Профилактика эмоциональных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
146_profilaktika_emotsionalnvkh_narushenii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
1.Понятие «Профилактика» в психологии и её виды.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая комплексная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, а именно: на выявление детей группы риска (в том числе по эмоциональному неблагополучию); на предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей; на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, в детском коллективе и т.д.
Таким образом, психопрофилактическую работу необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее как возможную.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Основными принципами психологической профилактики являются:
Принцип раннего вмешательства . Данная проблема является наиболее острой в специальной психологии и педагогике, где объектами профилактики являются дети с ОВЗ. Ранним вмешательством считается вмешательство в психическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 1 года, а ранняя профилактика включает также работу с родителями до появления ребенка на свет.
У детей с нарушениями слуха, зрения, ОДА сенсорная депривация вызывает серьезную задержку развития, как эмоциональной сферы, так и личности в целом начиняя с раннего онтогенеза. Позднее вмешательство в этих случаях способствует возникновению вторичных нарушений в психическом развитии и формированию дезадаптивных механизмов, снижающих адаптационный потенциал психики ребёнка.
Следовательно, принцип раннего вмешательства в развитие ребенка должен быть реализован в рекомендациях по формированию адаптационного потенциала ребенка, его эмоциональной устойчивости.
Принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий . В оказании психологической помощи приоритет следует отдать профилактической работе с детьми, у которых нарушения в развитии еще наименее выражены.
Имеется еще один аргумент в пользу приоритетности оказания психологической помощи детям с минимальными нарушениями в развитии личности. Как показывает статистика, практически все дети с ОВЗ имеют нарушения эмоциональной сферы в структуре дефекта. В соответствии с данным принципом профилактические мероприятия позволят овладеть ребёнку с ОВЗ наиболее адаптивными способами эмоционального взаимодействия с окружающим.
Принцип компетентности. При соблюдении данного принципа психопрофилактические мероприятия для детей с нарушениями развития должны проводится под руководством специалиста, имеющим специальное психологическое образование. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития личности ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации детей с ОВЗ.
В психопрофилактике выделяют три уровня:
I уровень – первичная профилактика. На данном уровне в центре внимания находятся все субъекты образовательного процесса. Главная цель — сохранение психического здоровья и психических ресурсов. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие развитие нервно-психических расстройств.
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проявились те или иных психологические проблемы, в том числе и проблемы эмоционального неблагополучия. Вторичная профилактика подразумевает их раннее выявление. Основная цель – преодолеть данные проявления до того как они станут характерными для данной личности. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.
III уровень – третичная профилактика. Основной целью является коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий дефектов, препятствующих социальной адаптации.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Особенностью психопрофилактики является тот факт, что она осуществляется по инициативе психолога.
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме:
-систематического наблюдения за детьми в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками и т.д.
— скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним;
— устного и письменного опросов родителей и педагогов, знающих ребёнка с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».
2.Задачи профилактической работы по предупреждению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Как уже говорилось ранее спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с ОВЗ может быть чрезвычайно вариативен: от тяжелых неврозоподобных и психопатоподобных нарушений на фоне органического поражения ЦНС, до эмоциональных расстройств в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией.
Поэтому для достижения основных профилактических целей требуется решение конкретных задач, среди которых:
- контроль за соблюдением психологических условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, необходимых для эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса, для психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе с учётом индивидуальных особенностей и структуры нарушений;
- оптимизация формы общения педагогов с учащимися, их родителями и между собой;
- предупреждение возможных эмоциональных осложнений в связи с переходом детей на следующую ступень обучения и адаптацию к новым требованиям;
- разработка, апробация и внедрение коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей;
- подготовка детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они имеют возможность реализовать свои способности и знания с учётом структуры нарушения;
- своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Решение психопрофилактических задач может быть достигнуто за счёт:
- повышения социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам позитивного эмоционального взаимодействия в ходе групповых и индивидуальных занятий;
- использования данных о показателях эмоциональной устойчивости участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены;
- снижение выраженности эмоционального неблагополучия, уровня эмоциональной напряженности;
- изменение самоотношения, гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
- совместного обсуждения и выработки правил безопасного взаимодействия всеми участниками процесса взаимодействия.
Источник
Профилактика эмоциональных нарушений у детей.
консультация на тему
Консультация для родителей. Особенности эмоционального развития дошкольников. Причины эмоционального неблагополучия. Правила поддержания дисциплины. Влияние телевидения на эмоциональное благополучие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика эмоциональных нарушений. | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Для эмоциональной жизни детей дошкольного возраста характерны следующие особенности.
Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей и адекватно на них реагировать. Сохраняется непосредственность и открытость детских переживаний – радости, печали, страха и др. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным. Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.
Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем и т. п.
Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком. Основными причинами проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:
- особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
- индивидуальные особенности (например, темперамент);
- взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).
А теперь поговорим об очень важной проблеме — о наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Правила поддержания дисциплины:
- при наказании, ребенка лучше лишать хорошего, чем
делать ему плохое; - требования родителей не должны противоречить важнейшим
потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть); - должна быть согласованность правил между родителями;
- тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
- объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
- Борьба за внимание.
- Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки). - Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей — он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности — протесты, непослушание. - Потеря веры в собственный успех («Мне все равно. »,
«Пусть буду плохим. »).
Влияние телевидения.
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.
- Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
любит ваш ребенок. - Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
- Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,
вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас
идут? - Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра
телевизора вашим ребенком?
Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.
Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.
Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы — каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.
Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.
Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?
Источник