Профилактика эмоциональных перегрузок у младших школьников

Профилактика эмоциональных перегрузок у младших школьников

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, необходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занимали эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу приносили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обязательными и снимали накопившееся эмоциональное напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогулок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разрешения многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кануло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем нехитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастающем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошевелить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок — важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле — здоровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психически здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклонения в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьников также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную подвижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нервной деятельностью.

Источник

Глава 5. Профилактика эмоциональных перегрузок

Профилактикой (от греч. Prophylaktikos — предохранительный) в медицине называют систему мер по предупреждению болезненных и патологических состояний, сохранению психического и физического здоровья и продлению жизни человека. Для того чтобы профилактические мероприятия, направленные на устранение эмоциональных перегрузок, были эффективны и действенны, необхо-димо ясно представлять себе причины и условия их возникновения.
Основными критериями эмоциональной устойчивости ребенка являются психическое и физическое здоровье, социальное благополучие, удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, возможность осуществления общественной самореализации через усвоение социальных ролей, общественных норм и ценностей.
Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, учителей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи это ему не под силу.
Психосоматическое развитие детей и подростков происходит сугубо индивидуально, и в этом вся сложность. Каждый возраст по-своему чувствителен к воспитательным усилиям родителей и по-своему уязвим.
В младшем дошкольном возрасте особо хрупко чувство любви и эмоциональное развитие в целом. Пик потребности в любви у четырехлетних детей часто не совпадает с ответным чувством у матери, запаздывающей с его проявлением.
В возрасте 5—7 лет на мальчиков травмирующе действует уход отца из семьи, поскольку исчезает модель для идентификации. Часто к осложнению взаимоотношений со сверстниками приводит неоправданная изоляция детей, когда родители чрезмерно опекают их. В этом случае закономерно усиливаются возрастные страхи у детей, подрывающие уверенность в себе.
Детей травмируют недоверие к их возможностям, избыток контроля над посещением уроков, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках. В таких условиях нервно-психическое напряжения порождает эффект «парового котла», взрывающегося рано или поздно при неуклонном повышении давления, если отсутствует «клапан» для его уменьшения. Это чревато психогенным заболеванием — неврозом. Родители, не способные понять истоки заболевания и перестроить свои отношения, усугубляют и без того тягостное состояние своего ребенка, в чем кроются истоки аномального поведе-ния и антиобщественных поступков подростков.
Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка. В подростковом возрасте наиболее подвержены психотравмирующему воздействию самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения. Чтобы этого не случилось, нужны психопрофилактическая работа с родителями, их знакомство со специальной литературой по этике и .психологии семейной жизни.
Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Потребность в ней специалисты называют одной из исходных. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, реализацию своих возмож-ностей. Обстоятельства, которые вызывают у ребенка (или взрослого) ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Э. Фромм относит все, что вызывает страх. Это может быть так называемое авторитарное наказание, не связанное с тем или иным проступком, а произвольно определяемое по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.
Другим важным обстоятельством, приводящим к утрате жизненных сил и возрастанию эмоциональной напряженности, являются условия душевного обнищания, когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной жестокости ребенка.
Немаловажный фактор, вызывающий эмоциональную напряжен-ность, — ценностные нормы и ориентиры той социальной группы, частью которой является ребенок. Социальная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, отрицательно влияя на формирование личности ребенка и его психоэмоциональное состояние.
Известный американский психоаналитик Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исходит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспомощности. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, дефицита уважения к индивидуальным потребностям ребенка, теплоты, недостатка реального руководства или слишком большого восхищения им, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах и т.д.
Все эти факторы способствуют развитию тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к разным стратегиям. Он становится враждебным и желает расплатиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Другая реакция: он стремится быть послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. В любом случае у него может развиваться неадек-ватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие, искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, при этом сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и самоуничижение.
Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который может быть разрешен естественным способом, что говорит о нормальном развитии, или неестественным, что будет свидетельствовать о психоэмоциональных нарушениях.
Проблемам развития ребенка, отклонениям в его поведении посвящено множество специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав и др.), что позволяет понять механизмы и причины нарушений и задержки психического развития.
Такие нарушения связаны прежде всего с неблагоприятными собы-тиями в детстве. Это — семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Они же остаются значимыми и в более поздние периоды жизни. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу.
Потребность в признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в раннем детстве. К 4—5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. У ребенка появляются страх одиночества, ощущение изолированности, забытое -ти и ненужности. Острая потребность в признании — это одновременно и потребность в самоутверждении, ребенок нуждается в раскрытии своего «Я», поддержке и любви. Их недостаточность компенсируется страхами, капризами, у детей фор-мируются замкнутость, недоверие к окружающим.
Американский психотерапевт К. Роджерс на основе значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для формирования «полноценно функционирующего человека», прогрессивного личностного развития. Согласно К. Роджерсу, тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но движение вперед может быть осуществлено только при определенных условиях, когда выбор норм поведения осуществляется сознательно в результате научения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы и ценности вытесняют и замещают его переживания и ценности, что ведет к саморазрушению «Я». Такой человек чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концепция» искажается под влиянием чужих оценок, а следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям.
Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод психотерапии, который назвал клиент-центрированной терапией. Он полагает, что его метод применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с имеющими проблемы. Основу метода составляет создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевти-ческих, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий.
Первое — откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком. Значимые люди должны быть с ребенком искренними, не притворяться, не надевать маски. Они должны быть едины и целостны в своих чувствах, в восприятии ребенка и высказываниях о нем.
Второе — безусловное принятие человека, т.е. расположение к нему как к личности, имеющей безусловную ценность, независимой от состояния, поведения или чувств. Человек с рождения испытывает нужду в принятии себя, что предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в нем, его развитие. По мысли К. Роджерса, каждый человек чувствует, думает и верит так, как все остальные люди. Однако различия между людьми дают право каждому человеку реализовать свой жизненный опыт по-своему искать и найти в нем свой смысл жизни.
Ребенок нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять его чувства и поведение, пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к искажению его «Я-концепции», утрате внутренних регуляторов поведения и дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка, каков он есть, однако, не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступкам. Неудовольствие родителей и педагогов должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к его конкретному поступку, особенностям поведения.
Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.
Третье — эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференцированное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Как считает К. Роджерс, сопереживающее понимание является настолько эффективным средством, что может привести к значительным изменениям личности.
Модели поведения значимых взрослых (родители, педагоги, «звез-ды», кумиры) становятся не только основой приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудностей или становятся агрессивными при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.
Дети усваивают и те же межличностные отношения, которые они в течение длительного времени наблюдали в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое (призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны). В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему родителем, тогда его поведение окажется для них неприемлемым, а он станет отвергать родительское. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит и от других людей (друзей, учителей, соседей и др.), а также от отношений с роди гелями. Если отношения с родителями плохие или дети видят, что их поведение приводит лишь к новым трудностям и неудачам, они отвергают роди-тельские нормы.
Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны в профилактике эмоциональных перегрузок. Пагубно положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние механизмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценно-стей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Специалисты советуют обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.
Причинами нарушений поведения и эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье, а также неврозы и патологические особенности личности родителей.
Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения поведения, особенно у мальчиков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы. В любом случае асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения детей.
Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие, оказывать влияние на него.
Предупреждению детской депрессии способствуют методики «Я — хороший, я — плохой» и «Я был, я стал».

Читайте также:  Ненависть суть этого чувства

Методика «Я — хороший, я — плохой»

Цель: определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе; научить способам самоанализа.
Порядок проведения. Детям раздают чистые листы бумаги и ручки. Предлагают разделить чистый лист бумаги (страницу в тетради) вертикальной линией пополам: слева — место, где они должны записать свои положительные качества, справа — отрицательные. Педагог просит детей больше сосредоточиться на своих достоинствах, недостатки описывать легче.
С согласия детей можно провести коллективное обсуждение заполненных листов. Необходимо соблюдать предельную осторожность, так как некоторым детям это может не понравиться и вызвать переживания, они замкнутся в себе и в следующий раз откажутся заполнять листы. Обсудите черты характера только тех, кто этого пожелает сам. Хвалите, мягко подсказывайте, привлекайте к обсуждению всех детей.
Обработка результатов. В процессе проведения таких занятий накапливаются данные о результатах воспитания и коррекционной работы. Появляется возможность обратить внимание школьников на то, какими видят их другие дети.

Методика «Я был, я стал»

Цель: определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе. Научить детей способам самоанализа.
Порядок проведения. В конце учебного года ученики кратко пишут, от каких недостатков поведения, плохих привычек им удалось избавиться. Тем, у кого нет особого прогресса или даже наблюдается регресс, можно шутливо сказать: «Каким я был, таким остался. Но у меня еще все впереди, еще не вечер. Я еще не волшебник, а только учусь. ».
Можно развить методику и с согласия детей устроить коллективное обсуждение. При этом нужно соблюдать предельную осторожность, обсуждать надо успехи тех, кто этого захочет сам. Обязательно похвалить за малейший прогресс.
Обработка результатов. Подводятся итоги воспитания и коррекционной работы. Детям даются советы, в каком направлении улучшать свое поведение.

Читайте также:  Если не чувствуешь от себя запаха своих духов

Источник

Оцените статью