Производные эмоции что это

Производ­ные от них операциональные эмоции

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности ин­дивида, а

операциональные — его отношение к различным условиям дея­тельности, реальным

достижениям. То, что содействует достижению це­ли, вызывает положительные

эмоции, то, что препятствует, — отрица­тельные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основ­ных

потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации — они

так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.

Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении

поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм — эмоция успеха-неуспеха.

Эмоция успеха усиливает исходные побуждения к цели, эмоция неуспеха тормозит, а

иногда и дезорганизует деятельность. Все возмож­ные проявления радости,

восторга, удовольствия, с одной стороны; огор­чения, расстройства, стресса и

аффекта — с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха —

Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные ус­пехи и неуспехи.

Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и

неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой

достоверности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях

эмоция успеха — неуспеха транс­формируется в аффект

восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или

социально обусловленной значимости различных явлений для дан­ного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следую­щие виды:

1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4)

конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аф­фект, фрустрация; 5) высшие

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными,

нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощу­щения

это наше отношение к качеству ощущения, психическое отраже­ние потребностных

свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при

закате солнца, но неприятен запах гни­ли, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезнен­ное отвращение —

идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скре­жещущим по стеклу

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям пере­дается по

наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным

объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон раз­личных воздействий,

закрепляясь в памяти, включается затем в различ­ные восприятия и

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют суще­ственную роль в

тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной

Эмоциональный отклик оперативная эмоциональная реакция

на те­кущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж

-возникает эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется

эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов

эмоционального оклика является синтония сопережи­вание

эмоционального состояния других людей — важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспи­тания. Люди,

воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоциональ­ного контакта либо

пресыщения эмоциональными контактами, становят­ся малоспособными к

Настроение — ситуативно обусловленное устойчивое эмоцио­нальное состояние,

усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение —

эмоциональная интеграция жизнеощуще­ний человека, определяющая общий тонус

(строй) его жизнедеятельно­сти.

Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны

индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в ра­боте, комфортной

или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,

самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина

его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на

деятельность человека. Настроение, как и все другие эмо­циональные состояния,

может быть положительным или отрицательным, иметь определенную

интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства

Читайте также:  Свойство темперамента активность особенности проявления

называется воодушевлением, наиболее низкий — апа­тией.

Незначительная дезорганизация психической деятельности, вы­званная

отрицательными воздействиями, — состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после

«черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил.

Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими

процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или

эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных

воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к

трудностям, терпимость к поведению других людей называется

толе­рантностью (от лат. tolerantia — терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение

становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим

настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной

деятельности, улучшает отношения между людьми.

Человек может в известной мере регулировать свое настроение, со­средоточивая

сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс (от англ. sress — напряжение) — нервно-психическое

пере­напряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на

которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень

трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен.

Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию. — таковы

типичные картины стрессовой ситуации.

Сверхсильные раздражители — стрессоры вызывают вегетативные из­менения

(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм

подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтруд­ную обстановку

человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни

индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызва­ны длительным

пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа

человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусо­сти,

профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,

может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил

стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия,

вызывающие физическую или психиче­скую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тре­вога; 2)

сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия

центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавли­ваются

нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется

возникнове­нием устойчивости к действию стрессоров. При их длительном

воздейст­вии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,

зарождают­ся патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к ги­бели

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса.

Если физиологическими стрессорами являются крайне небла­гоприятные физические

условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень

высокие и низкие температуры, ост­рые механические и химические воздействия),

то психическими стрессо­рами являются те воздействия, которые сами люди

оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта

людей, их жиз­ненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно

оцени­вать ситуации и т. п.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора

данным человеком, но и от умения реагировать на него опре­деленным образом.

Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых

ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезап­ном нападении и т. п.),

использовать средства психологической защиты.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможно­стями

Читайте также:  Исследования выражения эмоций экспрессивная сторона личности

конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных меха­низмов, его

способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельст­вах. Это зависит от

опыта пребывания человека в критических ситуаци­ях, а также от его врожденных

качеств — силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности —

интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчиты­вающие

преимущественно на помощь других людей. В стрессовом пове­дении выделяются

также тип «жертвы» и тип «достойного поведения».

Остро негативная форма стресса — дистресс опасен для жизни, но при австрессе

(«хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» — острые

конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными

стрессорами — крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные

конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер ком­муникативной

деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-

психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать

стрессогенными (скандалы, ссоры).

Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. От­дельные

индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигу­манные действия —

жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в

малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное

непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.

Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной

группы, возникает внутригрупповая «грызня», члены группы начинают искать

индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный «уход» от стрессовой ситуации — индивид направляет

свою активность на решение второстепенных проблем, ухо­дит от «давления

жизни» в мир своих увлечений или даже грез и несбы­точных мечтаний.

Тест: «Подвержены ли вы стрессу?»

В каждой из приведенных ниже шести групп ответов отметьте одну букву (а, б

или в) в позициях, которые соответствуют вашему характеру.

1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в

спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете

б) Если в игре вы теряете несколько очков или если представитель

(предста­вительница) противоположного пола не реагирует должным образом на

самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и «выходите из игры».

в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.

б) Вы сидите и ждете «у моря погоды».

в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.

3. а) Вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закон­чить

б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстегивать».

в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на

4. а) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы

вы­сказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.

б) Когда вам отвечают «нет», вы реагируете совершенно спокойно.

в) Вам с трудом удаётся выражать свои чувства и тревоги.

5. а) Вам часто становится скучно.

б) Вам нравится ничего не делать.

в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими

6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете.

б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.

Источник

Производные эмоциональные явления.

Производные эмоции, отражают фактические успехи деятельности, направленной на мотив, выражают с точки зрения мотива, с точки зрения возможности его достижения смысл сложившихся ситуаций и отдельных наиболее значимых объектов в них. Переживание в некоторой степени маскируется множеством разнообразных порождаемых им производных эмоций.

Читайте также:  Эмоции их проявления личности школьника

Разнообразные эмоции, возникающие в деятельности человека, взаимодействуя одна с другой, частично сливаются и при самонаблюдении часто открываются как единое нерасчлененное переживание. Как писал Спиноза, «аффекты могут слагаться друг с другом, столькими способами, и отсюда может возникнуть столько новых видоизменений, что их невозможно определить никаким числом».

4.5.1. Эмоции успеха – неуспеха.

Деятельность, побуждаемая только потребностью, при столкновении, например, с неопреодолимым препятствием продолжалось бы до полной потери сил. Живому существу необходим механизм, который «включал» бы фактор, побуждающий деятельность, как только она оказывается бессмысленной или даже просто «нерентабельной».

Неуспехи в деятельности ослабляют тенденцию к спонтанному возобновлению прерванных действий.

Мак Дауголл подчеркивает как универсальность эмоций успеха – неуспеха, заключается в принципиальной возможности возникновения сходных переживаний этого рода в любой деятельности, независимо от того, какую потребность она удовлетворяет, так и их производность — вторичность, зависимость от тех эмоций, которые направляют живое существо к преследованию полезных и избеганию вредных для организма целей.

В «биологической теории эмоций»Анохина, описан физиологический механизм возникновения этих переживаний. Целостность поведенческих актов обеспечивается особым физиологическим образованием – «акцептором действия», представляющим собой нервную модель тех афферентных эффектов, которые должны произойти вследствие реального его совершения. Эмоции успеха – неуспеха возникают в результате сличения «обратной афферентации», свидетельствующей о действительных эффектов действия, и его «акцептора», т.е. ожидавшегося эффекта, и сигнализируют о совпадении – рассогласовании этих двух – требующихся и полученной — характеристик действия. Функциональное назначение эмоций успеха – неуспеха заключается в том, что они закрепляют или способствуют перестройке «эфферентного интеграла» действия в зависимости от того, привело или не привело оно к ожидавшемуся эффекту.

1. Одну из подгрупп эмоций успеха – неуспеха составляют многочисленные оттенки радости и недовольства – от едва заметного удовольствия, сопровождающего не значительный или привычный успех, до крайнего отчаяния.

2. Отдельно можно выделить такие, которые возникают в связи с предвосхищением удач и затруднений. И эту подгруппу эмоции успеха – неуспеха образует целый диапазон переживаний типа надежды и тревоги, нюансы которых обычно передаются в языке при помощи уточняющих слов.

3. Особыми функциональными характеристиками отличаются также переживания, возникающие вследствие обобщения эмоций конкретного успеха 0- неуспеха.

Констатируемый успех – неуспех. Эмоциональные переживания, констатирующие в деятельности успех – неуспех, отвечают за смену проб в поведении «пробами и ошибками», являясь по словам Анохина, тем своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиск, или вновь и вновь организует их».

Предвосхищаемый успех – неуспех. Эмоции, констатирующие реальный успех – неуспех, «прилипают» к деталям ситуации и вновь воспроизводятся при повторном столкновении с ними уже в качестве эмоций, предвосхищающих возможные удачи или затруднения.

Предвосхищающие эмоции успеха – неуспеха, возникая при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения.

Обобщенный успех – неуспех. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными и тем не менее безуспешными попытками приближения к цели.

Обобщенная эмоция успеха – неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, усиливая его.

Чем сильнее потребность, чем интенсивнее ведущее побуждение – тем более верный неуспех должен предсказываться обобщенной эмоцией, чтобы это побуждение было задержано.

Источник

Оцените статью