Управление стрессом в профессиональной деятельности медицинского персонала
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», 2015, сентябрь-октябрь, с. 36-38 И.М. Спивак, с. н. с., Е.Г. Бирюкова, к. м. н., заведующая отделом, ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», отдел организации сестринского дела в педиатрии
Ключевые слова: врач, медицинская сестра, профессиональная деятельность, стресс, управление стрессом.
Key words: doctor, nurse, professional activity, stress, stress management.
Работа медицинского персонала сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. В ходе своей профессиональной деятельности врачи, медицинские сестры научаются избегать конфликтов, при этом часто запрещают себе чувствовать. Запрет на чувства приводит к потере контроля над эмоциями, усиливает эмоциональную напряженность, становится стереотипным способом реагирования и поддерживает стресс. Вопрос управления стрессом в ходе профессиональной деятельности становится для специалистов актуальным [1,5, 7].
Рассмотрим варианты снижения эмоционального напряжения, которые применяют для регуляции психологического состояния.
Ситуативное отреагирование. Разрядка эмоций происходит непосредственно в ситуации, которая их вызвала.
Возможные варианты (вне профессиональной роли) — хлопнуть дверью, стукнуть кулаком по столу, неформально выразиться и др. Главное при использовании указанных вариантов — сохранность здоровья и имущества, как своего, так и других лиц. Игнорирование этого ограничения может повлечь административную и уголовную ответственность. Как было отмечено, эти варианты недопустимы в ситуации профессионального общения с пациентом.
Существует и другой способ, «Я-высказывание», который помогает бесконфликтно заявлять о своих интересах и чувствах и отстаивать собственные границы. Например, медсестра в случае агрессивного поведения со стороны пациента всегда вправе спокойно и с достоинством сказать: «Когда вы разговариваете со мной на повышенных тонах, я сержусь, мне обидно, я не хочу разговаривать с вами в таком тоне». Схема «Я-высказывания» сводится к обозначению того, какое поведение пациента вас эмоционально задело, какие ваши чувства оно вызвало и какие ваши ответные действия оно провоцирует.
Замещение. Разрядка эмоции осуществляется спустя некоторое время с момента ее возникновения и направляется на объект, менее опасный, чем тот, который вызвал эту эмоцию.
Освобождение от эмоционального напряжения, которое возникло, например, после общения с конфликтным пациентом, происходит путем перемещения эмоций на коллегу, который обычно ниже по статусу, супругу(а), ребенка, домашнее животное.
Часто данный вариант отреагирования эмоций специалист использует непроизвольно. Однако ему важно понимать, что другие люди не должны быть заложниками его негативного психологического состояния.
Сублимация. Как психический процесс, это преобразование и переключение энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Другими словами, снизить напряженность эмоционального состояния можно в ходе рисования, музицирования, стихосложения, игры.
Большими терапевтическими возможностями обладают техники рисования [3, 6]. Свою эмоцию (обиду, раздражение, злость и др.) можно визуализировать с помощью цветных карандашей на листе бумаги, затем в ходе рисования выразить связанное с ней напряжение [6].
Важная роль в регуляции эмоций отводится различным видам игровой деятельности. Это и спортивные, и настольные игры. Игры обычно проходят эмоционально, при этом участники терпимы к эмоциональным проявлениям партнеров и соперников. Исключение составляют азартные игры из-за большой эмоциональной включенности игрока в процесс и риска потери контроля над эмоциями и ситуацией в целом.
Ведение дневника является вариантом писательского творчества. Как способ отреагирования эмоций дневник используется в психотерапевтических целях [2], и поэтому данную технику мы выделяем отдельно. При трудностях выражения накопившихся чувств в устной речи ведение дневника является хорошим средством их разрядки посредством письменной речи. Дневник — деликатный способ снять социальные ограничения на форму и содержание высказывания.
Физическая активность благодаря работе тела позволяет освободиться от эмоционального и мышечного напряжения. Реализовать физическую активность можно через труд и спорт.
Ситуативно напряжение в руках снимается «боксированием» в воздух, ударами в подушку или «барабаня» кулаками по сиденью дивана. Напряжение в кистях разряжается сжатием или скручиванием подушки. «Сдавленность» в горле уходит, если покричать в уединенном месте (в лесу, личном автомобиле и др.).
Визуализация. Разрядить эмоциогенную ситуацию позволяет работа со своим активным воображением [4]. Человек в воображении реализует тот сценарий, который исходил из его чувств во время события, но был под избыточным сознательным контролем, и ситуация завершилась по другому сценарию.
Нередко снижению эмоционального напряжения способствуют просмотр зрелищ, компьютерные игры. Просмотр зрелищ включает такие способы проведения досуга, как посещение спортивного матча, кинотеатра, концерта, просмотр спортивных состязаний, шоу-программ, сериалов и пр. по телевизору.
Часто увлечение компьютерными играми указывает на то, что человек либо отдает предпочтение этому способу регуляции своего эмоционального состояния, либо владеет только им. В последнем случае важно предложить ему альтернативные способы управления психологическим состоянием.
Разрядка эмоций в ситуации общения, в отличие от ситуативного отреагирования, отсрочена во времени. Этот способ реализуется через проговаривание своих чувств в связи с человеком и ситуацией доверенному лицу. Им может быть коллега, друг, родители, психолог. Общение при этом возможно как очное, так и дистанционное (телефон, скайп).
Ворчание, как форма снижения эмоциональной напряженности, не требует конкретного доверенного лица, но эффективнее при наличии «слушателя». К этому способу нередко прибегают люди при физическом недомогании и лица пожилого возраста.
Бывает, для того чтобы снять эмоциональное напряжение, специалист прибегает к алкогольным напиткам. Алкоголь, воздействуя на сознание, снижает самоконтроль над эмоциональным поведением и раскрепощает человека. С другой стороны, он провоцирует выход из бессознательного подавленных чувств и эмоций. Часто подавленными оказываются агрессивные переживания. Нередко люди в состоянии опьянения становятся слезливыми. Алкогольные напитки, независимо от крепости, упрощают регуляцию эмоций, делают ее менее произвольной. Разумное питие позволяет снизить эмоциональное напряжение. Однако простота применения данного способа таит в себе угрозу алкогольной зависимости!
Характеристика традиционных вариантов отреагирования эмоций позволяет специалисту оценить эффективность их использования в своей профессиональной деятельности и расширить собственный поведенческий арсенал.
Заметим, что описанием данных вариантов снижения уровня стресса тема управления психологическим состоянием не исчерпывается.
В заключение важно сделать следующие выводы:
- Специалисту для контроля психологического состояния необходимо осознавать чувства, возникающие у него в эмоциогенной ситуации.
- Эффективным способом снижения эмоционального напряжения при профессиональном общении является «Я-высказывание».
- Схема «Я-высказывания» сводится к вербальному обозначению того, какое поведение пациента эмоционально задело, какие чувства вызвало и какие ответные действия со стороны специалиста провоцирует.
- Специалист самостоятельно выбирает способы управления стрессом, исходя из эффективности их применения в профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Бирюкова Е.Г., Спивак И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему поведению. Сборник статей. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 68 с.
2. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (сано- генное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. М.: Слайдинг, 2006, 96 с.
3. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Медитативная графика. Психотерапия для себя. М.,1996. 156 с.
4. Патент 2424828, Российская Федерация, МПК A61M21/00. Способ И.М. Спивака аутокреативной терапии / Спивак И.М., опубл. 27.07.2011.
5. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Использование эфирных масел в сеансах комплексной коррекции эмоционального напряжения специалистов медицинского профиля // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014, № 24 (195), выпуск 28/1, с. 40-41.
6. Спивак И.М., Лазуренко С.Б. Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей // Российский педиатрический журнал, 2013, № 3, с. 30-35.
7. Бирюкова Е.Г., Варфоломеева Е.Ю. Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий // Педиатрическая фармакология, 2012, т. 9, № 4, с. 103-105.
Источник
Профилактика стресса у медсестер
Высокий темп современной жизни является фактором, создающим психоэмоциональную нагрузку. Постоянное напряжение негативно отражается не только на состоянии нервной системы, но и организма в целом. Люди некоторых профессий контактируют со стрессовыми факторами практически постоянно. Именно к этой группе относятся медицинские работники. Рассмотрим, что такое стресс, каким он бывает, и почему среди врачей часто встречается синдром профессионального выгорания.
Теория стресса Селье
Значимый вклад в изучение механизмов стресса внес Ганс Селье [6]. Ученый впервые сформулировал концепцию этого явления и стал основателем международного института стресса.
Ключевые положения теории Селье:
- Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии, — который ограничен.
- Адаптационная энергия может распределяться в разных направлениях или концентрироваться для преодоления одного неблагоприятного фактора. В результате истощения адаптационной энергии человек болеет, стареет и умирает.
- Первичный уровень адаптационной энергии требует больших усилий со стороны организма и используется при воздействии выраженных стрессовых факторов. При действии раздражителей меньшей интенсивности организм использует вторичный уровень адаптационной энергии.
- Стрессором может служить любое предъявленное организму действие, — характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный), значима лишь его интенсивность. Таким образом, стрессор — неспецифическое требование к перестройке.
- Перестройка организма при воздействии стрессового фактора осуществляется не сразу, а имеет четко выраженную этапность.
В 1936 году Селье выделил понятие «общий адаптивный синдром» и определил стадии стресса [5]:
Первая стадия — это тревога. Эта начальная реакция организма на стрессовый фактор возникает благодаря активации симпатоадреналовой системы, обеспечивает повышенную мышечную активность, что позволяет более эффективно справиться с непривычным для организма внешним воздействием.
На второй стадии усиливается катаболизм, активируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, мобилизуются запасы энергии, накопленные в организме. Это позволяет организму адаптироваться к состоянию постоянного напряжения и готовности молниеносно реагировать на ситуацию. Это состояние получило название стадии резистентности.
Первые две стадии связаны с колоссальными энергетическими затратами, поэтому организм не может постоянно находиться в таком состоянии. Спустя некоторое время наступает стадия истощения.
Селье дал только определение третьей стадии, но не смог выявить ее механизм. Позже было установлено, что истощение происходит в результате активации эндогенной опиоидной системы.
Что же такое профессиональное выгорание с точки зрения патофизиологии? Это и есть третья стадия стресса — истощение. Термин «выгорание» был введен Френденбергом в 1974 г., но тогда определение имело несколько иную трактовку и использовалось для описания состояния людей, которые чувствовали себя бесполезными и изможденными [4].
Для исследования Френденберг взял группу пациентов, работа которых связана с непрерывными коммуникациями с большим количеством людей. Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания:
- психофизиологическая;
- социально-психологическая;
- поведенческая.
К симптомам психофизиологического выгорания относятся хроническая усталость, эмоциональное истощение, нарушение сна, одышка, заторможенная реакция на раздражители. Социально-психологическая составляющая — это раздражительность или нежелание общаться с людьми, постоянные эмоциональные срывы, тревожность, негативизм. У пациентов с синдромом профессионального выгорания проявляются такие поведенческие особенности, как нежелание выполнять свои функциональные обязанности, постоянные опоздания на работу, нежелание общаться со своими коллегами, несдержанность в отношении клиентов, большое количество ошибок в работе. Многие принимают такие проявления за нежелание сотрудника работать, его лень и некомпетентность, но на самом деле эти особенности имеют патофизиологическую основу и обусловлены работой в условиях постоянного стресса.
Представители некоторых профессий практически не подвержены профессиональному выгоранию, но во многих сферах деятельности эта проблема является крайне актуальной. В первую очередь выгоранию подвержены специалисты, которые постоянно работают с людьми. Это медики, педагоги, работники сферы обслуживания.
Стресс и, как результат, выгорание вызывает внутренний конфликт человека [7]. Это происходит в случаях, когда условия на работе, требования руководства, корпоративные ценности не совпадают с личными взглядами. Одним словом, если человек на работе чувствует себя некомфортно, выполняет свои обязанности и распоряжения руководства через силу, он находится в постоянном напряжении, что чревато серьезными психоэмоциональными проблемами.
Смена места работы и вида трудовой деятельности, расширение круга обязанностей всегда сопряжены со стрессом. Если сотрудник длительное время не может адаптироваться к новой обстановке, он находится в группе риска по возникновению выгорания.
В современных условиях многим приходится работать в условиях нестабильности. Тактика руководства некоторых учреждений, нестабильность некоторых компаний и сложная экономическая обстановка постоянно создают риск утраты рабочего места для некоторых работников. Это вызывает постоянное внутреннее напряжение.
Еще одна группа людей, постоянно подверженных стрессу — это жители мегаполисов. Постоянное общение с большим количеством незнакомых людей, невозможность остаться наедине со своими мыслями, создают напряжение, которое может стать причиной психофизиологических нарушений.
Профессиональный стресс –многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда [2].
Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.
Стресс на рабочем месте могут вызывать не только психологические аспекты, но и условия труда, не соответствующие санитарным нормам: недостаточная освещенность, низкая или высокая температура в помещении, отсутствие адекватного воздухообмена. При работе в таких условиях организм работает на пределе адаптационных ресурсов, что заканчивается истощением.
Психологи Манчестерского университета исследовали воздействие стрессовых факторов на работников различных профессий [3]. По данным этого исследования наиболее высокий риск выгорания у шахтеров, полицейских, медиков, журналистов, пилотов самолетов, актеров, политиков и общественных деятелей.
Классификация профессионального стресса
Единой классификации на сегодняшний день не существует. Рассмотрим самые популярные, максимально точно отражающие суть проблемы.
Н.В. Самоукина выделяет такие виды стресса [7]:
- стресс конкуренции;
- боязнь совершить ошибку;
- профессиональный стресс достижения;
- несовпадение темпов общения работников.
В западной литературе описывается шесть основных источников профессионального стресса:
- Режим работы. Сюда входит не только слишком интенсивная трудовая деятельность, недостаток свободного времени и отдыха, но и плохие условия труда.
- Коммуникация. Отсутствие взаимопонимания с начальством, коллегами, отсутствие уважения со стороны подчиненных.
- Ролевой фактор. Высокая ответственность, узкий круг полномочий, неопределенная роль работника в организации.
- Карьерные трудности. Отсутствие либо слишком стремительный карьерный рост, страх увольнения, несоответствие профессиональных амбиций работника его способностям.
- Психологический климат на работе. Противоречия между корпоративной культурой и внутренними убеждениями работника, интриги между сотрудниками, ограничение свободы выбора.
- Внеорганизационные факторы. Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания со стороны родственников.
Глобально все причины профессионального стресса можно разделить на субъективные и объективные [8]. Первая группа причин обусловлена психологическими особенностями человека, его восприятием окружающей действительности. На объективные причины повлиять сложно, они оказывают влияние на всех работников конкретной организации. Сюда относятся вредные условия производства (пыль, шум, радиация, высокие или низкие температуры, постоянная опасность для жизни и здоровья), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность.
Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.
В зависимости от рода факторов различают:
- Информационный стресс, обусловленный сильной умственной и физической перегрузкой. Такой режим работы влияет на ее качество, со временем вызывает хроническую усталость, невозможность принимать решения и выполнять даже относительно простую работу.
- Эмоциональный стресс характерен для людей, не умеющих адаптироваться к существующим обстоятельствам, постоянно противопоставляющими себя коллективу.
- Коммуникативный стресс связан с отсутствием у человека умения налаживать грамотные рабочие связи, противостоять направленной в его сторону агрессии (со стороны коллектива)
Особенности профессионального стресса у медицинских работников
Медики входят в группу риска по возникновению синдрома профессионального выгорания. В работе врачей разных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы, большая ответственность за каждое принятое решение. Медицинские работники часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, медики ежедневно видят чужие страдания и смерть, начальство часто выдвигает к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый доктор.
Профессиональное выгорание у медиков характеризуется следующими проявлениями: чувство усталости, истощения; головные боли; колебания АД; нарушения сна; отрицательное отношение к работе; раздражительность; тревожность; отрицательное отношение к себе; чувство вины; снижение памяти; низкая продуктивность работу; цинизм; ощущение собственной некомпетентности.
Подверженность профессиональному стрессу зависит от индивидуальных физиологических особенностей и типа личности [1]. Наиболее подвержены выгоранию несколько категорий медработников. Добросовестные, аккуратные, стремящиеся к порядку люди сильно переживают из-за каждой неудачи. Ухудшение состояния, а тем более смерть пациента вызывает у них глубокое чувство вины даже в случае, если они все сделали правильно. Это провоцирует постоянные внутренние переживания, которые в итоге приводят к тяжелым психосоматическим расстройствам.
Врачи, стремящиеся всегда быть лучшими, болезненно реагируют на критику. Кроме того, они неспособны длительное время выполнять однообразную работу. Деятельность в таких условиях довольно быстро приводит к выгоранию.
Жертвами профессионального стресса также становятся люди впечатлительные, способные к эмпатии. Воспринимая чужую боль, как собственную, они быстро разрушают собственную психику.
Выделяют три фазы профессионального стресса у медиков [2]:
- Фаза напряжения. Преобладают острые переживания, неудовлетворенность собой, тревожность.
- Фаза резистенции. Отмечается уменьшение эмоциональной отдачи, предпринимаются попытки сократить перечень своих функциональных обязанностей. В семье, при общении с друзьями врач также становится менее эмоциональным.
- Фаза истощения. Дефицит эмоций, резкость, грубость, отсутствие сочувствия, обидчивость, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства.
Профилактика профессионального выгорания
К сожалению, в большинстве лечебных учреждений не уделяют должного внимания профилактике профессионального выгорания. Именно поэтому так много жалоб на медицинских работников поступает со стороны пациентов. Постоянным стрессом обусловлен и уход многих специалистов в другие сферы деятельности.
За рубежом для медиков проводятся специальные тренинги, позволяющими медикам выразить свои эмоции, найти понимание и поддержку, разрешить внутренние конфликты, снять напряжение. В некоторых странах профилактика выгорания закреплена на законодательном уровне. В нашей стране в последние годы также разрабатываются и внедряются программы психологической реабилитации медицинского персонала.
Профессиональный стресс оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи и жизни медицинских работников. Именно поэтому данной проблеме нужно уделять должное внимание. Профессия врача и медсестры сопряжена с ежедневным стрессом, поэтому групповая и индивидуальная работа психологов с медицинскими работниками является важным аспектом профилактики психосоматических расстройств. Постоянные психические нагрузки на работе приводят не только к поведенческим расстройствам, но и вызывают серьезные нарушения в работе нервной и сердечно-сосудистой системы. Лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями — профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников.
Источник