- профессиональный интерес
- Смотреть что такое «профессиональный интерес» в других словарях:
- Урок 14 Профессиональные интересы, склонности и способности
- Профессиональное самоопределение §47. Профессиональные интересы, склонности и способности
- Практическая работа № 35
- Практическая работа № 36
- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
- Обработка результатов
- Практическая работа № 37
- Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)
- Лист ответов
- Дешифратор «Коммуникативные склонности»
- Дешифратор «Организаторские склонности»
- Шкала оценок коммуникативных склонностей
- Шкала оценок организаторских склонностей
- Практическая работа № 38
- Самостоятельная работа
- Проверяем свои знания
профессиональный интерес
форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая профессиональную направленность личности на осознание целей профессиональной деятельности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами,более полному и глубокому отражению действительности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «профессиональный интерес» в других словарях:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор — комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, П. о. это выбор лиц, наиболее … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ХОЛМИНОВ Александр Николаевич — ( р. 8 IX 1925, Москва) Творчество А. Холминова получило широкую известность в нашей стране и за рубежом. И это неудивительно, поскольку каждое его произведение, будь то песня, опера, симфония, обращается к человеку, вызывает активное… … Музыкальный словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Врач — неонатолог В. Апгар … Википедия
ПЛОТИН — ПЛОТИН (Πλωτῖνος) (204/5, Ликополь, Египет 270 н. э., Минтурне, Италия), греческий философ платоник, называемый обычно основателем неоплатонизма. ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источник сведений о П. «Жизнь Плотина», написанная его… … Античная философия
Шепелев, Иван Васильевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 … Википедия
Туризм — (французское tourisme, от tour прогулка, поездка) путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он… … Большая советская энциклопедия
Чувство юмора (humor) — В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или … Психологическая энциклопедия
Ягода Мария / Jahoda, Marie — (p. 1907). Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на… … Психологическая энциклопедия
Источник
Урок 14
Профессиональные интересы, склонности и способности
Раздел. Профессиональное самоопределение.
Тема урока. Профессиональные интересы, склонности и способности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению своих склонностей к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей.
Профессиональное самоопределение
§47. Профессиональные интересы, склонности и способности
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интерес — это эмоциональное состояние, связанное с познавательной деятельностью. Как правило, люди интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Особое место занимает понятие профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду деятельности.
Склонность — активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в деятельности, во время занятий, направленных на усвоение знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Склонности не только проявляются, по и формируются в деятельности, поэтому нужно включаться в разные её виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности к тому моменту, когда придёт время выбирать профессию.
Чтобы определить, к какой профессиональной сфере человек проявляет склонности, можно воспользоваться методикой «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (автор Е. А. Климов).
Эффективность профессиональной деятельности зависит не только от интересов и склонностей, но и от способностей человека.
Способноcти — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса освоения деятельности, формирования профессиональных компетенций (знаний, умений, владений). Способности подразделяются на врождённые и социальные. Каждая способность развивается из задатка, который может быть передан генетически, а может быть усвоен в социуме. Например, человек не может родиться гениальным композитором. Но при наличии природного задатка — хорошо развитого слухового аппарата — способность к музыке проявляется в виде особенного слухового анализатора. Далее следует становление — при наличии способностей ребёнка можно записать на занятия музыкой, а прирождённые качества — усердие, дисциплинированность, целеустремлённость в ходе обучения могут сделать из него гениального композитора.
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские склонности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т. д. Выявить качественные особенности коммуникативных и организаторских склонностей человека можно с помощью методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин).
На основании исследования ситуации на региональном рынке труда, тенденций развития профессий, возможностей образовательных программ, предложенных в региональных учебных организациях, можно выбрать и попытаться реализовать собственную образовательную траекторию.
Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь для удовлетворения потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.
Практическая работа № 35
Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение
1. Обсудите результаты образовательного путешествия в среднее или высшее учебное заведение вашего района, города.
2. Сделайте выводы по результатам исследования: по каким профессиям и специальностям ведётся подготовка в этих учебных заведениях. Дайте характеристику организаций профессионального образования различного уровня, расположенных на территории вашего проживания, оказываемых ими образовательных услуг, условий поступления и особенностей обучения.
Практическая работа № 36
Выявление склонности к группе профессий
1. Выполните задания теста «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (табл. 3).
Представьте, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится. Какое занятие из двух возможных вы бы предпочли? Выпишите на листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствующим знаком:
«+» — указанная деятельность вам нравится;
«+ +» или «+ + +» — эта деятельность очень нравится;
«—» — данная деятельность вам не нравится;
«— —» или «— — —» — деятельность очень не нравится.
Например: 3а + +; 3б — . и т. д.
Таблица 3
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать какие-либо приборы (следить, регулировать их) |
2а. Помогать больным людям, лечить их | 2б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы |
3а. Рассматривать книжные иллюстрации, художественные открытки, конверты | 3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и т. п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством (подъёмным краном, трактором и др.) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы, на экскурсии и т. п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на устройствах с клавиатурой (компьютере, телетайпе и др.) |
2. Обработайте результаты и занесите их в таблицу (табл. 4). Графа П отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), графа T — по сфере «человек — техника» (технические профессии), графа Ч — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей), графа 3 — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с подсчётами, цифровыми и буквенными знаками, включая музыкальные специальности), графа X — по сфере «человек — художественный образ» (все творческие специальности).
Суммы положительных ответов подсчитываются по вертикали по всем пяти графам. В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8.
Таблица 4
Обработка результатов
П | T | Ч | 3 | X |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11а | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | ||||
Всего | + | |||
Всего | — |
3. Сделайте выводы. Если вы набрали 0—2 балла, то результат свидетельствует о том, что ваш интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3—6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при сумме 7—8 баллов — профессиональная направленность определяется довольно ярко и отчётливо.
Практическая работа № 37
Выявление коммуникативных и организаторских склонностей
1. Выполните задания теста «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (табл. 5): на каждый вопрос ответьте «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо всё-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (—).
Таблица 5
Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)
Номер вопроса | Вопрос |
1 | Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? |
2 | Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения? |
3 | Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из ваших товарищей? |
4 | Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? |
5 | Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? |
6 | Нравится ли вам заниматься общественной работой? |
7 | Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? |
8 | Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них? |
9 | Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? |
10 | Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? |
11 | Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию? |
12 | Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня? |
13 | Легко ли вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми? |
14 | Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? |
15 | Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе? |
16 | Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? |
17 | Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? |
18 | Часто ли в решении важных дел вы берёте инициативу на себя? |
19 | Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? |
20 | Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? |
21 | Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? |
22 | Возникает ли у вас чувство раздражения, если вам не удаётся закончить начатое дело? |
23 | Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? |
24 | Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? |
25 | Любите ли вы участвовать в коллективных играх? |
26 | Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? |
27 | Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? |
28 | Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? |
29 | Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию? |
30 | Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? |
31 | Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? |
32 | Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? |
33 | Чувствуете ли вы себя непринуждённо, попав в незнакомую вам компанию? |
34 | Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? |
35 | Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? |
36 | Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, мероприятия? |
37 | Верно ли, что у вас много друзей? |
38 | Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? |
39 | Правда ли, что вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе? |
40 | Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? |
2. Запишите ответы в таблицу (табл. 6). Обработайте результаты: с помощью таблиц 7 и 8 определите КОС. Подсчитайте число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 9 (коммуникативные склонности) и число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 10 (организаторские склонности).
Таблица 6
Лист ответов
Номер ответа | |||
1 | 11 | 21 | 31 |
2 | 12 | 22 | 32 |
3 | 13 | 23 | 33 |
4 | 14 | 24 | 34 |
5 | 15 | 25 | 35 |
6 | 16 | 26 | 36 |
7 | 17 | 27 | 37 |
8 | 18 | 28 | 38 |
9 | 19 | 29 | 39 |
10 | 20 | 30 | 40 |
Таблица 7
Дешифратор «Коммуникативные склонности»
Номер ответа | |||
1+ | 11- | 21+ | 31- |
3- | 13+ | 23- | 33+ |
5+ | 15- | 25+ | 35- |
7- | 17+ | 27- | 37+ |
9+ | 19- | 29+ | 39- |
Таблица 8
Дешифратор «Организаторские склонности»
Номер ответа | |||
2+ | 12- | 22+ | 32- |
4- | 14+ | 24- | 34+ |
6+ | 16- | 26+ | 36- |
8- | 18+ | 28- | 38+ |
10+ | 20- | 30+ | 40- |
3. Определите уровень ваших коммуникативных и организаторских склонностей по таблицам 9 и 10. Проанализируйте результаты.
Таблица 9
Шкала оценок коммуникативных склонностей
К | Оценка | Уровень проявления коммуникативных склонностей |
2—9 | 1 | Низкий |
10—11 | 2 | Ниже среднего |
12—13 | 3 | Средний |
14—15 | 4 | Высокий |
16—20 | 5 | Очень высокий |
Примечание. К — число совпавших ответов «+» и «—».
Таблица 10
Шкала оценок организаторских склонностей
К | Оценка | Уровень проявления организаторских склонностей |
4—11 | 1 | Низкий |
12-13 | 2 | Ниже среднего |
14 | 3 | |
15—16 | 4 | Высокий |
17—20 | 5 | Очень высокий |
Оценка 1 — у вас низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Оценка 2 — ваши коммуникативные и организаторские склонности находятся на уровне ниже среднего. Вы не стремитесь к общению, чувствуете себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитаете проводить время наедине с собой, ограничиваете свои знакомства; испытываете трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируетесь в незнакомой ситуации; не отстаиваете своё мнение, тяжело переживаете обиды; малоинициативны в общественной деятельности, во многих делах предпочитаете избегать принятия самостоятельных решений.
Оценка 3 — у вас средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы стремитесь к контактам с людьми, не ограничиваете круг своих знакомств, отстаиваете своё мнение, планируете свою работу, однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Оценка 4 — вы в группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг своих знакомых, занимаетесь общественной деятельностью, помогаете близким, друзьям; проявляете инициативу в общении, с удовольствием принимаете участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это вы делаете не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Оценка 5 — вы обладаете очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Испытываете потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремитесь к ней, быстро ориентируетесь в трудных ситуациях, непринуждённо ведёте себя в новом коллективе, инициативны, предпочитаете в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаиваете своё мнение и добиваетесь, чтобы оно было принято товарищами; можете внести оживление в незнакомую компанию, любите организовывать разные, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая вас привлекает. Ищете такие дела, которые бы удовлетворяли потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Практическая работа № 38
Выбор образовательной траектории
1. Выявите потребность в специалистах на региональном рынке труда.
2. Проанализируйте свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
3. Проведите анализ своих возможностей (интересов, склонностей и способностей).
4. Составьте собственную образовательную траекторию, которая приведёт вас к получению искомой профессии.
Запоминаем опорные понятия
Профессиональный интерес, склонности, способности; образовательная траектория.
Самостоятельная работа
Профессиональные пробы
1. Составьте список профессий, в которых вы хотите проверить свои силы.
2. Подготовьте следующую таблицу в рабочей тетради.
Профессия | Место проведения пробы | Длительность проведения пробы | Результаты проведения пробы (впечатления) |
3. По мере проведения профессиональных проб заносите в таблицу данные по каждой пробе.
4. Проанализируйте полученные данные и сделайте для себя вывод о том, какая профессия вам нравится и подходит больше всего.
Проверяем свои знания
1. Чем отличается простой интерес от профессионального?
2. Почему при выборе профессии важно учитывать склонности человека?
3. От каких условий зависит развитие способностей?
Источник