Профессиональный стресс механизмы накопления профессионального стресса психофизиология стресса

Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто “улетучиваются”.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:

– постоянное ощущение недоедания

– или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

  • РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
  • Появляется чувство укороченного будущего.
  • Появление чувства вины.
  • Сверх бдительности.
  • Преувеличенное реагирование.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков – вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

Читайте также:  Чудо голодания радость плоскостопия

Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

«Базовый тренинг саморегуляции» – обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» – это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

«Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Источник

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

Сущность и разновидности стресса, его психологическое обоснование и место в жизни человека. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных в процессе профессиональной деятельности. Механизмы развития данного стресса и его профилактика.

Рубрика Психология
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 15.05.2014
Размер файла 92,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

стресс психологический профессиональный спасатель

Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество путанных и противоречивых определений этого понятия.

Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом?

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907-1982 гг.). Бывший студент Пражского университета в 1936 году опубликовал первые результаты по наблюдению за больными, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого чрезвычайного фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину). Именно за счет мобилизации люди выпрыгивают из окон во время пожара и не ломают конечности, так же могут неделями жить без пищи и т.д.;

активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.

Другими словами, при воздействии стресс-фактора, организм мобилизует все свои внутренние ресурсы, и активирует те процессы, которые требуются для преодоления стресса.

Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции.

Стресс-реакция является обязательным звеном механизма срочной адаптации организма к воздействию любого непривычного фактора. Стресс предшествует развитию стадии устойчивого приспособления адаптационного процесса. Если развивается стадия повышенной сопротивляемости организма к непривычному фактору, то восстанавливается равновесие организма со средой и стресс-реакция прекращается. Если повышенная сопротивляемость организма, по каким либо причинам не формируется, то происходит конфликт между требованиями среды и возможностями организма и состояние стресса сохраняется.

Стресс возникает при комбинации стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной переживания мы делаем его сами.

Например, Вас в метро случайно толкнул проходящий мимо человек. Это бывало и ранее, но вы не заостряли на данном событии внимания, понимая, что вины человека в тесноте в метро нет. Но сегодня эта ситуация вам так не понравилась, что вы остановили прохожего и стали выяснять с ним отношения…

При стрессе в организме человека происходят изменения, которые можно разделить на три стадии:

1 стадия — Общая реакция тревоги.

Традиционно в стадии тревоги выделяют фазы шока и противошока. Как только организм воспринимает значимое изменение условий (физических, информационных, психологических), в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьётся быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма мобилизуются. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование органов «на износ» могут стать опасными для организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются механизмы, снижающие воздействие стресса. Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряжённой готовности — готовности бороться или бежать от опасности.

Физиологические реакции на данной стадии могут быть следующими: учащение сердцебиения; расширение коронарных артерий; сужение брюшных артерий; расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; расширение зрачков; расширение бронхиальных трубок; увеличение силы скелетных мышц; выработка глюкозы в печени; увеличение продуктивности мыслительной деятельности; ускорение метаболических процессов.

Читайте также:  Методы развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников

2 стадия — Повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям.

Эта стадия наступает, если стрессогенный фактор слишком силён или продолжает своё действие достаточно длительный промежуток времени. Задача данной стадии — приспособление к изменяющимся обстоятельствам. По сравнению с первой стадией активность физиологических процессов снижается, все ресурсы расходуются экономичнее — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

3 стадия — Истощение.

Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это приводит к серьезным нарушениям функционирования организма.

В данной схеме отображены стадии стресса. На рисунке А продемонстрированы изменения общего энергетического уровня в разных стадиях; на рисунке Б — характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития стадий стресса.

Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс — это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Рассмотрев изменения, происходящие в организме на различных стадиях стресс-реакции можно предположить, что и внешний вид человека тоже меняется. В.Л. Марищук описал внешние проявления эмоций человека, находящегося в состоянии эустресса и дистресса.

Характер эмоциональных проявлений

Мимика спокойствия и уверенности в своих силах, в успехе выполняемой деятельности, проявление готовности к действиям. Отсутствие скованности. Движения свободные и скоординированные.

Мимика заметного возбуждения, небольшого психического напряжения, отражающего готовность и стремление к действиям. Возможно проявление небольшой скованности, которая, однако, не препятствует скоординированности движений и соразмерности усилий.

Переход к состоянию эустресса

Мимика выраженного волнения, эмоционального возбуждения, готовности к значительным волевым усилиям для достижения цели. Эмоциональное напряжение, отражающее стремление к успеху.

Скованность движений, вызванная высокой «стоимостью» скоординированных движений, излишние усилия.

Включенность в состояние эустресса

Мимика весьма выраженного волнения, эмоционального напряжения, переходящего в напряженность. Челюсти сжаты, желваки на щеках, иногда нижняя челюсть начинает отвисать. Появляется растерянное выражение. Общая скованность, нарушающая координацию движений.

Переход к состоянию дистресса

Общая скованность, нарушающая координацию движений. Тремор век, рук и ног. Мимика напряженности. Губы вытянуты трубочкой вперед, прерывистые сосательные движения губами. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии.

Тремор рук, ног, век. Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения. Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны.

Включенность в состояние дистресса

Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человеческого организма, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса:

Вегетативный — проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

Эмоционально-поведенческий — состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т.д.

Когнитивный — проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т.д.

Социально-психологический — проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т.п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т.п.

Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс. Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс — запаздывающая реакция на стрессор.

Например: У пожарного погиб близкий друг — коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену нашего спасателя удивило, что на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.

Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессирующей ситуации.

Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс — незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.). Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, семантика психотравмы — личностный смысл трагического события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Профессиональный стресс включает в себя накопленный стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический (этот вид стресса будем рассматривать ниже).

Рассмотрим механизм накопления профессионального стресса у пожарных — спасателей.

Накопление профессионального стресса у данных специалистов возможно по двум различным по своей психологической сущности механизмам, в зависимости от режима деятельности.

Причины накопления профессионального стресса

Дежурство (режим ожидания)

Стресс связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

Экстремальные ситуации, критические инциденты

Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации. Специфика деятельности специалистов экстремального профиля увеличивает риск возникновения профессионального стресса.

Одним из компонентов профессионального стресса является стрессовое расстройство, возникающее после экстремальных ситуаций.

Травматический стресс — это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствия возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Читайте также:  Депрессия при смене погоды

Последствия, которые могут возникать после травматического события:

Усталость и истощенность — все травматические инциденты оказывают интенсивное и длительное воздействие на ваше тело, не всегда прекращающееся с завершением события. Тело долгое время может находиться в состоянии мобилизации, что в дальнейшем приводит к сильной усталости, а позже к истощению.

Мускульное напряжение нервное напряжение, в котором находился человек, выражается в мускульном напряжении различных частей тела. Последнее сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости и напряжения, до болей различной локализации (головных болей, ощущений удушья и комка в горле), а также может привести к некоторым заболеваниям пищеварительного тракта, сосудистых систем и т.п.

Учащённое сердцебиение — все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными соматическими («сома»тело) реакциями, такими, как учащённое сердцебиение, потливость, тремор, что может приводить к периодическому нервному ознобу, соматическим болям и проблемам с пищеварением.

Медицинское лечение может снять вегетативную симптоматику, однако, нередко после отмены препаратов, симптомы возвращаются вновь. Поэтому важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь — это самый важный шаг к выздоровлению.

Напряженность и беспокойство;

Изменение взаимоотношений со значимыми близкими.

Когнитивные. Травматический стресс может пошатнуть базовые убеждения человека о мире и о себе. Например: базовую иллюзию простоты устройства мира, контролируемости событий и собственного бессмертия. Кроме того, изменяются динамические характеристики мышления. Сужается временная перспектива, ухудшается память, внимание.

Существуют психологические механизмы (стратегии) адаптации в стрессовой ситуации, позволяющие совладать со стрессом и сохранить наше психическое здоровье.

Механизмы адаптации могут работать сознательно и бессознательно. К осознанным механизмам относят копинг-механизмы (механизмы совладания со стрессом), которые, в свою очередь, могут быть конструктивными и неконструктивными; к неосознанным — защитные механизмы.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Копинг-механизмы представляют собой активные, преимущественно сознательные усилия человека, направленные на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Функция копинг-поведения состоит в том, что человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя. Копинг-поведение является целенаправленным, гибким (то есть меняется в зависимости от условий).

Копинг-поведение бывает конструктивным и неконструктивным. К конструктивному относятся различные способы саморегуляции, например, занятия спортом после тяжёлого дня; контрастный душ и т.п., а также занятие хобби.

К неконструктивному относятся алкоголизм, наркомания, — все то, что может навредить человеку.

Теперь давайте рассмотрим неосознанные механизмы адаптации, это механизмы защиты.

Защитные механизмы — неосознанные действия (противодействия) человека, направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.

Преодоление проблемной ситуации.

По произвольности действий

Целенаправленные, во многом осознаваемые, и гибкие механизмы.

Вынужденные, автоматические и большей частью неосознаваемые человеком механизмы.

к внешней и внутренней

Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации.

Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

По характеру отношения

Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи.

Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем.

Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают человека от регресса — процесса деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

Частное улучшение (например, ситуативное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса.

Читая литературу, посвященную проблеме негативных последствий профессионального стресса, иногда возникает впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Однако, это далеко от действительности. В меньшей степени подвержены профессиональному стрессу те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск развития профессионального стресса у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов.

Реже негативные последствия профессионального стресса встречаются у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» организационной культуры.

Так же риск развития негативных последствий профессионального стресса меньше при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала — один из эффективных способов противостоять развитию профессионального стресса.

Риск развития негативных последствий профессионального стресса определяется «зоной стабильности». Помимо факторов риска развития профессионального стресса, перечисленных выше, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы:

1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент).

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и выносливостью.

У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отличается несдержанностью. В период увлечения холерик всецело отдает свои силы делу, однако, это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накапливаются, и, при достижении критической величины, флегматик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.

Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истощаемостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чувствительностью при выраженной инертности. Эмоционален, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.

Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и ни один человек не обладает в полной мере всеми признаками того или иного типа темперамента. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно важен при принятии решения о выборе профессии. Так, среди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса, при использовании приемов саморегуляции так же важно учитывать особенности темперамента.

2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям; физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации; психических заболеваний родителей.

3. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте: частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье — факторы, уменьшающие зону стабильности.

4. Наличие семейных традиций является еще один фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профессионально важные качества и систему ценностей, принятую лучшей частью российского офицерства.

Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отмечается, тем меньше исходная зона стабильности, и тем больше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию негативных последствий профессионального стресса.

Таким образом, можно выделить основные направления профилактики негативных последствий профессионального стресса, которые связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредственным воздействием на этот фактор.

Фактор риска развития негативных последствий профессионального стресса

Группа объективных факторов риска

Ответственность за жизнь и здоровье людей;

Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

Эмоционально насыщенные межличностные контакты;

Источник

Оцените статью