РУСТЬЮТОРС
Лиро-эпические жанры в литературе
Содержание:
↑ Лиро-эпика. Определение
Художественные произведения, соединяющие в себе свойства каких-либо двух литературных родов, в литературоведении стали называть «двухродовыми образованиями» (Б.О. Корман). Глубоко укоренен в литературоведении термин лиро-эпика.
Лиро-эпика включает в себя:
романы в стихах,
произведения, в которых имеются лирические отступления («Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.
↑ Лиро-эпические жанры
Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества.
Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди.
Басня возникла в Древней Греции, ее основоположником считается Эзоп. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С.Маршака, С.Михалкова, М.Миршакара и др.
Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.
Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.
В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.
Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.
В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).
В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.
В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).
Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).
В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.
Поэмы могут быть эпические, сюжетные («Полтава» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, «Анна Снегина» С.Есенина, «Василий Теркин» А.Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Соловьиный сад» А.Блок).
Жанры поэмы разнообразны:
- героическая поэма («Слово о полку Игореве»),
- романтическая («Мцыри» М.Лермонтова, «Корсар» Д.Г.Байрона),
- сатирическая («Бронзовый век» Д.Г.Байрона, «Граф Нулин» А.Пушкина),
- реалистическая («За далью даль» А.Твардовского, «Реквием» А.Ахматова, «Голоса Сталинграда» М.Каноата).
Дополнительные материалы по теме:
- Роды литературы
- Жанры литературы
- Эпос
- Лирика
- Драма
Список литературы:
- Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
- Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
- О.И. Федотов. Основы теории литературы.
Источник
Диагностический срез по литературе 11 класс
Диагностический срез по литературе 11 класс (1 полугодие)
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины
2..В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?(Запишите автора и название произведения, имя главного героя)
3..К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
4. .Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».
5. Назовите троп, который использован
1 ) в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. (Ж у к о в с к и й);
2) в изображении пешеходов в повести Гоголя «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные. здесь вы встретите такие талии.
3) в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал.
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал. (Некрасов);
4) в монологе Фамусова:
Не то на серебре — на золоте едал. (Грибоедов);
5) в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь).
Варианты ответов:
а) ирония;
б) олицетворение;
в) синекдоха;
г) метонимия;
д) гипербола.
6. Дайте развернутый ответ,приведите не менее 2 аргументов на 1 из тем по выбору
а)Порассуждайте над словами В.Г.Белинского «Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма.
б)Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди
в) Можно ли отомстить врагу?
2-И.С. Тургенев «Отцы и дети». Аркадий Базаров
Диагностический срез по литературе 11 класс (1 полугодие)
1. Даны определения нескольких жанров литературных произведений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия их в том порядке, в котором даны эти произведения.
1) самый крупный жанр эпического рода литературы;
2) крупная эпическая жанровая форма, в которой захватывается длительный отрезок времени и прослеживается судьба многих персонажей или становление центрального характера;
В) произведение лироэпического жанра; ей присущи повествовательность, эмоциональная насыщенность, развитость сюжета, активность проявления лирического героя.
А) поэма Б) эпопея В) роман
2.Какой из героинь пьесы Островского «Гроза» принадлежат следующие слова: «Делай так, чтобы всё было шито и крыто»:
а) Варваре; в) Катерине;б) Марфе Игнатьевне Кабановой г) Тихону.
3.В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:
А) социальная сатира; Б) веселый и бодрый смех; В) народная трагедия; Г) политический сарказм
4 .Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова:
А) зависть В) одиночество Б) свобода Г) усталость
5.Назовите троп, который использован
1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении
«О красном вечере задумалась дорога…»:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)
2) в прозаической строке:
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов)
3)для передачи лирического переживания в строчках:
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Исаковский);
4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн
обеду» :
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?! (Маяковский);
5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке:
Стекло стрекоз сновало по щекам. (Пастернак).
Варианты ответов:
а) синекдоха; б) метафора; в) метонимия; г) развернутая метафора; д) сравнение.
6Дайте развернутый ответ,приведите не менее 2 аргументов на 1 из тем по выбору
. а)Порассуждайте над словами Л. Вовенарг : « Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям. »
б) Кого можно назвать добрым человеком?
в) Почему конфликт отцов и детей вечен?
Источник
Итоговый тест за курс литературы в 10 классе (с ответами).
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ В 10 классе.
1 .Даны определения известных тебе литературных направлений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия в том порядке, в котором даны их определения.
1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, конфликт между чувством и долгом;
2) культ избранной личности, герой – человек неистовых страстей, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремлённый в будущее, в «мир небесных идеалов» (В. Г. Белинский);
3) неудовлетворённость настоящим, гражданско-патриотическая патетика, проповедование идей независимости свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к безумному расточительству дворянства, изображение борьбы «двух миров».
А) критический реализм
2. Даны определения нескольких жанров литературных произведений. Ниже перечислены их названия. В ответе расставь названия их в том порядке, в котором даны эти произведения.
1) самый крупный жанр эпического рода литературы;
2) крупная эпическая жанровая форма, в которой захватывается длительный отрезок времени и прослеживается судьба многих персонажей или становление центрального характера;
В) произведение лироэпического жанра; ей присущи повествовательность, эмоциональная насыщенность, развитость сюжета, активность проявления лирического героя.
3. Даны определения нескольких тропов. Ниже они названы. Расставь их названия в нужном порядке.
1) художественное преуменьшение
2) образное определение, характеризует какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета, явления. Употребляется оно в сочетании с определённым словом, вместе с которым создаёт запоминающийся образ;
3) преувеличение отдельных свойств и признаков явлений и героев.
4. Даны определения стилистических фигур. Ниже они перечислены в определённом порядке. Расставьте их в нужной последовательности.
1) перестановка слов, нарушающая обычный их порядок;
2) противопоставление полярных ситуаций, образов, понятий;
3) соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.
5. Прочитай названия известных тебе художественных произведений и их авторов. Вспомни виды композиций. Расставь композиции в нужном порядке.
1) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
2) Н.С. Лесков «Очарованный странник»
3) И.С.Тургенев «Отцы и дети».
II . жизнь замечательных людей.
1.Распределите фамилии русских писателей в порядке их дат рождения и смерти:
А.Н.Островский а) 1860 – 1904
А.П.Чехов б) 1823 – 1886
Н.А.Некрасов в) 1821 – 1877
2. Названы фамилии известных вам писателей. Перечислите их в том порядке, в котором указаны литературные места, связанные с их именами:
1) Н.А.Некрасов а) Полтавщина
2) А.П.Чехов б) Ясная Поляна
3) Н.В.Гоголь в) Щелыково
4) А.Н.Островский г) Таганрог
5) Л.Н.Толстой д) Карабиха
3. Известные и значительные события в жизни писателей. Перечислите их в том порядке, в котором указаны фамилии писателей:
А) кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
Б) служба на Кавказе
В) оставил службу в чертёжной Инженерного департамента ради литературного труда
Г) дружба и сотрудничество с труппой МХАТа.
III .Узнай произведение по его началу.
«-Что, Пётр? Не видать ещё? – спрашивал 20 мая 1859 года … барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги…»
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…»
«Жили да были два генерала…»
«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо…»
«Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле».
IV. Потрет литературного героя.
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками».
«…Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнажённая красная рука… ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом…».
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата».
«Платье… было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»
«…Постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд — того и гляди хрюкнет в одеяло».
V . Конфликт произведения.
Распределите соответственно названия произведений и основной конфликт каждого из них.
А) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов;
Б) столкновение светлой личности с силами «тёмного царства»;
В) судьба мира и человеческого общества.
VI . Идея произведения.
Распределите соответственно названия произведений и идею, заключённую в каждом из них.
«Герой нашего времени»
А) изображение деградации человеческой личности
Б) изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии
В) судьбы мира и человеческого общества
VII . Кульминация произведения.
Распределите соответственно названия произведений и кульминацию каждого из них.
«Преступление и наказание»
А) дуэль Базарова и Кирсанова
Б) признание Раскольникова в убийстве
В) покаяние Катерины
Г) Бородинское сражение
Д) продажа вишнёвого сада
VIII . «И вот они опять, знакомые места…»
Распределите соответственно героев литературных произведений и места их пребывания.
Е) Мценский уезд.
Занеси в ответ одно слово, которое не имеет никакого отношения к трём другим.
Метафора, завязка, кульминация, развязка
Драма, эпилог, комедия, трагедия
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Гроза», «Левша».
Х. О ком эти высказывания?
1) «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г.Белинский)
2) «Служебная биография… мало соизмерима с содержанием и характером его лирической поэзии» (Н.Я.Берковский)
3) «…Это писатель будущего» (Л.Н.Толстой)
I . Теория литературы.
Жанры литературных произведений. Тропы. Стилистические фигуры. Виды композиции.
II. Жизнь замечательных людей.
III . Узнай произведение по его началу.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
IV. Портрет литературного героя.
V. Конфликт произведения.
VII. Кульминация произведения.
VIII . «И вот они опять, знакомые места…»
Источник