Профилактика эмоциональных нарушений у детей.
консультация на тему
Консультация для родителей. Особенности эмоционального развития дошкольников. Причины эмоционального неблагополучия. Правила поддержания дисциплины. Влияние телевидения на эмоциональное благополучие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика эмоциональных нарушений. | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Для эмоциональной жизни детей дошкольного возраста характерны следующие особенности.
Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей и адекватно на них реагировать. Сохраняется непосредственность и открытость детских переживаний – радости, печали, страха и др. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным. Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.
Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем и т. п.
Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком. Основными причинами проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:
- особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
- индивидуальные особенности (например, темперамент);
- взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).
А теперь поговорим об очень важной проблеме — о наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Правила поддержания дисциплины:
- при наказании, ребенка лучше лишать хорошего, чем
делать ему плохое; - требования родителей не должны противоречить важнейшим
потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть); - должна быть согласованность правил между родителями;
- тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
- объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
- Борьба за внимание.
- Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки). - Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей — он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности — протесты, непослушание. - Потеря веры в собственный успех («Мне все равно. »,
«Пусть буду плохим. »).
Влияние телевидения.
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.
- Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
любит ваш ребенок. - Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
- Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,
вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас
идут? - Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра
телевизора вашим ребенком?
Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.
Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.
Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы — каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.
Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.
Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?
Источник
Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников
Дарья Непомнящая
Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С. И. Семенака, И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, д. Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я.
Цель: развитие доброжелательных взаимоотношений у детей. Формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:
1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
3. развитие навыков совместной деятельности, общения;
Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провела наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставила перед собой цель – развитие доброжелательных взаимоотношений у детей. И наметила перспективный план работы.
1)раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
2) знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
3) учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией ;
4) учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации.
Представляю вашему вниманию свой практический опыт«Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников«
Источник
Консультация педагога-психолога для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
Елена Русинович
Консультация педагога-психолога для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
В настоящее время большое внимание уделяется особенностям эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Еще один фактор, заставляющий сегодня более внимательно отнестись к эмоциональной сфере — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей.
В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон ребенка, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние детей было благополучным. Усилия всех взрослых должны быть сориентированы на проживание ребенком положительного направленного опыта. Но в наше время все больше детей испытывают неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушенияможно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.
Самую важную роль в становлении различных эмоций играет семья ребенка. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах, то можно говорить о неминуемых проблемах в его эмоциональном состоянии. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.
Основными причинами проявления эмоциональногонеблагополучия ребенка являются:
особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
индивидуальные особенности (например, темперамент);
взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).
Хотелось бы заострить внимание на очень важной проблеме – на наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Правила поддержания дисциплины:
при наказании, ребенка лучше лишать хорошего, чем
делать ему плохое;
требования родителей не должны противоречить важнейшим
потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);
должна быть согласованность правил между родителями;
тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи.Своим поведением ребенок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
Борьба за внимание.
Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки).
Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей — он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности — протесты, непослушание.
Потеря веры в собственный успех («Мне все равно.»,
«Пусть буду плохим.»).
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
любит ваш ребенок? Категорически не верно, когда у родителей нет времени заниматься с ребенком, и они оставляют его у телевизора. Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви.
Дорогие родители! Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.
Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.
Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.
Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».
Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову — “деньги”. Однако.
Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.
Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.
Источник