Прощай радость жизнь моя знать уедешь без меня знать

Ф. Шаляпин, Прощай, радость, жизнь моя

Жизнь обыденна, в ней редки эмоциональные всплески, но иногда …
Я давно не слушал Шаляпина. Чтобы, при желании, вернуться к нему, нужно приложить усилие, пробираясь сквозь вязкое болото повседневности. В нашей молодости он постоянно был на слуху: звучал в записях на пластинках, по радио, мы много знали о творчестве великого певца, одного из ярчайших представителей русской культуры. Всё осталось далеко позади: очевидно обращение к прошлому сегодня не приносит доходов.
Но, какое-то время назад, не помню где, услышал его, а потом, под впечатлением услышанного, нашёл в своих старых музыкальных записях целый пласт под названием «Шаляпин». У нас теперь нет времени и уже пропало стремление прослушать всё в полном объёме, вот и в этот раз, я выбрал лишь одно произведение, под впечатлением которого нахожусь до сих пор

«Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня,
Знать должон с тобой расстаться,
Тебя мне больше не видать…»

Мелодия этой народной песни, быть может, подверглась обработке, как и у некоторых других, исполняемых Шаляпиным. Не знаю, я не музыковед, но вот в тексте сохранилось нечто исконно-народное: старинные слова («должон»), обороты речи («решила мой спокой»), забытые интонации. Уже первые звучащие слова «Прощай, радость, жизнь моя. » завораживают неподдельной искренностью и глубиной чувства! Особенно поражает, что они исходят, очевидно, от простого человека, может быть, крестьянина. Незатейливость сюжета, неприхотливость стихотворного строя невольно подкупают

Сам не знаю, почему
Ты, девчоночка, меня,
Ты одна меня тревожишь,
Одна решила мой спокой.

Помню, помню майский день,
Как купаться вместе шли.
Как ложились на песочек,
На желтой, на мелкой песок.
И трижды повторённый припев (в вариациях):
Темна ноченька,
Да не спится мне!

Казалось бы, незначительные детали (май, купанье, песочек), но они придают ощущение реальности происходящего, а в сочетании с замечательной мелодией и непревзойдённым по мастерству исполнением Шаляпиным, создают ощущение приобщения к высокому искусству. Невольно возникает желание сравнить эту песню-стон с чем-то равным по силе воздействия в мировой музыкальной культуре. И первое, что вспомнилось мне (не обременённому глубокими музыкальными познаниями) — ария Филиппа II из оперы «Дон Корлос» Дж. Верди. Я не могу объяснить причину возникновения ассоциации (может быть, их роднят трагизм, музыкальный строй?), да и не нужно. Важно, что народная песня стала для меня событием, производимым впечатлением сопоставимым или даже превосходящим классический образец. И всё подлинное, не подделка под народное — не лубок, не «берендеевщина». И сам персонаж — русский простолюдин, в моих глазах, нисколько не уступает по глубине и силе переживания утончённому оперному испанскому королю Филиппу:
Пронзительней не слышал слов,
И пусть неприхотлив сценарий —
Он и трагичен, и суров,
Нет оперных сравнимых арий,
Я слушать без конца готов!

Источник

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

тексты песен

Песня о корабле
муз. Э. Артемьев
сл. Н. Кончаловская

Лодку большую прадед наш
Решил построить для внуков.
Строил всю жизнь!
Но не достроил её тот прадед наш —
Оставил нашему деду.
Ждали мы этой лодки, не дождались.

Лодку большую наш отец
Решил построить для внуков.
Строил всю жизнь!
Мечтали, друг мой, тогда на лодке той
Пройти с тобой вокруг света,
Но мечты разлетелись,
Наши мечты, наши мечты.
И стали мы строить целый корабль!

Сын мой, настанет час такой,
Что ты проснёшься с рассветом на корабле
И встанешь твёрдо на палубе,
Лицом к океану жизни,
И в тебе воплотятся наши мечты:
Из дедовской лодки вырос корабль!

Читайте также:  Что чувствуют мужчины когда лишают девушек девственности

Вот он, гордость наша,
Плывёт он, свободный,
И для него не страшны бури!
Сын мой, будь достойным
Принять наше знамя
Доброю волей и верной рукой,
А в дорогу возьми с собой
Веру мою в счастье твоё,
В грядущий мир —
Он придёт,
Придёт для всех людей!

Прощай, радость
Русская народная песня

Прощай, радость, жизнь моя!
Знать, уедешь без меня.
Знать, должна с тобой расстаться,
Тебя мне больше не видать.
Темна ноченька!
Эх, да не спится!

Сам не знаю, почему
Ты, девчоночка, меня,
Ты одна меня тревожишь,
Одна решила мой спокой.
Темна ноченька!
Эх, да не спится!

Вспомни, вспомни майский день,
Мы купаться с милой шли
И садились на песочек,
На желтый, на мелкой песок.
Темна ноченька!
Эх, да не спится!

Источник

Песня Шаляпина: ПРОЩАЙ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ МОЯ.

Я её слышал с немного не таким текстом, но это ничего не меняет. Песня прекраснейшая, хотя тот, кто её никогда не слыхал и не знает музыки, не сможет по-настоящему оценить эту песню, читая лишь один её текст.
Одно из ценнейших свойств этого текста – он без рифмы! Да там и стихотворного размера-то практически нет. Это просто монолог, который когда-то вырвался у кого-то из души, кем-то записался, и вот он чудом дошёл до нас.
Последний куплет – эротический, но безо всякой похабщины. Я его перескажу своими словами и несколько дополню:

Помнишь, как мы с тобою шли вместе купаться в тёплый майский день? А после купания мы с тобой легли на жёлтый речной песок…
Всё. Ничего больше. На этом песня обрывается.

Между тем, они купались в воде – в реке или в озере, – а купальников в те времена не было.
И, стало быть, купались, в чём мать родила.
И, стало быть, место было глухое, где не было людей – текст сочинён человеком чистым и он – о чистых отношениях.
Но купались не ночью, а в яркий день – стало быть, водоём был надёжно скрыт от посторонних взоров. Скорее всего, это было лесное озеро.
А день был майский… Стало быть, водичка была холодною.
Они вышли потом из ледяной воды, а местность была безлюдная и лесистая, а они замёрзли и, дрожа от холода, легли на тёплый песок. И всё. И на этом песня обрывается.
И это мужчина поёт женщине, которая уезжает от него навсегда.
Он её спрашивает: ты помнишь всё это?
Мы не знаем, что она отвечает, но, я так думаю, она всё прекрасно помнила. Просто взяла, наплевала ему в душу и уехала…
А Шаляпин об этом спел.

А теперь – настоящий тест песни

Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня.
Знать, один должОн остаться,
Тебя мне больше не видать.
Тёмна ночь, ноченька,
Ой! Да не спится.

Я не знаю, почему,
Ты девчоночка моя,
Ты одна меня тревожишь,
Одна лишила мой покой.
Ой, ноченька! Ой, да не спится…

Вспомни жаркий майский день,
Как купаться вместе шли,
Как ложились на песочек,
На жёлтый на речной песок…
Ой, ночь, ноченька! Ой, да не спится…

Источник

Шаляпин Фёдор Иванович — Прощай, радость — жизнь моя(любимая песня Есенина)

Текст песни Шаляпин Фёдор Иванович — Прощай, радость — жизнь моя(любимая песня Есенина)

Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю , едешь без меня.
Знать один должен остаться,
Тебя мне больше не видать.

Темна ноченька! Эх, да не спится!

Сам я знаю, почему
Ты, девченочка, меня.
Ты одна меня тревожишь.

Одна решила мой спокой.

Темна ноченька! Эх, да не спится!

Вспомни, вспомни майский день!
Мы купатьсявместе шли.
Мы лажились на песочек.
На желтый, на мелкой песок.

Темна ноченька! ой, да не спится мне!

Другие песни исполнителя

Песня Исполнитель Время
01 Из-за острова на стрежень Шаляпин Фёдор Иванович
02 Клубится волной Шаляпин Фёдор Иванович
03 Шаляпин Фёдор Иванович Шаляпин Фёдор Иванович
04 Чёрный ворон Шаляпин Фёдор Иванович
05 Эй, ухнем Шаляпин Фёдор Иванович
06 Эй, ухнем! Шаляпин Фёдор Иванович

Слова и текст песни Шаляпин Фёдор Иванович Прощай, радость — жизнь моя(любимая песня Есенина) предоставлены сайтом Megalyrics.ru. Текст Шаляпин Фёдор Иванович Прощай, радость — жизнь моя(любимая песня Есенина) найден в открытых источниках или добавлен нашими пользователями.

Использование и размещение перевода возможно исключиетльно при указании ссылки на megalyrics.ru

Слушать онлайн Шаляпин Фёдор Иванович Прощай, радость — жизнь моя(любимая песня Есенина) на Megalyrics — легко и просто. Просто нажмите кнопку play вверху страницы. Чтобы добавить в плейлист, нажмите на плюс около кнопки плей. В правой части страницы расположен клип, а также код для вставки в блог.

Источник

Перекрестился гирей — и на сцену. 80-летний артист музкомедии Барнаула — о том , как песнями и спортом продлить жизнь

В этом году заслуженный артист РСФСР Юрий Кашин отметил 80-летний юбилей. В барнаульском музыкальном театре он прослужил 40 лет и исполнил более 250 ролей. Altapress.ru он рассказал , сколько может отжаться от пола и как соседям пришлось примириться с его ариями Мефистофеля.

Обливайтесь по утрам

Когда договаривалась об интервью с Юрием Андреевичем по телефону , в начале разговора подумала , что ошиблась номером. Слишком молодой голос — никаких старческих ноток , покашливаний , характерного «скрипа».

Звонкий , четкий , уверенный — в жизни артист оказался похожим на свой голос , предстал подтянутым и стройным.

— Сегодня утром я еще не обливался холодной водой. Но ничего , сделаю это вечером, — говорит человек , который только что отметил 80-летний юбилей. «8:0 в мою пользу», — пошутил о своем возрасте артист.

Мы пересеклись с ним в ДК Барнаула. Коллеги встречают с цветами , поздравляют , желают долгих лет жизни. Жизнь у Юрия Кашина получилась не просто долгой , но и яркой , насыщенной , богатой на самые разнообразные роли.

Сопромат не зашел

В числе артистов он , как и многие люди того времени , оказался случайно.

Родился Юрий Кашин в семье военного в 1941 году. Тогда они жили за полярным кругом , в городе Кандалакша , что в Мурманской области. Детские воспоминания о долгой полярной ночи сохранились у него до сих пор.

— Жили в бараке. В городе бушевали сильные ветра , зимой ходили в школу по карабину — прицепимся и идем сквозь метель. Брали с собой строганину или сало , закапывали в снегу у крыльца. На перемене выкапывали и ели. Вкусное было «мороженое», — вспоминает Кашин.

Еще одно из ярких воспоминаний — охотничья поездка с дедом на лайках за тюленем.

— Он бил их багром. А я пинал его , просил не убивать. Плакал всю обратную дорогу. С тех пор не могу видеть , как кто-то мучает или убивает животных, — поделился он.

Музыкой занимался с детства , окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Потом его семья переехала в Пермь , где он окончил машиностроительный техникум.

— Сопромат , усталость металла , температура плавления… Написал диплом и сразу все забыл. Не работал по профессии ни дня , не мое это было, — пожимает плечами Кашин.

После техникума отправился в армию , где судьба его и свела с театром. На службе он участвовал в армейской самодеятельности , пел в военном хоре.

На третьем году службы поступил в музыкальное училище в Свердловске. Продержался ровно год.

— Как сейчас помню — попал к преподавательнице Рахили Герцман. Расстроился , что учить петь меня будет женщина. Я думал , что преподаватель будет мужчина. Он покажет , как надо распеваться , а потом: «Ну-ка , Юра , повтори!». Промучился год. Взял «академ» — и больше не вернулся, — вспоминает артист.

Отсутствие образования не помешало ему после армии поступить в хор академического театра оперетты в Свердловске.

— Всем артистам хора давали небольшие роли. И мне тоже начали давать — одну , потом вторую , третью… Говорили , что вклиниваюсь сразу в образ. Вся моя актерская школа была за кулисами. Все спектакли я смотрел оттуда , сидя на маленькой табуреточке. Внимал , перенимал опыт, — говорит Юрий Андреевич.

Голос пришлось также «настраивать» самому. Дома актер держал множество пластинок с записями певцов-баритонов. Постоянно слушал их , пытался подражать. Так нашел свой стиль.

— Пою и сейчас. На флешке у меня 350 самых разных песен — романсы , классика , попса. Исполняю композиции Меладзе , Лещенко , Лепса — мне все нравится.

Прослужив некоторое время в Свердловске , он попал в закрытый городок Верх-Нейвинский. Там ему впервые стали давать большие роли — так , в 30 лет он сыграл старика Нечипора в «Свадьбе в Малиновке».

А через пять лет Кашин оказался в Барнауле.

— В 1970 году я даже не знал , что такой город есть. Приехал сюда , думал , что надолго здесь не задержусь. А мне раз — и сразу 15 больших ролей дали! В спектаклях «Веселая вдова», «Летучая мышь», «Остров сокровищ», «Кварталы Парижа»…Так вот и прошмыгнули незаметно 40 лет, — с ностальгией говорит актер.

Труффальдино и гантели

Петь можно легко. А вот петь и танцевать в течение двухчасового спектакля — значительно тяжелее.

Юрию Кашину «удержаться на высокой ноте» всю жизнь помогал спорт.

— Как себя помню , родился лысым , в очках и с гантелей в руке, — шутит артист.

Из всех спортивных снарядов предпочел штангу — дотянул с ней до кандидата в мастера спорта. Дома лежат гири по 16 кг — в молодости мог легко ими перекреститься , говорит он.

Гантели по 8 , 15 и 24 кг тоже дома не пылятся до сих пор — артист регулярно тренируется. «Только раньше легко мог отжаться 100 раз , а сейчас только 20», — сокрушается 80-летний мужчина.

— В спектакле «Труффальдино из Бергамо» было восемь певческих номеров. И примерно столько же танцевальных. Поэтому утро перед показом я проводил в зале — чтобы прийти в театр размятым. И еще обязательно бегал трусцой. Зимой — в футболке , для закалки, — вспоминает актер.

Как говорит Кашин , он оббежал больше 300 городов России и разных стран — так он готовился к спектаклю везде , где были гастроли. Однажды во Львове нечаянно поставил рекорд в 16 км — правда , только потому , что заблудился.

Голос тоже тренирует постоянно. Поет громко , но никогда не репетирует в выходные дни , чтобы не мешать соседям.

Его ариями поначалу были недовольны и сотрудники детской библиотеки , что находятся прямо под его квартирой. Но и с ними Кашин нашел общий язык.

— Дал им парочку бесплатных концертов — они и успокоились. А сейчас , когда пересекаемся на улице , они мне говорят: «Юрий Андреевич , слышали вас , как вы поете». Приглашают на праздники давать концерты, — рассказал он.

Но бывают и «черные» дни , когда артисту не хочется ни петь , ни брать гантели в руки. «Расслабиться» не дает жена.

— Заставляет меня петь. «Пой, — говорит, — и все тут!». И правильно делает. А то без дела , без песен и концертов , особенно сейчас , в пандемию , быстро скисаешь, — откровенно делится актер.

«Прощай , радость»

Сегодня Юрий Кашин не ходит в музыкальный театр — «больно смотреть». Расставание с театром получилось болезненным , во время постановки спектакля «Сильва».

Юрий Андреевич рассчитывал на роль князя Леопольда фон Веллергейма , но на нее поставили другого артиста. Отказ задел актера за живое — в порыве чувств он тут же написал заявление об уходе.

— Прихожу домой , реву. Жена , узнав , что случилось , успокоила меня , поддержала. Внутренне я надеялся , что меня позовут обратно , ведь я был полон сил , мог еще играть и играть. В общем , как подметил мой коллега: «Театр — это поле боя , где раненых не подбирают», — говорит артист.

Но , несмотря на драматический разрыв , Кашин с теплом вспоминает коллектив и режиссера Константина Яковлева , который начинал карьеру актером. Вместе с ним он играл в спектакле «Ханума».

— Костя учился у Виктюка. Яковлев оказался очень тонким , мудрым режиссером. Обожаю его , до сих пор периодически созваниваемся. С юбилеем он меня тоже поздравлял, — говорит он.

С выходом на пенсию Юрий Кашин стал частым гостем ДК Барнаула и других площадок. Выступает бесплатно , недавно получил прибавку к пенсии в размере шести тысяч рублей — не за 250 сыгранных ролей , а за возраст.

Сегодня из-за пандемии приглашений нет. Но артист продолжает репетировать дома — а вдруг завтра все станет по-другому? И тогда Юрий Андреевич обязательно исполнит любимый романс «Прощай , радость», который пели Дмитрий Хворостовский и Лев Лещенко.

«Прощай , радость , жизнь моя.
Знать , уедешь без меня.
Знать , один должон остаться.
Тебя мне больше не видать,
Ой , темна ночь , ой ноченька,
Эх , да не спится».

Источник

Читайте также:  Как перестать бояться эмоциональной близости
Оцените статью