Прощай тригорское где радость меня встречала столько раз

Содержание
  1. Таланту А. С. Пушкина. Тригорское!
  2. Александр Сергеевич Пушкин
  3. Другие статьи в литературном дневнике:
  4. «Простите, верные дубравы. » А. Пушкин
  5. Анализ стихотворения Пушкина «Простите, верные дубравы. »
  6. Прощай тригорское где радость меня встречала столько раз
  7. 17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.
  8. 17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:
  9. 17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.
  10. 17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.
  11. 17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.
  12. 17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

Таланту А. С. Пушкина. Тригорское!

Прощаюсь, уезжаю от Твоей чарующей природы, будто бы в последний раз.
Прости, Тригорское, где радость от природы и прекрасных глаз
Меня встречала столько раз!
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума,
Я здесь бывал в гостях, как дома,
И очарован был природою и теплотой приёма —
Настолько, что мечты о счастье красотой своей
Сводили чувства все мои с ума!
Природа мне всегда рассказывала про очарование своё в Тригорском —
Сказочно — сама!

______
А. С. Пушкин. 1817 (после Лицея)
. Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз! .
. Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

_______
Тригорское — «приют, сияньем муз одетый» — дом друзей А. С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа «Евгений Онегин».
Александр Сергеевич Пушкин впервые познакомился с семьёй Осиповых-Вульф в свой первый приезд в Михайловское в 1817 году, после окончания Лицея. Но особенно подружился после высылки из Одессы в Михайловское в 1824 году, бывая в Тригорском почти каждый день.
Хозяйке Тригорского Прасковье Александровне, Пушкин посвятил ряд стихотворений: «Подражание Корану», «Простите, верные дубравы», «Быть может, уж недолго мне…», «Цветы последние милей…». Её старшие дочери считали себя прототипами героинь «Евгения Онегина». Евпраксия Николаевна Вульф (1809—1883) упоминается в знаменитом «Донжуанском списке Пушкина». К ней обращены стихотворения «Если жизнь тебя обманет» и «Вот, Зина, вам совет». В «списке» также значатся имена Александры Ивановны Осиповой (падчерицы П. А. Осиповой), Анны Ивановны Вульф (племянницы П. А. Осиповой) и, возможно, Анны Николаевны Вульф (1799-1857).
/Фото – Скамья Онегина в Тригорском. В наши дни живёт предание, возникшее в семье владельцев Тригорского. Предание нарекло скамью, стоящую в этом уголке парка, «скамьёю Онегина» и связало её со сценой объяснения Онегина и Татьяны в пушкинском романе:
…«Ах» — и легче тени,
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью,
И, задыхаясь, на скамью
Упала…/

Источник

Александр Сергеевич Пушкин

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
1817

ПРОСТИТЕ, ВЕРНЫЕ ДУБРАВЫ!. При жизни Пушкина не печаталось. Стихотворение вписано в альбом Осиповой, владелицы села Тригорского около Михайловского. В альбоме стихотворение датировано 17 августа.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2014. День защиты детей
  • 30.05.2014. Васильковые песни на свете одни.
  • 24.05.2014. Александр Сергеевич Пушкин Пророк
  • 23.05.2014. Пётр Вяземский Англичанке 1855 год
  • 11.05.2014. Александр Сергеевич Пушкин
  • 09.05.2014. C Днём Победы! 9 мая 1945 года!
  • 08.05.2014. Чтобы настал Святой День Победы
  • 05.05.2014. Летят журавли Татьяна Самойлова Светлая память
  • 01.05.2014. 1 мая 1945 года 1410 день Великой Отечественной

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

«Простите, верные дубравы. » А. Пушкин

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

Дата создания: середина августа 1817 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Простите, верные дубравы. »

Закончив Лицей, молодой поэт отправился в псковское имение матери, где провел чуть более месяца. К этому времени относится знакомство Пушкина с П. А. Осиповой, владелицей соседнего Тригорского. Стихотворение, датированное серединой августа 1817 г., автор оставил в альбоме своей новой знакомой, женщины начитанной, рассудительной и хозяйственной. Посвященный ей текст появился накануне отъезда автора в столицу. Преданная и деликатная подруга, Прасковья Александровна на всю жизнь сохранила добрые отношения с Пушкиным. Особенно ценной была поддержка, оказанная поэту Осиповыми-Вульф в годы михайловской ссылки.

Зачин указывает на ведущую тему произведения, подчеркнутую анафорой, – прощание лирического героя с прошлым, веселым временем «легкокрылых забав». Теплые приятельские отношения и отдых в дружеском кругу – добрые впечатления субъект речи связывает с конкретным топонимом, Тригорским, распространяя личное отношение на пейзажные образы. Дубравы характеризуются необычным эпитетом «верные», а бескрайнее пространство полей воспринимается как бесконечный и беззаботный мир. Обращаясь к обеим природным деталям, герой возводит их в статус лирического адресата.

Продолжая взволнованную речь, поэт обращается к обобщенному образу, построенному на метонимии: его героя, навещающего соседнюю усадьбу, встречает радость. Художественный прием служит для обозначения радушного приема, оказанного искренними и доброжелательными обитателями близлежащего имения.

Подытоживая пережитое, автор облекает радостные впечатления в форму афоризма. Беспечным отдыхом завершается период взросления. Оставшийся в прошлом этап жизни дорог герою – эта мысль передается синекдохой. Здесь, среди зеленых псковских просторов, остается сердце лирического «я».

В финальной части герой озвучивает мечту: он надеется вновь оказаться в идеализированном художественном пространстве. Ряд пейзажных образов начинается с метафоры, уподобляющей верхушки разросшихся лип строительному перекрытию. Иносказание, связывающее природные объекты и архитектурные сооружения, оживляет семантику словосочетания «скат холма».

Стихотворение заканчивается лаконичной самохарактеристикой, которая одновременно выполняет роль завуалированного комплимента. Сторонник искренних отношений, ценитель красоты и ума восторгается достоинствами, которыми обладают владельцы Тригорского.

Источник

Прощай тригорское где радость меня встречала столько раз

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читайте также:  Предложения с чувствами людей

Простите (1) верные (2) дубравы!

Прости (3) беспечный мир (4) полей (5)

И легкокрылые забавы (6)

Столь быстро улетевших дней!

Прости (7) Тригорское (8) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!)(9)

Я к вашим возвращусь полям…

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Простите, (1) верные (2) дубравы!

Прости, (3) беспечный мир (4) полей (5),

И легкокрылые забавы (6)

Столь быстро улетевших дней!

Прости, (7) Тригорское, (8) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),(9)

Я к вашим возвращусь полям…

Запятая 1 выделяет обращение «верные дубравы». Запятые 3 и 5 выделяют обращение «беспечный мир полей». Запятые 7 и 8 выделяют обращение «Тригорское». Запятая 9 выделяет вводное «быть может».

В за­да­нии 18 про­ве­ря­ет­ся уме­ние ста­вить знаки пре­пи­на­ния при сло­вах, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ных с пред­ло­же­ни­ем. К таким от­но­сят­ся и ввод­ные слова (кон­струк­ции, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния), встав­ные кон­струк­ции и об­ра­ще­ния

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть за­да­ний 18 будет пред­став­ле­на фор­мой по­вест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния с ввод­ны­ми сло­ва­ми

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Дру­гая часть (судя по де­мо­вер­сии и книге И.П. Цы­буль­ко Ти­по­вые эк­за­ме­на­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы 2017) будет вы­гля­деть вот так:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

По­слу­шай(1)быть может (2)когда мы по­ки­нем

Навек этот мир, где душою так сты­нем,

Быть может(3) в стра­не, где не знают об­ма­ну,

Ты (4) ан­ге­лом бу­дешь, я де­мо­ном стану!

Кля­ни­ся тогда по­за­быть (5)до­ро­гая(6)

Для преж­не­го друга все сча­стие рая!

Пусть (7)мрач­ный из­гнан­ник, судь­бой осуж­ден­ный,

Тебе будет раем, а ты мне — все­лен­ной!

Рас­смот­рим пра­ви­ла и по­ня­тия, не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния дан­но­го типа за­да­ний.

17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки. На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства ; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Дан­ные зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся не толь­ко ввод­ны­ми сло­ва­ми, но и ввод­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми . На­при­мер: Вечор, ты пом­нишь, вьюга зли­лась... (Пуш­кин).

К ввод­ным еди­ни­цам при­мы­ка­ют встав­ные кон­струк­ции , ко­то­рые со­дер­жат раз­лич­ные до­ба­воч­ные за­ме­ча­ния, по­прав­ки и разъ­яс­не­ния. Встав­ные кон­струк­ции, как и ввод­ные, не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. Они резко раз­ры­ва­ют пред­ло­же­ние. На­при­мер: Жур­на­лы ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры (два) я велел вы­слать в Ялту ; Маша го­во­ри­ла с ним о Рос­си­ни (Рос­си­ни толь­ко что вхо­дил в моду), о Мо­цар­те.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния.

К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ.

1. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

9. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие экс­прес­сив­ность вы­ска­зы­ва­ния: кроме шуток, смеш­но ска­зать, чест­но го­во­ря, между нами го­во­ря…

17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:

бук­валь­но, будто, вдо­ба­вок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в ко­неч­ном счете, едва ли, даже, имен­но, ис­клю­чи­тель­но, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, по­это­му, по­то­му, при­бли­зи­тель­но, при­мер­но, при­том, при­чем, про­сто, ре­ши­тель­но, слов­но… — в эту груп­пу вхо­дят ча­сти­цы и на­ре­чия, наи­бо­лее часто ока­зы­ва­ю­щи­е­ся оши­боч­но обособ­лен­ны­ми как ввод­ные.

по тра­ди­ции, по со­ве­ту…, по ука­за­нию…, по тре­бо­ва­нию…, по рас­по­ря­же­нию…, по за­мыс­лу…— эти со­че­та­ния вы­сту­па­ют в ка­че­стве не­обособ­лен­ных (не­вы­де­ля­е­мых за­пя­ты­ми) чле­нов пред­ло­же­ния :

По со­ве­ту стар­шей сест­ры она ре­ши­ла по­сту­пить в МГУ.

По рас­по­ря­же­нию врача боль­ной был по­са­жен на стро­гую диету.

По за­мыс­лу ав­то­ра роман дол­жен был охва­ты­вать пе­ри­од до 1825 года.

17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.

• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖ­НО БЫТЬ, КА­ЖЕТ­СЯ (КА­ЗА­ЛОСЬ) вы­сту­па­ют в ка­че­стве ввод­ных, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

Может, я приду зав­тра? На­ше­го учи­те­ля нет уже два дня; может быть, он за­бо­лел. Ты, долж­но быть, в пер­вый раз встре­ча­ешь­ся с таким яв­ле­ни­ем. Я, ка­жет­ся, его где-то ви­де­ла.

Эти же слова могут ока­зать­ся в роли ска­зу­е­мых:

Что мне может при­не­сти встре­ча с тобой? Как че­ло­век может быть столь не­обя­за­тель­ным ! Это долж­но быть твоим са­мо­сто­я­тель­ным ре­ше­ни­ем. Мне все это ка­жет­ся очень по­до­зри­тель­ным .За­меть­те: ни­ко­гда нель­зя вы­бро­сить из пред­ло­же­ния его ска­зу­е­мое, а ввод­ное слово — можно.

• ОЧЕ­ВИД­НО, ВОЗ­МОЖ­НО, ВИДНО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Ты, оче­вид­но, хо­чешь из­ви­нить­ся за свой по­сту­пок? В сле­ду­ю­щем ме­ся­це я, воз­мож­но, уеду от­ды­хать. Ты, видно, не хо­чешь рас­ска­зать нам всей прав­ды?

Эти же слова могут войти в со­став ска­зу­е­мых:

Всем стало оче­вид­но , что надо ис­кать дру­гой спо­соб ре­ше­ния про­бле­мы. Это стало воз­мож­но бла­го­да­ря со­гла­со­ван­ным дей­стви­ям по­жар­ной бри­га­ды. Солн­ца не видно из-за туч.

• НА­ВЕР­НО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕ­СТВЕН­НО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми при ука­за­нии на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го (в этом слу­чае они вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы или могут быть за­ме­не­ны на близ­кие по смыс­лу слова этой груп­пы) — Ты, на­вер­но (=долж­но быть), и не по­ни­ма­ешь, как важно сде­лать это во­вре­мя. Вы, верно, и есть тот самый Си­до­ров? Она, точно, была кра­са­ви­цей. Все эти рас­суж­де­ния, есте­ствен­но, пока толь­ко наши пред­по­ло­же­ния.

Читайте также:  Аида 64 стресс тест материнской

Эти же слова ока­зы­ва­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­сто­я­тель­ства­ми) – Он верно (=пра­виль­но, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия) пе­ре­вел текст. На­вер­но не знаю (=на­вер­ня­ка, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия), но он дол­жен был сде­лать это назло мне. Уче­ник точно (=пра­виль­но) решил за­да­чу. Это есте­ствен­но (=есте­ствен­ным об­ра­зом) при­ве­ло нас к един­ствен­но пра­виль­но­му от­ве­ту.

• КСТА­ТИ яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он хо­ро­ший спортс­мен. Кста­ти, учит­ся он тоже хо­ро­шо.

Это же слово вы­сту­па­ет не как ввод­ное в зна­че­нии «за­од­но»:

Пойду про­гу­ля­юсь, кста­ти куплю хлеба.

• МЕЖДУ ПРО­ЧИМ ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным сло­вом, ука­зы­вая на связь мыс­лей:

Ее ро­ди­те­ли, по­дру­ги и, между про­чим, луч­ший друг про­тив по­езд­ки.

Это слово может упо­треб­лять­ся как нев­вод­ное в кон­тек­сте:

Он про­из­нес длин­ную речь, в ко­то­рой между про­чим от­ме­тил, что вско­ре ста­нет нашим на­чаль­ни­ком.

• ПРЕ­ЖДЕ ВСЕГО как ввод­ное слово ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Пре­жде всего (=во-пер­вых), нужно ли во­об­ще под­ни­мать столь ще­кот­ли­вую тему?

Это же слово может вы­сту­пать как об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни (=сна­ча­ла):

Пре­жде всего я хочу пе­ре­дать при­вет от твоих ро­ди­те­лей.

Нужно ска­зать, что в одной и той же фразе «пре­жде всего» может рас­смат­ри­вать­ся как ввод­ное, так и нет в за­ви­си­мо­сти от воли ав­то­ра.

• ДЕЙ­СТВИ­ТЕЛЬ­НО, НЕ­СО­МНЕН­НО, БЕЗ­УСЛОВ­НО, СОБ­СТВЕН­НО будут ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

С этого холма, дей­стви­тель­но (=точно, в самом деле, без вся­ко­го со­мне­ния), от­кры­вал­ся самый луч­ший вид. Не­со­мнен­но (=в самом деле, дей­стви­тель­но), ваш ре­бе­нок спо­со­бен к му­зы­ке. Он, без­услов­но, читал этот роман. – или на прием оформ­ле­ния мыс­лей – Вот, соб­ствен­но, и вся ис­то­рия.

Эти же слова не яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, если вы­сту­па­ют в дру­гих зна­че­ни­ях:

Я и дей­стви­тель­но таков, каким ты меня пред­став­ля­ла (=в дей­стви­тель­но­сти, на самом деле). Он был не­со­мнен­но та­лант­ли­вым ком­по­зи­то­ром (=без со­мне­ния, на самом деле). Она без­услов­но права, пред­ла­гая нам такой про­стой путь ре­ше­ния про­бле­мы (=очень даже, впол­не права). Я не имел ни­че­го соб­ствен­но про­тив школы, но в эту идти не хотел (=во­об­ще, имен­но). Слова «дей­стви­тель­но» и «без­услов­но» в за­ви­си­мо­сти от ин­то­на­ции, пред­ло­жен­ной го­во­ря­щим, может в одном и том же кон­тек­сте быть или ввод­ным, или нет.

• ТАКИМ ОБ­РА­ЗОМ, ДАЛЕЕ, ПОТОМ, НА­КО­НЕЦ, В КОНЦЕ КОН­ЦОВ в ка­че­стве ввод­ных слов ука­зы­ва­ют на по­сле­до­ва­тель­ность мыс­лей:

И, потом, она ока­за­лась зна­ме­ни­то­стью. Далее, мы ска­жем о своих вы­во­дах. Таким об­ра­зом (=итак), наши ре­зуль­та­ты ни­чуть не про­ти­во­ре­чат по­лу­чен­ным дру­ги­ми уче­ны­ми. Она умная, кра­си­вая и, на­ко­нец, она очень добра ко мне. Что же, в конце кон­цов, вы от меня хо­ти­те? Обыч­но пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ука­зан­ные выше слова, за­вер­ша­ют ряд пе­ре­чис­ле­ний, сами слова имеет зна­че­ние «и еще». В кон­тек­сте выше могут встре­тить­ся слова «во-пер­вых», «во-вто­рых», «с одной сто­ро­ны» и т.д. «Таким об­ра­зом» в зна­че­нии ввод­но­го слова ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко за­вер­ше­ни­ем пе­ре­чис­ле­ния, но и вы­во­дом.

Эти же слова не вы­де­ля­ют­ся как ввод­ные в зна­че­ни­ях: «таким об­ра­зом» = «таким спо­со­бом»:

Таким об­ра­зом он и смог пе­ре­дви­нуть тя­же­лый шкаф.

Далее слово предо­став­ля­ет­ся вто­ро­му оп­по­нен­ту.

Обыч­но в преды­ду­щем кон­тек­сте встре­ча­ют­ся об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни, на­при­мер «сна­ча­ла». «Потом» = «затем, после этого»:

А потом он стал из­вест­ным уче­ным.

«На­ко­нец» = «под конец, на­по­сле­док, после всего, в ре­зуль­та­те всего»:

На­ко­нец все дела были бла­го­по­луч­но за­вер­ше­ны. Обыч­но в этом зна­че­нии к слову «на­ко­нец» может быть до­бав­ле­на ча­сти­ца «-то», что не­воз­мож­но сде­лать, если «на­ко­нец» яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом. В тех же зна­че­ни­ях, что ука­за­ны выше для «на­ко­нец», не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «в конце кон­цов»:

В конце кон­цов (=в ре­зуль­та­те) со­гла­ше­ние было до­стиг­ну­то.

• ОД­НА­КО яв­ля­ет­ся ввод­ным, если стоит в се­ре­ди­не или в конце пред­ло­же­ния:

Дождь, од­на­ко, шел уже вто­рую не­де­лю, не­смот­ря на про­гно­зы си­ноп­ти­ков. Как я его ловко, од­на­ко!

«Од­на­ко» не ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным в на­ча­ле пред­ло­же­ния и в на­ча­ле части слож­но­го пред­ло­же­ния, когда оно вы­сту­па­ет в роли про­ти­ви­тель­но­го союза (=но): Од­на­ко люди не хо­те­ли ве­рить в его доб­рые на­ме­ре­ния. Мы не на­де­я­лись на встре­чу, од­на­ко нам по­вез­ло.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ино­гда слово «од­на­ко» может сто­ять и в на­ча­ле пред­ло­же­ния, но не вы­пол­нять функ­цию союза: Од­на­ко, это не­ве­ро­ят­но слож­но.

• ВО­ОБ­ЩЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «во­об­ще го­во­ря», когда оно ука­зы­ва­ет на спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей:

Его ра­бо­ты, во­об­ще, пред­став­ля­ет ин­те­рес толь­ко для уз­ко­го круга спе­ци­а­ли­стов. В дру­гих зна­че­ни­ях слово «во­об­ще» яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем в зна­че­нии «в целом, со­всем, во всех от­но­ше­ни­ях, при всех усло­ви­ях, все­гда»:

Ост­ров­ский для рус­ско­го те­ат­ра то же, что Пуш­кин для ли­те­ра­ту­ры во­об­ще . По но­во­му за­ко­ну ку­рить на ра­бо­чем месте во­об­ще за­пре­ще­но.

• ПО-МОЕМУ, ПО-ТВО­Е­МУ, ПО-НА­ШЕ­МУ, ПО-ВА­ШЕ­МУ яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, ука­зы­вая на ис­точ­ник со­об­ще­ния:

Ваш ре­бе­нок, по-моему, про­сту­дил­ся. Это, по-ва­ше­му, что-то до­ка­зы­ва­ет? Слово «по-сво­е­му» ввод­ным не яв­ля­ет­ся: Он по-сво­е­му прав.

• КО­НЕЧ­НО чаще всего яв­ля­ет­ся ввод­ным, ука­зы­ва­ет на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Мы, ко­неч­но, го­то­вы по­мочь тебе во всем.

Ино­гда это слово не обособ­ля­ет­ся, если ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ет­ся тоном уве­рен­но­сти, убеж­ден­но­сти. В этом слу­чае слово «ко­неч­но» счи­та­ет­ся уси­ли­тель­ной ча­сти­цей: Я ко­неч­но бы со­гла­сил­ся, если бы ты пре­ду­пре­дил меня за­ра­нее.

• ВО ВСЯ­КОМ СЛУ­ЧАЕ чаще яв­ля­ет­ся ввод­ным и упо­треб­ля­ет­ся для оцен­ки:

Я, во вся­ком слу­чае, не хотел бы вспо­ми­нать об этом. Эти слова, во вся­ком слу­чае, сви­де­тель­ству­ют о се­рьез­но­сти его от­но­ше­ния к жизни.

В зна­че­нии «все­гда, при любых об­сто­я­тель­ствах» это со­че­та­ние ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Я во вся­ком слу­чае дол­жен был встре­тить его се­год­ня и по­го­во­рить с ним.

• В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, вы­сту­пая в зна­че­нии «дей­стви­тель­но» — Петя в самом деле хо­ро­шо раз­би­ра­ет­ся в ком­пью­те­рах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это сло­во­со­че­та­ние ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным, если слу­жит для вы­ра­же­ния не­до­уме­ния, воз­му­ще­ния – Что это ты, в самом деле, стро­ишь из себя ум­ни­ка?

• В СВОЮ ОЧЕ­РЕДЬ может быть ввод­ным, когда ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей или на спо­соб оформ­ле­ния мысли:

Среди мно­же­ства со­вре­мен­ных пи­са­те­лей ин­те­рес вы­зы­ва­ет Вла­ди­мир Со­ро­кин, а среди его книг, в свою оче­редь, можно особо вы­де­лить «Роман». По­про­сив меня по­мочь ему в ра­бо­те, он, в свою оче­редь, тоже не стал без­дель­ни­чать. Это же сло­во­со­че­та­ние может быть нев­вод­ным в зна­че­ни­ях «в ответ», «со своей сто­ро­ны» (= когда на­сту­па­ет оче­редь) – Маша в свою оче­редь рас­ска­за­ла о том, как она про­ве­ла лето.

• ЗНА­ЧИТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если оно может быть за­ме­не­но сло­ва­ми «сле­до­ва­тель­но», «стало быть»:

Со­об­ще­ние слож­ное, зна­чит, его нужно пе­ре­дать се­год­ня. Дождь уже кон­чил­ся, зна­чит, мы можем идти гу­лять. Если она так упор­но бо­рет­ся с нами, зна­чит, она чув­ству­ет свою право­ту.

Это слово может ока­зать­ся ска­зу­е­мым, близ­ким по смыс­лу к «озна­ча­ет»:

Со­ба­ка зна­чит для него боль­ше , чем жена. Когда по-на­сто­я­ще­му дру­жишь с че­ло­ве­ком, это зна­чит , что ему во всем до­ве­ря­ешь. «Зна­чит» может ока­зать­ся между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, осо­бен­но когда они вы­ра­же­ны ин­фи­ни­ти­ва­ми. В этом слу­чае перед «зна­чит» ста­вит­ся тире:

Оби­жать­ся — зна­чит при­зна­вать себя сла­бым. Дру­жить — зна­чит до­ве­рять сво­е­му другу.

• НА­О­БО­РОТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он не хотел оби­жать её, а, на­о­бо­рот, пы­тал­ся по­про­сить у неё про­ще­ния. Вме­сто того, чтобы за­ни­мать­ся спор­том, она, на­о­бо­рот, целый день сидит дома.

Не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «и на­о­бо­рот», ко­то­рое может вы­сту­пать в ка­че­стве од­но­род­но­го члена пред­ло­же­ния, оно упо­треб­ля­ет­ся как слово, за­ме­ща­ю­щее целое пред­ло­же­ние или его часть:

Читайте также:  Как понизить гормон стресса кортизол у женщин

Вес­ною де­вуш­ки ме­ня­ют­ся: брю­нет­ки ста­но­вят­ся блон­дин­ка­ми и на­о­бо­рот (т.е. блон­дин­ки брю­нет­ка­ми). Чем боль­ше ты за­ни­ма­ешь­ся, тем более вы­со­кие оцен­ки по­лу­ча­ешь, и на­о­бо­рот (т.е. если за­ни­ма­ешь­ся мало, оцен­ки будут пло­хие; за­пя­тая перед «и» ока­зы­ва­ет­ся в конце части пред­ло­же­ния – по­лу­ча­ет­ся как бы слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, где «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет его вто­рую часть). Я знаю, что он вы­пол­нит мою прось­бу и на­о­бо­рот (т.е. я вы­пол­ню его, перед «и» нет за­пя­той, так как «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет од­но­род­ное при­да­точ­ное).

• ПО КРАЙ­НЕЙ МЕРЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если имеет зна­че­ние оцен­ки:

Миша, по край­ней мере, знает, как нужно себя вести, а не ко­вы­ря­ет­ся вил­кой в зубах.

Это сло­во­со­че­та­ние может упо­треб­лять­ся в зна­че­ни­ях «не мень­ше чем», «самое мень­шее», тогда оно не обособ­ля­ет­ся:

Она по край­ней мере будет знать, что её отец не зря про­жил жизнь. По край­ней мере пя­те­ро из клас­са долж­ны при­нять уча­стие в лыж­ных гон­ках.

• С ТОЧКИ ЗРЕ­НИЯ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «по мне­нию»:

С точки зре­ния моей ба­буш­ки, де­вуш­ка не долж­на но­сить брюки. Её ответ, с точки зре­ния эк­за­ме­на­то­ров, до­сто­ин самой вы­со­кой оцен­ки.

Тот же обо­рот может иметь зна­че­ние «в от­но­ше­нии» и тогда ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Ра­бо­та идет по плану с точки зре­ния сро­ков. Если оце­ни­вать по­ве­де­ние ге­ро­ев не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний с точки зре­ния со­вре­мен­ной мо­ра­ли, то его сле­ду­ет счи­тать без­нрав­ствен­ным.

• В ЧАСТ­НО­СТИ вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей в вы­ска­зы­ва­нии: Её ин­те­ре­су­ет, в част­но­сти, во­прос о вкла­де этого уче­но­го в раз­ви­тие тео­рии от­но­си­тель­но­сти. Фирма при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти и, в част­но­сти, по­мо­га­ет дет­ско­му дому № 187.

Если со­че­та­ние В ЧАСТ­НО­СТИ ока­за­лось в на­ча­ле или в конце при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, то оно от этой кон­струк­ции не от­де­ля­ет­ся (об этом более по­дроб­но будет идти речь в сле­ду­ю­щем раз­де­ле):

Я люблю книги о жи­вот­ных, в част­но­сти о со­ба­ках. Мои дру­зья, в част­но­сти Маша и Вадим, от­ды­ха­ли этим летом в Ис­па­нии. Ука­зан­ное со­че­та­ние не вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если оно со­еди­не­но со­ю­зом «и» со сло­вом «во­об­ще»:

Раз­го­вор зашел о по­ли­ти­ке во­об­ще и в част­но­сти о по­след­них ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ства.

• ГЛАВ­НЫМ ОБ­РА­ЗОМ яв­ля­ет­ся ввод­ным, когда слу­жит для оцен­ки ка­ко­го-ни­будь факта, его вы­де­ле­ния в вы­ска­зы­ва­нии: Учеб­ник сле­ду­ет пе­ре­пи­сать и, глав­ным об­ра­зом, до­ба­вить в него такие главы… Ком­на­та ис­поль­зо­ва­лась по тор­же­ствен­ным слу­ча­ям и, глав­ным об­ра­зом, для ор­га­ни­за­ции па­рад­ных обе­дов.

Это со­че­та­ние может вхо­дить в со­став при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, в этом слу­чае, если оно стоит в ее на­ча­ле или в конце, не от­де­ля­ет­ся от самой кон­струк­ции за­пя­той:

Мно­гие рус­ские люди, глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, не ве­ри­ли обе­ща­ни­ям пра­ви­тель­ства.

В зна­че­нии «в первую оче­редь», «боль­ше всего» это со­че­та­ние не яв­ля­ет­ся ввод­ным и не обособ­ля­ет­ся:

Он бо­ял­ся со­чи­не­ния глав­ным об­ра­зом из-за своей без­гра­мот­но­сти. Мне в нем нра­вит­ся глав­ным об­ра­зом его от­но­ше­ние к ро­ди­те­лям.

• НА­ПРИ­МЕР все­гда будет ввод­ным, но оформ­ля­ет­ся по-раз­но­му. Оно может быть вы­де­ле­но за­пя­ты­ми с двух сто­рон:

Павел Пет­ро­вич че­ло­век край­не вни­ма­тель­ный к сво­е­му внеш­не­му виду, на­при­мер, он тща­тель­но уха­жи­ва­ет за сво­и­ми ног­тя­ми. Если «на­при­мер» ока­зы­ва­ет­ся в на­ча­ле или в конце уже обособ­лен­но­го члена, то за­пя­той от этого обо­ро­та оно не обособ­ля­ет­ся:

Во мно­гих боль­ших го­ро­дах, на­при­мер в Москве, скла­ды­ва­ет­ся не­бла­го­при­ят­ная эко­ло­ги­че­ская об­ста­нов­ка. Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния рус­ских пи­са­те­лей, на­при­мер «Ев­ге­ний Оне­гин» или «Война и мир», по­слу­жи­ли ос­но­вой для со­зда­ния ху­до­же­ствен­ных филь­мом не толь­ко в Рос­сии, но и в дру­гих стра­нах. Кроме того, после «на­при­мер» может сто­ять двое­то­чие, если «на­при­мер» стоит после обоб­ща­ю­ще­го слова перед рядом од­но­род­ных чле­нов:

Не­ко­то­рые фрук­ты могут вы­звать ал­лер­гию, на­при­мер: апель­си­ны, ман­да­ри­ны, ана­нас, крас­ные ягоды.

17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.

Для вы­де­ле­ния ввод­ных слов и пред­ло­же­ний могут ис­поль­зо­вать­ся не толь­ко за­пя­тые, но и тире, а также со­че­та­ния тире и за­пя­той.

Эти слу­чаи не вхо­дят в курс сред­ней школы и в за­да­ни­ях ЕГЭ не ис­поль­зу­ют­ся. Но не­ко­то­рые обо­ро­ты, часто ис­поль­зу­е­мые, нужно за­пом­нить. При­во­дим при­ме­ры из Спра­воч­ни­ка по пунк­ту­а­ции Ро­зен­та­ля.

Так, если ввод­ное со­че­та­ние об­ра­зу­ет не­пол­ную кон­струк­цию (про­пу­ще­но какое-либо слово, вос­ста­нав­ли­ва­е­мое из кон­тек­ста), то оно вы­де­ля­ет­ся за­пя­той и тире: Ма­ка­рен­ко не­од­но­крат­но подчёрки­вал, что пе­да­го­ги­ка ос­но­ва­на, с одной сто­ро­ны, на без­гра­нич­ном до­ве­рии к че­ло­ве­ку, а с дру­гой — на вы­со­ких к нему тре­бо­ва­ни­ях; Чи­чи­ков велел оста­но­вить­ся по двум при­чи­нам: с одной сто­ро­ны, чтобы дать от­дох­нуть ло­ша­дям, с дру­гой — чтобы и са­мо­му от­дох­нуть и под­кре­пить­ся (за­пя­тая перед при­да­точ­ной ча­стью «по­гло­ща­ет­ся» тире); С одной сто­ро­ны, важно было при­нять сроч­ное ре­ше­ние, но тре­бо­ва­лась осто­рож­ность — с дру­гой.

17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.

Впер­вые вклю­че­но в за­да­ния ЕГЭ в 2016-2017 году. Уча­щим­ся пред­сто­ит ис­кать об­ра­ще­ния в сти­хо­твор­ных про­из­ве­де­ни­ях, что зна­чи­тель­но услож­ня­ет за­да­чу.

Об­ра­ще­ния — это слова, на­зы­ва­ю­щие того, к кому об­ра­ща­ют­ся с речью. Об­ра­ще­ние имеет форму име­ни­тель­но­го па­де­жа и про­из­но­сит­ся с осо­бой ин­то­на­ци­ей: Та­тья­на, милая Та­тья­на! С тобой те­перь я слезы лью. Об­ра­ще­ния обыч­но вы­ра­жа­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, а также при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми в зна­че­нии су­ще­стви­тель­ных. На­при­мер: Жиз­нью поль­зуй­ся, жи­ву­щий. В ху­до­же­ствен­ной речи об­ра­ще­ни­я­ми могут быть и су­ще­стви­тель­ные не­оду­шев­лен­ные. На­при­мер: Шуми, шуми, по­слуш­ное вет­ри­ло; Не шуми ты, рожь, спе­лым ко­ло­сом .

Лич­ные ме­сто­име­ния ты и вы, как пра­ви­ло, вы­сту­па­ют не в роли об­ра­ще­ния, а в роли под­ле­жа­ще­го: Про­сти­те, мир­ные до­ли­ны, и вы , зна­ко­мых гор вер­ши­ны, и вы , зна­ко­мые леса!

Об­ра­ще­ние вме­сте со всеми от­но­ся­щи­ми­ся к нему сло­ва­ми вы­де­ля­ет­ся (в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния) или от­де­ля­ет­ся (в на­ча­ле либо в конце пред­ло­же­ния) за­пя­ты­ми, если про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ции:

При­я­тель до­ро­гой, здо­ро­во!; Ва­си­лий Ва­си­льич, прошу вас оста­вить меня в покое; Поз­воль­те мне, чи­та­тель мой, за­нять­ся стар­шею сест­рой; Ты пом­нишь, Алёша, до­ро­ги Смо­лен­щи­ны; До сви­да­ния, бла­го­род­ней­ший гос­по­дин Глин­кин; И вы туда же, ста­рый бан­дит пера.

17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

1. Если об­ра­ще­ние, сто­я­щее в на­ча­ле пред­ло­же­ния, про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак (сле­ду­ю­щее за об­ра­ще­ни­ем слово пи­шет­ся с про­пис­ной буквы): Ста­рик! О преж­нем по­за­будь; Мо­ло­дой уро­же­нец Неа­по­ля! Что оста­вил в Рос­сии ты на поле?

2. Если об­ра­ще­ние стоит в конце пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся за­пя­тая, а после него — тот знак пре­пи­на­ния, ко­то­рый тре­бу­ет­ся со­дер­жа­ни­ем и ин­то­на­ци­ей пред­ло­же­ния: Думай же, ма­стер куль­ту­ры; При­вет вам, люди мир­но­го труда!; Ты здесь, ми­лень­кий?; Сви­нья ты, бра­тец

3.По­вто­ря­ю­щи­е­ся об­ра­ще­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком: Степь ши­ро­кая, степь без­люд­ная, от­че­го ты так смот­ришь пас­мур­но?; Здрав­ствуй, ветер, гроз­ный ветер, по­пут­ный ветер все­мир­ной ис­то­рии!; Вась­ка! Вась­ка! Вась­ка! Здо­ро­во!

4.Од­но­род­ные об­ра­ще­ния, со­еди­нен­ные со­ю­зом и или да, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся: Пойте, люди, го­ро­да и реки! Пойте, горы, степи и поля!; Здрав­ствуй, солн­це да утро весёлое!

5. При на­ли­чии не­сколь­ких об­ра­ще­ний к од­но­му лицу, на­хо­дя­щих­ся в раз­ных ме­стах пред­ло­же­ния, каж­дое из них вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми: Иван Ильич, рас­по­ря­дись, бра­тец, насчёт за­кус­ки; …Я по­то­му, Фома, не лучше ли, брат, рас­стать­ся?

6. Если рас­про­стра­нен­ное об­ра­ще­ние «разо­рва­но» дру­ги­ми сло­ва­ми — чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть об­ра­ще­ния вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми по об­ще­му пра­ви­лу: Креп­че, кон­ское, бей, ко­пы­то, от­че­ка­ни­вая шаг! ; За кровь и слёзы жаж­дав­ший рас­пла­ты, тебя мы видим, сорок пер­вый год.

Источник

Оцените статью