Профессиональный интерес это эмоциональное

профессиональный интерес

форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая профессиональную направленность личности на осознание целей профессиональной деятельности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами,более полному и глубокому отражению действительности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «профессиональный интерес» в других словарях:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор — комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, П. о. это выбор лиц, наиболее … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ХОЛМИНОВ Александр Николаевич — ( р. 8 IX 1925, Москва) Творчество А. Холминова получило широкую известность в нашей стране и за рубежом. И это неудивительно, поскольку каждое его произведение, будь то песня, опера, симфония, обращается к человеку, вызывает активное… … Музыкальный словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Врач — неонатолог В. Апгар … Википедия

ПЛОТИН — ПЛОТИН (Πλωτῖνος) (204/5, Ликополь, Египет 270 н. э., Минтурне, Италия), греческий философ платоник, называемый обычно основателем неоплатонизма. ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источник сведений о П. «Жизнь Плотина», написанная его… … Античная философия

Шепелев, Иван Васильевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 … Википедия

Туризм — (французское tourisme, от tour прогулка, поездка) путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он… … Большая советская энциклопедия

Чувство юмора (humor) — В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или … Психологическая энциклопедия

Ягода Мария / Jahoda, Marie — (p. 1907). Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на… … Психологическая энциклопедия

Источник

Урок 14
Профессиональные интересы, склонности и способности

Раздел. Профессиональное самоопределение.

Тема урока. Профессиональные интересы, склонности и способности.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению своих склонностей к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей.

Профессиональное самоопределение
§47. Профессиональные интересы, склонности и способности

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

Интерес — это эмоциональное состояние, связанное с познавательной деятельностью. Как правило, люди интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Особое место занимает понятие профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду деятельности.

Склонность — активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в деятельности, во время занятий, направленных на усвоение знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Склонности не только проявляются, по и формируются в деятельности, поэтому нужно включаться в разные её виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности к тому моменту, когда придёт время выбирать профессию.

Чтобы определить, к какой профессиональной сфере человек проявляет склонности, можно воспользоваться методикой «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (автор Е. А. Климов).

Эффективность профессиональной деятельности зависит не только от интересов и склонностей, но и от способностей человека.

Способноcти — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса освоения деятельности, формирования профессиональных компетенций (знаний, умений, владений). Способности подразделяются на врождённые и социальные. Каждая способность развивается из задатка, который может быть передан генетически, а может быть усвоен в социуме. Например, человек не может родиться гениальным композитором. Но при наличии природного задатка — хорошо развитого слухового аппарата — способность к музыке проявляется в виде особенного слухового анализатора. Далее следует становление — при наличии способностей ребёнка можно записать на занятия музыкой, а прирождённые качества — усердие, дисциплинированность, целеустремлённость в ходе обучения могут сделать из него гениального композитора.

Читайте также:  Стресс во время лактации

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские склонности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т. д. Выявить качественные особенности коммуникативных и организаторских склонностей человека можно с помощью методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин).

На основании исследования ситуации на региональном рынке труда, тенденций развития профессий, возможностей образовательных программ, предложенных в региональных учебных организациях, можно выбрать и попытаться реализовать собственную образовательную траекторию.

Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь для удовлетворения потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Практическая работа № 35

Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение

1. Обсудите результаты образовательного путешествия в среднее или высшее учебное заведение вашего района, города.

2. Сделайте выводы по результатам исследования: по каким профессиям и специальностям ведётся подготовка в этих учебных заведениях. Дайте характеристику организаций профессионального образования различного уровня, расположенных на территории вашего проживания, оказываемых ими образовательных услуг, условий поступления и особенностей обучения.

Практическая работа № 36

Выявление склонности к группе профессий

1. Выполните задания теста «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (табл. 3).

Представьте, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится. Какое занятие из двух возможных вы бы предпочли? Выпишите на листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствующим знаком:

«+» — указанная деятельность вам нравится;

«+ +» или «+ + +» — эта деятельность очень нравится;

«—» — данная деятельность вам не нравится;

«— —» или «— — —» — деятельность очень не нравится.

Например: 3а + +; 3б — . и т. д.

Таблица 3

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Вариант 1 Вариант 2
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать какие-либо приборы (следить, регулировать их)
2а. Помогать больным людям, лечить их 2б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
3а. Рассматривать книжные иллюстрации, художественные открытки, конверты 3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и т. п.) 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством (подъёмным краном, трактором и др.)
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчёты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15а. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы, на экскурсии и т. п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на устройствах с клавиатурой (компьютере, телетайпе и др.)
Читайте также:  Он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения

2. Обработайте результаты и занесите их в таблицу (табл. 4). Графа П отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), графа T — по сфере «человек — техника» (технические профессии), графа Ч — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей), графа 3 — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с подсчётами, цифровыми и буквенными знаками, включая музыкальные специальности), графа X — по сфере «человек — художественный образ» (все творческие специальности).

Суммы положительных ответов подсчитываются по вертикали по всем пяти графам. В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8.

Таблица 4

Обработка результатов

П T Ч 3 X
10а 10б
11а 11а 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а
Всего +
Всего

3. Сделайте выводы. Если вы набрали 0—2 балла, то результат свидетельствует о том, что ваш интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3—6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при сумме 7—8 баллов — профессиональная направленность определяется довольно ярко и отчётливо.

Практическая работа № 37

Выявление коммуникативных и организаторских склонностей

1. Выполните задания теста «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (табл. 5): на каждый вопрос ответьте «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо всё-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (—).

Таблица 5

Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)

Номер вопроса Вопрос
1 Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2 Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения?
3 Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из ваших товарищей?
4 Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5 Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6 Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7 Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8 Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9 Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10 Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11 Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?
12 Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13 Легко ли вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14 Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15 Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?
16 Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17 Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18 Часто ли в решении важных дел вы берёте инициативу на себя?
19 Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20 Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21 Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22 Возникает ли у вас чувство раздражения, если вам не удаётся закончить начатое дело?
23 Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24 Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25 Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26 Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27 Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28 Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29 Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
30 Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31 Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32 Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33 Чувствуете ли вы себя непринуждённо, попав в незнакомую вам компанию?
34 Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35 Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36 Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, мероприятия?
37 Верно ли, что у вас много друзей?
38 Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39 Правда ли, что вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
40 Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Читайте также:  Лучше чувствовать чем знать

2. Запишите ответы в таблицу (табл. 6). Обработайте результаты: с помощью таблиц 7 и 8 определите КОС. Подсчитайте число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 9 (коммуникативные склонности) и число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 10 (организаторские склонности).

Таблица 6

Лист ответов

Номер ответа
1 11 21 31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24 34
5 15 25 35
6 16 26 36
7 17 27 37
8 18 28 38
9 19 29 39
10 20 30 40

Таблица 7

Дешифратор «Коммуникативные склонности»

Номер ответа
1+ 11- 21+ 31-
3- 13+ 23- 33+
5+ 15- 25+ 35-
7- 17+ 27- 37+
9+ 19- 29+ 39-

Таблица 8

Дешифратор «Организаторские склонности»

Номер ответа
2+ 12- 22+ 32-
4- 14+ 24- 34+
6+ 16- 26+ 36-
8- 18+ 28- 38+
10+ 20- 30+ 40-

3. Определите уровень ваших коммуникативных и организаторских склонностей по таблицам 9 и 10. Проанализируйте результаты.

Таблица 9

Шкала оценок коммуникативных склонностей

К Оценка Уровень проявления коммуникативных склонностей
2—9 1 Низкий
10—11 2 Ниже среднего
12—13 3 Средний
14—15 4 Высокий
16—20 5 Очень высокий

Примечание. К — число совпавших ответов «+» и «—».

Таблица 10

Шкала оценок организаторских склонностей

К Оценка Уровень проявления организаторских склонностей
4—11 1 Низкий
12-13 2 Ниже среднего
14 3
15—16 4 Высокий
17—20 5 Очень высокий

Оценка 1 — у вас низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Оценка 2 — ваши коммуникативные и организаторские склонности находятся на уровне ниже среднего. Вы не стремитесь к общению, чувствуете себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитаете проводить время наедине с собой, ограничиваете свои знакомства; испытываете трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируетесь в незнакомой ситуации; не отстаиваете своё мнение, тяжело переживаете обиды; малоинициативны в общественной деятельности, во многих делах предпочитаете избегать принятия самостоятельных решений.

Оценка 3 — у вас средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы стремитесь к контактам с людьми, не ограничиваете круг своих знакомств, отстаиваете своё мнение, планируете свою работу, однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Оценка 4 — вы в группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг своих знакомых, занимаетесь общественной деятельностью, помогаете близким, друзьям; проявляете инициативу в общении, с удовольствием принимаете участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это вы делаете не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Оценка 5 — вы обладаете очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Испытываете потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремитесь к ней, быстро ориентируетесь в трудных ситуациях, непринуждённо ведёте себя в новом коллективе, инициативны, предпочитаете в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаиваете своё мнение и добиваетесь, чтобы оно было принято товарищами; можете внести оживление в незнакомую компанию, любите организовывать разные, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая вас привлекает. Ищете такие дела, которые бы удовлетворяли потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Практическая работа № 38

Выбор образовательной траектории

1. Выявите потребность в специалистах на региональном рынке труда.

2. Проанализируйте свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

3. Проведите анализ своих возможностей (интересов, склонностей и способностей).

4. Составьте собственную образовательную траекторию, которая приведёт вас к получению искомой профессии.

Запоминаем опорные понятия

Профессиональный интерес, склонности, способности; образовательная траектория.

Самостоятельная работа

Профессиональные пробы

1. Составьте список профессий, в которых вы хотите проверить свои силы.

2. Подготовьте следующую таблицу в рабочей тетради.

Профессия Место проведения пробы Длительность проведения пробы Результаты проведения пробы (впечатления)

3. По мере проведения профессиональных проб заносите в таблицу данные по каждой пробе.

4. Проанализируйте полученные данные и сделайте для себя вывод о том, какая профессия вам нравится и подходит больше всего.

Проверяем свои знания

1. Чем отличается простой интерес от профессионального?

2. Почему при выборе профессии важно учитывать склонности человека?

3. От каких условий зависит развитие способностей?

Источник

Оцените статью