Простое предложение его виды по цели высказывания по эмоциональной окраске

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

  • восклицательные
  • невосклицательные

Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Например: Подожди! Откуда ты это достал?!

Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.

Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)

Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)

Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)

Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.

Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.

Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)

Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)

Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные предложения.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся интонацией.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окраску.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
Восклицательное Невосклицательное
Мне пода­ри­ли котенка! Мне пода­ри­ли котенка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательное Вопросительное Побудительное
На ули­це пре­крас­ная погода. Почему вы сиди­те дома? Идите гулять.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида предложений:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное предложение.

Читайте также:  Чтоб радость вас найти смогла

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей восклицания.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство восхищения.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых предложений.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, например:

Второй день льёт дождь как из ведра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, например:

Сегодня ты покор­мил собаку?

Сегодня ты покор­мил собаку?

Сегодня ты покор­мил собаку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и говорит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кроха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны мальчики?
Из чего толь­ко сде­ла­ны мальчики?
Из ули­ток, ракушек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопросе.

Читайте также:  Чувство инородного тела глотке

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне трудиться!
Я води­цы притащу
И коло­дез­ной водицей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

Источник

Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»

Колледж университета «Туран», город Алматы

Мейер Ирина Александровна

преподаватель русского языка и литературы

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока

Пәні / дисциплина : Русский язык и литература

Мерзімі /дата : __ 15.02.2019 г._____ Топ /группа: __ СПр-18-5 __

Сабақтың № урока _ 43 __

Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :

Типы простых предложений по цели высказывания.

Типы простых предложений по эмоциональной окраске.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия : дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять цель высказывания, строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

расширить понятие обучающихся о простых предложениях, типах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

развитие познавательной компетентности через актуализацию материала, изученного ранее ; развитие навыка монологической речи, умения анализировать, систематизировать материал.

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.

Читайте также:  Как овен переживает депрессию

Сабақтың типі / тип урока

изучения и первичного закрепления нового материала;

Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока :

словесные (беседа, лекция, прочие);

практические (упражнения, решение задач, работа с книгой, прочие).

Модули, используемые на уроке: критическое мышление, критериальное оценивание

Формы работы: индивидуальная, парная.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока :

үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: лист оценивания, лист с заданиями

ТОҚ / ТСО : проектор, компьютер

Пән аралық байланыс/межпредметная связь: казахский язык, литература, экология

Әдебиеттер/литература : учебник русского языка

Сабақтың өту барысы / Ход урока :

— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. И давайте начнем работу на нашем не совсем обычном уроке с чтения эпиграфа. (Эпиграф на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал Алексей Николаевич Толстой.

— Как вы понимаете слова известного русского писателя?

— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Проверка знаний теоретического материала по теме «Синтаксис»

Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да — 1, Нет — 0

Я утверждаю, что

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки — знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании снежная зима главное слово — существительное зима.

6. У доски — словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово — прилагательное.

8. Отвечать на уроке – предложение.

9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложений.

2) На прошлом уроке мы с вами начали работу над простым предложением. Сегодня мы познакомимся с видами предложений. С этими видами предложений вы знакомились на уроках казахского языка, посмотрите на доску:

Сегодня у нас урок русского языка. Бұл қандай сөйлем: хабарлы,бұйрықты немесе сұраулы? \ответ обучающихся\ Значит какое это у нас предложение?

Во сколько начнется урок? — А это какое предложение? \ответ\.

Следующее предложение: Выучите стихотворение наизусть.\ответ\.

В первом предложении, повествовательном, содержится сообщение, в вопросительном – вопрос, а в побудительном – приказ, просьба. Все эти предложения могут быть восклицательными \лепті\, если произносятся с особым чувством, интонацией.

Например: На улице так тепло! Почему ты не учишь уроки?! Хорошо прослушайте эту песню!

Источник

Оцените статью