Ф. Шаляпин, Прощай, радость, жизнь моя
Жизнь обыденна, в ней редки эмоциональные всплески, но иногда …
Я давно не слушал Шаляпина. Чтобы, при желании, вернуться к нему, нужно приложить усилие, пробираясь сквозь вязкое болото повседневности. В нашей молодости он постоянно был на слуху: звучал в записях на пластинках, по радио, мы много знали о творчестве великого певца, одного из ярчайших представителей русской культуры. Всё осталось далеко позади: очевидно обращение к прошлому сегодня не приносит доходов.
Но, какое-то время назад, не помню где, услышал его, а потом, под впечатлением услышанного, нашёл в своих старых музыкальных записях целый пласт под названием «Шаляпин». У нас теперь нет времени и уже пропало стремление прослушать всё в полном объёме, вот и в этот раз, я выбрал лишь одно произведение, под впечатлением которого нахожусь до сих пор
«Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня,
Знать должон с тобой расстаться,
Тебя мне больше не видать…»
Мелодия этой народной песни, быть может, подверглась обработке, как и у некоторых других, исполняемых Шаляпиным. Не знаю, я не музыковед, но вот в тексте сохранилось нечто исконно-народное: старинные слова («должон»), обороты речи («решила мой спокой»), забытые интонации. Уже первые звучащие слова «Прощай, радость, жизнь моя. » завораживают неподдельной искренностью и глубиной чувства! Особенно поражает, что они исходят, очевидно, от простого человека, может быть, крестьянина. Незатейливость сюжета, неприхотливость стихотворного строя невольно подкупают
Сам не знаю, почему
Ты, девчоночка, меня,
Ты одна меня тревожишь,
Одна решила мой спокой.
Помню, помню майский день,
Как купаться вместе шли.
Как ложились на песочек,
На желтой, на мелкой песок.
И трижды повторённый припев (в вариациях):
Темна ноченька,
Да не спится мне!
Казалось бы, незначительные детали (май, купанье, песочек), но они придают ощущение реальности происходящего, а в сочетании с замечательной мелодией и непревзойдённым по мастерству исполнением Шаляпиным, создают ощущение приобщения к высокому искусству. Невольно возникает желание сравнить эту песню-стон с чем-то равным по силе воздействия в мировой музыкальной культуре. И первое, что вспомнилось мне (не обременённому глубокими музыкальными познаниями) — ария Филиппа II из оперы «Дон Корлос» Дж. Верди. Я не могу объяснить причину возникновения ассоциации (может быть, их роднят трагизм, музыкальный строй?), да и не нужно. Важно, что народная песня стала для меня событием, производимым впечатлением сопоставимым или даже превосходящим классический образец. И всё подлинное, не подделка под народное — не лубок, не «берендеевщина». И сам персонаж — русский простолюдин, в моих глазах, нисколько не уступает по глубине и силе переживания утончённому оперному испанскому королю Филиппу:
Пронзительней не слышал слов,
И пусть неприхотлив сценарий —
Он и трагичен, и суров,
Нет оперных сравнимых арий,
Я слушать без конца готов!
Источник
Песня Шаляпина: ПРОЩАЙ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ МОЯ.
Я её слышал с немного не таким текстом, но это ничего не меняет. Песня прекраснейшая, хотя тот, кто её никогда не слыхал и не знает музыки, не сможет по-настоящему оценить эту песню, читая лишь один её текст.
Одно из ценнейших свойств этого текста – он без рифмы! Да там и стихотворного размера-то практически нет. Это просто монолог, который когда-то вырвался у кого-то из души, кем-то записался, и вот он чудом дошёл до нас.
Последний куплет – эротический, но безо всякой похабщины. Я его перескажу своими словами и несколько дополню:
Помнишь, как мы с тобою шли вместе купаться в тёплый майский день? А после купания мы с тобой легли на жёлтый речной песок…
Всё. Ничего больше. На этом песня обрывается.
Между тем, они купались в воде – в реке или в озере, – а купальников в те времена не было.
И, стало быть, купались, в чём мать родила.
И, стало быть, место было глухое, где не было людей – текст сочинён человеком чистым и он – о чистых отношениях.
Но купались не ночью, а в яркий день – стало быть, водоём был надёжно скрыт от посторонних взоров. Скорее всего, это было лесное озеро.
А день был майский… Стало быть, водичка была холодною.
Они вышли потом из ледяной воды, а местность была безлюдная и лесистая, а они замёрзли и, дрожа от холода, легли на тёплый песок. И всё. И на этом песня обрывается.
И это мужчина поёт женщине, которая уезжает от него навсегда.
Он её спрашивает: ты помнишь всё это?
Мы не знаем, что она отвечает, но, я так думаю, она всё прекрасно помнила. Просто взяла, наплевала ему в душу и уехала…
А Шаляпин об этом спел.
А теперь – настоящий тест песни
Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня.
Знать, один должОн остаться,
Тебя мне больше не видать.
Тёмна ночь, ноченька,
Ой! Да не спится.
Я не знаю, почему,
Ты девчоночка моя,
Ты одна меня тревожишь,
Одна лишила мой покой.
Ой, ноченька! Ой, да не спится…
Вспомни жаркий майский день,
Как купаться вместе шли,
Как ложились на песочек,
На жёлтый на речной песок…
Ой, ночь, ноченька! Ой, да не спится…
Источник
Песня Шаляпина: ПРОЩАЙ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ МОЯ.
Я её слышал с немного не таким текстом, но это ничего не меняет. Песня прекраснейшая, хотя тот, кто её никогда не слыхал и не знает музыки, не сможет по-настоящему оценить эту песню, читая лишь один её текст.
Одно из ценнейших свойств этого текста – он без рифмы! Да там и стихотворного размера-то практически нет. Это просто монолог, который когда-то вырвался у кого-то из души, кем-то записался, и вот он чудом дошёл до нас.
Последний куплет – эротический, но безо всякой похабщины. Я его перескажу своими словами и несколько дополню:
Помнишь, как мы с тобою шли вместе купаться в тёплый майский день? А после купания мы с тобой легли на жёлтый речной песок…
Всё. Ничего больше. На этом песня обрывается.
Между тем, они купались в воде – в реке или в озере, – а купальников в те времена не было.
И, стало быть, купались, в чём мать родила.
И, стало быть, место было глухое, где не было людей – текст сочинён человеком чистым и он – о чистых отношениях.
Но купались не ночью, а в яркий день – стало быть, водоём был надёжно скрыт от посторонних взоров. Скорее всего, это было лесное озеро.
А день был майский… Стало быть, водичка была холодною.
Они вышли потом из ледяной воды, а местность была безлюдная и лесистая, а они замёрзли и, дрожа от холода, легли на тёплый песок. И всё. И на этом песня обрывается.
И это мужчина поёт женщине, которая уезжает от него навсегда.
Он её спрашивает: ты помнишь всё это?
Мы не знаем, что она отвечает, но, я так думаю, она всё прекрасно помнила. Просто взяла, наплевала ему в душу и уехала…
А Шаляпин об этом спел.
А теперь – настоящий тест песни
Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня.
Знать, один должОн остаться,
Тебя мне больше не видать.
Тёмна ночь, ноченька,
Ой! Да не спится.
Я не знаю, почему,
Ты девчоночка моя,
Ты одна меня тревожишь,
Одна лишила мой покой.
Ой, ноченька! Ой, да не спится…
Вспомни жаркий майский день,
Как купаться вместе шли,
Как ложились на песочек,
На жёлтый на речной песок…
Ой, ночь, ноченька! Ой, да не спится…
Источник
Прощай, мое Чудо! Прощай, моя радость
* * *
Прощай, мое Чудо! Прощай, моя радость
Наверное это кому-нибудь надо
Чтоб все мои боли сливалися в строки
Чтоб я оставался всю жизнь одиноким
Прощай, моя совесть! Мы мало успели
Все больше молчали, все больше хотели
Но кончилось счастье внезапной грозою
И кончилась жизнь раскаленной слезою
Нелепая смерть! До сих пор я не верю
Нет сил, чтобы вынести эту потерю
Нет слез, чтоб горящее сердце залили
Нет рук, чтоб пылающий лоб остудили
И душит бессилье, мозг рвется на части
От мук равнодушной насильственной власти
Проклятая смерть отнимает любимых
Нежнейших, страдающих, добрых, ранимых
И хочется крикнуть: «Постой! Еще рано!»
Но горло сплошная горящая рана
И шепот предсмертный твой хрип обгоняя
Спешит как спасенье: «Родная! Родная!»
Еще не допета последняя песня
Еще так недолго мы побыли вместе
Так мало сердца наши рядом стучали
И губы друг друга еще не встречали
Отдайте любимую! Миг подарите!
Возьмите весь космос, все звезды возьмите
Возьмите меня! Ну на что вам девчонка
Зачем слышать вам голосок ее тонкий
Зачем вам душистые волосы эти
Нежнее которых нет больше на свете
Зачем вам улыбки и руки и взгляды
Ведь смерти все это не надо, не надо
Морозная тьма. И на месте все звезды
И мне еще рано, а ей уже поздно
Конечно никто нас с ней не обменяет
И снег, как закон от любви не растает
Прощай, моя добрая умная сказка
Осталась лишь память, а в ней твоя ласка
Прощай, моя вера, любовь и надежда
Я буду стараться жить лучше, чем прежде
Прощай, мой цветочек родной и печальный
Я верю – ты слышишь мой шепот прощальный
И верую – ты остаешься со мною
А звезды? Пусть светят они нам с тобою!
Источник
Прощай
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звёздная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рёв огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник