Произведения искусства как материализация чувств художника

Содержание
  1. Чувства человека в произведениях живописи великих художников
  2. Чувства человека
  3. Чувства в живописи
  4. Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»
  5. Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»
  6. Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»
  7. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека
  8. Библиографическое описание:
  9. Произведения искусства как материализация чувств художника
  10. 1. Действует на тело
  11. 2. Уменьшает стресс
  12. 3. Помогает понять реальность
  13. 4. Развивает эмпатию
  14. 5. Учит видеть
  15. 6. Заставляет думать
  16. 7. Пробуждает наслаждение
  17. Дело не только в красоте: почему нас привлекает искусство
  18. Любовь Карась
  19. Искусство доставляет эстетическое удовольствие, повышает настроение, однако это лишь малая часть положительного эффекта. Влияние художественных произведений на самом деле гораздо сильнее: они способны повысить уровень эмпатии, помогают понимать собственные эмоции, учат работать с негативными переживаниями и не только. В своем эссе профессор психологии Бостонского колледжа и автор книги «Как работают произведения искусства: психологическое исследование» Эллен Виннер отвечает на два вопроса: почему нас тянет к искусству и как на нас влияет творчество. Сделали адаптированный перевод, из которого вы узнаете, почему люди не принимают точные копии шедевров, зачем необходимо испытывать негативные эмоции и смотреть на страдающих персонажей и как благодаря искусству меняется наше поведение.
  20. Почему мы не принимаем копии художественных произведений
  21. Как на нас воздействует искусство

Чувства человека в произведениях живописи великих художников

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живописи, например, свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова — «живопись», «живописать» — располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает чувства радости и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства – это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные – радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые — успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

Источник

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

Дата публикации: 01.02.2021 2021-02-01

Статья просмотрена: 549 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Е. Р. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека / Е. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78295/ (дата обращения: 13.10.2021).

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Ключевые слова : эстетический опыт, искусство, эмоции.

За столетия до появления современной нейропсихологии мастера-художники стремились создавать произведения, дающие зрителю интенсивный опыт, вызывающие эмоции или активизирующие другие чувства. Сегодня неврологические механизмы, лежащие в основе этих реакций, являются предметом восхищения как художников, так и кураторов, и ученых.

Взаимосвязь между искусством и психологией человека была выявлена достаточно давно. Путем различных экспериментов отмечено, что искусство может вызывать у человека различные эмоциональные реакции. Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия, в связи с чем изучение проблемы влияния искусства, в том числе живописи, на психоэмоциональную сферу человека представляется актуальной.Многие ученые, психологи, искусствоведы отмечают, что искусство очень сильно влияет на психологическое состояние человека, что послужило основой для образования новых течений, в том числе арт-терапии.

Существует все больше научных доказательств того, что искусство улучшает работу мозга. Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может фактически повышать уровень серотонина. Искусство может изменить мировоззрение человека и то, как он воспринимает мир.

В восприятии эстетического объекта участвует практически весь спектр психических процессов человека, такие как: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции. Думается, что человеческая жизнь немыслима без эмоций. Эмоции — Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [1, с. 527].

Благодаря сложному устройству человеческой психики, которая позволяет взаимодействовать человеку с искусством и с другими эстетическими предметами, способствует безграничным возможностям формирования и становления личности, развитию его творческих способностей.

Эмоциональные реакции на искусство (то есть эстетические эмоции) давно интересуют философов, психологов и искусствоведов. Аффективные реакции на искусство более чем разнообразны и часто включают такие эмоции, как благоговение, удивление, и даже, печаль и ностальгию [2, c. 392]. Эти эмоции могут быть связаны с содержанием и личной интерпретацией произведения искусства, а не с его формой [3, c. 175–176]. Например, можно восхищаться мастерством Караваджо в его произведении «Давид с головой Голиафа», но также испытывать чувство отвращения при виде капающей крови и грусть при мысли, что это произведение может выразить раскаяние художника.

Читайте также:  Чувство незащищенности что делать

Ситуационные факторы также могут модулировать эмоции, связанные с искусством. Например, присутствие других людей, например, во время посещения художественной галереи, что может влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства. Помимо художественного образования, другие индивидуальные различия, такие как предшествующее настроение, также могут влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства [4, c. 1069].

Однако, например, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что предоставление дополнительной информации, облегчающей понимание картин, не влияет на предпочтение картин [5, c. 178].

Более того, информация о произведении искусства никак не влияет и на эстетический опыт посетителей музея. Характеристики самого произведения искусства оказывают гораздо более сильное влияние на наблюдателей, нежели информация о нем. К таким выводам пришли психологи из Базельского университета в ходе нового исследования.

Эстетические переживания включают в себя сложное взаимодействие способов восприятия и когнитивных процессов: определенную роль играют свойства произведений искусства, такие как окраска и содержание изображения, а также индивидуальные особенности зрителя, его знания и контекстуальные факторы, такие как название произведения.

В ходе исследования приняло участие 75 человек, которые посетили выставку «Future Present» в Музее Шаулагера в Швейцарии. Им было представлено шесть картин различных художников эпохи фламандского экспрессионизма. Участники были случайным образом отнесены к одной из двух групп и получили либо простую описательную информацию о картинах, либо подробную, детальную информацию.

Все, кто принимал участие в эксперименте, оценивали интенсивность своего эстетического опыта в анкете. Исследователи также измеряли эмоциональные показатели, которые возникали при просмотре искусства, используя психофизиологические данные, такие как частота сердечных сокращений и проводимость кожи.

В результате проведенного исследования выяснилось, что ни простая, ни подробная информация никакого влияния на эстетический опыт не оказывала [6, c. 3].

Как оказалось, влияние на эстетический опыт оказывали свойства произведений искусства. Физические реакции тела были сильнее, чем до того, как участники приступили к просмотру картины, и значительно отличались в зависимости от той или иной картины. Произведение искусства, которое вызвало наибольшую реакцию с точки зрения эстетического опыта, — «Интриги масок» Джеймса Энсора. (см. рис. «Les masques intrigués»)

Рис. «Les masques intrigues» (1930) by the Belgian painter James Ensor. Of the six paintings in the experiment, this painting provoked the strongest aesthetic experience. (© Emanuel Hoffmann Foundation, Photo: Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler)

Исследователи полагают, что к такого рода результатам могла привести, весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной. Таким образом, исходя из опыта швейцарских психологов, справедливо можем отметить, что человеку необязательно знать подробное описание картины, чтобы получить эстетический опыт. В таком случае достаточно обратить внимание полотна художников, искусство все скажет само за себя.

Простой взгляд на визуальное искусство может стимулировать области мозга, ответственные за эмоциональную обработку. Когда мы смотрим на искусство, наш мозг активируется, чтобы предвидеть и устанавливать связи, как сознательно, так и подсознательно, заставляя нас чувствовать себя счастливыми и вознагражденными. Независимо от того, является ли ваша реакция на рассматриваемое искусство веселой, мрачной или созерцательной, обработка этих эмоций чрезвычайно полезна для психического здоровья.

Независимо от того, решите ли вы создавать художественные произведения сами или просто смотреть на великолепные работы других, искусство может иметь большое значение для укрепления психического здоровья.

1. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б. А. Сосновского.- М.: Юрайт — Издат, 2005.- 660 с.

2. Barrett, F. S., Grimm, K. J., Robins, R. W., Wildschut, T., Sedikides, C., and Janata, P. (2010). Music-evoked nostalgia: affect, memory, and personality. Emotion 10, 390–403. doi: 10.1037/a0019006

3. Robinson, J. (2004). «The emotions in art», in The Blackwell Guide to Aesthetics, ed P. Kivy (Oxford: Blackwell Publishing), 174–192.

4. Hunter, P. G., Schellenberg, E. G., and Griffith, A. T. (2011). Misery loves company: mood-congruent emotional responding to music. Emotion 11, 1068–1072. doi: 10.1037/a0023749

Источник

Произведения искусства как материализация чувств художника

В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.

1. Действует на тело

Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.

2. Уменьшает стресс

Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.

3. Помогает понять реальность

Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.

4. Развивает эмпатию

Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.

Читайте также:  Настроение может быть великолепным

Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.

5. Учит видеть

Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.

6. Заставляет думать

Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.

7. Пробуждает наслаждение

Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.

Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.

Источник

Дело не только в красоте: почему нас привлекает искусство

Любовь Карась

Искусство доставляет эстетическое удовольствие, повышает настроение, однако это лишь малая часть положительного эффекта. Влияние художественных произведений на самом деле гораздо сильнее: они способны повысить уровень эмпатии, помогают понимать собственные эмоции, учат работать с негативными переживаниями и не только. В своем эссе профессор психологии Бостонского колледжа и автор книги «Как работают произведения искусства: психологическое исследование» Эллен Виннер отвечает на два вопроса: почему нас тянет к искусству и как на нас влияет творчество. Сделали адаптированный перевод, из которого вы узнаете, почему люди не принимают точные копии шедевров, зачем необходимо испытывать негативные эмоции и смотреть на страдающих персонажей и как благодаря искусству меняется наше поведение.

Почему мы не принимаем копии художественных произведений

Предположим, вы внимательно разглядываете «Автопортрет» Рембрандта, который висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. А позже вам говорят, что эта картина была выполнена машиной. Вы сразу почувствуете, что картина что-то утратила. Или представим другую ситуацию. Недавно в тропических лесах Амазонки были найдены тысячи картин, примерный возраст которых составляет 12 500 лет. На них изображены танцующие люди, лошади и гигантские ленивцы. Если бы картины оказались подделкой, мы бы не испытывали тех острых ощущений, которые возникают, когда мы представляем доисторических людей, делавших эти рисунки .

Для меня как психолога с опытом работы в области искусства страсть к нему поднимает два фундаментальных вопроса. Во-первых, почему нас так тянет к произведениям искусства ? Ведь дело, на самом деле, не только в красоте. И, во-вторых, как на нас влияет занятие искусством ?

У меня есть несколько предположений. Нас привлекают произведения искусства, потому что они напрямую связывают нас с воображением художника. Мы автоматически вкладываем в произведение искусства тайный смысл . Когда мы смотрим на Рембрандта, нам кажется, что мы читаем его послание. Мазки кистью подсказывают, как двигалась его рука, когда он рисовал, по ним можно узнать, в каком ментальном состоянии находился художник, когда создавал этот образ. Аналогичная реакция возникает у нас, когда мы смотрим на наскальные рисунки и пытаемся представить, что эти доисторические художники думали и чувствовали при создании этих изображений .

Безусловно, люди не любят подделки. Два документальных фильма, «Driven to Abstraction» (2019) и «Повеселись! Подлинная история поддельных произведений искусства: сведения» (2020), исследуют самый крупный скандал в истории искусства. За более чем 10 лет, начиная с 1994 года, женщина, которая сказала, что она представляет богатого коллекционера, принесла не менее 40 картин в престижную галерею Кнедлер в . Картины были написаны самыми известными художниками XX века — Марком Ротко, Джексоном Поллоком, Робертом Мазервеллом, Францем Клайном, Клиффордом Стиллом и другими. Галеристка сообщила, что была поражена красотой этих работ. Она купила их все по низким ценам, а затем Кнедлер продал их на аукционе за многие миллионы.

Галерея просмотрела или скрыла тот факт, что картины не имели никаких доказательств того, что они были собственностью анонимного коллекционера. Хотя некоторые искусствоведы заявляли, что работы выглядят аутентичными, другие с ними не соглашались. Тем не менее картины были проданы на аукционе за 70 миллионов долларов, и большая часть мира элитного искусства оказалась обманута. Мало-помалу правда вышла наружу, закончившись признанием женщины в суде: она сообщила, что картины были подделками, сделанными Пей-Шен Цянем, художником из Китая.

Обманутые коллекционеры были возмущены. Но если они приобрели картины и сочли их захватывающими, то какая разница? Конечно, дело в стоимости работ. А также в том, что красивая картина перестает быть привлекательной, когда мы знаем, что это подделка, и тем самым придаем ей оттенок фальсификации и аморальности . Однако есть еще одна причина нашей неприязни к подделкам.

Репродукции и подделки картин, независимо от их качества, не позволяют нам почувствовать, что мы напрямую общаемся с художником посредством его работы

Моя исследовательская группа провела эксперимент. Нам нужно было выяснить, как можно спасти подделку от потери денежной ценности. Мы предположили, что прекрасная копия, сделанная помощником художника, но подписанная им самим, будет привлекать людей. Мы сказали участникам, что использование ассистентов является обычной практикой в мире искусства, а также показали копию оригинала, сделанную художником. Ключевой вопрос заключался в том, обесценивалась ли работа, созданная помощником, в сравнении с копией, выполненной художником. В результате дубликат художника участники оценили выше, чем копию, сделанную ассистентом .

Читайте также:  Какие бывают виды органов чувств

Люди верят в то, что в момент их создания художники наполняют свои работы собственной сущностью — даже если речь идет о копиях оригинала. Психолог Пол Блум писал об этой иррациональной вере: наше предпочтение объектов с определенной историей объясняется магическим мышлением эссенциализма. Вера в то, что определенные предметы обладают какой-то силой в связи с их сентиментальной ценностью, объясняет наше предпочтение оригиналов их идеальным копиям . Если вы потеряете обручальное кольцо, вы не будете удовлетворены его точной заменой. Если ребенку взамен потертого плюшевого мишки дадут нового, его не утешит такой подарок.

В случае с произведением искусства вера в сущность художника — это то, что позволяет нам почувствовать, что мы связаны с его воображением и духом. Страсть к оригиналам порой становится абсурдной. Например, из-за повального увлечения NFT (невзаимозаменяемыми токенами) ❓ Вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном. коллекционеры тратили огромные суммы на уникальное «владение» цифровым произведением искусства, которое каждый может скачать бесплатно. Поскольку оригиналов среди дигитальных файлов не существует, художник может сертифицировать определенный файл как единственную «оригинальную копию» и заработать на этом состояние .

Однако на Востоке к оригиналам относятся иначе. Например, в Китае и Японии допустимо создавать точные копии, и они ценятся так же, как и оригинал. Тем более что старая работа может со временем разрушиться, а ее дубликат покажет первоначальный вид во всей красе .

Как на нас воздействует искусство

Обратимся ко второму вопросу. Как на нас влияет искусство? Очевидно, оно положительно воздействует на наше психическое здоровье, делает нас более чуткими, повышает уровень эмпатии.

Несмотря на то что восприятие искусства не является биологической потребностью, оно важно для развития и процветания человека. Во-первых, искусство может рассматриваться как способ абстрагироваться от неприятных событий. Аристотель считал, что трагедии действуют на нас через катарсис — они вызывают боль и страх, после чего наступает облегчение, — а арт-терапевты используют искусство, чтобы помочь людям справиться с различными травмами. Но есть противоположный способ воздействия на нас искусства — побег . Когда искусство позволяет нам убежать от действительности, оно переносит нас из повседневного мира в другую реальность. Вот почему многие из нас не могут заснуть, не перейдя в вымышленный мир, будь то мир романа или сериала.

Благоприятные эмоциональные эффекты искусства были продемонстрированы в работе психолога Дженнифер Дрейк , профессора Бруклинского колледжа. Когда взрослых и детей просили вспомнить травмирующий опыт, а затем нарисовать рисунок, они сообщали о положительном изменении настроения, потому что, во-первых, искусство помогает отвлечься от печальных мыслей .

Во-вторых, искусство позволяет понять отрицательные эмоции. Философы давно задавались вопросом, почему нам нравятся произведения, изображающее страдание, в то время как мы стараемся избежать их в реальной жизни . Почему нас привлекает «Автопортрет» Рембрандта, где изображен задумчивый обеспокоенный старик? Наслаждаемся ли мы грустью, которую провоцирует в нас эта работа?

Талия Голдштейн , доцент Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии, пыталась выявить разницу между переживанием личной печали и переживанием грусти, возникшей при взаимодействии с произведением искусства. Она попросила людей оценить свои чувства, когда они думали о собственном травмирующем опыте и когда смотрели трагические кинокартины. Респонденты одинаково грустили как от фильмов, так и от личных воспоминаний, однако отличие заключалось в том, что печаль, возникшая при просмотре фильмов, не сопровождалась чувством тревоги .

Искусство заставляет нас испытывать негативные эмоции в безопасной обстановке. Их переживания не имеют последствий в реальной жизни

Психолог Пол Розин назвал это явление «доброкачественным мазохизмом» . Принимая отрицательные эмоции, мы лучше их понимаем, но тогда можно задаться следующим вопросом: если искусство связывает нас с разумом Cоздателя, разве это не форма сочувствия ? Ведь в результате подключения к ментальным состояниям других мы становимся более эмпатичными.

Философ Марта Нуссбаум твердо убеждена в том, что литература тренирует нашу способность представлять себя на месте других и это делает нас более чуткими. В радиоинтервью нейробиолог Джамил Заки , исследователь эмпатии из Стэнфордского университета в Калифорнии, сказал, что он считает «множество различных форм искусства учебным лагерем по эмпатии» и, если вы видите картину, на которой кого-то бьют, «вы принимаете это состояние». Чтение литературы и просмотр фильмов, театральных постановок, картин заставляет нас проявлять сочувствие: мы ставим себя на место другого персонажа и становимся более человечными .

Следующий вопрос заключается в том, может ли искусство в корне изменить наше поведение после того, как мы закроем страницы романа или уйдем из галереи . Зависит от регулярности чтения, прослушивания музыки, просмотра театральных постановок, фильмов и так далее. Безусловно, одна книга не сделает нас более эмпатичными.

Сочувствие может заставить нас быть более сострадательными. Но может быть и наоборот. Знание того, что чувствует другой человек, также помогает понять, как можно заставить его страдать . И, конечно же, нам довольно часто напоминают о том, что многие преступники любили искусство, литературу и музыку. Так что, хотя занятие искусством может повысить уровень эмпатии, нет никакой гарантии, что в будущем мы не нанесем вред другим людям.

Итак, нас тянет к искусству по многим причинам, но одна из наиболее веских — это ощущение, что мы взаимодействуем с воображением великого художника. Что касается искусства, то оно положительно влияет на наше настроение, позволяет нам понимать отрицательные эмоции, повышает уровень эмпатии. Но независимо от того, проявляем ли мы сочувствие к художнику или персонажам, подлинное искусство меняет наше поведение, даже когда мы покидаем музей, театр или закрываем книгу.

Источник

Оцените статью