- Профилактика стресса при перевозке животных
- Способ профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота
- Профилактика транспортного стресса у животных с использованием транскраниальной электростимуляции
- Выявление особенностей гистологической структуры аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы у животных после транскраниальной электростимуляции. Данные по содержанию адреналина, кортизола, тиреоидных гормонов, глюкозы и малонового диальдегида.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Профилактика стресса при перевозке животных
При перевозках лошадей ввиду воздействия неблагоприятных факторов (ограниченность в движениях, качка, вибрация, ускорения, торможения) их организм испытывает напряжение, называемое английским словом «стресс». Такое состояние, особенно при длительных транспортировках, угнетает защитные силы организма, ослабляет его естественную устойчивость, приспособляемость, что часто ведет к заболеваниям животных во время перевозки или после нее, объединяемым в ветеринарии понятием «транспортная болезнь».
Стресс, представляющий собой совокупность защитных физиологических реакций организма, начинается уже при погрузке лошадей, например, в спецавтомашину. Лошади, в первую очередь редко перевозимые, боятся всего нового, незнакомого — темноты салона машины, прогибающегося под их тяжестью трапа, непривычных запахов, что вызывает у них возбуждение, усиливаемое резкими принудительными действиями (окрики) обслуживающего персонала при неповиновении лошадей. А неосуществимость естественного стремления лошади убежать, избегая опасности, приводит к перенапряжению ее центральной нервной системы. Это выражается в сильном двигательном возбуждении — лошадь упирается, встает на дыбы, отбивает задом, стремится спрыгнуть с трапа и даже может выпрыгнуть из бокса машины.
Перевозбуждение ведет к значительной активизации работы всех физиологических систем организма. Сразу после захода в машину частота пульса и дыхания у лошади возрастает вдвое. У нее наблюдается изменение кислородтранспортной функции крови, что проявляется в увеличении концентрации гемоглобина на 55 % и содержания эритроцитов на 14%. Такое соотношение возрастания гемоглобина и эритроцитов может свидетельствовать о нежелательном преобладании распада эритроцитов с выходом из них гемоглобина над выбросом эритроцитов из депо, так как это может отрицательно сказаться при транспортировке незадолго до соревнований на работоспособности лошади.
В различных отраслях животноводства используют успокаивающие средства (транквилизаторы) для смягчения отрицательного действия транспортного стресса на организм животных, облегчения процесса погрузки их в автомашины, снижения потерь живой массы и предотвращения заболеваний и падежа при перевозке. Широко употребляемые при перевозках молодняка и взрослого скота препараты фенотиазинового ряда (аминазин, ацетпромазин, промазин, тримепразин) имеют ряд нежелательных побочных действий, что не позволяет применять их при транспортировке лошадей.
Эти препараты оказывают глубокое тормозящее действие на центральную нервную систему лошади, подавляют перистальтику кишечника, расслабляют мускулатуру, снижают артериальное давление, вызывают сильный снотворный эффект, нарушают терморегуляцию. Торможение же центральной нервной системы и расслабление мускулатуры препятствуют активной реакции контроля и сохранения равновесия при переездах, что может привести к возникновению травм при ударах лошади о стенки бокса или ее падении.
Поэтому нами были выбраны и апробированы два транквилизатора — «фенибут» и «мебикар», которые, не оказывая нежелательных действий на сердечно-сосудистую, дыхательную, гипофизарно-надпочечниковую, пищеварительную системы и не вызывая расслабления мускулатуры лошади, обладают достаточно выраженным успокаивающим действием. Тот или другой препарат в порошке вводили лошадям через болюсодаватель за 40 мин до погрузки. Благотворное действие препаратов выражалось в меньшем увеличении частоты пульса и дыхания по сравнению с контролем (на 33 и 18 % соответственно). В крови лошадей, получивших препарат, наблюдали возрастание содержания гемоглобина на 26—33 и эритроцитов — на 16—18 %, что свидетельствовало о нормальной физиологической реакции системы крови, то есть о преобладании выхода эритроцитов из депо над их распадом.
Применение препарата «фенибут» позволило сократить время погрузки. одной лошади в 4 раза — с 14 до 3 мин, а «мебикара» — в три раза — с 15 до 5 мин. Лошади, получившие, транквилизатор, при погрузке ведли себя гораздо спокойнее, увереннее, смелее заходили в машину по трапу, чем без применения лекарства, когда их удавалось погрузить с большим трудом. В машине эти лошади проявили меньше беспокойства, их ориентировочная реакция была в норме.
Отрицательное влияние транспортировки зависит от ее длительности и реализуется на фоне предварительно изменившейся в результате погрузки деятельности физиологических систем. При транспортировке продолжительностью до 48 ч у лошадей, кроме учащения пульса и дыхания, наблюдается увеличение содержания гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов.
Активность гипофизарно-надпочечниковой системы (по концентрации кортизола) поддерживается на высоком уровне. Перевозка лошадей в течение суток вызывает напряжение гуморального и клеточного иммунитета, что свидетельствует об активизации защитных сил организма. Такой режим перевозки вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, которое в период суточного отдыха сменяется явным снижением до исходного уровня.
Транспортировка лошадей в течение 48 ч и более вызывает в их организме значительное утомление, выражающееся в падении тонуса скелетной мускулатуры. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы уменьшается. Показатели кислородтранспортной функции крови незна, чительно отклоняются от исходного уровня, однако сохраняется значительный лейкоцитоз.
Такая длительная перевозка вызывает резкое снижение иммунной реактивности организма, их естественной устойчивости. Это может способствовать возникновению заболеваний и даже вести к падежу животных при транспортировке.
В целях профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных при перевозке исследователями предложены также системы обработки, включающие инъекции антибиотиков, витаминов и других фармакологических веществ, которые способствуют повышению естественной устойчивости организма к вредному действию транспортного стресса. Для Предупреждения патологических состоянии лошадей при транспортировках мы в опытном порядке использовали перед перевозкой принцип аутогемотерапии.
При этом кровь лошади, взятую из яремной вены в количестве 20 мл, вводили внутримышечно, как правило, в область шеи. Эту процедуру проводили дважды — за 5—6 дней до отправки и накануне погрузки — не менее, чем за 2 часа. Однако можнопользоваться и однократным применением аутокрови — перед отправкой. Накануне лошадям обязательно внутримышечно вводят бициллин-5 в дозе 2,5—3 млн. ед. и стрептомицин — 2—3 г на одну голову.
Опыт показывает, что одновременное применение обоих способов профилактики транспортного стресса у лошадей — дача транквилизаторов «фенибута», «мебикара» и аутогемотерапия — приносят благоприятные результаты. Лошади, как правило, переносят перевозку без выраженных депрессивных состояний, не подвержены заболеваниям, вызванным транспортным стрессом и хорошо сохраняют за время пути спортивную форму. Но при этом надо обязательно соблюдать и обычные меры — спокойное обращение с животными, осторожное, плавное движение автомашины.
А. ЛАСКОВ, С. ПУШКАРЕВА, ВНИИ коневодства
Источник
Способ профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота
Использование: в сельском хозяйстве, в частности в способах профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота. Сущность изобретения: способ предусматривает скармливание животным за 3-7 сут до их транспортировки в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки солевой композиции, включающей, мас.%: хлористый натрий 7,4-9,8, углекислый натрий 0,4-0,8, карбонат кальция 8-11, карбонат магния 1-1,4, аскорбиновую кислоту (витамин С) 0,1-0,3, глюкозу 18-22. Средство дается в виде соли в смеси с концентрированными кормами. 8 табл.
Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия, животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки, а также при других технологических стрессах, возникающих в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.
Известно средство для профилактики транспортного стресса, при котором с целью снижения стрессового состояния животных, потерь живой массы крупного рогатого скота перед перевозкой животным вводят транквилизатор аминазин, дозы которого в зависимости от пpодолжительности транспортировки колеблются от 0,5 до 2 мг/кг при внутримышечном введении или от 2,5 до 5 мг/кг при даче с кормом. Внутримышечная инъекция аминазина способствует снижению потерь живой массы при транспортировке на 6,5 кг.
Наряду с положительным эффектом, достигаемым при использовании аминазина и других транквилизаторов и нейролептиков (общее успокоение, устранение аффективных реакций, снижение тревоги, беспокойства, понижение двигательной активности и т.д.), недостатками являются непродолжительность их действия, высокая стоимость и, что самое главное, накопление этих веществ или продуктов их распада в организме животного. В большинстве случаев инъекции этих препаратов являются причиной возникновения инфильтратов в месте их введения, что приводит к конфискации инфильтрированных участков, а следовательно, к дополнительной потере мясной продукции. В США и других странах запрещено использовать транквилизаторы, а если их применяют, то принимают определенные меры.
Для снижения реакции стрессового состояния у животных испытываются новые транквилизаторы, антиоксиданты, биологические препараты, различные солевые (электролитные) композиции, тиреостатические и другие вещества, обладающие адаптогенным действием.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ профилактики транспортного стресса, при котором животным за 6-7 дней перед перевозкой на откормочное предприятие или мясокомбинат дополнительно с рационом скармливают солевую композицию (электролитную) в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки. Наиболее оптимальной дозой оказалась доза в 175-225 мг/кг на голову в сутки при следующем значении составляющих ее компонентов, NaCl 55,0 KCl 19,5 Na2SO4 11,3 Na2CO3 0,7 CaCO3 12,2 MgCO3 1,3 Использование указанной солевой (электролитной) композиции в дозе и экспозиции указанной выше, способствует сокращению потерь живой и убойной массы при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия на 4,8-12,2 (8,5) и 2,2-9,4 (5,8) кг, а также сохранить биологические и технологические показатели мяса. Однако при использовании данной композиции ответная реакция организма на отрицательные последствия стресса проявляется в незначительной степени, что в конечном счете отражается на нормализации физиологического статуса и сокращении потерь продукции.
Цель изобретения изыскание эффективного способа снижения отрицательного влияния стресса на организм животных и сокращения потерь живой и убойной массы реализуемого скота при его транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, а также молодняка из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки с помощью использования дешевого и более доступного средства для профилактики и коррекции транспортного стресса.
Указанная цель достигается применением солевой композиции, включающей хлористый натрий, хлористый калий, сернокислый натрий, углекислый натрий, карбонат кальция, карбонат магния, а также аскорбиновую кислоту (витамин С) и глюкозу в следующем соотношении, NaCl 43,4-45,4 KCl 13,0-18,0 Na2SO4 7,4-9,8 Na2CO3 0,4-0,8 CaCO3 8,0-11,0 MgCO3 1,0-1,4 C6H8O6 0,1-0,3 C6H12O6 H2O 18,0-22,0 в качестве подкормки в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки в течение 3-7 сут до перевозки животных. Отдельные элементы композиции (NaCl, Na2SO4, Na2CO3, CaCO3) используются в составе кормовой соли, которая скармливается животным на протяжении длительного периода времени с целью обеспечения животных необходимыми минеральными веществами. Установлена протективная роль аскорбиновой кислоты в предотвращении токсикоза птиц, ее влияние на стимуляцию гуморального иммунитета и служит иммунологическим промотором в тканях от воздействия стероидов и свободных радикалов. Глюкоза часто включается в состав регидратационных растворов для предотвращения обезвоживания организма животных.
Таким образом, солевая композиция такого состава с целью профилактики и коррекции транспортного стресса и снижения потерь живой и убойной массы молодняка крупного рогатого скота при перевозке не применялась. Поэтому изобретение является новым и имеет изобретательский уровень.
Опыты по использованию солевой композиции проводились на бычках 14,5-месячного возраста, находившихся на выращивании и откорме в условиях промышленного комплекса. Солевую композицию использовали в качестве подкормки с концентрированными кормами в дозах 125-275 мг/кг живой массы на голову в сутки в течение 3-7 сут до транспортировки убойного молодняка на мясокомбинат.
П р и м е р 1. Первоначально в целях выявления наиболее оптимального процентного соотношения компонентов, составляющих солевую композицию, был проведен опыт на четырех группах бычков по 5 голов в каждой. Всем группам убойного молодняка, кроме контрольной, в течение 3 сут до транспортировки скармливания солевую композицию в дозе 125 мг/кг живой массы в сутки с разницей лишь в том, что первая опытная группа бычков получала солевую композицию с минимальным процентным соотношением компонентов ее составляющих, вторая со средним и третья с максимальным процентным соотношением компонентов.
Скармливание солевой композиции проводили в смеси с концентратами. Применение солевой композиции перед перевозкой убойного скота позволило снизить потери живой массы за транспортировку на 2,5-3,6 кг по сравнению со сверстниками контрольной группы (табл. 1). Разница по потерям живой массы между контрольными и опытными животными составляла 2,5 кг (0,55%)-p Изобретение относится к ветеринарии и может быть использовано для лечения скрытого эндометрита коров
Источник
Профилактика транспортного стресса у животных с использованием транскраниальной электростимуляции
Выявление особенностей гистологической структуры аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы у животных после транскраниальной электростимуляции. Данные по содержанию адреналина, кортизола, тиреоидных гормонов, глюкозы и малонового диальдегида.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | автореферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.07.2018 |
Размер файла | 101,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук
Профилактика транспортного стресса у животных с использованием транскраниальной электростимуляции
Желнина Марина Александровна
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова»
Научный руководитель: заслуженный ветеринарный врач РФ, доктор биологических наук, профессор Сеин Олег Борисович
Официальные оппоненты: Мамаев Андрей Валентинович, доктор биологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», зав. кафедрой технологии производства и переработки молока Ерыженская Надежда Федоровна, кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник, ГНУ «Курский научно-исследовательский институт агропромышленного производства» РАСХН, ст. научный сотрудник лаборатории ветеринарной медицины
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Защита состоится 17 июня 2013 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 220.040.03 при ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова» по адресу: 305021, г. Курск, ул. К. Маркса, 70. Тел. (4712) 53-13-30, факс (4712) 53-84-36.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова».
Автореферат разослан 17 мая 2013 г.
Учёный секретарь диссертационного совета Г.Ф. Рыжкова
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Из всех существующих в животноводстве стрессов наиболее часто встречается транспортный стресс. При этом стрессе у животных происходят существенные «сдвиги» в организме. Погрузка и транспортировка вызывают у них выраженное беспокойство, повышение рефлекторной чувствительности, учащение пульса и дыхательных движений. Если транспортировка продолжительная, то первоначальное возбуждение сменяется угнетенным состоянием. Это, в свою очередь, приводит к потере живой массы, которая при неправильной транспортировке животных, при недостатке кормов и воды значительно возрастает. У животных снижается качество мяса, оно становится бледным, мягким, водянистым, в мышечных волокнах повышается концентрация молочной кислоты, возрастает рН.
Для профилактики транспортного стресса у животных используются преимущественно фармакологические препараты — транквилизаторы, адаптогены (В.С. Бузлума, 1988; Ф.З. Мирсон, 1988; М.И. Рецкий, 1995; А.М. Беркович, 2003; С.В. Бузлума, 2003; J.L. Duhault, 2002). Однако, несмотря на положительные эффекты, недостатком многих фармакологических препаратов является непродолжительность действия, а также способность задерживаться в организме как самих препаратов, так и продуктов их распада. Учитывая это, производству были предложены неинвазивные способы профилактики транспортного стресса у животных, основанные на активации компенсаторно-адаптационных реакций организма путем стимуляции системы биологически активных центров кожи (А.В. Мамаев и др., 2008; К.А. Лещуков и др., 2008).
Однако, несмотря на достигнутые успехи в данном направлении, изыскание новых методов предотвращения и устранения отрицательных последствий воздействия транспортного стресса на организм животных является актуальной задачей.
В последние годы в медицинской практике нашел широкое применение метод транскраниальной электростимуляции (ТЭС) защитных механизмов мозга, разработанный в Институте физиологии И.П. Павлова РАН группой ученых под руководством профессора В.П. Лебедева.
Данный метод был разработан в соответствии с принципами доказательной медицины, предусматривающими получение оптимального эффекта при минимальном уровне воздействия и минимизации побочных эффектов. В основу метода ТЭС положены результаты современных исследований (ядерномагнитнорезонансная томография, ауторадиография, радиоиммуноцитохимия и др.) многолетних рандоминизированных и скрининговых исследований с использованием экспериментальных моделей (В.П. Лебедев, 1988, 1992, 2005; М.Л. Д. Джой и др., 2005; M. L. G. Joy et al., 1989, 1993, 1994). На основании накопленных данных была создана серия аппаратов неинвазивной селективной электростимуляции защитных механизмов мозга, получивших название «Трансаир» (В.П. Лебедев, А.В. Малыгин, 2000).
Исследование центральных и периферических механизмов ТЭС подтвердили обоснованность применения этого метода в практических целях. ТЭС широко используется в медицине (А.С. Попов и др., 2003; М.В. Меликова и др., 2008; С.Н. Касаткин и др., 2009; И.Н. Ручкина и др., 2009 и др.). Все более широкое применение этот неинвазивный способ находит и в практике ветеринарной медицины (О.Б. Сеин и др., 1996, 2008, 2013; Ю.В. Храмов и др., 1997, 1998; А.П. Жуков, 1997, 2009 и др.).
Рабочая гипотеза настоящей работы строилась на материалах источников литературы (В.П. Лебедев и др., 1991, 1998, 2005; Ю.Б. Лишманов, 1997), которые раскрывают роль антиноцицептивной системы мозга и эндогенных опиоидных пептидов в процессах адаптации и стресса.
Цель и задачи исследований.
Целью работы являлось изучение влияния ТЭС на морфофункциональное состояние аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы у животных, подвергавшихся транспортировке, и разработка нового способа профилактики транспортного стресса у домашних животных с применением ТЭС.
Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить влияние различных режимов ТЭС на общий клинический статус кроликов, овец и крупного рогатого скота;
2. Изучить гистологическую структуру гипофиза, надпочечников и щитовидной железы у бычков после ТЭС и транспортировки;
3. Определить содержание адреналина, кортизола и тиреоидных гормонов в крови бычков после ТЭС и транспортировки;
4. Дать физико-химическую оценку мяса животных, подвергавшихся ТЭС и транспортировке;
5. Разработать новый способ профилактики транспортного стресса у животных с использованием ТЭС и провести его производственную апробацию на разных видах домашних животных.
Научная новизна. Впервые в научно — производственных опытах изучено стресс — корректное действие транскраниальной электростимуляции на животных, подвергавшихся транспортировке. Впервые выявлены отличительные особенности гистологической структуры аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы у животных после ТЭС и транспортного стресса, а также получены новые данные по содержанию адреналина, кортизола, тиреоидных гормонов, глюкозы и малонового диальдегида в крови бычков после ТЭС и транспортного стресса. Проведена физико-химическая оценка мяса животных, подвергавшихся ТЭС и транспортировке. гистологический аденогипофиз транскраниальный
Отличие результатов исследований от данных других авторов состоит в том, что на основании изучения физиологических, биохимических и гистологических исследований получены новые данные, подтверждающие стресс — корректорные эффекты ТЭС при транспортном стрессе у домашних животных разных видов. Впервые использован способ профилактики транспортного стресса у животных с применением ТЭС (Патент на изобретение № 2477154).
Теоретическая и практическая значимость работы. Выявленные морфофункциональные особенности аденогипофиза и надпочечников у животных после ТЭС и транспортировки подтверждают участие антиноцицептивной системы мозга в процессах адаптации. Полученные данные расширяют и конкретизируют существующие представления о влиянии импульсного тока на опиоидергические структуры мозга. Разработанный способ профилактики транспортного стресса у животных можно рекомендовать при перевозке племенных особо ценных продуктивных и декоративных животных.
Реализация результатов исследований. Результаты научных исследований внедрены в учебно-опытном хозяйстве «Знаменское» Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова и в учебный процесс при преподавании физиологии животных в Курской ГСХА и Орловском ГАУ.
Основные положения, выносимые на защиту:
— оптимальные режимы ТЭС для профилактики транспортного стресса у кроликов, овец и крупного рогатого скота;
— результаты этологических и клинических исследований у животных, подвергавшихся ТЭС и транспортировке;
— химические и биохимические показатели оценки мяса у бычков, подвергавшихся ТЭС и транспортировке;
-гистологические особенности аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы у бычков после ТЭС и транспортировки;
— показатели содержания адреналина, кортизола и тиреоидных гормонов у бычков после ТЭС и транспортировки;
— способ профилактики транспортного стресса у разных видов домашних животных с применением ТЭС.
Апробация работы и публикации. Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на:
– Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение инновационного развития отечественного животноводства» (Новочеркасск, 2011г.);
– Международной научно-практической конференции «Интегративные процессы в образовании и науке-2012» (Москва, 2012г.);
– Международной научно — производственной конференции «Инновационные пути развития АПК на современном этапе» (Белгород, 2012г).
– Международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства» (Курск, 2012г.);
– Международной научно-практической конференции «Развитие аграрного сектора в условиях вступления России в ВТО» (Смоленск, 2012г.).
По материалам диссертации опубликовано семь научных статей, в том числе две статьи в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Объём и структура работы. Материал диссертации изложен на 162 страницах компьютерного текста и включает введение, обзор литературы, материал и методы исследований, результаты собственных исследований, выводы, практические предложения, список литературы, содержащий 181 источник, в том числе 76 зарубежных авторов. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами и 28 рисунками.
Материал и методы исследований
Научные исследования выполнялись в 2011-2013 гг. в условиях кафедры терапии и акушерства, вивария, ветеринарной клиники и учебно-опытного хозяйства «Знаменское» Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. Объектом исследований являлись кролики породы советская шиншилла и калифорнийской породы, крупный рогатый скот черно-пестрой породы и овцы романовской породы.
Экспериментальная часть работы состояла из трех серий опытов, которые проводили по схеме, представленной на рисунке 1.
Первая серия опытов была посвящена изучению основных клинических показателей и поведенческих реакций у кроликов, овец и бычков при использовании различных режимов ТЭС. В качестве источника электровоздействия использовали аппарат «Трансаир-2». Подачу постоянного и импульсного тока осуществляли через электроды-зажимы и электроды с резиновым фиксатором, которые располагали на лобной (катод) и затылочной (анод) областях головы подопытных животных.
Кроликам ТЭС проводили в режиме, предусматривающем подачу на электроды постоянного тока, плавно нарастающего в течение двух минут от 0 до 2,0 мА, с последующей подачей импульсного тока с частотой 77Гц, длительностью 3,0 мс и средней силой тока 1,0 мА. Электростимуляцию проводили 2 раза в сутки, утром и вечером, в течение двух дней подряд. Продолжительность одного сеанса составляла 30 мин.
Овцам ТЭС проводили в режиме, предусматривающем подачу на электроды постоянного тока, плавно нарастающего в течение двух минут от 0 до 3,0 мА, с последующей подачей импульсного тока с частотой 77 Гц, длительностью 3,5 мс и средней силой тока 1,5 мА. Продолжительность одного сеанса ТЭС составляла 30 мин.
Бычкам на откорме ТЭС проводили в режиме, который включал подачу на электроды вначале постоянного тока, медленно нарастающего от 0 до 5,0 мА, а затем импульсного тока с частотой 77 Гц, длительностью 3,5 мс и средней силой тока 2,5 мА. Продолжительность одного сеанса ТЭС составляла 30 мин.
Все подопытные животные содержались в помещениях соответствующих виду и отвечающих зоогигиеническим требованиям. Кормление кроликов, овец и бычков осуществлялось по рационам полноценным по питательным, минеральным и витаминным компонентам.
За всеми подопытными животными во время опытов вели наблюдение, учитывали клинические показатели, поведенческие реакции, а также проводили общий гематологический анализ, у кроликов дополнительно определяли в крови содержание бета — эндорфина до и после электростимуляции.
Во второй серии опытов изучали влияние транспортного стресса на общее состояние, физиолого-биохимический статус и морфологическую структуру аденогипофиза, надпочечников и щитовидной железы бычков. С этой целью было отобрано две группы бычков-аналогов 18 — месячного возраста по 7 голов в каждой. Животных перевозили из хозяйства-поставщика на мясокомбинат. Перевозку осуществляли специально оборудованным автотранспортом на расстоянии 118 км.
Бычков 1 опытной группы перед транспортировкой подвергали ТЭС. Бычки 2 контрольной группы электростимуляции не подвергались.
До и после транспортировки за животными проводили наблюдение, учитывали частоту пульса, дыхательных движений, поведенческие реакции, определяли массу тела, брали кровь для общего анализа, а также для определения содержания адреналина, кортизола, тиреоидных гормонов и глюкозы. После убоя у животных обеих групп производили отбор гипофизов, надпочечников и щитовидной железы для гистологического исследования, а также брали пробы мяса для химического анализа.
В третьей серии опытов проводили научно-производственные испытания разработанного способа профилактики транспортного стресса у домашних животных. С этой целью кроликам, овцам и крупному рогатому скоту перед транспортировкой проводили ТЭС в вышеуказанных режимах два раза в день, утром и вечером, в течение двух дней подряд. За всеми подопытными животными проводили наблюдение, определяли общие клинические и гематологические показатели.
При выполнении диссертационной работы был использован комплекс методов, включающий этологические, физиологические, биохимические, гистологические и биометрические исследования.
Этологические исследования. Во время исследований постоянно осуществляли контроль за состоянием здоровья подопытных животных, наблюдали за приемом и поеданием корма, учитывали их реакцию на различные внешние раздражители. Поведенческие реакции у подопытных животных регистрировали в этограммах и протоколировали.
Физиологические методы. До и после транспортировки у животных определяли частоту пульса, количество дыхательных движений за 1 мин. Исследовали СОЭ, гематокритную величину, количество эритроцитов, лейкоцитов, содержание гемоглобина общепринятыми методами (Клиническая лабораторная диагностика в ветеринарии. — М., 1985). Отдельное количество эозинофилов в крови животных подсчитывали с использованием метода И.С. Пиралишвили (1962).
Биохимические методы. Содержание в крови глюкозы устанавливали с использованием наборов реактивов «Клини-Тест». Уровень адреналина определяли флюориметрическим методом (Э.Ш. Матлина, 1964). Концентрацию кортизола, бета-эндорфина, тиреоидных гормонов устанавливали иммуноферментным методом. Содержание в тканях длиннейшей мышцы спины молочной кислоты и гликогена определяли спектрофотометрически, рН устанавливали потенциометрическим методом. Уровень малонового диальдегида (МДА) в крови оценивали по реакции с 2 — тиобарбитуровой кислотой (В.В. Рогожин и др., 2004).
Гистологические исследования. Гистологические препараты готовили по общепринятой схеме: фиксация материала, обезвоживание в спиртах возрастающей концентрации и ксилоле, заливка в парафин, приготовление парафиновых срезов на санном микротоме, окрашивание препаратов (Д.С. Саркисов и др., 1996). Фиксировали материал в 10% нейтральном формалине, жидкости Штиве и Карнуа. Окрашивали гистосрезы гематоксилин-эозином, азаном по Гейденгайну, альдегид — фуксином по Хелми — Дыбану, а также применяли ШИК — реакцию с окраской оранжевым Г. Для морфометрии клеток и их ядер использовали винтовый окуляр — микрометр. С гистологических препаратов делали фотоснимки с применением микроскопа Penta View 44348.
Гистологические исследования проводили на кафедре терапии и акушерства Курской ГСХА и в Курском областном бюро патологической анатомии.
Биометрические исследования. Полученные данные подвергались биометрической обработке (П.Ф. Рокицкий, 1973) с использованием ПЭВМ.
Поведенческие реакции и клинические показатели у кроликов, овец и крупного рогатого скота при ТЭС
Отличительной особенностью выбранных нами режимов ТЭС для кроликов, овец и крупного рогатого скота, от используемых ранее (Б.С. Сеин, 2009; А.М. Выдрин, 2010), являлось уменьшение постоянного тока перед подачей на электроды прямоугольных импульсов. Как показали результаты проведенных экспериментов, уменьшение значений постоянного тока для кроликов до 2,0 мА, овец — до 3,0 мА и крупного рогатого скота — до 5,0 мА не оказывало отрицательного влияния на общее состояние животных и не снижало эффективности электростимуляции.
У преобладающего большинства животных ТЭС в начале сеанса сопровождалась кратковременным возбуждением, повышенной двигательной активностью, учащением пульса и дыхательных движений. Через 5-7 мин поведение животных становилось более спокойным, у некоторых наблюдалось сонливое состояние. После сеанса ТЭС поведение подопытных животных не отличалось от такового от животных, которые электростимуляции не подвергались.
Результаты исследования бета-эндорфина в крови кроликов, которым проводили ТЭС в выбранном режиме, показали, что его содержание через 60 мин после сеанса электростимуляции повышалось с 7,5 ± 0,10 до 28,6 ± 0,27 пмоль/л, а через 3 часа достигало 19,4 ± 0,26 пмоль /л. При этом у контрольных животных содержание бета-эндорфина в эти периоды соответственно составляло 7,8 ± 0,15 и 7,0 ± 0,20 пмоль/л.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что применяемый режим ТЭС оказывает стимулирующее действие на антиноцицептивную систему мозга животных, которое сопровождается «выбросом» в кровь опиоидного пептида бета-эндорфина, обладающего антистрессорным действием.
Особенности морфологической структуры аденогипофиза у бычков после транспортировки
Общий обзор гистопрепаратов показал, что в аденогипофизах бычков контрольной группы клетки располагались группами, между которыми отмечались хорошо выраженные межклеточные пространства, с включениями капель коллоида. Диаметры капилляров расширены и кровенаполнены.
У бычков опытной группы клетки в аденогипофизе располагались в большинстве случаев компактно, прилегая близко друг к другу. Межклеточные пространства уплотнены. Диаметры капилляров, в отличие от контрольных животных, не увеличены, кровенаполнение умеренное. У животных как опытных, так и контрольной группы хорошо дифференцировались хромофобные, базофильные и ацидофильные клетки. Различались данные группы клеток по окраске и форме.
Хромофобы встречаются во всех отделах аденогипофиза, они имеют относительно небольшую величину. Форма их различная, но чаще обнаруживаются клетки с неровными контурами. Ядра небольшие, овальные. В цитоплазме включения не встречаются. Существенных морфологических различий между хромофобными клетками у опытных и контрольных животных выявлено не было.
Базофильные клетки аденогипофиза представлены тиреотропоцитами и гонадотропоцитами. Отличительной особенностью первых является то, что они располагаются, в большинстве случаев, в центральной части аденогипофиза. Форма тиреотропоцитов неправильная. Ядра овальные, лежат в центре клетки. В цитоплазме встречается мелкая зернистость розового цвета. При определении площади ядер тиреотропоцитов было установлено, что у бычков, подвергавшихся ТЭС, она была меньше (23,4 ± 0,36 мкм 2) по сравнению с контрольными животными (25,0 ± 0,31 мкм 2).
Существенных различий в гистологической структуре гонадотропоцитов у опытных и контрольных животных нами выявлено не было. Не отмечалось достоверных различий (Р > 0,05) и в площади ядер этих клеток: у бычков опытной группы она составляла 25,1 ± 0,68 мкм 2, а у контрольных животных 24,8 ± 0,79 мкм 2.
У животных контрольной группы, не подвергавшихся перед транспортировкой ТЭС, в аденогипофизе наблюдалось количественное перераспределение клеточного состава. Преимущественно преобладали ацидофильные клетки, часть из которых гипертрофирована. В цитоплазме клеток содержится обильная грануляция и встречается гомогенизация, площадь ядер увеличена.
Характерной особенностью для контрольных животных являлось скопление ацидофильных клеток у капилляров, которые имели увеличенный диаметр и хорошее кровенаполнение.
У бычков, подвергавшихся перед транспортировкой ТЭС, в аденогипофизе перераспеределительные изменения клеток были слабо выраженными. Среди ацидофильных клеток встречается много переходных форм, часть клеток находится в состоянии функционального покоя.
Кариометрические исследования показали, что у бычков опытной группы площадь ядер в ацидофильных клетках в среднем составляла 20,1 ± 0,24 мкм 2, а у контрольных животных — 24,3 ± 0,30 мкм 2 (Р 0,05). После транспортировки содержание данных гормонов у бычков обеих групп повысилось. Однако у контрольных животных это увеличение было значительно больше, чем у животных, подвергавшихся перед транспортировкой ТЭС.
Химический состав и биохимические показатели мяса у бычков после транспортировки
Известно, что транспортный стресс сопровождается не только потерей живой массы у животных, но и снижением качества мяса. Учитывая это, нами были определены некоторые биохимические показатели, отражающие качество мяса у бычков опытной и контрольной группы.
Убой животных проводили непосредственно после их прибытия на мясокомбинат.
Органолептическая оценка мяса подопытных животных бычков показала, что у животных контрольной группы образцы имеют темно-красный цвет и плохо обескровлены. У бычков опытной группы, наоборот, говядина была розового цвета и хорошо обескровлена.
Результаты химического анализа мяса показали (табл.1), что у животных, подвергавшихся перед транспортировкой ТЭС, содержание белка и жира было соответственно на 2,0 и 0,9% больше, чем у бычков контрольной группы.
Таблица 1- Химический состав мяса у бычков после транспортировки
Источник