Производные от них операциональные эмоции
Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а
операциональные — его отношение к различным условиям деятельности, реальным
достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные
эмоции, то, что препятствует, — отрицательные.
Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных
потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации — они
так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.
Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении
поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм — эмоция успеха-неуспеха.
Эмоция успеха усиливает исходные побуждения к цели, эмоция неуспеха тормозит, а
иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости,
восторга, удовольствия, с одной стороны; огорчения, расстройства, стресса и
аффекта — с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха —
Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи.
Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и
неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой
достоверности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях
эмоция успеха — неуспеха трансформируется в аффект
восторга, страха или гнева.
Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или
социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4)
конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными,
нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения —
это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных
свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при
закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение —
идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по
наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным
объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий,
закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в
тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция
на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж
-возникает эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется
эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов
эмоционального оклика является синтония — сопереживание
эмоционального состояния других людей — важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди,
воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо
пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к
Настроение — ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние,
усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение —
эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус
(строй) его жизнедеятельности.
Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны
индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной
или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,
самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина
его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на
деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния,
может быть положительным или отрицательным, иметь определенную
интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства
называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией.
Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная
отрицательными воздействиями, — состояние расстроенности.
Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после
«черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил.
Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими
процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или
эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных
воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к
трудностям, терпимость к поведению других людей называется
толерантностью (от лат. tolerantia — терпение).
В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение
становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим
настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной
деятельности, улучшает отношения между людьми.
Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая
сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс (от англ. sress — напряжение) — нервно-психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на
которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Стресс — тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень
трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен.
Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию. — таковы
типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители — стрессоры вызывают вегетативные изменения
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм
подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку
человек реагирует комплексом защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни
индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным
пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа
человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости,
профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,
может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил
стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия,
вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2)
сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия
центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются
нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется
возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном
воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,
зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели
В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса.
Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические
условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень
высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия),
то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди
оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта
людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно
оценивать ситуации и т. п.
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора
данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом.
Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых
ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.),
использовать средства психологической защиты.
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями
конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его
способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от
опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных
качеств — силы нервной системы.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности —
интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие
преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются
также тип «жертвы» и тип «достойного поведения».
Остро негативная форма стресса — дистресс опасен для жизни, но при австрессе
(«хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» — острые
конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными
стрессорами — крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные
конфликты и т. д.
При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной
деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-
психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать
стрессогенными (скандалы, ссоры).
Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные
индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия —
жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.
Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в
малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное
непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.
Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной
группы, возникает внутригрупповая «грызня», члены группы начинают искать
индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.
Возможен и неадаптивный «уход» от стрессовой ситуации — индивид направляет
свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от «давления
жизни» в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.
Тест: «Подвержены ли вы стрессу?»
В каждой из приведенных ниже шести групп ответов отметьте одну букву (а, б
или в) в позициях, которые соответствуют вашему характеру.
1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в
спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете
б) Если в игре вы теряете несколько очков или если представитель
(представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на
самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и «выходите из игры».
в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.
2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.
б) Вы сидите и ждете «у моря погоды».
в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.
3. а) Вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить
б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстегивать».
в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на
4. а) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы
высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.
б) Когда вам отвечают «нет», вы реагируете совершенно спокойно.
в) Вам с трудом удаётся выражать свои чувства и тревоги.
5. а) Вам часто становится скучно.
б) Вам нравится ничего не делать.
в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими
6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете.
б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.
Источник
Производные эмоциональные явления.
Производные эмоции, отражают фактические успехи деятельности, направленной на мотив, выражают с точки зрения мотива, с точки зрения возможности его достижения смысл сложившихся ситуаций и отдельных наиболее значимых объектов в них. Переживание в некоторой степени маскируется множеством разнообразных порождаемых им производных эмоций.
Разнообразные эмоции, возникающие в деятельности человека, взаимодействуя одна с другой, частично сливаются и при самонаблюдении часто открываются как единое нерасчлененное переживание. Как писал Спиноза, «аффекты могут слагаться друг с другом, столькими способами, и отсюда может возникнуть столько новых видоизменений, что их невозможно определить никаким числом».
4.5.1. Эмоции успеха – неуспеха.
Деятельность, побуждаемая только потребностью, при столкновении, например, с неопреодолимым препятствием продолжалось бы до полной потери сил. Живому существу необходим механизм, который «включал» бы фактор, побуждающий деятельность, как только она оказывается бессмысленной или даже просто «нерентабельной».
Неуспехи в деятельности ослабляют тенденцию к спонтанному возобновлению прерванных действий.
Мак Дауголл подчеркивает как универсальность эмоций успеха – неуспеха, заключается в принципиальной возможности возникновения сходных переживаний этого рода в любой деятельности, независимо от того, какую потребность она удовлетворяет, так и их производность — вторичность, зависимость от тех эмоций, которые направляют живое существо к преследованию полезных и избеганию вредных для организма целей.
В «биологической теории эмоций»Анохина, описан физиологический механизм возникновения этих переживаний. Целостность поведенческих актов обеспечивается особым физиологическим образованием – «акцептором действия», представляющим собой нервную модель тех афферентных эффектов, которые должны произойти вследствие реального его совершения. Эмоции успеха – неуспеха возникают в результате сличения «обратной афферентации», свидетельствующей о действительных эффектов действия, и его «акцептора», т.е. ожидавшегося эффекта, и сигнализируют о совпадении – рассогласовании этих двух – требующихся и полученной — характеристик действия. Функциональное назначение эмоций успеха – неуспеха заключается в том, что они закрепляют или способствуют перестройке «эфферентного интеграла» действия в зависимости от того, привело или не привело оно к ожидавшемуся эффекту.
1. Одну из подгрупп эмоций успеха – неуспеха составляют многочисленные оттенки радости и недовольства – от едва заметного удовольствия, сопровождающего не значительный или привычный успех, до крайнего отчаяния.
2. Отдельно можно выделить такие, которые возникают в связи с предвосхищением удач и затруднений. И эту подгруппу эмоции успеха – неуспеха образует целый диапазон переживаний типа надежды и тревоги, нюансы которых обычно передаются в языке при помощи уточняющих слов.
3. Особыми функциональными характеристиками отличаются также переживания, возникающие вследствие обобщения эмоций конкретного успеха 0- неуспеха.
Констатируемый успех – неуспех. Эмоциональные переживания, констатирующие в деятельности успех – неуспех, отвечают за смену проб в поведении «пробами и ошибками», являясь по словам Анохина, тем своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиск, или вновь и вновь организует их».
Предвосхищаемый успех – неуспех. Эмоции, констатирующие реальный успех – неуспех, «прилипают» к деталям ситуации и вновь воспроизводятся при повторном столкновении с ними уже в качестве эмоций, предвосхищающих возможные удачи или затруднения.
Предвосхищающие эмоции успеха – неуспеха, возникая при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения.
Обобщенный успех – неуспех. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными и тем не менее безуспешными попытками приближения к цели.
Обобщенная эмоция успеха – неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, усиливая его.
Чем сильнее потребность, чем интенсивнее ведущее побуждение – тем более верный неуспех должен предсказываться обобщенной эмоцией, чтобы это побуждение было задержано.
Источник