Профессия социального работника требует наличия эмпатии гуманизма настроения или знаний

Кто-то пришел в эту профессию по воле случая, некоторые нашли в ней поддержку, а другим даже пришлось переучиваться и кардинально менять жизнь.

Социальный работник — это и помощник, и психолог, и друг. Ведь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Ему приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А социальный работник в любой ситуации должен быть спокоен и позитивно смотреть на мир, делиться своей добротой с другими.

7 важных качеств

Деятельность социального работника относится к числу профессий, в которых необходим строгий отбор. Выделяют 7 важных качеств, которыми должен обладать такой специалист:

1. Профессиональная компетентность. Это высокий уровень образования и культуры, осведомленность о широком круге проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, а также чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм.

3. Организаторские и коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту.

4. Высокий морально-этический уровень: бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.

5. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается.

6. Способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость. Ведь работа социального работника чаще всего состоит также и в физической помощи людям.

7. Адекватное отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.

Избирать профессию социального работника следует сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности. И тогда она не будет морально тяжела, принесет радость и пользу как работнику, так и его клиентам.

Социальная работа требует активного использования технических и информационных средств, навыков и умений узких специалистов. Это способность не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечение человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением его потребностей и с сохранением при этом человеческого достоинства.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Кроме профессионально важных качеств есть и качества, недопустимые для социального работника. Они мешают эффективно заниматься социальной работой и не позволяют стать хорошим социальным работником:

1. Отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие. Такие отличительные черты человека не позволяют ему приблизиться эмоционально и душевно к человеку, с которым работает социальный работник.

2. Брезгливость, неприязнь к больным. С таким подходом работник не может профессионально исполнять свои прямые обязанности, его не допускает внутренний дискомфорт.

3. Злость, зависть, агрессивность и хамство, грубость, аморальное поведение. Такие качества человека мешают вникнуть в жизненную ситуацию подопечного, а также такие реакции при контакте с клиентом отталкивают и унижают человека, обратившегося за помощью.

4. Безответственность, отсутствие чувства долга, непорядочность, меркантильность, корыстность, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, Таким людям не место в социальной сфере. Если в бизнесе некоторые из этих черт будут считаться преимуществом, то в помощи людям такое отношение неприемлемо.

5. Неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, болтливость. Такие социальные работники не смогут выполнить свои прямые обязанности.

6. Качества, касающиеся личного здоровья человека. Это недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость. Они тоже являются недопустимыми для социального работника, ведь при работе с людьми важен внутренний мирный и позитивный настрой работника.

Таким образом, чтобы работать в сфере социального обслуживания, человек должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств.

Полезные знания

Социальный работник должен обладать знаниями:

— об основных принципах социальной политики, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;

— о социальной работе как профессиональной деятельности;

— о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;

— о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;

— о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;

— о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;

Читайте также:  Анимационные открытки пожелания с добрым утром хорошим настроением

— о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;

— о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;

— о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);

— о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.

Подготовка социальных работников занимает 4 года. В профильную магистратуру поступают единицы: для практической деятельность первого уровня образования вполне достаточно.

Необходимые навыки

Соц. работник должен быть чутким педагогом, уметь предвидеть последствия принимаемых в отношении клиента мер, тактично реагировать на изменение в поведении и настроении человека.

В работе с клиентом необходим индивидуальный подход к каждому, учитывая особенность характера, социальное положение и жизненный опыт личности. На практике это выражается в умении налаживать контакт и завоевать доверие.

Помимо навыков из психологии соц. работник должен уметь делать еще и вполне конкретные вещи:

1. Наблюдать за самочувствием подопечного;

2. Готовить пищу;

3. Проводить санитарные и гигиенических процедуры;

4. Оплачивать жилищные и коммунальные услуги;

5. Помогать в приобретении лекарственных средств, продовольственных товаров;

6. Проводить уборку;

7. Помогать при перемещении по квартире;

8. Проводить специальные медицинские манипуляции;

9. Оказывать помощь при оформлении ритуальных услуг для родственников, если такая необходимость, к сожалению, возникла.

Владение вышеперечисленными навыками и умениями сильно облегчает работу социального работника и помогает ему работать более качественно.

Ответственность за качество работы

При приеме на работу социальный работник подписывает должностную инструкцию. В ней указывается, что он при выполнении своей работы несет ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. При нарушениях в работе социальный работник будет отвечать согласно его проступка в рамках трудового законодательства.

2. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения. Работа социального работника связана во многом с оформлением деловых бумаг разного рода. В связи с этим могут быть различные соблазны использовать свое положение в личных целях. Это наказуемо.

3. Причинение материального ущерба. Социальный работник является материально ответственным лицом, ему доверяются различные материальные и денежные ценности. Потому он должен быть аккуратен при исполнении своих должностных обязанностей.

Несет ответственность соц. работник по всей строгости закона.

В заключение

Итак, исходя из реалий нашего времени, хорошим социальным работником быть нелегко. Нужно прикладывать усилия и учиться. При этом очень важна правильная мотивация. И для социальной сферы самым сильным мотивом самосовершенствоваться будет горячее желание помогать нуждающимся людям.

Источник

Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание

В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого.

Содержание

Введение.
1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.
2. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из 1 файл

эмпатия.docx

  1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.
  2. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.

В современных социально- экономических условиях социальная работа как особый вид деятельности специалистов становится высоко актуальной. Десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети-сироты, беженцы) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от

разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Действенность и эффективность социальной работы во многом определяется профессионализмом социальных работников, развитием социальной работы как профессионального вида деятельности, адекватного потребностям общества и тенденциям социального развития в мире.

  1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.

Понятие «профессионализм в социальной работе» не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Ещё в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа — это не профессия, а социальный работник — это второстепенная должность. Однако постепенно статус и социальной работы, и социального работника изменился. Авторитет этой профессии значительно повысился.

Читайте также:  Темперамент характеризуется быстрым включением медленным включением

Понятие «профессионализм в социальной работе» до сих пор недостаточно раскрыто. Одни исследователи убеждены, что профессионализм — это степень овладения работником социальной службы профессиональными навыками; другие считают, что профессионализм — это профессиональная подготовка и профессиональная квалификация. Различные определения профессионализма дают как отечественные, так и зарубежные учёные. Например, в США считается, что профессиональная компетентность есть интеграция концептуальной (научной) компетентности, инструментальной компетентности (владение базовыми профессиональными навыками), интегративной компетентности (способности сочетать теорию и практику).

Топчий Л. В. предлагает следующее определение: профессионализм в социальной работе — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него ряда профессионально значимых качеств:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и профессиональных умений;
  • способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности;
  • развитости духовно-нравственных качеств.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь (К. Роджерс)
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями чувствования эмпатии. Клиффорда и Т. Липпса.

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. Существуют методики выявления уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.

  1. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.

Эмпатия — сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. По определению Российского Энциклопедического словаря, эмпатия — особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания. Проявлять эмпатию — значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно), при этом собственную линию можно строить по-своему.

Обычно выделяют два типа эмпатии:

— интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание;

— эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами.

Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности.

В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.

Читайте также:  Как сказать что ты чувствовал при поцелуе

Испытывая симпатию, социальный работник в первую очередь руководствуется собственными ощущениями, которые проецируются на клиента без учета переживаний самого клиента. Симпатия отнюдь не означает действенного понимания другого человека. Эмпатия позволяет клиенту оставаться самостоятельной личностью с правом на собственные чувства и мысли. Чувство эмпатии не позволяет социальному работнику критически относиться к переживаниям клиента. На практике социальный работник чаще проявляет по отношению к клиенту симпатию, чем эмпатию. Причины этого заключаются в отсутствии индивидуальной способности испытывать это чувство, в индивидуальной повышенной возбудимости, в недостатке времени, знаний, в организации социального учреждения, где оплачиваются лишь видимые, практические меры. В случае недостатка эмпатии действенность общения может значительно снизиться или даже иметь отрицательный характер.

В случае если проблема уже знакома социальному работнику, он может прибегнуть к искусственной эмпатии, проявляя понимание и полагая, что именно это от него ожидается. Однако подобный тип искусственной поддержки и искусственного понимания большей частью не эффективен, так как не способствует внутреннему развитию клиента, когда необходимо задуматься и разобраться в себе самом.

Нельзя игнорировать и тот факт, что разница в происхождении, образовании, социальном положении значительно затрудняет установление контакта между клиентом и социальным работником. Например, социальный работник, принадлежащий к обеспеченным слоям общества, с трудом может понять ситуации, с которыми сталкивается большинство социально неблагополучных семей, живущих в нищете. При первой встрече это очень сложно, но в процессе общения с клиентом возникает реальная возможность понять его как бы изнутри, исходя из его собственной истории. Эмпатия предполагает понимание любого переживаемого другим человеком чувства как положительного, так и отрицательного.

Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают:

— нерефлексивное слушание — активный процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится выговориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;

— рефлективное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно предполагает: открытые вопросы; закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; приемы повторения основных мыслей клиента; прием их перефразирования; прием резюмирования, заключающийся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств. Все эти приемы направлены на развитие и укрепление взаимопонимания. При применении рефлексивного слушания необходимо обращать внимание на невербальную информацию в проявлениях невербального поведения клиента.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

— психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

— соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

— оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

Особую значимость приобретают технологии взаимодействия социального работника и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание.

Социальная работа имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному контакту.

Одной из ценностных установок выступает эмпатия — сопереживание. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

  1. Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. — М., 1997.
  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1990
  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.
  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994.
  4. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.– 1995.– №1.– стр. 25-32.

Источник

Оцените статью