Профессиональный стресс работников умственного труда

Профессиональный стресс работников умственного труда

В соответствии с Глобальным планом ВОЗ по сохранению здоровья работающих на 2008–2017 гг. уделяется особое внимание профилактике производственно-обусловленных заболеваний и состояний, среди которых имеет место и профессиональный стресс [12]. В Республике Казахстан, также остро стоит проблема сохранения здоровья трудоспособного населения, причем это касается всех или абсолютного большинства работающих вне зависимости от характера и условий труда.

Любая профессиональная деятельность в зависимости от условий труда, организационных и эргономических особенностей предъявляет конкретные требования к наличию у работника качеств, обеспечивающих профессиональную пригодность, характеризующее соответствие требований возможностям организма при условии сохранения здоровья на всем протяжении трудовой жизни [15].

Умственный труд заключается в анализе большого объема разнообразной информации, а, следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления, значительным снижением двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Они различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузок, степенью эмоционального напряжения.

Для работников умственного труда свойственен так называемый, синдром «эмоционального выгорания», под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию различного вида негативных психологических проявлений, таких как деморализация, усталость, отрицательное отношение к работе, утраты понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Развитие данного синдрома часто встречается в профессиях системы «человек – человек». В первую очередь, это относится к медицинским работникам и преподавателям [7, 9].

«Выгорание» – это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий в себя три компонента: эмоциональное и физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию или дегуманизацию межличностных отношений [14].

Первые работы по этой проблеме появились в 70–е годы в США. Американский психолог и психиатр H. Frendenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его запоминающейся метафорой – «burnout» (выгорание). Синдром эмоционального выгорания – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» (медицинский работники, преподавателей, психологов, психиатров и т. п.) [2, 35].

По В.В. Бойко (1999), «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями [4].

Профессиональная деятельность работников умственного труда характеризуется как нервно-напряженная работа, особенно когда она интенсивна и насыщена информационным содержанием. При этом мозг является не только регулирующим, но и работающим органом, а влияние трудовой деятельности прежде всего сказывается на состоянии центральной нервной системы (ЦНС) и таких ее функциях, как внимание, память, скорость реагирования, лабильность анализаторных систем. Труд преподавателей вуза, по ряду критериев можно рассматривать как умственную (интеллектуальную) деятельность, характеризующуюся высокой нервной напряженностью. Это обусловливает целесообразность прогноза и коррекции работоспособности преподавателей с целью оздоровления и оптимизации их трудовой деятельности [20].

Исследованиями показано, что длительное воздействие неблагоприятных трудовых факторов, обусловливающих напряженность трудового процесса, оказывает существенное влияние на функциональное состояние организма работников, и особенно на состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Высокая интенсивность и длительность воздействия факторов трудового процесса вызывает формирование неблагоприятных функциональных состояний, таких как переутомление и перенапряжение, которые могут приводить к развитию патологических нарушений. Синдром нервно-эмоционального перенапряжения расценивается зарубежными исследователями как качественно новое донозологическое состояние организма, находящееся между нормальными физиологическими и предпатологическими реакциями, которые формируют различные заболевания, особенно сердечно-сосудистой и нервной систем [16, 31, 33].

Клинические исследования лиц умственной деятельности с различной степенью напряженности труда выявили высокую прямую взаимосвязь между величиной напряженности труда и процентом, лиц с установленной патологией: гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца и невротическими расстройствами – чем выше величина класса напряженности труда, тем больше профессиональный риск развития указанной патологии [32].

Читайте также:  Безудержный тип темперамента по павлову

Трудовая деятельность в условиях высокого нервно-психического напряжения, характерного для преподавательского труда, обусловливает ухудшение функционального состояния организма (субъективное снижение работоспособности и возможностей ее восстановления), что на фоне снижения адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы с возрастом приводит к повышению вероятности развития артериальной гипертонии [1].

Согласно мнения авторов [23] с позиций эргономики труд преподавателей высшей школы является умственным и по разновидности включает в себя управленческий. В управленческом виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для преподавателей медицинских вузов выделяется также труд медицинских работников, связанный с повышенной ответственностью, часто возникающим дефицитом информации для принятия решения, что обусловливает высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, выделяют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью [18, 19].

Существенную роль в развитии негативных психоэмоциональных состояний педагогов играет организационный стресс, значительную долю ответственности за который несет администрация образовательных учреждений. Неблагополучная психологическая атмосфера во многих педагогических коллективах, особенности стиля руководства, взаимоотношения с коллегами также могут являться источником эмоциональной напряженности и непосредственно влиять на развитие психологического переутомления [34].

С точки зрения гигиены труда, развитие компьютерной техники привело к увеличению числа лиц, для которых видеодисплейный терминал становится основным рабочим инструментом. Регулярная и длительная работа с видеотерминалом вызывает у большинства людей снижение зрительной работоспособности и утомление, а так же целого ряда агрессивных факторов трудовой смены – гиподинамия, монотонность работы, вынужденная рабочая поза, которые влияют на трудоспособность и повышают психоэмоциональные напряжение, напряжение мышц шеи, верхнего плечевого пояса и поясничного отдела позвоночника, вызывающее обусловленные спецификой их профессиональной деятельности [26, 27].

Исследованиями [25,29] установлено, что по 22 показателям напряженности трудового процесса особенно по показателям интеллектуальных и сенсорных нагрузок труд преподавателей высшей школы является напряженным, и оценивается как труд вредный 3 класса 2 степени.

В настоящее время уделяется особое внимание оценке индивидуального профессионального риска, на основе изучения условий труда и выявления их связи с неблагоприятными последствиями для здоровья конкретного работника [22]. На основе индивидуального риска проводится прогнозирование индивидуального безопасного стажа работы и генерацию управляющих решений, направленных на предупреждение функциональных нарушений, их восстановление или компенсацию с учетом индивидуальной чувствительности к воздействию факторов [30].

По данным исследования Е.Г. Степанова индивидуальный профессиональный риск преподавателей, рассчитанный с учетом условий труда и показателей здоровья, относится к высокому и свидетельствует о вероятности повреждения здоровья преподавателя в процессе труда. Наряду с результатами аттестации рабочих мест это является основанием для рекомендации о включении преподавателей в перечень работников, занятых на работах во вредных условиях труда, и проведении для них обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров согласно соответствующим регламентам [24].

Существует различные методы определения профессионального риска, как 1) Методика оценки рисков на рабочем месте, разработанная в VTT – технический исследовательский центр Финляндии и рекомендованной МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии; 2) Методика, разработанная в НИИ медицины труда РАМН под руководством Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова; 3) Методика расчета индивидуального профессионального риска с учетом условий труда и состояния здоровья работника, также разработанной НИИ медицины труда РАМН совместно с Клинским институтом охраны и условий труда. При этом с позиций оценки профессионального риска лиц интеллектуального труда Финская модель позволяет более полно выявить распространенность и значимость психосоциальных факторов, которые слабо учитываются в двух других моделях, что особенно важно для организаций непроизводственной сферы [8, 22].

Читайте также:  Лучшие афоризмы про хорошее настроение

При изучении проблемы сохранения здоровья педагогов возникает необходимость исследования не только профессиональных факторов риска, но и также качества жизни, так как социально-психологические факторы оказывают значительное влияние на здоровье и эффективность деятельности [5, 10].

В каждом педагогическом коллективе необходимо оценивать существующие профессиональные риски, так как это позволит разработать наиболее эффективные профилактические мероприятия [3].

Современные аспекты профессионального риска умственного труда складывается из следующего:

– психо-эмоциональные факторы рабочей среды – развития профессионального стресса для работников умственного труда,

– синдром эмоционального выгорания – специфический вид профессионального заболевания лиц умственного труда,

– организация трудового процесса лиц умственного труда.

Таким образом, анализ литературных данных исследователей ближнего и дальнего зарубежья позволили прийти к следующему выводу что, изучение профессионального риска лиц умственного труда, особенно педагогических кадров высшей школы, является актуальной научной проблемой с позиции:

– определения профессионального риска;

– предупреждения их возникновения.

Эффект решения которых возможно с внедрением инновации в виде технологии управления риском.

Источник

Профессиональный стресс работников умственного труда

Меры профилактики стрессовых состояний предусматривают внедрение рациональных режимов труда и отдыха, комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для предупреждения воздействия стресс-факторов на организм работающих[1].

Под профилактикой стрессового состояния понимают систему мер по организации рационального режима труда и отдыха, коррекции функционального состояния и повышению уровня тренированности, рациональной организации рабочего места с учетом эргономических требований, улучшению психологического климата в коллективе и социальной поддержки. Комплекс мер направлен на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных для здоровья последствий.

Основными обусловливающими развитие производственно-профессионального стресса (стрессового состояния) трудовыми нагрузками являются:

— при умственной нагрузке – длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска для жизни;

— при зрительной нагрузке – высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, т.е. координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ);

— при физической нагрузке – динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.

Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная).

Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки с психологическими и организационными. Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним. Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать производственный стресс.

Длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов трудового процесса, превышающих нормируемые (допустимые) значения и соответствующих вредному 3-му классу согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», формирует профессиональный стресс.

Формирование производственно-профессионального стресса включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, к перенапряжению и к переутомлению. Анализ физиологических особенностей этих состояний позволяет оценить их с точки зрения функциональных уровней, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной, нейрогуморальной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системах, а также со степенью нервно-эмоциональной напряженности трудовой деятельности.

Читайте также:  Подушечки пальцев ничего не чувствуют

Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда (класс 3.2 – 3.3) приводит к «изнашиванию» адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности гипофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена. Это проявляется в превышающем средние популяционные значения увеличении индекса атерогенности и его нарастании с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т.д.

Перенапряжение, развивающееся под влиянием сверхнормативных и продолжительных физических нагрузок, способствует формированию профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы (ПНС). Учет факторов формирования профессионального стресса лежит в основе методики расчета риска развития патологии.

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников умственного вида деятельности с различной напряженностью труда

При пятидневной рабочей неделе и 8-часовой смене продолжительность обеденного перерыва составляет 30 мин., а регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 ч от начала рабочей смены и через 2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 5-7 мин. каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз, в первой половине смены, а в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (см. приложение 1-3).

С учетом непрерывности трудового процесса трехсменный рациональный режим труда и отдыха при 8-часовом рабочем дне, а также содержание мер профилактики для сохранения высокого уровня работоспособности представлены в табл. 1 (1 группа). В утреннюю смену рекомендуется предусматривать включение в режим рабочего дня 2-х регламентированных перерывов и микропауз для активного отдыха. В первый перерыв (5-7 мин.) целесообразно повышение двигательной активности за счет выполнения физических упражнений, направленных на нормализацию функций высшей нервной деятельности (см. приложение 1). Второй перерыв рекомендуется использовать для психологической разгрузки и аутотренинга (см. приложение 3). Для обеспечения оптимальной работоспособности при работе в вечернюю смену должны более широко использоваться комплексы физических упражнений (см. приложение 4-6). При работе в ночную смену продолжительность регламентированного перерыва в глубокие часы ночи рекомендуется увеличить до 45 мин. Работающим во время перерыва показано выполнение комплекса физических упражнений для релаксации (см. приложение 7), а также короткий отдых или сон в специально оборудованном помещении.

К категории труда с очень высокой степенью напряженности относятся работники с выраженным нервно-эмоциональным напряжением, значительным объемом информационной нагрузки, высокой степенью ответственности за работой технологического процесса, работающие в круглосуточном режиме. По виду деятельности эта группа относится к 3 классу вредности 2-3 степени по напряженности труда.

Рациональный режим труда и отдыха при 3-сменном графике работы при 8-часовом рабочем дне для операторов с высокой степенью напряженности труда приведен в табл. 1 (2 группа). Регламентированные перерывы должны устанавливаться аналогично перерывам при средней степени напряженности труда, а продолжительность этих перерывов возрастает в утреннюю и вечернюю смены на 10 мин. (обеденный перерыв – на 30 мин.), в ночную – на 15 мин. Рекомендуется введение микропауз продолжительностью от 40 с до 3 мин. в течение рабочего дня по мере необходимости, а в ночную смену через каждый час работы. При создании надлежащих условий в ночную смену следует предусмотреть короткий отдых (кратковременный сон 45 – 60 мин.). А после ночной смены целесообразно спланировать часы сна и строго придерживаться этого распорядка. Сон должен состоять из 2-х этапов: утром, после работы – 5-6 ч и вечером, перед выходом на работу – 1-2 ч.

Рекомендуемый рациональный режим труда и отдыха

для лиц умственного труда при 8-часовом рабочем дне

Источник

Оцените статью