- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Виды предложений по интонации и цели высказывания
- Что такое интонация предложения?
- Таблица
- Виды предложений по интонации
- Невосклицательные предложения
- Примеры невосклицательных предложений
- Восклицательные предложения
- Предложения по цели высказывания
- Повествовательное предложение
- Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
- Вопросительные предложения
- Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
- Побудительное предложение
- Примеры предложений
- Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
- Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Виды предложений по интонации и цели высказывания
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу — искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
— Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Источник
Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»
Колледж университета «Туран», город Алматы
Мейер Ирина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
Сабақтың технологиялық картасы
Технологическая карта урока
Пәні / дисциплина : Русский язык и литература
Мерзімі /дата : __ 15.02.2019 г._____ Топ /группа: __ СПр-18-5 __
Сабақтың № урока _ 43 __
Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :
Типы простых предложений по цели высказывания.
Типы простых предложений по эмоциональной окраске.
Сабақтың мақсаты / Цель занятия : дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять цель высказывания, строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.
расширить понятие обучающихся о простых предложениях, типах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.
развитие познавательной компетентности через актуализацию материала, изученного ранее ; развитие навыка монологической речи, умения анализировать, систематизировать материал.
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.
Сабақтың типі / тип урока
изучения и первичного закрепления нового материала;
Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока :
словесные (беседа, лекция, прочие);
практические (упражнения, решение задач, работа с книгой, прочие).
Модули, используемые на уроке: критическое мышление, критериальное оценивание
Формы работы: индивидуальная, парная.
Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока :
үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: лист оценивания, лист с заданиями
ТОҚ / ТСО : проектор, компьютер
Пән аралық байланыс/межпредметная связь: казахский язык, литература, экология
Әдебиеттер/литература : учебник русского языка
Сабақтың өту барысы / Ход урока :
— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. И давайте начнем работу на нашем не совсем обычном уроке с чтения эпиграфа. (Эпиграф на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал Алексей Николаевич Толстой.
— Как вы понимаете слова известного русского писателя?
— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).
Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний
1) Проверка знаний теоретического материала по теме «Синтаксис»
Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да — 1, Нет — 0
Я утверждаю, что
1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.
2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки — знаки завершения.
3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.
4. В конце предложения можно поставить только точку.
5. В словосочетании снежная зима главное слово — существительное зима.
6. У доски — словосочетание.
7. В словосочетании лесные обитатели главное слово — прилагательное.
8. Отвечать на уроке – предложение.
9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.
10. Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложений.
2) На прошлом уроке мы с вами начали работу над простым предложением. Сегодня мы познакомимся с видами предложений. С этими видами предложений вы знакомились на уроках казахского языка, посмотрите на доску:
Сегодня у нас урок русского языка. Бұл қандай сөйлем: хабарлы,бұйрықты немесе сұраулы? \ответ обучающихся\ Значит какое это у нас предложение?
Во сколько начнется урок? — А это какое предложение? \ответ\.
Следующее предложение: Выучите стихотворение наизусть.\ответ\.
В первом предложении, повествовательном, содержится сообщение, в вопросительном – вопрос, а в побудительном – приказ, просьба. Все эти предложения могут быть восклицательными \лепті\, если произносятся с особым чувством, интонацией.
Например: На улице так тепло! Почему ты не учишь уроки?! Хорошо прослушайте эту песню!
Источник