- Как снова начать чувствовать эмоции?
- Признаки отсутствия эмоций
- Как вернуть себе эмоции
- Путь к выходу из эмоциональной ямы
- Этап первый. Обращаемся к специалисту
- Этап второй. Налаживаем распорядок дня и режимa
- Этап третий. Знакомство с собой
- Что в итоге?
- Пропали эмоции у подростка
- Депрессия у подростков
- Причины подростковой депрессии
Как снова начать чувствовать эмоции?
Помните, как было в детстве? Эмоции и чувства были включены на полную катушку, радость казалась зашкаливающей, горе — безутешным. Столько всего важного существовало в жизни: погода, велосипед, лучший друг, ящерицы в траве, яблоки на дереве. Большинство людей именно в детстве проживали жизнь наиболее полно, чувствовали эмоции, радовались каждому дню.
А теперь взглянем на нынешний момент. Апатия, усталость, недосып — к сожалению, это постоянные спутники современного человека. Так что ответ на вопрос, почему человек перестаёт испытывать эмоции, — стресс. Он может быть как хроническим, то есть накопившимся, так и событийным, разовым, когда случается какое-то масштабное потрясение в жизни человека (смерть близкого, потеря работы, болезнь и т.д.). А вот что делать, если не чувствуешь никаких эмоций, сейчас постараемся разобраться.
Признаки отсутствия эмоций
Чтобы понять, как снова начать чувствовать эмоции, нужно, прежде всего, осознать, что вы их не испытываете. Звучит, конечно, забавно, но на деле множество людей настолько привыкают жить в сером мире без каких-либо чувств, что и не помнят, каково это — радоваться, грустить, гневаться, удивляться и бояться. Пропадают не только позитивные эмоции, но и негативные, которые, однако, тоже важны для полноценного функционирования нашей нервной системы.
Итак, вы перестали чувствовать эмоции, если:
- жизнь не приносит вам радости, каждый день для вас скучен;
- вы выполняете все действия автоматически;
- вы не понимаете, чего хотите, не знаете, что могло бы принести вам удовольствие;
- вы глушите недовольство жизнью вредными привычками (перееданием, алкоголем, сигаретами и т.д.);
- вам тяжело избавиться от навязчивых мыслей и состояний.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что у вас отключено восприятие собственных чувств. Вы находитесь в низкоэнергетическом состоянии, возможно, у вас даже депрессия. К счастью, это не приговор. Не чувствовать эмоций и чувств после стресса и во время хронического затянувшегося стресса — это нормально. Но выбираться из такого состояния нужно как можно скорее.
Как вернуть себе эмоции
Итак, что делать, если вы перестали чувствовать эмоции? Сперва нужно понять, какой именно способ отключения эмоций избрала ваша психика. Дело в том, что человеческая психика — структура сложная и мудрая, поэтому при переизбытке негативных чувств может разными способами отключать неприятные (а вместе с ними и приятные) ощущения, чтобы не произошло перегрузки, и вы могли бы хоть как-то функционировать и выживать, пусть и безрадостно.
Есть два самых распространенных варианта, при которых вы прекращаете чувствовать эмоции:
1. Эмоциональное выгорание. Это словосочетание уже многим знакомо и означает, что на протяжение долгого времени ваша нервная система подвергалась перегрузкам. Да-да, это последствия того самого хронического стресса, который медленно, но верно ведет к вялотекущей депрессии. «Не чувствую эмоций», — говорит человек, который слишком устал жить и делать дела. В этом состоянии обычно всё приходится делать через «не могу», поскольку разумом вы ещё понимаете, зачем вам ходить на работу, заниматься спортом, встречаться с друзьями и прокачиваться в каком-либо деле, а вот сил становится всё меньше и меньше.
2. Состояние аффекта после сильного стресса. Иногда жизнь бывает жестока, никто из нас не готов к потере близкого, банкротству, утрате чего-то важного. Когда происходит что-то подобное, психика экстренно обрубает возможность чувствовать эмоции и переходит в энергосберегающий режим. В таких случаях, если личность не слишком закалена трудностями, человек может не видеть смысла своего существования. И если при эмоциональном выгорании можно плыть по жизни без желания, но всё-таки выполнять необходимый минимум действий для выживания, то здесь уже можно говорить о тяжелой клинической депрессии. Человек начинает целыми днями лежать в кровати, или играть в компьютерные игры, или даже проводить все дни за бутылкой, ничуть не заботясь ни о своём пропитании, ни о здоровье, ни о своих близких.
Путь к выходу из эмоциональной ямы
Этап первый. Обращаемся к специалисту
Если вы уже в плохом низкоэнергетическом состоянии, значит, вам необходима помощь профессионала, а может медикаментозные «костыли» для вашей психики. Так что лучше всего записаться на сеанс к психологу или даже психотерапевту, который даст необходимые рекомендации. Да что уж там, даже просто выговориться, а, если повезёт, и наконец-то расплакаться на приёме — уже огромное облегчение.
Этап второй. Налаживаем распорядок дня и режимa
Многие люди пренебрегают правильным питанием, не отдыхают столько, сколько нужно, заставляя свой организм работать на износ. Но ведь люди — не роботы, и наши тела требуют определенной заботы: питательных веществ, качественного сна, закаливания.
Чтобы начать чувствовать эмоции, питайтесь правильно: постарайтесь, чтобы ваше меню стало сбалансированным и разнообразным. На вашем столе должны быть мясные и рыбные блюда, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, орехи и сухофрукты. И поменьше быстрых углеводов — они дают лишь временный подъем энергии, а когда та резко спадает, вам становится еще хуже.
Займитесь спортом. Да, несмотря на отсутствие сил. Если получится перебороть себя в этом вопросе, вы и волю прокачаете, и позитивные изменения во внешности получите, и здоровье подтянете. Куда не глянь — сплошная польза. Но главное, спустя какое-то время вы действительно втянетесь и начнёте получать от занятий настоящий кайф.
Высыпайтесь. Давайте вашему организму достаточное количество сна, не проводите полночи в интернете в тщетных попытках сбежать от реальности. Решите, во сколько вы будете ложиться спать и вставать, и придерживайтесь этого режима. Уже через пару недель вы заметите, насколько лучше себя чувствуете.
Этап третий. Знакомство с собой
Если с помощью первых двух этапов мы снимали стресс, то теперь настало время заново познакомиться со своими эмоциями. Так что первое, что вы должны сделать — разрешить себе чувствовать. Можете даже нарисовать плакат-манифест «Я разрешаю себе чувствовать».
Второе — заведите дневник эмоций, в котором течение дня отмечайте свои реакции на те или иные ситуации. Каждую неделю просматривайте свои прошлые записи и отмечайте расширение своего эмоционального диапазона.
Третье — хотя бы раз в неделю радуйте себя новыми впечатлениями, занятиями, которые рвут привычный шаблон дом-работа-дом. Любите искусство? Сходите в музей. Интересны танцы? Посетите вводное занятие танцевальной студии. Придумайте и напишите себе план на месяц, которому вы будете следовать, если вдруг не будет вдохновения.
Что в итоге?
Если не пренебрегать ни одним из этапов, вы не только благополучно выйдете из состояния стресса, но и снова ощутите полноту жизни. Только так, в комплексе, можно вернуть себе способность испытывать эмоции и сделать так, чтобы мир снова заиграл привычными красками, радующими душу.
Источник
Пропали эмоции у подростка
Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.
Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.
Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.
Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.
На какие признаки стоит обратить внимание?
- Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.
- Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.
- Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).
- Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.
- Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.
- Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.
- Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.
- Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.
- Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
- Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.
- Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?
- чрезмерные требования относительно учёбы в школе;
- перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
- перегруженность внешкольной деятельностью;
- неопределённость будущих перспектив;
- чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
- семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
- недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);
- нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- нездоровая конкуренция между сверстниками.
Что делать, что восстановиться?
- Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).
- Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).
- Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).
- Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).
- Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);
- Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).
- Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).
- Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).
- Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).
Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?
- Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.
- Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
- Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.
- Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.
- Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.
- Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.
- Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.
Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3
Источник
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник