Простые эмоции понимаются легко

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  2. Что такое эмоция?
  3. Как зарождается эмоция?
  4. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  5. Теория базовых эмоций
  6. Что такое эмоциональный интеллект?
  7. Краткая история
  8. Модель Майера-Саловея
  9. Модель Рувена Бар-Она
  10. Модель Гоулмана
  11. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  12. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  13. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  14. Как развить эмоциональный интеллект?
  15. Шаг первый
  16. Шаг второй
  17. Шаг третий
  18. Шаг четвертый
  19. Эмоции, cамостоятельная работа
  20. Размытый термин
  21. Парные
  22. Аппетит и отвращение (метаболизм)
  23. Гордость и стыд (моделирование, прогноз)
  24. Приятие и неприятие (оценки)
  25. Неприятные
  26. Тревога (ожидание, незавершенность, внимание)
  27. Страх (заморозка, незнание, путаница)
  28. Раздражение (давление, злость, упреки, скука)
  29. Печаль (смирение, плач, досада)
  30. Усталость (торможение, сонливость)
  31. Приятные
  32. Предвкушение (обещание, реклама)
  33. Увлечение (действие, путешествие)
  34. Достижение (расслабление, смех)
  35. О списках

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Эмоции, cамостоятельная работа

Продолжу тему мотивации, начатую в “Прогулке по заводу желаний”.

Желания опираются на потребности. Потребности с искажениями, но ощущаются. Ощущения можно разделить на внешние и внутренние — на получаемые от органов чувств и на приходящие из глубин бессознательного.

Внутренние ощущения, порождающие желания, принято называть эмоциями. Эмоции влияют на работоспособность, помогая или мешая. Изучение эмоций выглядит небесполезным делом, мягко говоря.

Упоминание отдельных эмоций можно встретить практически в любом живом хабе. Эмоции важны, не так ли? Кажется, что важная тема хорошо изучена.

Размытый термин

Многие уверенно говорят об эмоциях, пишут статьи и целые книги по управлению своими и чужими переживаниями.

Внезапно, википедия замечает, что эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому любое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Читайте также:  Чувствую себя разбитой от чего

В последние десятилетия значительно увеличилось количество исследований (спасибо прикладным задачам), но все еще нет согласия между учеными (there is currently no scientific consensus on a definition).

Разумеется, не только википедия указывает на наличие проблемы. И на Хабре проблема отсутствия консенсуса озвучивалась не раз.

Например, автор книги «The Emotion Machine» Марвин Мински отмечает, что попытки психологов дать четкое определение словам больше помешали, чем помогли в создании теорий о том, как работает наш мозг.

Например, автор книги «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» Лиза Фельдман Баррет предлагает в очередной раз пересмотреть знания об эмоциях.

Слабо изучена важная тема, которая на протяжении многих веков обрастала десятками теорий на любой вкус… Звучит странно, указывает на наличие фундаментальной проблемы.

Основополагающая проблема “эмоций” в неопределенности, размытости термина — под одно слово пытаются положить слишком разные сущности. Чрезмерное обобщение не дает ни единого шанса попыткам объединить результаты исследований и дать общие рекомендации.

Слово “эмоции” трудно определить даже с толковым словарем. И чем больше словарей взять, тем больше возникает вопросов. Эмоции уверенно смешиваются с чувствами, состояниями, желаниями, аффектами.

Эмоции это и процессы в теле, и осознаваемые переживания, и выражение лиц, и маскировка для инстинктов. Нет четких границ.

Я попробовал почистить термин и заново собрать список эмоций.

Эмоции ощущаются внутри, указывают на внутреннее состояние человека, а не на свойство окружающего мира. Латинское “emoveo” — разгонять, поднимать, потрясать. Где-то неподалеку находятся “moto” и “moveo” — двигать. Само слово намекает, что эмоция ощущается как внутреннее движение. При этом эмоция сподвигает, склоняет к действию, побуждает изменить поведение.

Эмоция — это мотивирующее возбуждение или побуждающее состояние. Такое определение позволяет отложить в сторону большую часть ощущений и настроений, отфильтровать реакции и проявления.

После своей попытки уточнить термин я получил список эмоций, который не похож на популярные списки, пересказываемые во множестве статей. Если вы для очередной статьи на тему машинного обучения или управления персоналом выбираете список эмоций, то из десятков вариантов вы выбираете наиболее подходящий к задаче или берете наиболее симпатичный из известных?

И при рассмотрении отдельных эмоций, я обнаружил всё ту же проблему размытости терминов. Если вы пишете про тревогу, страх, злость или счастье, то что именно вы имеете в виду? Все знают и понимают, да, но есть проблема — не все понимают одинаково.

Словарь эмоций содержит 227 статей, которые полезно прочитать для развития эмоционального интеллекта. Но словарь даёт разные названия для схожих переживаний или их сочетаний, отличающихся поводами или обстоятельствами возникновения.

Разнообразие названий помогает увидеть богатство мира, но слова вторичны. Если эмоции — это ощущения, то я предлагаю отвлечься от названий и сосредоточиться на ощущениях, чтобы сократить список, поискать закономерности и просто потренировать EQ.

Если пожелаете поправить или дополнить, то добро пожаловать.

Если желаете пропустить многословие рассуждений, то можно сразу перейти к перечислению популярных списков.

Парные

Информацию легче воспринимать, когда видно два конца шкалы, противоположности, дихотомию. Проще заметить эмоции, которые существуют парами.

Любое объединение в данном списке условно, не относится к нейробиологии. Даже если эмоции здесь собраны в пару, их работа обеспечивается разными отделами мозга.

Аппетит и отвращение (метаболизм)

Аппетит не принято относить к эмоциям, но факт — аппетит ощущается и влияет на поведение. Когда пищеварительная система чувствует нехватку каких-то веществ, она повышает привлекательность объектов, которые запомнились как источник недостающего.

То же касается противоположной эмоции — если опыт пищеварения говорит о шансе отравиться, наверх посылаются неприятные ощущения. Неприятностью подсознание побуждает обойти опасность стороной.

Цивилизация подарила разнообразие блюд, обильность и безопасность питания. Кошелек и реклама определяют привлекательность еды. Питание используется для поднятия настроения. Аппетит и отвращение теряют смысл, вложенный в них эволюцией. Аппетит путают с голодом. Отвращением называют другие эмоции, не относящиеся к метаболизму.

Теоретически, в список парных эмоций можно было бы добавить “голод” и “сытость”, но лично я затрудняюсь описать, как именно они ощущаются. Если отделить аппетит от голода, то что такое голод, помимо неприятных ощущений, которые относятся не к эмоциям, а к проблемам пищеварения? И если отделить тяжесть, сонливость и удовлетворенность, то что из ощущений останется на долю сытости? По-моему, “голод” и “сытость” это не эмоции, а состояния или оценки.

Если во время еды сосредотачиваться не на еде, то пищеварительная система сбивается с толку. Если во время еды вчитываться в неприятные новости, обсуждать рабочие проблемы, выслушивать поучения родителей или поучать детей, то организм в поисках источника проблемы может обнаружить еду. И если неприятная ассоциация закрепится на уровне иммунной системы, то появится повод задуматься о причинах аллергии. Впрочем, это уже другая история.

Гордость и стыд (моделирование, прогноз)

Этажом выше живут социальные кнут и пряник — стыд и гордость. Стыд предназначен останавливать. Гордость рисует победные картинки, предлагая повторить успех.

Аппетит и отвращение относятся к сторонним предметам, которые могут попасть в желудок. Гордость и стыд относятся не к предметам, а к положениям и действиям.

Причем не обязательно моим — я могу переживать за поступки или внешний вид близких мне людей. Получается, что я считаю их частью своего внутреннего мира и пытаюсь управлять другими, словно частью себя. Или чувствую зависимость от обстоятельств или чужих поступков, не самостоятельным, слабым. Или проявляю здоровую эмпатию. Возможны варианты.

Иногда стыд и гордость мутируют — превращается в оценку людей. Развешивание ярлыков помогает упростить картину мира, но чрезмерное упрощение чревато ошибками. Поспешность выводов не всегда приносит пользу.

Если становится стыдно за себя или за кого-то, то нужно срочно вспомнить, что чувство стыда относится только к поступку, причем только в какой-то конкретной ситуации. Даже повторяющиеся ошибки в действиях — это не качество человека. Верно и обратное — даже значительные достижения не делают человека образцом для подражания. При воспитании детей следует помнить, что ребенок — это не его ошибки и не его достижения.

Когда стыд или гордость зашкаливают, мешают думать и действовать, то может помочь общее правило всех эмоций — если прислушаться к своим внутренним ощущениям, побыть с эмоцией, перестать думать о происходящем снаружи, то эмоция затихает. Напоминает сигнал о непрочтённом сообщении, который пропадает, когда сообщение прочитано.

Сообщение приходит из глубин бессознательного. Иногда убеждения, сидящие в подсознании, недовольны мыслями, звучащими на уровне сознания, и хотят повлиять на происходящее. Появляется сигнал с уровня подсознания на уровень сознания — эй, там, наверху, ты не прав, прекращай давай. Или — было круто, повторяй еще. Чем быстрее мы согласимся прочесть этот сигнал и понять к чему он относится, тем скорее сигнал утихнет.

Подчиняться сигналам не обязательно, подсознание тоже может ошибаться, убеждения могут меняться. Важно лишь согласиться с существованием сигнала — эмоции. Перестать искать внутренние ощущения в окружающем мире. Тогда внутренние составляющие человеческого “я” разглядят друг друга и смогут начать диалог. И спокойно решат любые внутренние споры.

Следует заметить, что навыки профилактики, распознавания, осознавания, проживания и выхода из неприятных переживаний с наименьшими потерями — это очень разные, но чрезвычайно важные навыки. Соответственно, чтобы справляться с неприятными эмоциями, можно и даже нужно использовать разные подходы, не ограничиваясь популярными советами “сдерживать”, “преодолевать” или “выплёскивать”.

Приятие и неприятие (оценки)

Аппетит и отвращение завязаны на обмен веществ. Гордость и стыд завязаны на моделирование отношений. Третья же пара приятия и неприятия живет над механизмом оценок, поэтому может относиться к чему угодно — предметам, людям, явлениям, мыслям, отрезкам времени и т.д.

Приятие и неприятие встречаются в разных сферах жизни. Границы между парными эмоциями размыты: привлекательного человека хочется укусить, удачно оформленное блюдо вызывает гордость, плохие поступки выглядят отвратительно. Слова могут путать.

Для приятия используют слова “нравится” или “симпатично”, хоть это неверно этимологически, и в русском языке страдательный залог способствует потере субъекта действия. Еще подходит “люблю”, но это слово поэты затаскали. Сильное приятие иногда называют восхищением и восторгом.

Редкость приятного может превратиться в зависимость — хочется повторять, страшно потерять доступ к источнику. Корни ревности тянутся отсюда.

Ощущения приятия — хочется взаимодействовать, настроение улучшается.

Ощущения неприятия — хочется уйти или оттолкнуть, настроение портится.

Сильное неприятие может порождать другие эмоции. Например, неприятие может вызвать гнев и спрятаться за ним.

Привычное неприятие в психологии называется идиосинкразией и нарабатывается по отношению к человеку, занятию или предмету, с которыми связаны неприятные переживания. Для развеивания неприятных привычек в оценочных эмоциях подходит техника программирования оценок.

Эмоции тоже бывают приятными и неприятными — мы стараемся избегать неприятных ощущений и хотим почаще встречаться с приятными.

Попытки уйти от неприятных переживаний чреваты ошибкой, сигналы нужно принимать, какими бы они ни казались. И стремление к приятным переживаниям может породить ошибку — если инструмент “счастье” стал целью жизни, то более реальные цели теряют в приоритете. Приятность не важнее всего того, что отмечено в списке базовых потребностей.

Неприятные

От парных эмоций перехожу к обособленным ощущениям. Не все эмоции имеют противоположную сторону.

Тревога (ожидание, незавершенность, внимание)

Тревога похожа на внутреннее напряжение. Можно ощутить тревогу и невозможно ощутить спокойствие. Спокойствие это термин для обозначения отсутствия тревоги, состояния расслабленности.

Суть тревог — привлечение внимания. Если в поле зрения может появиться то, что давно ожидается, то очень важно не пропустить его. Не проспи, прислушивайся, ищи — день за днем. Если тревог много, то внимания не хватает для других дел, трудно сосредоточиться на текущих задачах.

Тревога может относится не только к опасным событиям. Возможно напряженное ожидание приятных новостей, повода взорваться радостью. Тревоги могут сопровождаться приятным предвкушением. Но само по себе длительное напряжение не приятно.

В разговоре о желаниях я говорил о вреде надежд — ожидания порождают тревожность. Пока я жду, я — это объект, зависящий от обстоятельств, а не субъект. Потеря контроля увеличивает беспокойство.

Субъекту рекомендуется упрочнить свою субъектность, поработать над усилением «я», самости, эго. А также практиковать “возвращение в здесь и сейчас” — из виртуальных миров с улучшенными условиями, которые рисуются в мечтах. Чем приятней выдуманное, тем неприятней реальное — это плохая дорога. Приятно погулять в стране фантазий, но суррогаты не должны вытеснять настоящие радости.

Помимо ожиданий, можно усилить тревожность запретом привычных компенсаций. Если что-то не нравится, вызывает неприятные ощущения, но от него не получается избавиться, то возникает желание улучшить настроение, компенсировать неприятное чем-то приятным. Конфеты, сигареты, картинки милых животных в интернете — компенсации могут быть очень разными.

Если компенсаций становится слишком много, если они отнимают здоровье или слишком много времени, то мы называем их вредными привычками и начинаем преодолевать. Но при лишении доступа к привычным компенсациям подсознание не успокаивается, продолжает выискивать в окружающем мире другие известные способы улучшить настроение. Старается привлечь внимание к найденному, включает тревогу.

Например, принудительный отказ от компьютерных игр, социальных сетей, электронной почты и телефонов приводит к неприятному состоянию, которое стали называть “цифровой тревогой”.

Также источником тревог может стать обилие незакрытых задач. Если на работе приходится заниматься одновременно десятком разных дел, дома решать проблемы со школой, ремонтом, соседями, на дороге за рулем отслеживать не только сложную обстановку, но и звонки по телефону, плюс удерживать в голове несколько перспективных планов на будущее, то мысли перебивают друг друга, внимание прыгает с задачи на задачу, изо всех сил пытаясь не потерять, не забыть хотя бы самое важное из длинного списка.

И даже одна важная незакрытая задача может привести к состоянию тревоги. Сейчас не получается решить, но проблема настолько важна, что подсознание усердно выискивает всё, что хотя бы примерно может пригодиться для решения.

Особенно неприятна такая ситуация, когда на уровне сознания застарелая проблема уже не появляется. Долгое неприятие порождает фильтр, пропадает желание вспоминать и замечать. Проблем не видно, а тревога не унимается — такая неясность может порождать фобии, искусственный страх перед случайно выбранными сущностями, которыми можно оправдать неприятные ощущения. И не важно, пауки это или монстры под кроватью.

Тревоги проявляются не только ухудшением настроения или неприятными ощущениями. Более явным симптомом является дефицит внимания. Фокус внимания дергается, не может надолго задержаться на чем бы то ни было. Подсознание его постоянно одергивает, пытаясь привлечь внимание к чему-то другому.

Сейчас модно неусидчивым детям ставить диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Возможно, в будущем научатся лечить проблему не лекарствами, а избавлением детей от поводов тревожиться. Или, наконец, признают право детей на неусидчивость.

Работники умственного труда тоже нередко испытывают дефицит внимания. Ученые и инженеры по роду деятельности удерживают в голове сложные абстрактные конструкции, внимание занято моделированием подвижных систем. Поэтому они склонны становиться нервными. Не любят, когда их часто отвлекают от дела. Сама возможность отвлечения превращается в тревогу, которая отнимает силы, необходимые для работы. Если термин “прокрастинация” для кого-то знаком и наполнен смыслом, то не помешает проверить уровень тревог.

Читайте также:  Каждое утро плохо себя чувствую будто с похмелья

Еще одним симптомом тревог является сужение горизонта планирования. Утомленное прыжками внимание уже не пытается заглядывать надолго вперед. Из последних сил пытается спланировать хотя бы ближайшие часы. И заранее расстраивается из-за сложности задачи, избытка непредсказуемых факторов.

Если в голове нет плана работы на ближайшие несколько лет, или, хотя бы месяцев, если трудно сосредоточиться на текущей рабочей задаче, то можно предположить наличие дефицита внимания. Если нехватка внимания беспокоит, то можно предположить наличие избытка тревог.

Если тревоги вызваны надеждами, то можно поработать над укреплением своего “я” и возвращением в реальность. Если тревоги вызваны нехваткой компенсаций, то нужно поискать источник неприятных ощущений и поработать над его устранением, а не бесконечно пытаться заглушить свои неприятные ощущения.

Если тревоги вызваны избытком незакрытых задач, то нужно научиться качественно откладывать всё, что можно отложить. Если есть неприятный, но все же нерешенный застарелый вопрос, то лучше собрать и уделить силы для его решения. Пока он не отравил будущее бесконечными тревогами. Или, хотя бы, выписать проблему на бумагу, которую прикрепить на видном месте — сигналы эмоций нужно принимать, а не глушить.

Страх (заморозка, незнание, путаница)

Можно ощутить страх и невозможно ощутить смелость. Под смелостью понимают умение игнорировать или преодолевать страх. Но преодоление — это сопутствующее переживание, а не противоположное.

Любопытство тоже можно считать преодолением страха, забравшиеся в темный подвал дети подтвердят. Любопытно будет сравнить на досуге смелость с любопытством. И с настороженностью.

За смелость принимают бодрящие ощущения при выбросе адреналина, но адреналин помогает убегать тоже.

Убегание в реакции “бей или беги” — это не страх, а простейший выбор плюс химия мобилизации. Реакцию тоже можно назвать эмоцией, размытый термин не возразит, но чему это поможет?

Говорят, спиртные напитки придают смелости, но на деле они лишь притупляют внимание и логику, облегчая игнорирование опасностей.

Об отсутствии страхов свидетельствует любовь. Впрочем, размытый термин “любви” разные люди понимают по-разному. И отсутствие страха — это еще не смелость.

Я не нашел смелости в ряду ощущений. Смелость и трусливость — это не чувства, а оценки опасности и поступков.

Страх ощущается как холод и сдавливающие ощущения в животе. Напряжение разливается даже на поверхности головы, так что волосы дыбом. Мышцы подготовлены к действию, но застопорены. Подавляются попытки двигаться. Читавшие о соматике вспоминают рефлекс красного света. Любители ютуба вспоминают паралич козы.

В каких случаях такое напряжение ощущается? Например, когда из комнаты, где никого нет, я точно знаю, не было там никого, внезапно раздается мужской кашель. Нельзя верить памяти, глазам, ушам, вообще не знаю чему верить. Я не могу доверять знаниям о себе и об окружении, рушится картина мироздания. Естественный отбор эволюции доказал, что в такой ситуации лучше замереть (молчание ягнят).

Страх и стыд похожи. И переплетены. Стыд, как и другое неприятие, сопровождается страхом вляпаться. И страх сопровождается стыдом, стыдно трусить.

Стыд — конкретный неприятный образ стоит перед глазами, знание “нельзя так делать”. Страх — звенящая пустота, в которой начинает буйствовать воображение, незнание, “ничего не делай”.

При страхе кожа лица белеет, при стыде краснеет — наблюдается сбой вазомоторной системы, только в разных направлениях. Возможно, эта разница о чем-то может рассказать.

Стыд нарастает плавно, потому что задействует сложный механизм моделирования реальности. Страх включается мгновенно, потому что относится к другим участкам мозга, древним системам быстрого реагирования.

И страх, и стыд сдерживают. Обе сдерживающие эмоции слабеют при обретении знаний и выдаче себе права на ошибки. Не будет нужды в страхе, если мозг в любой ситуации может найти несколько вариантов объяснений и действий.

Для обретения смелости следует расширять кругозор, обдумывать ситуации. Полюбить узнавать о своих ошибках. Укреплять внутреннее “я” — универсальный инструмент.

А также убавить то, что за страх принимается, но не является страхом: тревоги, неприязнь, прогнозы.

Относящиеся к страху слова часто используют для обозначения того, что не является эмоцией страха. Выражением “я боюсь” иногда обозначают тревогу, напряженное ожидание возможных неприятностей. Потому что тревоги ходят рядом со страхом, тревоги могут провоцировать включение страха, легко спутать. Принцип всё тот же — нарушение картины мира. Глаза видят вокруг одно, а тревога рисует другое. Нет, ну а вдруг оно случится?

Если тревог много, то внимание вынуждено часто пересекать границы реального и моделируемых миров, человек начинает испытывать дефицит внимания. Который обостряет тревоги, которые тянут фокус внимания на себя, и далее по нарастающей.

Дефицит внимания включает страх при неожиданном выходе в реальный мир. Несчастные люди склонны к эскапизму, уходу в воображаемые ситуации. Чем чаще человек уходит в миры фантазии, тем больше он склонен пугаться резких звуков и неожиданных прикосновений, которые возвращают его в реальный мир.

Тревоги также могут породить фобию. Тревожное состояние? Наверное, я чего-то опасаюсь, что-то пугает, осталось найти это что-то. Искусственный страх.

Фобии создаются подсознанием как инструмент рационализации смутных ощущений. Когда в жизни внешне всё хорошо, не видно поводов для тревоги на уровне сознания, но в подсознании продолжает ворочаться беспокойство. И чем благополучнее жизнь, тем вероятнее возникновение фобии в ответ на застарелую тревогу.

Любопытно, что ученые обнаружили только две врожденные боязни: громких звуков и падения с высоты. А страх мышей, змей, пауков или клоунов пока не обнаружен в генах и реакциях новорожденных (эксперимент с расширением зрачков у младенцев недостаточно обоснован).

Cтрахами иногда называют то, что вовсе не относится к эмоциям или ощущениям. Неприятные умозаключения могут включать тревоги, которые могут включать страх. Например, логика моделирования дает прогноз неприятных последствий — я боюсь потерять деньги, поэтому не играю в казино. Или логика выбора дает стремление избежать неприятного — я боюсь промокнуть под дождем, поэтому беру зонт. Слова “боюсь” и “опасаюсь” часто не относятся к эмоции страха.

Когда я читаю очередную статью о преодолении страха, например, публичных выступлений, я иногда недоумеваю — как можно давать общие советы для исправления чего-то настолько неопределенного?

Одинаковые слова для обозначения разных процессов указывают на наличие связи между этими процессами. Но бездумное использование слов может ввести в заблуждение. Убегание или избегание — не страх, а результат выбора. Стыд, неприятие, тревоги, прогнозы, неуверенность — они могут спровоцировать появление страха, но все же являются самостоятельными сущностями, для преодоления которых нужны разные приёмы.

Для нахождения эффективного решения нужно определить задачу. Для распознания проблемы полезно отвлечься от размытых терминов и опираться на ощущения.

Раздражение (давление, злость, упреки, скука)

Если искать ощущение противоположное останавливающему страху, то я бы выбрал побуждающую эмоцию раздражения. Под какое-то желание выделены силы, но им не дают хода. Конфликт желаний, моральные ограничения или страхи — что-то блокирует выполнение. Исходное желание требует выделить больше сил, давление в котле растет. Девиз страха — я не знаю что мне делать. Девиз раздражения — сделай же хоть что-нибудь.

Тревога или страх — неприятные эмоции, эти сигналы не хочется принимать и нет сил терпеть. Возникает желание хоть как-то разрешить ситуацию, и появляется раздражение.

Иногда трудно определить, почему человек нервничает, что лежит в основании неприятных переживаний — тревоги порождают страхи, которые порождают новые тревоги, и все они порождают раздражение для проламывания выхода из неприятной ситуации. Взаимодействие эмоций сложнее, чем мешанина шестеренок на КДПВ в начале статьи.

Бросающие курить, голодные и невыспавшиеся нервничают по любому поводу — тревога не дает забыть потребность, раздражение подталкивает к решению.

Есть похожий на раздражение термин — гнев. Но есть ли в гневе что-то кроме ярко выраженного неприятия? Неприятие ощущается как отталкивание, хочется отдалиться от неприятного или убрать его от себя. А раздражение ощущается как кипение, бурление силы.

Избыток напряжения может сопровождаться щекоткой в груди и дрожанием конечностей. Кстати, старательное удержание неподвижности при отрицательных эмоциях нарушает программу сердечно-сосудистой системы, поэтому при нервных переживаниях полезно физически двигаться.

Помимо гнева, в список эмоций записывают злость. Но если смотреть не на традиции, а на ощущения, то злость — продукт логики на фоне раздражения. Рационализация ощущений — попытка оправдать их существование. Поиск во внешнем мире источника внутренних неприятных ощущений.

Я считаю показательным опыт с обезьяной, которой за нажатие на рычаг выдавали еду. Рычаг, банан — хорошо. Рычаг, банан — хорошо. Рычаг, виноградина — вау! Рычаг, виноградина — очень хорошо. Рычаг, банан — не поняла, почему не виноград? Снова рычаг, банан — выкинула. Рычаг, банан — крик на экспериментатора за стеклом. В повторном эксперименте в этой же клетке была привязана вторая обезьяна, которая не могла дотянуться ни до рычага, ни до кормушки. Первая обезьяна под конец эксперимента начинала бить вторую. Находила для себя нехорошесть привязанной обезьяны, чтобы выплеснуть скопившееся раздражение. Когда я злюсь, то стараюсь вспомнить эту обезьяну.

Еще один близкий термин — агрессия. Кто-то считает, что она вырабатывается ежедневно, поэтому её нужно или подавлять, или цивилизованно сливать в безопасном направлении. Или сублимировать в творчество. Кто-то трактует агрессию как стремление преодолевать препятствия, такой естественный и полезный двигатель развития, инстинкт борьбы.

Не найдя отдельного ощущения для агрессии, я склоняюсь к другому её определению — не эмоция, а разрешение себе уничтожить что-то, когда не видно другого способа устранить неприятное. Решение ломать дается нелегко, человек терпит до последнего. Что, кстати, свидетельствует о хорошести человеческой природы. Или о влиянии цивилизованного воспитания.

Замечу, что вдумчиво ломающий игрушку ребенок не проявляет агрессию, он всего лишь познает мир методом декомпозиции. Не всякое уничтожение является агрессией.

Если смотреть на происходящее в мыслях и теле, а не на привычное толкование слов, то разрешение сломать — вот это и есть агрессия. Не эмоция или действие, а лишь разрешение, выбор, переход. Ощущения и эмоции тоже присутствуют, но не что-то новое, а уже известные неприятие, страх, раздражение. Плюс нотка удовольствия.

Переход к разрешенной ситуации сопровождается приятными ощущениями облегчения после прекращения борьбы. Эта нотка удовольствия придает агрессии свойства наркотика — подсознание узнало вариант решения и начинает подталкивать к нему. На уровне сознания маячит приятное предвкушение освобождения от неприятного.

Термин “агрессивный” все чаще используется как антоним к “нерешительный”, поэтому обретает положительную окраску. Агрессор не стесняется, лихо преодолевает препятствия на пути к цели — он хорош. Такое использование “агрессии” размывает термин, под которым по-прежнему скрывается разрешение ломать.

Факт, если разрешить себе выпустить пар то в следующий раз разрешение дастся легче. И скапливающийся пар станет заметней — давай, выплескивай эмоцию, ты умеешь. Для стравливания пара всегда найдутся враги: неправильно паркующиеся, неправильно выглядящие, неправильно думающие, мешающие прогрессу или угрожающие экологии, слишком иные или недостаточно терпимые к иным.

Страх и раздражение, а также усиливающие их тревоги используются в политике и рекламе. Если заметить момент, когда в СМИ раскручивается образ чего-то неприятного, то можно смело предположить, что скоро появятся призывы покупать товары с отсутствием вредного либо нарушить правила, а то и преступить закон, потому что (якобы) только так можно уничтожить это неприятное.

В мире всегда можно найти что-то, подходящее для борьбы. Но борьба с настоящим и актуальным врагом приносит радость — проблема локализована, виден четкий путь к улучшению будущего, это просто замечательно. Если же борьба бесконечна и сопровождается неприятными ощущениями, то можно предположить ложность внешней цели и поискать в себе подавленное желание, под которое выделяются силы. Застарелую неудовлетворенность, которая подогревает котел паровой машины раздражения. И не важно куда едет эта машина.

Раздражение выплескивается не только в виде драки. Другие его проявления — обвинения и упреки. Например, под видом воспитания и заботы. А также сарказм, замкнутость и многое другое. Рекомендую почитать о признаках пассивно-агрессивного поведения, чтобы научиться узнавать раздражение, когда оно маскируется.

Еще одна разновидность раздражения — скука. Её нередко записывают в отдельную эмоцию, но по ощущениям это всё то же кипение сдерживаемых сил. Скучающий не может спокойно сидеть и отдыхать, что-то подзуживает его сделать хоть что-нибудь. Проблема только понять что именно сделать. Простые конструктивные занятия не подходят, отметаются, нужно что-то, дающее ощущение преодоления барьера, освобождения от запрета. Проявляется скука в спокойной обстановке, когда тревоги приглушаются — нечего бояться, можно больше позволить себе. Из-за отсутствия страхов скука опасней, чем злость.

Печаль (смирение, плач, досада)

Тревоги сдавливают, страх замораживает, раздражение бурлит, а печаль печёт — еще одно из неприятных переживаний, которые можно в себе обнаружить. Если смотреть на ощущения, а не на словарные определения и различие обстоятельств.

Читайте также:  Антон лапенко первое правило настоящего мужика если захлестнули чувства

Когда надежды не оправдались, исчез последний способ получить желаемое, нарастает беспомощность, или возникает фрустрация, у психики есть два пути на выбор — яриться или печалиться. Выпускать пар или смиряться с недостижимостью. Упорствовать в попытках проломить стену или переплавлять убеждения.

Если неприятные вспышки злости беспокоят, хочется научиться справляться с раздражительностью, то следует научиться горевать, ходить по второму пути. Вы уже слышали, что мужчинам разрешили плакать? Говорят, полезно для здоровья.

И в педагогике плач признан необходимым инструментом взросления. Если ребенок горько плачет, то не следует ему мешать. Следует не переубеждать, а поддержать ребенка, показать своё понимание, разделить его чувства. Тогда он в будущем не станет чураться этого нормального переживания, этой полезной эмоции. Станет менее раздражительным.

Любопытно, что обида по ощущениям похожа на сложный сплав нескольких эмоций сразу — неприятия, раздражения и печали. И если тревоги и неприятие могут провоцировать раздражение, то не ясно почему раздражение не стихает при появлении печали. Обида похожа на незавершенный переход. Возможно, поэтому она ощущается больнее, доводя и раздражение, и печаль до высших ступеней.

Люди не любят неприятное, это естественно. Стремятся избежать неприятных переживаний, учатся не замечать, компенсируют приятными событиями. Не любят печалиться, ставят целью бесконечную радость. Возможно, в этом причина того, что среди людей часто встречаются раздражительные.

Эмоции полезны. Даже неприятные. Эволюция создала их не для красоты или выплескивания. Эмоции — не более чем сигналы от подсознания.

Неприятие предохраняет от вредного. Тревоги помогают вниманию. Страх бережет от поспешных действий. Раздражение помогает преодолеть застарелые страхи. Печаль помогает растворить ожидания.

Проблемы возникают при неприятии своих ощущений. Смешиваем отвращение и стыд со страхом, начинаем преодолевать, переламывая или обманывая себя. Раздражение оправдываем внешними врагами и упражняем выплескиванием. Печаль считаем поражением… Не надо так.

Усталость (торможение, сонливость)

Добавлю к отрицательным эмоциям усталость. Главное её отличие от вышеперечисленных — она ассоциируется с приятным занятием отдыха, поэтому от неё редко отказываются. Поэтому она чаще приносит пользу.

Ощущается как оглушенность. Тело просит полежать, прочие желания притупляются, мир наполняется тусклыми красками. Как и страх, она призвана останавливать — перестань это делать. Потому что мышцы не успевают расслабиться. Или голове надоело видеть однообразие работы.

Биохимически мышцам для восстановления хватает получаса. Если через полчаса тело не отдохнуло, то можно говорить о сбое программы — мышцы не расслабляются и продолжают работать. Даже если это выглядит как неподвижность. Для восстановления программы движений мышцам нужны движения. А не фиксация на диване. И не силовая нагрузка, важней разнообразие. Поэтому смена деятельности — лучший отдых. А длительное сидение или лежание — легкий способ устать.

Силы выделяются под желание.

Если кофе и прочие стимуляторы не помогают, значит усталость не настоящая. Под маской усталости может скрываться неприятие. Недосып, авитаминоз, зимняя депрессия — иногда это не болезнь, а попытка объяснить нежелание выполнять обязанности. Под нежеланием может скрываться неудовлетворенность, тревога или еще что-нибудь. Поэтому важно прислушиваться к своим ощущениям, а не словам, которые привычно приходят на ум.

На досуге можно подумать о добавлении в список отдельной эмоции “сонливость”.

Приятные

Среди непарных ощущений я насчитал пять неприятных: напряжённое, замораживающее, бурлящее, пекущее, оглушающее.

Непарных приятных насчитаю три: предвкушение, увлечение, достижение.

Хотел добавить свободу, базовый уровень хорошего настроения или избыток сил, но они означают лишь отсутствие плохого, нет побуждающего мотива.

И лирическое, благодушно воодушевленное настроение не является эмоцией. Эмоция побуждает к изменению привычного поведения в конкретную сторону, а не служит фоном для всего подряд.

Среди кандидатов в приятные эмоции можно обратить внимание на романтическое настроение и сексуальное влечение.

Если погуглить “три гормона радости”, то можно найти много статей в популярных журналах, где прославляют дофамин, серотонин и эндорфины. Иногда к списку добавляют адреналин, окситоцин и еще что-нибудь. Если почитать научную литературу, то можно узнать, что не все из них являются гормонами. Некоторые вообще являются группами разных веществ. Участвуют в сложных процессах, не самостоятельны.

Не гормоны и нейромедиаторы порождают радость, как не двери автобуса порождают поток пассажиров.

Можно запомнить умные слова, чтобы узнавать при встрече, но не следует повторять всё, что пишут в популярных журналах. Предлагаю отложить слова и сосредоточиться на приятных ощущениях.

Предвкушение (обещание, реклама)

Сладость предвкушения возникает при мысли о приятном. Которое попало в поле зрения или может появиться. Манящие обещания при виде красивой девушки. Азартное ожидание при возможности выигрыша. Дорогой логотип на крышке ноутбука.

Ложка дёгтя — несоблюдение границ. Предвкушение при виде приятного повышает привлекательность соседних образов. Если пойти в магазин на голодный желудок, то легко совершить лишние покупки.

В рекламном бизнесе это свойство предвкушений нещадно эксплуатируют, ставя желанный образ рядом с рекламируемым товаром. Говорят, что девушка с красивыми ногами может рекламировать чулки и обувь, а девушка с красивой грудью может рекламировать всё остальное.

Поход по магазинам может успокаивать, даже если не завершается покупками. Удовольствие обладания купленным товаром встречается редко, длится недолго и является лишь очередным предвкушением — использования в воображаемой ситуации.

Если другие виды удовольствий не доступны, то предвкушение действует как наркотик — вызывает привыкание и требует увеличивать дозу. Многочисленность ожиданий увеличивает шанс провала, растущие тревоги отбирают ресурсы организма. Если злоупотреблять мечтами, то растет досада, недостижимость расстраивает сильней. Не злоупотребляйте суррогатами.

Предвкушать можно неприятное, вернее — приятный момент окончания тревожного ожидания. Предвкушение напоминает приятие. Сладкий укол предвкушения отличается от радости приятной встречи тем, что предвкушение — продукт воображения.

Предвкушение — самая доступная, но при этом самая слабая и быстро проходящая разновидность приятных эмоций. Она предлагает устремиться к приятному, подготавливает к встрече с ним. Но не гарантирует этой встречи. И может даже помешать этой встрече, если увлечься мечтами, отказываясь от реальности.

Очень старая эмоция, присутствует у животных. У животных есть воображение и даже сны.

Увлечение (действие, путешествие)

Радость, как и любая другая эмоция, создана для влияния на поведение. Предвкушение — это подходит, получи. Радость действия — получаю, не отвлекайся.

Иногда радость действия называют увлечением или состоянием потока. В котором можно забыть о других потребностях и свернуть горы на пути к цели. По сравнению с предвкушением, редко встречается, сильней ощущается, больше ценится.

Поток может приносить не только радость. Если скапливается несколько незавершенных действий, они начинают мешать друг другу. Если хочется решить проблему в отношениях, сделать уборку в доме, решить рабочую задачу и поесть, то трудно сосредоточиться на чем бы то ни было. Состояние водоворота неприятно, хотя решение любой из задач само по себе могло бы принести удовольствие.

Радость действия может быть опасной. Увлеченный потоком человек может не только испортить желудок и внешний вид, но и забыть посмотреть на светофор. Но если целью потока является прогулка, то человек заметит множество деталей в окружающем мире и получит от этого массу удовольствия. Увлечения становятся опасными только когда их слишком мало или слишком много. Крайности всегда не хороши.

Я знаю два пути в поток — сильно хотеть либо не иметь застарелых потребностей. Первый путь проще, второй надежней. Выявление потребностей и управление желаниями — отдельная большая тема.

Достижение (расслабление, смех)

Самая недолговечная, но самая сильная радость, доходящая до эйфории, призвана расслабить тело или мысли, зажавшиеся при усилиях на пути к цели. Её девиз — получил, хватит.

Факт — человек боится щекотки только там, где мышцы давно не расслаблялись. Давление на зажатый мускул порождает боль, которая может привести к усилению напряжения, усиливая боль, которая усилит напряжение… Для защиты от спазма, тело заливает проблемную зону приятными ощущениями и переключает дыхание в расслабляющий режим смеха. Удовольствие для расслабления.

Если щекотно ходить по камням, то нужно озаботиться расслаблением стоп. Если щекотка живет на боках, то нужно заняться тонусом межреберных мышц, отвечающих за глубокое дыхание.

Бурная радость служит признаком наличия сильнейшего напряжения. Если человек часто смеется и шутит по пустякам, то иногда это говорит о напряженной жизни. Смех без причины — признак отсутствия других поводов для сброса напряжения.

Если человек любит смотреть спортивные соревнования или ходить на рок-концерты, то ему, возможно, не хватает других поводов расслабиться. То же касается одержимости сексом.

Если человек чувствует постоянную усталость, то ему, возможно, не хватает навыка радости. Не умеет замечать достижения, забывает порадоваться достигнутому, спешит переключиться на следующие цели.

Некоторые философы считают целью жизни получение удовольствия или вечное пребывание в радости. Мне нравится другая точка зрения, согласно которой приятные и неприятные переживания это не цель, а инструменты жизни. Обеспечиваемые очень разными механизмами, решающие разные задачи, не идеальные, но полезные.

Рассматривая приятные ощущения, мне удалось выделить шесть эмоций: побуждение физиологическое и социальное, оценочное принятие, сладкое предвкушение, скорость потока, финишная ленточка — и это только в эмоциях, кроме которых есть чувства, состояния, реакции.

Удовольствие от нового впечатления и удовольствие от рассказа о новом впечатлении, взрыв сладости, восторг почесывания, истома массажа, покой праздности, сексуальные приливы, тайна любви, удовлетворение местью, сброс катарсиса, прелесть смущения…

Причины, механизмы и проявления радости многочисленны. Не правильно и даже вредно сводить их к какому-то одному чувству.

О списках

Заметьте, если под эмоциями понимать не “побуждающее ощущение”, а “способ невербально показать свои переживания окружающим”, то получится совсем другой список эмоций. Навскидку: отторжение, предостережение, демонстрация силы, запрос помощи, привлечение, предложение, одобрение, поощрение, вовлечение…

А если эмоции трактовать как “различимые признаки чужих переживаний”, то получится третий список. Недолго думая: слабость, грусть, злость, интерес, радость, задумчивость…

Если исследовать коллективные эмоции, вовлекающие переживания, то получится новый список, частично пересекающийся с предыдущими.

Я не считаю перспективными попытки научить компьютер различать либо изображать эмоции, когда за основу берутся классические списки переживаний, основанные на неопределенном термине “эмоции”. И нет уверенности, что нужны именно эмоции.

Для роботов придумали модели OOC, KARO, EMA, CogAff, Affective Computing, Фоминых-Леонтьева, PAD, Плутчика — модели заслуживают изучения, могут подсказать любопытные идеи, но являются смесью переживаний, оценок и сигналов.

Моделей не просто много, а очень много. При классификации эмоций вы предпочитаете дискретный, многомерный или гибридный подход? Ваш любимый список эмоций относится к психологическим теориям, к формальным моделям или к чему-то более древнему?

Список переживаний от древнекитайских даосов: гнев, радость, сомнение, печаль, страх. С раскладкой по стихиям и внутренним органам.

Базовые эмоции из гештальт-терапии: злость, радость, сексуальность, страдание, страх. Соединили нежность и сексуальное влечение, теперь обсуждают возможность выкинуть сексуальность и добавить обиду.

Эмоциональные переживания (расы) в ведической литературе индусов: наслаждение, смех, горе, жалость, гнев, героизм, страх, отвращение, удивление. Предлагали добавить спокойствие. И говорили о базовой расе — стремление к переживанию. Итого десять пунктов. Насколько я понял, список зародился при изучении переживаний зрителей в театрах.

При недавнем исследовании лицевых мышц снова пришли к списку из четырех эмоций: гнев, страх, счастье и печаль. Сделали предположение, что изначально эмоций было четыре, поэтому они базовые, и уже на их основе в течение тысячелетий нарастали более сложные. Например, страх может перебиваться удивлением, а гнев может замещаться отвращением. Вот только нет повода считать мимику единственным показателем переживаний.

Википедия на тему эмоций упоминает десяток теорий и концепций и десятки моделей сверху — больше чем эмоций в некоторых моделях. Мне не нравится длинный набор умных слов, избыток вариантов мешает использованию.

В изучении человека есть широчайший простор для наблюдений и творчества. Вы можете выбрать свое понимание термина и подобрать под него готовую теорию. Вы можете составить свою классификацию, опираясь на собственные наблюдения реакций, состояний, отношений.

Но сначала определите цель составления списка, чтобы не утонуть в океане возможностей.

Например, можно постараться собрать как можно больше разного, чтобы написать очередную статью в очередной журнал. Или можно попытаться устранить противоречия, примирить ученых и прославиться в научных кругах. Или изучить способы воздействия на человека для создания зрелищных фильмов. Или разработать эмуляцию для развлекательных роботов. Или решать подзадачу в деле создания искусственного интеллекта. Или выделить основные поводы для беспокойства и наметить пути решения проблемных переживаний, проложить путь к своему личному или всеобщему счастью. Или просто удовлетворить страсть к познанию.

Перед изучением чужого списка я стараюсь понять цель его составления. При выборе разных целей я получаю разные списки.

Мой список появился как один из побочных эффектов в процессе изучения содержимого головы, поэтому я сузил определение эмоции до “мотивирующего ощущения”. Результат моей работы что-то прояснил, что-то запутал. Я продолжаю обдумывать свой список.

Уточните свою цель. Определите искомое. Составьте список. Не забудьте получить удовольствие по завершению работы.

Источник

Оцените статью