Если мы изучим эту проблему, то увидим, что «синдром выгорания» обычно представляется как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что вредит человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. в своей статье говорит о том, что нельзя смотреть на это явление однобоко. Он представляет симптомы «выгорания» как внешние проявления неких естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания» как к сигналам из «внутренней сферы» в «сознательную сферу», как к способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», бессознательным и сознательным. «В некотором смысле они являются друзьями профессионала, помогая ему понять, что с ним происходит. Воспринимать эти сигналы как вражеские — значит отрицать возможность более глубокого понимания себя и своей деятельности.» Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» заключается в том, что процессы, происходящие в человеке и внешне выражающиеся в симптомах «выгорания», не только не являются патологическими, но даже позитивными, то есть выполняют положительную функцию.
В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.
Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные мероприятия психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД следует обратить внимание на наличие у сотрудника профессионально важных личностных качеств, которые бы определяли успешность его служебной деятельности и оказывали профилактическое воздействие на возникновение профессиональной деформации.
С одной стороны, стресс имеет положительное значение, поскольку он дает организму дополнительную энергию при возникновении проблем на работе. И в этом смысле стресс обладает большой мотивирующей (подстегивающей) силой. Но с другой стороны, если полученная энергия не реализуется, то она начинает разъедать организм изнутри, приводя к нервным срывам и снижению удовлетворенности и продуктивности, и тогда уже можно говорить о дистрессе[1].
Интересно, что основатель физиологической теории стресса Г. Селье считает, что главный способ предотвращения и преодоления стресса — «быть в дружеских отношениях со своей работой» и, по возможности, выбрать «игривую профессию», позволяющую максимально раскрыть свой потенциал, и тогда все остальные жизненные проблемы покажутся несущественными. Отсюда Селье вывел и знаменитую «формулу счастья», которую он адресует читателю в следующих словах: «Стремитесь к самой высокой цели, которая вам доступна. И не ввязывайтесь в драки из-за ерунды».
Факторы стресса (дистресса) на работе те же, что и факторы мотивации и удовлетворенности работой, только с обратным знаком: 1) низкий доход; 2) плохие отношения с коллегами; 3) отсутствие перспектив карьерного роста и т.д. (Более подробную информацию см. в гл. 1 данного руководства). Анализ основных факторов профессионального стресса и, как следствие, синдрома «эмоционального выгорания» у преподавателей и ученых выявил две основные его причины — низкая заработная плата и колоссальная бюрократизация учебного процесса в современном российском образовании и науке. В то же время, учитывая реальные трудности в решении этих проблем сегодняшним руководством страны, можно предложить в процессе обучения ученых, учителей и других специалистов с предположительно низкими доходами и «бюрократическим произволом» развивать способность к внутреннему сопротивлению и готовность отстаивать свои экономические и гражданские права.
A. Лукаш перечисляет следующие «наступательные стратегии» на стресс (стресс-менеджмент): 1) профилактика (комплекс мер по лучшей организации работы, включая стресс-тренинги, тайм-менеджмент и т.д.).
2) Своевременное реагирование (распознавание стрессовых факторов, обучение персонала здоровому образу жизни и психологической грамотности);
3) Прямая помощь персоналу (реабилитация, психологическая поддержка, изменение индивидуального графика и типа работы). Реагируя на трудности и неудачи, T.O. Гордеева призывает рассматривать их не как «угрозу», а как «вызов», что подразумевает более рациональный анализ сложной ситуации, поиск альтернативных решений и их реализацию.
К основным мерам регулирования рынка ценных бумаг (включая валютное регулирование) В.Л. Мальцев относит следующие: 1) установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их стандартов; 2) государственная регистрация выпусков; 3) лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; 4) создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг; 5) запрет и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Существуют также определенные принципы валютного регулирования: 1) принцип исключения необоснованного вмешательства государства (кроме особых случаев, связанных с сохранением золотовалютных резервов, коррекцией резких колебаний курса национальной валюты и т.д.); 2) принцип единства внешней и внутренней денежно-кредитной политики РФ; 3) принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля. При этом государственная защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является «конституционным положением».
Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров некоторых сотрудников органов внутренних дел под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника.
Профессиональные и моральные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнению и критике. На это есть свои причины.
В условиях резкого расслоения населения на уровне материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что приводит к уходу из служб и подразделений способных сотрудников и ослабляет приток молодых, способных специалистов.
Следует отметить, что проблема профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существует с момента возникновения советской милиции, так как речь идет об особой профессиональной деятельности, насыщенной моральными и правовыми коллизиями и разнообразными конфликтными ситуациями.
Среди причин негативного отношения граждан к защитникам правопорядка можно назвать:
Наличие данных негативных характеристик у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления, как профессиональная нравственная деформация.
Было бы неправильно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только их крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных способностей работника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что работник теряет истинное представление о нравственном смысле своей профессии; его чувство профессионального долга притупляется, работа кажется ему все более бессмысленной, он становится восприимчивым к негативным влияниям, в том числе и со стороны криминальных элементов.
Все это не может не отразиться на профессиональных способностях работника: Профессиональные знания, умения и навыки сужаются, он теряет способность их выполнять, вырабатывает формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, явно старается избежать ответственности, предпочитает заменять реальную работу написанием всевозможных бумаг или посещением всевозможных совещаний и заседаний. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны начальства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, чрезмерным вниманием к внешним атрибутам деятельности, в частности — к атрибутам власти. Иногда происходит обратное — человек закрывается, уходит в себя, пытается стать незаметным в работе и в коллективе.
Если мы изучим эту проблему, то увидим, что «синдром выгорания» обычно представляется как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что вредит человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. в своей статье говорит о том, что нельзя смотреть на это явление однобоко. Он представляет симптомы «выгорания» как внешние проявления неких естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания» как к сигналам из «внутренней сферы» в «сознательную сферу», как к способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», бессознательным и сознательным. «В некотором смысле они являются друзьями профессионала, помогая ему понять, что с ним происходит. Воспринимать эти сигналы как вражеские — значит отрицать возможность более глубокого понимания себя и своей деятельности.» Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» заключается в том, что процессы, происходящие в человеке и внешне выражающиеся в симптомах «выгорания», не только не являются патологическими, но даже позитивными, то есть выполняют положительную функцию.
В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.
Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные меры психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД необходимо обратить внимание на наличие профессионально важных личностных характеристик, которые определяют успешность их служебной деятельности и оказывают профилактическое влияние на возникновение профессиональной деформации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник