- Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Голубев
- Профессиональный стресс доктора
- Профилактика стресса
- Тест для врача
- Инструкция
- Утверждения
- Бланк ответов
- Подсчет результатов
- Оценка результатов
- Экспресс-методики
- Нервно-мышечная релаксация
- Релаксационные упражнения
- Расслабление отдельных мышечных групп
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Дыхательные упражнения
- Прием создания конкурирующей доминанты
- Диафрагмальная дыхательная гимнастика
- Техники концентрации
- Концентрирующие упражнения
- Управление стрессом
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Голубев
Настоящий раздел посвящён психотерапии для «собственного употребления» врачами различных специальностей, т.к. речь в нём пойдёт о т.н. профессиональном стрессе у врачей — особой разновидности стрессового расстройства, причины и особенности течения которого непосредственно связаны с врачебной деятельностью.
Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.
Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях — от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности — к влиянию на него самого характера этой деятельности.
Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпо-ритмическими характеристиками современного образа жизни. Особенно важными в данном отношении оказываются требования, предъявляемые к представителям т.н. «помогающих профессий», т.к. от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам, т.к. «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь [8, 15, 17, 20, 32, 53].
Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов «помогающих профессий», в т.ч. у врачей, является т.н. «синдром эмоционального (или психического) выгорания» — состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента [20, 32]:
- собственно эмоциональная истощённость — состояние, близкое к т.н. anaesthesia dolorosa psychica (болезненной/скорбной психической бесчувственности), заключающееся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (особенность здесь по сравнению с «традиционной» anaesthesia dolorosa в том, что такое состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);
- цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта определённых действий (в западной — и основанной на ней отечественной — литературе этот компонент нередко именуется «деперсонализацией», что совершенно не соответствует отечественной традиции употребления данного термина);
- редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.
Перечисленные три компонента составляют «ядро» синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного специалиста — психотерапевта или психолога.
Можно с уверенностью утверждать, что в структуре клинических проявлений профессионального стресса у специалистов «помогающих» профессий (т.н. «эмоционального выгорания») наличествуют черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматических расстройств [32, 44]. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетической структуре профессионального стресса психологического звена, играющего едва ли не ведущую роль в возникновении и развитии данного явления.
Как уже указывалось, важнейшим психологическим аспектом любого расстройства является его субъективная картина, т.е. комплекс ощущений, чувств, переживаний и знаний, наличествующих у страдающего данным расстройством человека и возникающих в связи с расстройством. Очевидно, что роль субъективной картины расстройства особенно важна в этиопатогенезе психических и психосоматических расстройств, в структуре которых она занимает место, сопоставимое с местом т.н. акцептора результатов действия в рамках обычной, «здоровой» функциональной системы, не только являясь отражением страдания, но и во многом определяя его содержание по механизму обратной афферентации [2, 12, 17, 26].
Следовательно, возникновение и развитие профессионального стресса в ответ на систему стрессогенных факторов, характерных для той или иной профессии, происходит не непосредственным образом, а опосредовано субъективной картиной стресса, в особенности — той её составляющей, которую можно обозначить, как «субъективная картина системы стрессогенных факторов», особенности которой отражают специфику комбинации стрессогенных факторов, характерных для данной профессии.
При этом нередко у специалистов помогающих профессий — в особенности, у врачей — субъективная картина профессионального стресса находится на «периферии» сознания. Поэтому первым шагом как профилактики, так и коррекции профессионального стресса является систематическим образом организованный анализ врачом системы стрессоров, присутствующих в его деятельности.
Для анализа как самой характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного врача, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:
По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии:
- неспецифические стрессоры;
- общеспецифические стрессоры, характерные для группы смежных профессий (в данном случае — для медицинских специальностей, например — вызванные эмоциональным сопереживанием больному);
- частноспецифические стрессоры, характерные непосредственно для данной специальности (например — вызванные эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования).
Второе измерение классификации стрессоров восходит к введённому ещё Г. Селье делению факторов стресса на социальные, психологические и биологические [42].
В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частноспецифический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.
Непосредственно для процедуры анализа, с целью повышения её наглядности, может быть использована таблица следующего вида, в ячейках которой врачу следует указать те особенности его деятельности, которые, по его мнению, подпадают под соответствующий класс стрессоров:
Источник
Профессиональный стресс доктора
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73 — «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). Вызывать профессиональный стресс могут различные факторы, например взаимоотношения на работе, карьера и т. д. Один из важнейших — это фактор коммуникации с другими людьми. Доктор, вследствие особенностей своей работы, постоянно взаимодействует с больными, их родственниками, коллегами. Известно, что при постоянном контакте с людьми среднестатистический человек начинает испытывать коммуникативный стресс уже через 2,5 часа
Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у врачей является так называемый синдром эмоционального (или психического) выгорания — состояние физического, эмоционального и умственного истощения, характеризующееся рядом феноменов.
Эмоциональное истощение — основная составляющая «профессионального выгорания»; проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, проявляются симптомы депрессии, вспышки гнева, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация (пер. с англ. depersonalization) — дегуманизация (обесценивание), представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к людям, к их чувствам и переживаниям. Контакты становятся обезличенными и формальными: потеря чувства к близким людям, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редукция персональных достижений (пер. с англ. reducel personal accomplishment) — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью. Проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда.
Профилактика стресса
Среди коммуникативных инструментов, которые мы уже разбирали в журнале «Практическая диетология» (№ 4, 2012 г.), на первом месте в управлении стрессом стоит психологическая позиция, РВД-анализ (трансактный анализ). Так, замкнутый круг «ответственность — Родительская позиция врача — Детская позиция пациента — его безответственность — невозможность достичь цели» порождает стресс. Он возникает как из-за перегрузки (находясь на Родительской позиции, мы не можем сказать «я не могу», «я не знаю»), так и из-за ощущения, что обстоятельства нам не подвластны.
Выход — разорвать замкнутый круг, четко определить зону своей ответственности, развивать ответственность пациентов. И конечно, отслеживать свою Родительскую позицию, вовремя переходить с нее на Взрослую и Детскую.
Это — профилактическая мера. Если же вы уже переживаете стресс, можно применить экспресс-методики управления профессиональным стрессом.
Тест для врача
Для того чтобы оценить выраженность этих явлений у себя, заполните, пожалуйста, тест «Опросник психического выгорания для медицинских работников».
Инструкция
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства.
На бланке ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания в баллах от 0 до 6. Позиция «0» — никогда; позиция «6» — ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружочком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Утверждения
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).
- К концу рабочей недели я чувствую себя как выжатый лимон.
- Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения.
- Я общаюсь с моими пациентами (больными) только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
- Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой)*.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов).
- В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным.
- Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- У меня все больше жизненных разочарований.
- Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
- Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и с моими больными.
- Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.
- Я многое успеваю сделать за день.
- Я чувствую себя на пределе возможностей.
- Я смогу еще много сделать в своей жизни.
- Больные, как правило, неблагодарные люди.
* — отмечен «обратный вопрос» (т. е. считается в обратном порядке — утверждению «ежедневно» присваивается 0).
Бланк ответов
Номер вопроса | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подсчет результатов
Чтобы подсчитать результаты, вам необходимо сложить все отмеченные баллы. По субшкалам они распределены так:
Субшкала | Номер утверждения | Кол-во баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | |
Редукция профессиональных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
* — отмечен «обратный вопрос» (т. е. считается в обратном порядке — утверждению «ежедневно» присваивается 0).
Оценка результатов
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0–15 | 16–24 | ≥ 25 |
Деперсонализация | 0–5 | 6–10 | ≥ 11 |
Редукция профессиональных достижений | ≥ 37 | 36–31 | ≤ 30 |
Если в процессе тестирования вы получили высокий уровень хотя бы по одной из субшкал, это повод начать регулярно заниматься собой. Врачи зачастую к собственному здоровью относятся недостаточно внимательно, к тому же у них не хватает времени на длительные занятия. Поэтому мы предлагаем достаточно простые и в то же время эффективные шаги управления стрессом.
Экспресс-методики
Давайте рассмотрим несколько упражнений, или техник, которыми можно пользоваться по факту. Эти упражнения позволят управлять своим состоянием — расслабляться, чувствовать себя спокойно в моменты стресса.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Нервно-мышечная релаксация
Возникновение нервно-мышечной релаксации (НМР) связано с именем Э. Джекобсона (E. Jacobson), установившего существование прямой зависимости между повышенным мышечным напряжением и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения. Суть предложенного метода состоит в уменьшении степени напряжения и последующем расслаблении основных мышечных групп тела, в результате чего уменьшается эмоциональное напряжение. Иными словами, мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.
Данный метод представляет собой систему упражнений по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц. Принцип построения упражнений весьма прост и заключается в достижении и переживании контрастных ощущений напряжения и расслабления мышц. Непосредственным эффектом выполнения упражнений является снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области и, как результат, возникновение ощущения тепла и тяжести.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было легко противостоять раздражению и психической усталости. При регулярном выполнении занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями.
Релаксационные упражнения
Целью упражнений является постепенное полное расслабление мышц. Порядок выполнения упражнений можно найти в таблице 1.
Таблица 1. Порядок выполнения упражнений для релаксации отдельных групп мышц
Группа мышц | Упражнение |
Грудная клетка | Очень глубокий вдох |
Нижняя часть ног | |
Бедра и живот | |
Плечи | Поднять плечи как можно выше |
Лицо |