Профессиональный стресс социального работника
Саукова Елена Олеговна
студентка специальности «Социальная работа»
Асмаковец Елена Сергеевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии
Мельничкин Сергей Павлович
старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Омск
Эффективность решения проблем социальной политики государства сегодня во многом зависит от социально-психологического сопровождения деятельности специалистов по социальной работе. По роду своей деятельности такой специалист вовлечен в длительное напряженное общение с другими людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, что вызывает состояние физического и психического истощения. Постоянные стрессовые ситуации, возникающие в процессе взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентом, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на личность социального работника, способствуют возникновению профессиональных деформаций.
Профессиональные деформации личности социального работника представляют собой процесс и результат изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, которые ведут к упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя. В связи с этим актуализируется проблема специально организуемой работы по профилактике и коррекции профессиональной деформации личности данной категории специалистов [6].
За последние два десятилетия возрос интерес к проблеме профессиональных деформаций личности как явления, сопровождающего профессиональную жизнь индивида, объективно обусловленного дифференциацией и специализацией труда в обществе.
Изучением особенностей профессиональных деформаций медицинских работников занимались: С.П. Безносов, М. Боухал, А.С. Димова, Р. Конечный, Л.А. Цветкова; сотрудников правоохранительных органов: С.П. Безносов, Р.Ф. Робозеров, А.Н. Роша, А.Н. Шатохин, А.И. Шестак; учителей: К.А. Аветисян, Н.А. Аминов, Е.С. Асмаковец, С.Н. Батракова, Б.Р. Бекингем, М.В. Борисова, В.Н. Вершинин, Т.А. Вострикова; преподавателей вузов: К.А. Абульханова-Славская, А.К. Алберт, С.В. Бажанова, Д.Б. Богоявленская и др. В тоже время публикаций о профессиональных деформациях специалистов по социальной работе недостаточно.
Исследователями выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению профессиональных деформаций специалиста. К ним относятся: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса; психологические детерминанты (мотивы выбора профессии; деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь; стереотипы; психологическая защита; эмоциональная напряженность; профессиональная стагнация; снижение уровня интеллекта специалиста; предел развития уровня образования и профессионализма; акцентуация характера личности; возрастные изменения, связанные со старением); специфика профессиональной деятельности (предмет профессиональной деятельности; объект; средства; способности; способ; усвоенная технология).
Многие исследователи данные факторы рассматривают как стресс-факторы, т.е. источники стресса, факторы, вызывающие стресс. Поэтому будет правильно отметить, что развитию профессиональных деформаций у специалистов способствуют стрессы. Именно подверженность стрессам, в первую очередь, способствует развитию профессиональных деформаций.
Поэтому процесс формирования профессиональных деформаций специалиста можно представить следующим образом: в профессиональной деятельности есть (или появился) некий фактор, если этот фактор является для сотрудника стресс-фактором, т.е. вызывает стресс, то, как следствие, у человека начинает формироваться профессиональная деформация. В данном случае мы говорим о дистрессе, вызывающем отрицательный эффект, проявляющийся в физических, эмоциональных и поведенческих признаках. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют: физиологический и психологический; эмоциональный и информационный стресс, коммуникативный, рабочий, профессиональный, организационный и другие.
Но, не смотря на такое разнообразие стрессов, важно отметить, что главной причиной возникновения любого из них являются внутренние личностные (субъективные) факторы, предрасполагающие к возникновению стресса и усиливающие воздействие стресс-факторов. Поэтому для противостояния стрессам специалист должен обладать стрессоустойчивостью, под которой понимается способность человека, благодаря совокупности личностных качеств, противостоять вредоносным воздействиям стрессовых факторов. Чем выше стрессоустойчивость, тем здоровее и работоспособнее человек, тем ниже риск развития профессиональных деформаций. Для профилактики профессиональных деформаций необходимо создание системы мероприятий, повышающих стрессоустойчивость специалистов.
Нами была разработана программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе. Для того, чтобы программа была адресной и более эффективной, для разработки программы профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе, необходимо выявить особенности стрессов в их профессиональной деятельности. Поэтому разработке программы предшествовало выявление подверженности стрессам, как фактора развития профессиональных деформации специалистов по социальной работе БУ Омской области Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» г.Омска.
Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методику «Шкала организационного стресса» (Мак-Лина) [2]. Для выявления факторов, влияющих на уровень стрессоустойчивости специалистов по социальной работе центра, мы использовали методику «Стрессоры» [3] и анкету «Профессиональный стресс» [4].
Проведенное нами исследование показало: Большинство сотрудников центра имеют низкий уровень стрессоустойчивости; Чем в меньшей степени развиты личностные качества — факторы, повышающие стрессоустойчивость: способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность, тем ниже уровень стрессоустойчивости. В большей степени подвергаются воздействию стресс-факторов: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством, специалисты по социальной работе с низким уровнем стрессоустойчивости; У сотрудников центра наиболее сильное влияние на возникновение стрессов в профессиональной деятельности оказывают: проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении, собственные ошибки и просчеты в работе, нехватка времени, необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций, несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами, отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними, сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций; Сотрудники центра в ситуации стресса используют эффективные, позитивные житейские приемы снятия стрессов (сон, общение с друзьями и членами семьи, перерывы в работе, хобби, физическая активность). В тоже время, есть специалисты, которые в ситуации стресса используют неэффективные, вредные для здоровья способы: еда; алкоголь; курение; Большинство сотрудников центра не владеют специальными приемами снятия стрессов (аутотренинг, медитация, дыхательные техники, релаксация).
Таким образом, факторами, способствующими снижению стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются личностные качества: неспособность самопознания, узкий круг интересов, непринятие ценностей других, негибкость поведения, отсутствие активности и продуктивности; стресс-факторы профессиональной деятельности: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством; проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении; собственные ошибки и просчеты в работе; нехватка времени; необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций; несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами; отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства; отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними; сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций; отсутствие навыков использования эффективных и позитивных житейских приемов снятия стресса, а также специальных приемов снятия стресса (аутотренинг, медитация, дыхательные техники, релаксация).
Поэтому программа профилактики профессиональных деформаций для сотрудников центра «Надежда» должна быть направлена на повышение стрессоустойчивости и снижение воздействия данных факторов посредством информирования о профессиональных деформациях и стрессах: их специфики, причинах, последствиях; повышения уровня коммуникативных навыков; формирования уверенного поведения; овладения приемами снятия симптомов стресса; формирования алгоритма борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.
Программа реализуется в форме тренинга-семинара и включает в себя пять блоков:
Блок 1. Роль стресса в формировании профессиональной деформации: информирование о профессиональных деформациях и стрессах, их видах, симптомах, причинах, последствиях; актуализация личного опыта переживания стресса; обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния стресса.
Блок 2. Коммуникативная компетентность: информирование о сторонах общения; о конфликтах, механизмах их возникновения, стратегиях поведения в конфликтах; осознание своих коммуникативных навыков, своего поведения в конфликтах; выработка навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтах.
Блок 3. Уверенное поведение: информирование об уверенном поведении: уверенность как чувство, как состояние, как свойство, источники уверенного и неуверенного поведения; осознание своей уверенности; формирование навыков уверенного поведения.
Блок 4. Развитие навыков саморегуляции: информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса; актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции; обучение основным приемам саморегуляции.
Блок 5. Тактики борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: информирование о тактиках борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: о стрессах в прошлом, настоящем, будущем; формирование алгоритма действий для борьбы со стрессом.
Апробация программы проводилась на базе БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» в период с сентября по октябрь 2011г. В апробации принимали участие специалисты по социальной работе – сотрудники центра.
Анализ самоотчетов участников программы, показал: они отмечают значимость проделанной работы, позитивный эмоциональный настрой и повышение навыков совладания со стрессами, практическое использование методов нейтрализации профессиональных стрессов.
Литература:
1. Асмаковец Е.С., Мельничкин С.П. Познавательная ситуация в решении проблемы психологической профилактики и коррекции профессиональной деформации личности социального работника // Социальная политика: современность и будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21 янв. 2010г. / Под общ.ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С.23-27.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
3. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 352с.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 256с.
Источник
Стрессы в социальной работе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «Стресс»
В переводе с английского языка «стресс» означает давление, напряжение или то внешнее воздействие, которое создает это состояние. Во времени это понятие претерпевало значительные изменения, поэтому по смыслу стало более широким.
Сегодня этот термин обозначает реакцию человека, как на вредные физические воздействия, так и на любые события, связанные с отрицательными эмоциями.
Первым этот термин ввел в физиологию и психологию американский доктор медицинских наук, психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон. Заимствовано это понятие было из технической области, где тела и конструкции должны иметь способность противостоять нагрузке. Любой механизм имеет свой предел напряженности при превышении, которого может разрушиться.
В научном обороте термин появился в 1936 г. благодаря канадскому физиологу Г. Селье. Более или менее регулярно термин «стресс» Селье начал использовать только в 1947 г.
Ученый разработал общую концепцию стресса как приспособительную реакцию организма на экстремальные факторы. Он считал, что пока люди живут и к чему-то стремятся – они будут всегда испытывать стрессовое состояние, которым необходимо учиться управлять.
На сегодняшний день хорошо изучена биохимическая и физиологическая природа стрессов.
В коре головного мозга под влиянием какого-либо стрессового фактора формируется очаг возбуждения, получивший название доминанты, далее начинается своеобразная цепная реакция – возбуждается гипоталамус, активизируется гипофиз.
Надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и гормоны стресса – налицо стрессовое состояние:
- сильное сердцебиение;
- учащенное дыхание;
- повышенное кровяное давление.
В отличие от своих далеких предков, человек далеко не всегда решает проблемы, используя физическую силу, гормоны, не нашедшие выхода, циркулируют по крови, будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе.
Готовые работы на аналогичную тему
Если эти гормоны потратить на какую-нибудь физическую активность, то стресс не был бы разрушительным для организма. Организм оказывается в стрессовой ловушке.
Запас гормонов стресса в коре надпочечников истощается при аварийном их выбросе, и надпочечники начинают их усиленно восстанавливать. В результате, даже при повторном и слабом эмоциональном возбуждении организм снова рефлекторно выделяет повышенное количество гормонов. Этой биохимической природой стресса объясняется нервозность, неадекватность и конфликтность поведения человека.
В результате всех экстремальных воздействий из равновесия могут выйти психофизиологические и физиологические функции.
В стрессовом состоянии происходит мобилизация всех резервов организма и на некотором отрезке времени человек способен совершить невероятные поступки.
Непродолжительный по времени стресс, как считают специалисты, безвреден для человека и может быть полезным для выполнения какой-либо работы. Сильный и продолжительный стресс ведет к нежелательным последствиям.
Стресс, по мнению Г. Селье, имеет следующие стадии:
- стадия тревоги, когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость;
- стадия устойчивого и избирательного реагирования – это сигнал больших проблем;
- сопротивление – это та стадия, которая дает организму возможность успешно справиться с воздействиями, вызвавшими стресс;
- стадия истощения наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов.
Но, в общем, стресс является обычным явлением, а незначительные стрессы просто неизбежны и безвредны.
Профессиональный риск в социальной работе
Конфликтные ситуации между людьми часто приводят к усилению их стрессовых состояний. Конфликты, как правило, сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями с затратой эмоций, сил и нервов и могут привести к разовым или хроническим стрессам. И, наоборот, неадекватное восприятие ситуации в результате стрессового состояния одного из участников, приводит к конфликтам. Стрессы и конфликты замыкаются в порочный круг – конфликт приводит к стрессу индивида, а стресс в свою очередь, воздействует на форму протекания конфликта, обостряет его, углубляет и расширяет.
Такой риск имеет место в самых разных профессиях, включая социального работника к которому предъявляются жесткие профессиональные требования.
В профессиональном развитии социального работника возможна недостаточная квалификация, слабая удовлетворенность трудом, потеря нравственных ориентиров, снижение работоспособности, ценностная дезориентация, деформация личности и др.
Такие отклонения могут привести к негативным изменениям личности социального работника, к возникновению острого внутреннего конфликта. Этот внутренний конфликт может возникнуть между жесткими профессиональными требованиями с одной стороны и, с другой стороны, объективной невозможностью их выполнения.
Подобная экстремальная ситуация, как правило, сопровождается стрессом. Такая психическая напряженность заставляет человека мобилизоваться, чтобы преодолеть появившиеся трудности.
С превышением критического уровня стресс превращается в дистресс.
Стрессы могут быть профессиональные, личностные, стрессы ответственности и др.
Профессиональные стрессы возникают при вхождении в новую профессиональную среду, при изменении требований к профессии, в связи с профессиональным ростом и карьерой и др.
Целый ряд факторов может привести к личностным стрессам социального работника. Среди них изменение или утрата социального статуса, потеря работы, ситуация риска или неопределенные ситуации и др.
Стрессы ответственности отражают особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту, способность и возможность выполнять свои функции, ответственность социального работника перед своей профессией.
Эмоционально-мотивационное утомление может стать причиной субъективного переживания усталости, мотивационной и эмоциональной неустойчивости. Следствием утомления является раздражительность, появление неврозов, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.
Когда переутомление ярко выражено, интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность приобретают устойчивые черты.
Конфликтные ситуации и трудности в решении сложных социальных проблем являются неблагоприятными факторами состояния психической напряженности.
Специалисты выделяют перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную психическую напряженность.
Профессиональные кризисы являются ещё одним неблагоприятным фактором труда социального работника. Данный фактор может проявляться в течение всей профессиональной деятельности работника, независимо от его квалификации.
С наступлением кризиса профессиональная самооценка снижается, возникает ощущения исчерпанности возможностей, снижение интереса к росту или стремление занять более высокое место, несмотря на уровень своей компетенции. Предупредить профессиональные деформации и принять необходимые меры могут помочь необходимые знания о них.
Управление стрессом в социальной работе
Люди являются существами социальными и их общественная жизнь невозможна без столкновения идей, жизненных позиций, целей.
Расхождения и противоречия, возникающие как между отдельными людьми, так и целыми коллективами, нередко перерастают в конфликты и в стрессы.
В такой ситуации надо уметь им управлять, а это значит уметь адаптироваться к стрессовой ситуации.
Можно назвать несколько уровней управления стрессом:
- уровень организации – насколько организован труд сотрудников, наличие четких требований, оценка деятельности, проведение психологических тренингов релаксации, обучение навыкам сброса напряжения с целью расслабиться и восстановить силы;
- уровень отдельной личности означает умение справляться со стрессами индивидуально на основе рекомендаций и специальных программ, нейтрализующих стресс – это могут быть медитации, физические упражнения, тренинги, диеты, молитвы.
Во многих организациях и на предприятиях существуют службы управления персоналом, функционал которых заключается в том, чтобы: проводить социально-психологическую диагностику; анализировать и регулировать групповые и личные взаимоотношения; управлять как производственными, так и социальными конфликтами и стрессами. Данные функции необходимо выполнять не только руководителям, но и специально создающимся подразделениям, например, отделам трудовых отношений, а также конфликтологам.
Источник