Произведение лиро эпического жанра которому присущи повествовательность эмоциональная насыщенность

РУСТЬЮТОРС

Лиро-эпические жанры в литературе

Содержание:

↑ Лиро-эпика. Определение

Художественные произведения, соединяющие в себе свойства каких-либо двух литературных родов, в литературоведении стали называть «двухродовыми образованиями» (Б.О. Корман). Глубоко укоренен в литературоведении термин лиро-эпика.

Лиро-эпика включает в себя:

романы в стихах,

произведения, в которых имеются лирические отступления («Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.

↑ Лиро-эпические жанры

Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества.

Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди.

Басня возникла в Древней Греции, ее основоположником считается Эзоп. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С.Маршака, С.Михалкова, М.Миршакара и др.

Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.

Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.

В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.

Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.

В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.

В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).

Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).

Читайте также:  Мужчина рак его эмоции

В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.

Поэмы могут быть эпические, сюжетные («Полтава» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, «Анна Снегина» С.Есенина, «Василий Теркин» А.Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Соловьиный сад» А.Блок).

Жанры поэмы разнообразны:

  • героическая поэма («Слово о полку Игореве»),
  • романтическая («Мцыри» М.Лермонтова, «Корсар» Д.Г.Байрона),
  • сатирическая («Бронзовый век» Д.Г.Байрона, «Граф Нулин» А.Пушкина),
  • реалистическая («За далью даль» А.Твардовского, «Реквием» А.Ахматова, «Голоса Сталинграда» М.Каноата).

Дополнительные материалы по теме:

  • Роды литературы
  • Жанры литературы
  • Эпос
  • Лирика
  • Драма

Список литературы:

  • Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  • Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  • О.И. Федотов. Основы теории литературы.

Источник

Диагностический срез по литературе 11 класс

Диагностический срез по литературе 11 класс (1 полугодие)

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины

2..В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?(Запишите автора и название произведения, имя главного героя)

3..К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

4. .Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

5. Назовите троп, который использован

1 ) в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. (Ж у к о в с к и й);
2) в изображении пешеходов в повести Гоголя «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные. здесь вы встретите такие талии.
3) в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал.
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал. (Некрасов);
4) в монологе Фамусова:
Не то на серебре — на золоте едал. (Грибоедов);
5) в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь).
Варианты ответов:
а) ирония;
б) олицетворение;
в) синекдоха;
г) метонимия;
д) гипербола.

6. Дайте развернутый ответ,приведите не менее 2 аргументов на 1 из тем по выбору

а)Порассуждайте над словами В.Г.Белинского «Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма.

б)Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

в) Можно ли отомстить врагу?

2-И.С. Тургенев «Отцы и дети». Аркадий Базаров

Диагностический срез по литературе 11 класс (1 полугодие)

1. Даны определения нескольких жанров литературных произведений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия их в том порядке, в котором даны эти произведения.

1) самый крупный жанр эпического рода литературы;

2) крупная эпическая жанровая форма, в которой захватывается длительный отрезок времени и прослеживается судьба многих персонажей или становление центрального характера;

В) произведение лироэпического жанра; ей присущи повествовательность, эмоциональная насыщенность, развитость сюжета, активность проявления лирического героя.

А) поэма Б) эпопея В) роман

2.Какой из героинь пьесы Островского «Гроза» принадлежат следующие слова: «Делай так, чтобы всё было шито и крыто»:

а) Варваре; в) Катерине;б) Марфе Игнатьевне Кабановой г) Тихону.

3.В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:

А) социальная сатира; Б) веселый и бодрый смех; В) народная трагедия; Г) политический сарказм

4 .Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова:

Читайте также:  Вы чувствуете что законы вас защищают

А) зависть В) одиночество Б) свобода Г) усталость

5.Назовите троп, который использован

1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении
«О красном вечере задумалась дорога…»:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)
2) в прозаической строке:
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов)
3)для передачи лирического переживания в строчках:
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Исаковский);
4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн
обеду»
:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?! (Маяковский);
5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке:
Стекло стрекоз сновало по щекам. (Пастернак).
Варианты ответов:
а) синекдоха; б) метафора; в) метонимия; г) развернутая метафора; д) сравнение.

6Дайте развернутый ответ,приведите не менее 2 аргументов на 1 из тем по выбору

. а)Порассуждайте над словами Л. Вовенарг : « Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям. »

б) Кого можно назвать добрым человеком?
в) Почему конфликт отцов и детей вечен?

Источник

Итоговый тест за курс литературы в 10 классе (с ответами).

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ В 10 классе.

1 .Даны определения известных тебе литературных направлений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия в том порядке, в котором даны их определения.

1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, конфликт между чувством и долгом;

2) культ избранной личности, герой – человек неистовых страстей, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремлённый в будущее, в «мир небесных идеалов» (В. Г. Белинский);

3) неудовлетворённость настоящим, гражданско-патриотическая патетика, проповедование идей независимости свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к безумному расточительству дворянства, изображение борьбы «двух миров».

А) критический реализм

2. Даны определения нескольких жанров литературных произведений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия их в том порядке, в котором даны эти произведения.

1) самый крупный жанр эпического рода литературы;

2) крупная эпическая жанровая форма, в которой захватывается длительный отрезок времени и прослеживается судьба многих персонажей или становление центрального характера;

В) произведение лироэпического жанра; ей присущи повествовательность, эмоциональная насыщенность, развитость сюжета, активность проявления лирического героя.

3. Даны определения нескольких тропов. Ниже они названы. Расставь их названия в нужном порядке.

1) художественное преуменьшение

2) образное определение, характеризует какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета, явления. Употребляется оно в сочетании с определённым словом, вместе с которым создаёт запоминающийся образ;

3) преувеличение отдельных свойств и признаков явлений и героев.

4. Даны определения стилистических фигур. Ниже они перечислены в определённом порядке. Расставьте их в нужной последовательности.

1) перестановка слов, нарушающая обычный их порядок;

2) противопоставление полярных ситуаций, образов, понятий;

3) соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

5. Прочитай названия известных тебе художественных произведений и их авторов. Вспомни виды композиций. Расставь композиции в нужном порядке.

1) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2) Н.С. Лесков «Очарованный странник»

3) И.С.Тургенев «Отцы и дети».

II . жизнь замечательных людей.

1.Распределите фамилии русских писателей в порядке их дат рождения и смерти:

А.Н.Островский а) 1860 – 1904

А.П.Чехов б) 1823 – 1886

Н.А.Некрасов в) 1821 – 1877

2. Названы фамилии известных вам писателей. Перечислите их в том порядке, в котором указаны литературные места, связанные с их именами:

1) Н.А.Некрасов а) Полтавщина

Читайте также:  Что значит субклинически выраженная депрессия

2) А.П.Чехов б) Ясная Поляна

3) Н.В.Гоголь в) Щелыково

4) А.Н.Островский г) Таганрог

5) Л.Н.Толстой д) Карабиха

3. Известные и значительные события в жизни писателей. Перечислите их в том порядке, в котором указаны фамилии писателей:

А) кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

Б) служба на Кавказе

В) оставил службу в чертёжной Инженерного департамента ради литературного труда

Г) дружба и сотрудничество с труппой МХАТа.

III .Узнай произведение по его началу.

«-Что, Пётр? Не видать ещё? – спрашивал 20 мая 1859 года … барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги…»

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…»

«Жили да были два генерала…»

«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо…»

«Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле».

IV. Потрет литературного героя.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками».

«…Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнажённая красная рука… ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом…».

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата».

«Платье… было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»

«…Постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд — того и гляди хрюкнет в одеяло».

V . Конфликт произведения.

Распределите соответственно названия произведений и основной конфликт каждого из них.

А) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов;

Б) столкновение светлой личности с силами «тёмного царства»;

В) судьба мира и человеческого общества.

VI . Идея произведения.

Распределите соответственно названия произведений и идею, заключённую в каждом из них.

«Герой нашего времени»

А) изображение деградации человеческой личности

Б) изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии

В) судьбы мира и человеческого общества

VII . Кульминация произведения.

Распределите соответственно названия произведений и кульминацию каждого из них.

«Преступление и наказание»

А) дуэль Базарова и Кирсанова

Б) признание Раскольникова в убийстве

В) покаяние Катерины

Г) Бородинское сражение

Д) продажа вишнёвого сада

VIII . «И вот они опять, знакомые места…»

Распределите соответственно героев литературных произведений и места их пребывания.

Е) Мценский уезд.

Занеси в ответ одно слово, которое не имеет никакого отношения к трём другим.

Метафора, завязка, кульминация, развязка

Драма, эпилог, комедия, трагедия

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Гроза», «Левша».

Х. О ком эти высказывания?

1) «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г.Белинский)

2) «Служебная биография… мало соизмерима с содержанием и характером его лирической поэзии» (Н.Я.Берковский)

3) «…Это писатель будущего» (Л.Н.Толстой)

I . Теория литературы.

Жанры литературных произведений. Тропы. Стилистические фигуры. Виды композиции.

II. Жизнь замечательных людей.

III . Узнай произведение по его началу.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

IV. Портрет литературного героя.

V. Конфликт произведения.

VII. Кульминация произведения.

VIII . «И вот они опять, знакомые места…»

Источник

Оцените статью