит к столкновению между представителями различных политических течений, как правило, либерального толка и действующей властью.

Следует отметить, что среди протестно настроенных групп молодежи высок уровень требований по отношению к реализации демократических прав и свобод, что отличает их от пассивного большинства молодежи. Подобную особенность, возможно, объяснить спецификой политической специализации данной группы молодежи, агентами которой выступают оппозиционные лидеры общественного мнения и СМИ.

Наряду с вышеперечисленными причинами протестного движения среди молодежи следует отметить ряд факторов, способствующих нарастанию протестных настроений:

1. низкая легитимность политической системы

2. действия оппозиционных элит

3. кризисные ситуации в обществе, способствующие ухудшению социальной и экономической ситуации в стране, и, как следствие, увеличению протестных настроений

4. ограниченный набор средств у государственной власти, предназначенных для подавления протестного движения

5. распространение идей о должном уровне и способе организации жизни населения страны и несоответствие им реального положения дел.

Подобные факторы сами по себе представляют пассивную опасность, от информационной политики средств массовой информации в значительной степени зависит возрастание и затухание протестных настроений среди молодежи. Особенно актуализировалось данное свойство СМИ с появлением электронных СМИ и социальных сетей, способных не только объединять, но и координировать большие группы молодежи.

Значительное влияние на увеличение протестного настроения среди молодежи имеют средства массовой информации. У молодых людей, активно участвующих в протестном движении, сильнее, нежели у их аполитических сверстников развит интерес к политической жизни, просмотру новостных телеканалов, чтению политически ангажированных газет и журналов, лент блоггеров.

Именно от влияния СМИ и лидеров оппозиции и общественных групп зависит участие молодежи в протестном движении, в значительно большей степени, нежели в зависимости от иных факторов. Основу деятельности российских политических движений, как правило, составляют акции прямого действия и массовые марши протеста (марш «Антикапитализм», марши несогласных, Русский марш, движение «Антимайдан» евразийское движение и т.д.). Отметим, что в последние годы поддержка подобных акций со стороны молодежи (как и других возрастных групп) стремительно сокращается.

Источник

Оцените статью